Курсовая работа
«Роль матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста»
- 17 страниц
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы изучения рои матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста 5
1.1 Подходы к исследованию материнства 5
1.2 Роль матери в воспитании детей 12
Список литературы 17
Актуальность исследования. семья была и остается важнейшим фактором развития личности с самых ранних детских лет и далее сопровождает человека в течение всей его жизни. Это позволяет отводить семейному воспитанию основополагающую роль. первично воспитательную функцию в семье выполняет мать, так как именно она проводит с ребенком большую часть времени, нежели остальные члены семьи, и на нее изначально возлагается задача создания комфортного с физиологической и психолого-педагогической точек зрения жизнеобеспечения и безопасного развития ребенка. В современном социокультурном контексте приоритет матери в воспитании не просто сохраняется, но и усиливается, особенно в период дошкольного детства и обучения в начальной школе.
Только женщина, познавшая радость материнства, может быть поистине счастливой. Следует отметить, что мать оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на развитие его способностей, умений и навыков, на его самооценку, поведение в обществе.
Изучаемая проблема нашла отражение в работах таких авторов, как С. Броди, В.И. Брутман, Е.В. Матвеева, Ф. Хорват, Л.Б.Шнейдер, Г.Г. Филиппова, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и др. В своих работах они подчёркивают важность роли матери в воспитании детей, что позволяет более четко определить особенности воспитательной деятельности матери, влияние её личностных качеств на развитие ребенка, на стили её отношения к нему, на восприятие его как будущего члена общества. Кроме того, обращается внимание на привязанность ребенка к матери как особом явлении, которое определяет связь ребенка с миром, с людьми, с обществом.
Цель исследования заключается в комплексном изучении роли матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Исследовать теоретические подходы к феномену материнства;
2. Выявить роль матери в воспитании детей.
Объект исследования – процесс воспитания ребенка.
Предмет исследования – роль матери в воспитании ребенка раннего и дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, психолого-педагогической, литературы с обобщением современного передового опыта национальных традиций по изучению путей и условий творческого применения их в рамках исследуемой проблемы.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы изучения рои матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста
1.1 Подходы к исследованию материнства
В настоящее время при изучении феномена материнства применяются самые разные методологические подходы и методы исследования. Поэтому возникает проблема описания их места и роли в современной исследовательской практике.
В связи с многоплановостью и многозначностью понятие материнства является очень дискуссионным, вследствие чего сформировалось множество подходов в отношении материнства.
Материнство как явление существует с древнейших времен, оно проявляется в заботе матери о ребёнке и его здоровье, в воспитании его как будущего члена общества, в любви к нему. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство «как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины» [4]. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, физиологии, биологии, социологии, психологии, педагогики. Каждая наука исследует и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно, и на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова материнство трактуется как состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери, осознание родственной её связи с детьми. В.И. Брутман определяет материнство «как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности» [1]. Ф. Хорват в своей работе «Любовь, материнство, будущее» определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет в себе как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта. Следует добавить, что, становясь матерью, женщина открывает в себе самые лучшие качества: нежность, доброту, любовь, терпение, самопожертвование, она ощущает себя самым главным человеком в жизни ребенка. В.А. Сухомлинский писал, что «родить ребенка – значит, на много лет вперед отдать ему все напряжение своей мысли, все свое внимание, всю свою волю».
Рост интереса к психолого-педагогическим аспектам материнства в отечественной науке на современном этапе неслучаен. Как говорил Ф. Хайек, «жизнь существует до тех пор, пока она обеспечивает свое собственное продолжение» [7]. Эти слова могут стать эпиграфом к настоящей статье.
Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволил по-новому взглянуть на проблему психологии личности женщины, психологии жизни и смерти, материнства и детства. Этой проблеме посвящены работы целого ряда как зарубежных, так и отечественных исследователей: Д. Пайнз, С. Фанти, С. Гроф, Г.Г. Филипповой, А.С. Батуева, А.Я. Варга и др.
Кратко обобщая выводы исследований этих авторов можно заключить, что основной акцент делается ими на недопустимости излишней биологизации и монополизации исследований по проблеме материнства сферами медицины и физиологии. Отметим, что эта тенденция наиболее характерна для отечественной науки. Вычленив материнство из контекста культуры и превратив в сугубо физиологическое явление, общество и наука сформировали понимание этого феномена как явления, лишенного смыслового и психологического компонентов. Материнство перестало нуждаться в иных формах осмысления, кроме медико-физиологических.
Цивилизация, технологизировав и этот аспект человеческого существования, не позаботилась о комфорте человеческой души. Таким образом, возникла необходимость нового, антропологического в полном смысле слова, осмысления материнства и в социокультурном, и в педагогическом и, прежде всего, в психологическом аспектах. Заметим, любая гуманитарная наука кроме наработок в области эмпирических исследований, посвященных той или иной злободневной проблематике, должна располагать фундаментальными категориями и четким понятийным аппаратом относительно своего предмета изучения. В качестве такой основы нами предлагается структура и содержание материнства.
Прежде чем говорить о содержании материнства, считает необходимым определить структуру данного феномена в качестве его фундаментальной основы.
В данном параграфе мы рассмотрим роль и значение матери в жизни ребенка дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается особая привязанность к матери, и характер этой привязанности откладывает отпечаток на все сферы его развития и, прежде всего, на эмоционально-личностную. Кроме того, привязанность к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослую жизнь человека. М.И. Лисина рассматривает привязанность как «эмоциональную связь, возникающую в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка с взрослым» [3]. Она рассматривает следующие особенности детской привязанности:
- привязанность активно действует на выстраивание его межличностных отношений (дружба, любовь, общение, внутрисемейные отношения);
- тип привязанности к матери накладывает отпечаток на эмоциональную и когнитивную сферу человека в молодом и даже в зрелом возрасте;
- привязанность оказывает влияние на самосознание и самооценку ребенка, так как из этих отношений развиваются модели восприятия себя, других и окружающего мира.
- материнская любовь и привязанность ребенка к матери способствуют поддержанию эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни [3].
В воспитании ребенка важна позиция матери, которая проявляется в восприятии его и в отношении к нему, в связи с этим С. Броди выделяет четыре типа материнских позиций:
1. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка (для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение).
2. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки безуспешны (мать чаще доминирует, чем уступает).
3. В основе материнства – чувство долга (в отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность, инструмент воздействия – жесткий контроль).
4. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка (её воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы).
1. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1997. – № 7. – С. 38-47.
2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб. : Союз, 1998.
3. Ивакина В.В. Формирование у студенток психологической готовности к материнству. – Ставрополь, 2006.
4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2008.
5. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2000. – №5.
6. Рамих В.А. Материнства как социально-культурный феномен. - Р/нД, 1997.
7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Тема: | «Роль матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Семейные традиции в воспитании детей дошкольного возраста
Дипломная работа:
Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении
Контрольная работа:
Сенсорное воспитание детей раннего возраста на занятиях с предметами и дидактическими игрушками
Контрольная работа:
Современная тенденции обновления дошкольного образования в стране; Вариативные программы и технологии воспитания, обучения и дошкольного возраста
Дипломная работа:
Исследование восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития