Курсовая работа
«Деятельностный подход к проблеме личности»
- 32 страниц
Введение …. 3
1. Общее понятие личности ….5
2. Деятельностный подход к пониманию личности в трудах отечественных психологов….9
3. Человек как субъект деятельности….15
4. Основные тенденции разработки деятельностной проблематики
на современном этапе развития психологии….20
Заключение …26
Список литературы ….….28
Актуальность темы заключается в том, что проблема личности очень значима и интересна как для теоретических так и практических работников.
Исследованием данной проблемы занимались: Б.Г. Ананьев, Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф.Лазурский, Б.Ф. Ломов, А.Г. Ковалев, В.С.Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.
Продолжили изучение "жизненного поля" личности и ее исследования Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, Д.А.Леонтьев и другие.
Являясь объектом изучения, личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия.
Значение личности многогранно — оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях.
Целью работы является изучение деятельностного подхода в понимании личности отечественными психологами
Предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий человек, личность, индивид, индивидуальность в психологическом понимании
2. Изучить и проанализировать понимание личности в деятельностном подходе отечественной психологии
3. Проследить особенности личности как субъекта деятельности
4. Рассмотреть основные тенденции разработки деятельностной проблематики на современном этапе развития психологии
Итак, деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии.
У истоков этой теории стояли К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. Большой вклад в исследование личности внесли Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И.Анцыферова, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.А.Леонтьев, А.Ф.Лазурский, Б.Ф.Ломов, А.Г. Ковалев, В.С.Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.
Согласно деятельностной теории личности, главным источником развития личности является деятельность, под которой понимается сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром. Свойства личности формируется под воздействием этой динамической системы взаимоотношений.
В рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль.
А. Н. Леонтьев считает, что реальным базисом личности человека является совокупность его, общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.
Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности, человек в такой же мере характеризуется знаниями и умениями. В ходе жизни деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Человек становится личностью в той мере, в какой система оказывается сформированной требованиями общества. От качества и масштаба тех ценностей которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, - пишет С. Л. Рубинштейн,— чем ( в больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».
Таким образом, деятельность является важным фактором развития личности. Личность, ее психика формируется и развивается в деятельности. Но и сама деятельность регулируется личностью, ее психикой.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб «Питер», 2008
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М: Изд-во МГУ, 2008.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.
4. БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 2008.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследование. — М.: Просвещение, 1968.
6. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.
7. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. — М: ИП РАН, 2004.
8. Выготский Л. С. Сочинения: В 6 т. Т. 1. М., 2002.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М., 2002
10. Давыдов В. В. Категория деятельности и психического отражения в теории А. Н. Леонтьева // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. № 4
11. Елфимова Н.В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности вопросы психологии 1986
12. Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1965. —
13. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.
14. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе вопросы психологии 2001
15. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982. С. 22-27.
16. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. филос. 1972. № 9. С. 95 – 108.
17. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности.- М. 1997
18. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Медицина, 1960.
19. Мерлин B.C. Личность, как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988.
20. Петухов В.В. Определение личности / Хрестоматия по курсу «Введение в психологию», под ред. Е.Е.Соколова. — М.: 2003
21. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
22. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.
23. Павленко В. Н. Деятельностный подход к проблеме нормального психического развития Вопросы психологии 1993, № 3 с 94
24. Пископпель А. А. Категория деятельности и предмет психологии. Мир психологии 2002
25. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2009.
27. Степанова М.А. Деятельностный подход в психологии: путь пройденный и предстоящий вопросы психологии 2001№ 6
Тема: | «Деятельностный подход к проблеме личности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методы арт-терапии в комплексной психологической поддержке лиц пожилого и старческого возраста
Дипломная работа:
Формирование умения работать с социальной информацией как образовательный результат обучения обществознанию
Дипломная работа:
Формирование социального интеллекта в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломная работа:
Диагностика освоения правового содержания курса «обществознание» в формате фгос второго поколения (на примере основного общего образования)