Курсовая работа

«Роль матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста»

  • 17 страниц(ы)
  • 707 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы изучения рои матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста 5

1.1 Подходы к исследованию материнства 5

1.2 Роль матери в воспитании детей 12

Список литературы 17

Актуальность исследования. семья была и остается важнейшим фактором развития личности с самых ранних детских лет и далее сопровождает человека в течение всей его жизни. Это позволяет отводить семейному воспитанию основополагающую роль. первично воспитательную функцию в семье выполняет мать, так как именно она проводит с ребенком большую часть времени, нежели остальные члены семьи, и на нее изначально возлагается задача создания комфортного с физиологической и психолого-педагогической точек зрения жизнеобеспечения и безопасного развития ребенка. В современном социокультурном контексте приоритет матери в воспитании не просто сохраняется, но и усиливается, особенно в период дошкольного детства и обучения в начальной школе.

Только женщина, познавшая радость материнства, может быть поистине счастливой. Следует отметить, что мать оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на развитие его способностей, умений и навыков, на его самооценку, поведение в обществе.

Изучаемая проблема нашла отражение в работах таких авторов, как С. Броди, В.И. Брутман, Е.В. Матвеева, Ф. Хорват, Л.Б.Шнейдер, Г.Г. Филиппова, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и др. В своих работах они подчёркивают важность роли матери в воспитании детей, что позволяет более четко определить особенности воспитательной деятельности матери, влияние её личностных качеств на развитие ребенка, на стили её отношения к нему, на восприятие его как будущего члена общества. Кроме того, обращается внимание на привязанность ребенка к матери как особом явлении, которое определяет связь ребенка с миром, с людьми, с обществом.

Цель исследования заключается в комплексном изучении роли матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Исследовать теоретические подходы к феномену материнства;

2. Выявить роль матери в воспитании детей.

Объект исследования – процесс воспитания ребенка.

Предмет исследования – роль матери в воспитании ребенка раннего и дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, психолого-педагогической, литературы с обобщением современного передового опыта национальных традиций по изучению путей и условий творческого применения их в рамках исследуемой проблемы.

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы изучения рои матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста

1.1 Подходы к исследованию материнства

В настоящее время при изучении феномена материнства применяются самые разные методологические подходы и методы исследования. Поэтому возникает проблема описания их места и роли в современной исследовательской практике.

В связи с многоплановостью и многозначностью понятие материнства является очень дискуссионным, вследствие чего сформировалось множество подходов в отношении материнства.

Материнство как явление существует с древнейших времен, оно проявляется в заботе матери о ребёнке и его здоровье, в воспитании его как будущего члена общества, в любви к нему. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство «как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины» [4]. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, физиологии, биологии, социологии, психологии, педагогики. Каждая наука исследует и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно, и на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова материнство трактуется как состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери, осознание родственной её связи с детьми. В.И. Брутман определяет материнство «как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности» [1]. Ф. Хорват в своей работе «Любовь, материнство, будущее» определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет в себе как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта. Следует добавить, что, становясь матерью, женщина открывает в себе самые лучшие качества: нежность, доброту, любовь, терпение, самопожертвование, она ощущает себя самым главным человеком в жизни ребенка. В.А. Сухомлинский писал, что «родить ребенка – значит, на много лет вперед отдать ему все напряжение своей мысли, все свое внимание, всю свою волю».

Рост интереса к психолого-педагогическим аспектам материнства в отечественной науке на современном этапе неслучаен. Как говорил Ф. Хайек, «жизнь существует до тех пор, пока она обеспечивает свое собственное продолжение» [7]. Эти слова могут стать эпиграфом к настоящей статье.

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволил по-новому взглянуть на проблему психологии личности женщины, психологии жизни и смерти, материнства и детства. Этой проблеме посвящены работы целого ряда как зарубежных, так и отечественных исследователей: Д. Пайнз, С. Фанти, С. Гроф, Г.Г. Филипповой, А.С. Батуева, А.Я. Варга и др.

Кратко обобщая выводы исследований этих авторов можно заключить, что основной акцент делается ими на недопустимости излишней биологизации и монополизации исследований по проблеме материнства сферами медицины и физиологии. Отметим, что эта тенденция наиболее характерна для отечественной науки. Вычленив материнство из контекста культуры и превратив в сугубо физиологическое явление, общество и наука сформировали понимание этого феномена как явления, лишенного смыслового и психологического компонентов. Материнство перестало нуждаться в иных формах осмысления, кроме медико-физиологических.

Цивилизация, технологизировав и этот аспект человеческого существования, не позаботилась о комфорте человеческой души. Таким образом, возникла необходимость нового, антропологического в полном смысле слова, осмысления материнства и в социокультурном, и в педагогическом и, прежде всего, в психологическом аспектах. Заметим, любая гуманитарная наука кроме наработок в области эмпирических исследований, посвященных той или иной злободневной проблематике, должна располагать фундаментальными категориями и четким понятийным аппаратом относительно своего предмета изучения. В качестве такой основы нами предлагается структура и содержание материнства.

Прежде чем говорить о содержании материнства, считает необходимым определить структуру данного феномена в качестве его фундаментальной основы.

В данном параграфе мы рассмотрим роль и значение матери в жизни ребенка дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается особая привязанность к матери, и характер этой привязанности откладывает отпечаток на все сферы его развития и, прежде всего, на эмоционально-личностную. Кроме того, привязанность к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослую жизнь человека. М.И. Лисина рассматривает привязанность как «эмоциональную связь, возникающую в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка с взрослым» [3]. Она рассматривает следующие особенности детской привязанности:

- привязанность активно действует на выстраивание его межличностных отношений (дружба, любовь, общение, внутрисемейные отношения);

- тип привязанности к матери накладывает отпечаток на эмоциональную и когнитивную сферу человека в молодом и даже в зрелом возрасте;

- привязанность оказывает влияние на самосознание и самооценку ребенка, так как из этих отношений развиваются модели восприятия себя, других и окружающего мира.

- материнская любовь и привязанность ребенка к матери способствуют поддержанию эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни [3].

В воспитании ребенка важна позиция матери, которая проявляется в восприятии его и в отношении к нему, в связи с этим С. Броди выделяет четыре типа материнских позиций:

1. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка (для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение).

2. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки безуспешны (мать чаще доминирует, чем уступает).

3. В основе материнства – чувство долга (в отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность, инструмент воздействия – жесткий контроль).

4. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка (её воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы).

1. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. – 1997. – № 7. – С. 38-47.

2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб. : Союз, 1998.

3. Ивакина В.В. Формирование у студенток психологической готовности к материнству. – Ставрополь, 2006.

4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2008.

5. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. – 2000. – №5.

6. Рамих В.А. Материнства как социально-культурный феномен. - Р/нД, 1997.

7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Роль матери в воспитании детей раннего и дошкольного возраста»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 17
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика