Курсовая работа

«Семья и ее роль в воспитании личности»

  • 42 страниц
Содержание

Введение….3

1 Теоретический аспект роли семьи в воспитании личности….5

1.1 Влияние семьи на развитие личности и социализация личности.5

1.2 Типы семейных отношений и их роль в развитии личности.10

2 Исследование роли семьи в развитии личности.17

2.1 Процедура исследования влияния различных типов семейных отношений на развитие личности…17

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.22

Заключение….39

Список использованной литературы….41

Введение

Роль семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья - это маленькая ячейка общества, которая играет важную роль в развитии и становлении человека в обществе. Именно семья становиться первым кругом общения для ребенка, где в процессе взаимодействия с родителями он получает базовые знания, навыки и опыт.

Семья помогает развивать характер, учит справляться с трудностями. Только в благополучной и любящей семье ребенок имеет возможность гармонично развиваться. Ребенок должен получать достаточное количество любви, тепла, заботы и внимания, тогда он будет чувствовать себя уверено и сможет вырасти достойным человеком.

Сегодня, с убыстрением образа жизни и техническим развитием, родители стали намного меньше уделять времени воспитанию и развитию своих детей, заменяя свое общение с ними на телефоны, компьютеры и мультфильмы. Часто родители предпочитают занять ребенка игрой в телефоне, чем заняться с ним общим делом или поиграть вместе, или просто почитать книгу.

Недостаточное внимание, равно как и его избыток, чревато последствиями для формирования личности ребенка. Важно найти золотую середину, чтобы давать ему достаточно любви, внимания, строгости.

Важно помнить, что даже самый маленький ребенок - это личность, которая может иметь свои желания, стремления, взгляды и мнение. В воспитании ребенка важно не подавить проявление его собственного «Я», а дать возможность проявить себя, поддерживая хорошие качества и инициативы, а отрицательные - стараться мягко корректировать.

Актуальность темы исследования заключается в важности роли семьи в формировании каждой личности, а значит в духовном и моральном «здоровье» общества в целом. А понимание и знание оптимальных механизмов взаимодействия в семье способствует гармонии внутри семьи.

Предмет исследования - семья и типы детско - родительских взаимоотношений.

Объектом исследования является влияние стилей семейного воспитания на формирование личности, приобретение конкретных качеств и характеристик.

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретический аспект роли семьи в воспитании личности;

- проанализировать влияние семьи на развитие личности и социализация личности;

- определить типы семейных отношений и их роль в развитии личности;

- исследовать роль семьи в развитии личности;

- выявить типичные ошибки семейного воспитания;

- исследовать влияние различных типов семейных отношений на развитие личности;

- провести анализ и интерпретация результатов исследования.

Степень разработки: данная тема была рассмотрена и разработана такими авторами, как Ю.П. Азаров, Г.М. Миньковский, Р. Кэмпбелл,

М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко, С. Кратохвил, В. Таман,

Л. Беньямин, Э. Арутюнянц, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, Е.А. Личко, И.С.Кон, Л. Ковар, Е.Т.Соколова, Г.С. Когарян, А.С. Когарян, М. Мид, Б.Ланин, Ж. Ванье, И.В. Бестужев-Лада и другие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключении и списка использованной литературы.

Фрагмент работы

1 Теоретический аспект роли семьи в воспитании личности

1.1 Влияние семьи на развитие личности и социализация личности

Семья – это самый мощный механизм становления личности ребенка, накопления им социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная полезная деятельность детей и взрослых создают уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости.

Традиционно семья определяется как союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях [1], как основанное на браке и кровном родстве объединение людей [2], связанное общностью быта и взаимной ответственностью [3].

Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других [4]. Общепринятое, официальное понятие семьи в нашей стране вытекает из теории и норм семейного права России. В этой связи в современной юридической литературе существуют различные понятия семьи.

Например, семья – это: круг лиц, которые связаны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из заключения брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание; организованная социальная группа, в которой члены этой группы связаны между собой совместным бытом, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью; союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих (то есть детей). Однако несмотря на различные подходы к понятию семьи, ее признаки, функции и характерные черты в целом совпадают [5].

Итак, семья обладает следующими главными признаками: совместное проживание членов семьи; наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи, предусмотренных семейным законодательством; в большинстве случаев наличие общих детей; взаимная моральная и материальная общность и поддержка членов семьи.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением тех или иных потребностей всех членов семьи. К основным функциям семьи относятся: воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовная (культурная), а также функция первичного социального контроля [6].

Наше общение с внешним миром начинается очень рано. Задолго до рождения младенца его органы чувств способны воспринимать информацию извне. Вестибулярный аппарат, реагирующий на изменения положения головы и тела в пространстве, начинает работать у зародыша в 6 недель, кожная чувствительность появляется в 10 недель, органы слуха – в 14 недель, то есть с четвертого месяца после момента зачатия плод ощущает то, что чувствует его мать, слышит голос отца, различает их настроение. Человек рождается, и с первыми прикосновениями, кормлением, улыбками он, как губка, продолжает впитывать эмоции и чувства родных ему людей – будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.

Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию [7]. Одновременно с появлением на свет начинает формироваться наше «Я», и этот процесс развития бесконечен.

Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним – так начинается общение. А людьми нас делает именно общение с другим человеком; наше «Я» начинает развиваться с того момента, когда мы вступаем в контакт с нашими родителями.

В социологической энциклопедии материнство трактуется как биологическое и социальное отношение матери к ребенку. Основными функциями материнства являются репродуктивная и воспитательная. Первая функция неразрывно связана со второй (уход за детьми, их воспитание и обучение и т. п.). Материнство вместе с отцовством наиболее полно удовлетворяет когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей. Значение материнства как института воспитания меняется в зависимости от социально-экономических, идеологических и исторических условий развития общества [6].

В процессе взаимодействия матери и ребенка материнские функции последовательно изменяются, чем достигается их соответствие задачам развития ребенка как представителя своего вида и культуры. Выполнение материнских функций и их изменение обеспечено со стороны матери наличием у нее потребностей и способов их удовлетворения, возникновение и развитие которых имеет эволюционные, социокультурные и онтогенетические корни. У каждого из нас есть свои представления о том, что такое «счастливый ребенок».

Лучшее, что могут сделать для ребенка взрослые, – это помочь ему в формировании гармоничного «Я». Представление о социальных и нравственных ориентирах, которые он получает в семье, поможет жить в обществе; эмоциональные стимулы – ласка и нежность, вкус к удовлетворению, к игре – окажут влияние на развитие его чувствительности. А признание того, что он является личностью и у него есть свои взгляды, поможет понять, кто он такой, чего хочет на самом деле и на что способен. По мнению Л.Б. Шнейдер, материнство – это сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности [4]. Создать понимающие и гармоничные отношения не так просто. Если родители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего, примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу».

Но если в детстве человек страдал от невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своими детьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе. Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям) [8].

Ребенок, безусловно, хочет, чтобы его любили те люди, среди которых он живет, и готов для этого сделать многое: улавливать настроение родных и подстраиваться под него, чтобы чувствовать себя в безопасности. Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям, опирается на детскую логику: принадлежать к семье – значит быть похожим на тех, из кого она состоит.

Материнское и отцовское воспитание приобретают большое значение для ребенка на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру.

Подчеркивая исключительную важность установок родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности, многие ученые (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Водовозова, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), представляющие разные исторические периоды, в качестве ценностных приоритетов «родительства» выделяют: эмоционально- ценностное отношение матери и отца к ребенку на основе принятия ребенка; взаимное отождествление, т. е. идентификация матери и младенца, обеспечивающее формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, отцу, другим членам семьи, а позднее к миру; передача элементарного социального опыта деятельности и взаимоотношений, первичного познания мира и зарождения глубоких привязанностей [2].

Свой собственный образ возникает у ребенка постепенно и основывается на собственном опыте удач и поражений, на мнениях сверстников. Но зависит также он и от того, каким его видят родители. И часто ему приходится уживаться с тем своим образом, который формируют его папа и мама.

Ребенок, в силу своей слабости и из желания угодить родителям, часто бессознательно подчиняется родительской установке и направляет свою энергию на реализацию жизненного проекта, который не является его собственным. Когда мечты об «идеальном ребенке» не дают родителям покоя, они изводят своего ребенка постоянными сравнениями с другими детьми, а к его реальным достижениям относятся пренебрежительно, в результате чего он теряет веру в себя. Так родители становятся косвенной причиной того, что ребенок перестает самостоятельно думать и чувствовать и ему все труднее достигать успеха.

Детство – это время подчинения родителям, отрочество – период самоутверждения.

Заключение

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

6) Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

7) Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.

8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Список литературы

1. Абрахам, Курт Магия семи лучей. Качества, характеристики и тенденции развития личности / Курт Абрахам. - М.: Амрита-Русь, 2011. - 192 c.

2. Александрова, Наталья Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность / Наталья Александрова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 222 c.

3. Алексеенко, В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. - 224 c.

4. Андрущенко, Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. - М.: Академия, 2014. - 96 c.

5. Андрюшина, Ольга Большое счастье в маленькой семье. С ребенком, но без мужа / Ольга Андрюшина. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 256 c.

6. Асеева, Ирина Еще один ребенок в семье / Ирина Асеева. - М.: Сибирское университетское издательство, 2010. - 80 c.

7. Башкирова, Н. Ваш малыш - это личность. 100 практических советов по воспитанию ребенка / Н. Башкирова. - М.: Наука и техника, 2014. - 128 c.

8. Башкирова, Н. Ваш малыш- это личность. 100 практических советов по воспитанию ребенка / Н. Башкирова. - М.: Наука и техника, 2011. - 128 c.

9. Белоглазов, Д. Питание ребенка от года до семи. Вкусно и полезно / Д. Белоглазов, Н. Троянская. - М.: Владис, 2015. - 160 c.

10. Биттерлих, Л.Р. Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье / Л.Р. Биттерлих. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.

11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Питер, 2011. - 400 c.

12. Бранский, В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В.П. Бранский. - М.: Калининград: Янтарный сказ, 2015. - 704 c.

13. Гражданское право и его роль в формировании гражданского общества / Civil Law and its Role in the Formation of Civil Society: моногр. . - М.: Статут, 2013. - 112 c.

14. Дианин-Хавард, Александр Нравственное лидерство. Путь формирования личности / Александр Дианин-Хавард. - М.: Наука, 2012. - 210 c.

15. Дэвис, Хилтон Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок / Хилтон Дэвис. - М.: Этерна, 2011. - 224 c.

16. Зайцев, Сергей Ваш ребенок от четырех до семи / Сергей Зайцев. - М.: У-Фактория, 2014. - 416 c.

17. Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада: моногр. . - Л.: Просвещение, 2011. - 144 c.

18. Ирхин, Валентин Юрьевич Библейский Образ Христа И Его Роль В Самоопределении Личности. Статья / Ирхин Валентин Юрьевич. - Москва: РГГУ, 2014. - 13 c.

19. Каммари, М. Д. Марксизм-ленинизм о роли личности в истории / М.Д. Каммари. - М.: Государственное издательство политической литературы, 2013. - 408 c.

20. Литтауэр, Флоренс Код личности вашего ребенка. Обращаем недостатки в достоинства / Флоренс Литтауэр. - М.: Триада, 2012. - 348 c.

21. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: ИЛ, 2012. - 104 c.

22. Морозова, Е. Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании / Е.Ю. Морозова. - М.: Школьная Пресса, 2011. - 48 c.

23. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие: моногр. / С.С. Носов. - М.: Флинта, 2010. - 417 c.

24. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка / Т.Н. Овчинникова. - М.: Академический проект, 2015. - 192 c.

25. Онучин, Н. А. Если в семье болен ребенок… (лечение и профилактика заболеваний органов дыхания) / Н.А. Онучин. - М.: Золотой век, Диамант, 2015. - 144 c.

26. Священник, Виктор Грозовский Если в православной семье заболел ребенок. Советы священника / Священник Виктор Грозовский. - М.: Сатисъ, 2011. - 48 c.

27. Стребелева, Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 72 c.

28. Хорсанд, Диана Как воспитать счастливого ребенка в неполной семье. Дитя развода / Диана Хорсанд. - М.: Сова, ВКТ, 2010. - 96 c.

29. Черноусов, А. А. Адмирал М. П. Лазарев. Роль личности в истории России / А.А. Черноусов. - М.: Гангут, 2011. - 344 c.

30. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - М.: Машиностроение, 2012. - 496 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Семья и ее роль в воспитании личности»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика