Дипломная работа
«Единство воспитательных воздействий»
- 40 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ВОС-ПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Понятие воспитательного процесса, его основные принципы 5
1.2. Семья как социальный институт 6
1.3. Школа как образовательный институт 8
1.4. Аналитическое обоснование взаимодействия школы и семьи, формы
и методы взаимодействия 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В
СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (НА
ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ) 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Результаты анкетирования родителей школы 19
2.3. Методологические основы эмпирического исследования специфики
профессионального взаимодействия педагога с семьей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Актуальность исследования. Новое время диктует новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Школа как авторитарное явление теряет свою актуальность. Ей как социальному институту приходится приспосабливаться в новых социальных реалиях, искать новые пути и формы взаимодействия с другими социальными институтами, такими как, например, семья, общество. Сближение школы и семьи повышает эффективность воспитания подрастающего поколения. Школа, несомненно, является одним из самых активных субъектов по воспитанию и обучению детей. Эффективность ее работы несомненна, влияние ее на подрастающее поколение в плане личностного его становления очевидна. Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности, как повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность воспитательной деятельности совместно школы и семьи многократно возрастет.
В настоящее время к этому аспекту педагогической деятельности возрастает интерес, а значит и возрастает актуальность, которую в настоящее время подчеркивают видные представители педагогической науки, такие как В.В. Чечет, И.Ф. Харламов, Т.П. Елисеева и другие. В частности, В.В. Чечет в своей работе «Педагогика семейного воспитания» (М., 2003) подчеркивает необходимость повышения воспитательного потенциала семьи через повышение педагогической культуры родителей. Т.П. Елисеева в своей статье «Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях» (2008) говорит о современных формах взаимодействия педагогов и родителей, о необходимости повышения их педагогической культуры. И.Ф. Харламов также говорит о необходимости повышения педагогической культуры родителей, что будет способствовать объединению воспитательных усилий семьи и школы.
Объект исследования – семья и школа в современном мире.
Предмет исследования – процесс взаимодействия семьи и школы в современной социально-образовательной ситуации.
Цель исследования – выявить роль взаимодействия семьи и школы в современной социально-образовательной ситуации.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическую характеристику понятию воспитательного процесса, рассмотреть основные принципы воспитания.
2. Раскрыть сущность школы как образовательного института.
3. Рассмотреть этапы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной ситуации.
4. Рассмотреть формы и методы взаимодействия школы и семьи в во-просе социально-образовательного воспитания современного школьника.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, систе-матизация, выделение главного, выводы),
2) эмпирические (скрытое и включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности, обработка результатов).
Методологической основой исследования послужили работы П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, М. К. Цебриковой, Е. А. Аркина, И. Ф. Харламова.
Практическая значимость исследования определяется возможно-стью использования полученных результатов педагогами в работе с учениками и их родителями.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в МОУ СОШ № 232 г. Знаменск, ул. Победы, 9; в исследовании принимали участие подростки, их родители.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников (включающего 32 наименования), 4 приложения.
1.1. Понятие воспитательного процесса, его основные принципы
Под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. [5; с. 115]
Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Выделяют следующие принципы воспитательного процесса: обязательность, комплексность, равнозначность.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
• общественная направленность воспитания;
• связь воспитания с жизнью, трудом;
• опора на положительное в воспитании;
• гуманизация воспитания;
• личностный подход;
• единство воспитательных воздействий;
• любовь к природе, животным и т.д.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Способность к общению - профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника - школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно. Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Семья - важнейшая духовная и социальная ценность. Ее важность, необходимость подчеркивалась выдающимися педагогами-мыслителями во все времена. Они сходились в одном: семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот мир: принимать его или отвергать его, зависит и то, каким он будет гражданином, семьянином. Семья - это источник формирования нравственной культуры ребенка, его социальных установок.
Семья оказывает огромное влияние на эмоциональное, духовное, физические развитие ребенка, в том числе на развитие его личности. Ребенок без семьи эмоционально глух, невосприимчив к чувствам других людей. Именно семья помогает ему превратиться в зрелую личность, которая станет полноценным гражданином и достойным членом общества. И поэтому, семья – это тот фактор, тот социальный институт, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности. Но с другой стороны, ребенок не пассивное существо, лениво воспринимающее влияние, направленное на развитие его личности, а активная сторона этого процесса, в частности собственная активность ребенка в данном процессе и влияние не зависящих от кого-либо факторов (темперамент, характер ребенка).
В ходе изложения теоретических основ семейного воспитания неоднократно подчеркивается, что успешное его осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Важна роль школы как координатора совместной деятельности во взаимодействии с семьей. И, конечно, следует признать первостепенность данной роли во всех ее аспектах, высказывание педагогами готовности взаимодействия с семьей. Систематическая, последовательная работа в данном направлении ведет к возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту. При условии наличия установленного контакта семья может оказывать и педагогическую поддержку семьи в виде педагогического просвещения, повышения педагогической культуры, что также имеет непосредственное отношение к координации совместной деятельности семьи и школы.
В практическом отношении хотелось бы отметить изученный мною педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений школы и родителей. В частности, его эффективность, нестандартный подход педагогов к этому вопросу. Радует, что современные педагоги к вопросу оптимизации взаимоотношений семьи и школы подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, что они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успех воспитания детей зависит не только от воспитательного потенциала школы, но и от воспитательного потенциала семьи. И чем успешнее работа школы в направлении повышения воспитательного потенциала семьи, тем выше эффективность воспитания подрастающего поколения.
Мы попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришли к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей самым продуктивным является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.
Целесообразным является проведение анкетирования родителей перед проведением родительского собрания и других совместных мероприятий.
Педагогический опыт ценен тем, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями. Конкретный педагогический опыт всегда можно наблюдать в работе преподавателя, который представлен в разработанных им сценариев мероприятий, направленных на оптимизацию взаимоотношений преподавателей, учеников и их родителей.
1. Амонашвили Ш.А. Психоаналитические основы педагогики сотрудничества / Ш.А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1991. - 279 с.
2. Андреенкова Н.В. Подготовка будущего учителя к оказанию педагогической помощи семье / Н.В. Андреенкова // Семья в процессе развития: Материалы международной научно-практической конференции.- М.: Наука, 1993.- с. 145-153.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья - М.: изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
4. Белая М.В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу/ М. В. Белая // Народная асвета. 2006. № 4. С. 79 – 84.
5. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: «Советская энциклопе-дия», 1969-1978.
6. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника / Т.П. Гаврилова — М.: Просвешение, 1988. - 80 с.
7. Гранкин А.Ю. Е.А. Аркин о семейном воспитании / А.Ю. Гранкин // Педагогика. 2004. № 6. С. 80 – 84.
8. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников - М.: Знание, 1976. — 40 с.
9. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт). Чебоксары: «Клио», 1999. - 192 с.
10. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. Землянухина / Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 81 – 83.
11. История социальной педагогики / под ред. М.Н. Галагузовой. М., 2002. – 544с.
12. Каверина Л.Б. Организация работы классного руководителя / Л.Б. Каверина // Классный руководитель. 2006. № 7. С. 43 – 49.
13. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. СПб.: Питер, 2000. – 117 с.
14. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989.
15. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы / Н.И. Москвина // Классный руководитель. - 2005. - № 5. - с.102 – 107.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., доп-е. – М.: Азбуковник, 1999.
17. Основы социальной работы: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2004. - 395 с.
18. Педагогический словарь / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. М.: издат. центр «Академия», 2003. – 176 с.
19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. Вузов // Процесс воспитания Ч. 2. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256с.
20. П.Ф. Каптерев о семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб . заведений / [сост. И. Н.Андреева]. М., 2000. 168 с.
21. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность в педагогическом наследии М.К. Цебриковой / Т. Прудникова // Воспитание школьников. 2001. № 8. С. 102 – 107.
22. Семья и школа – социальные партнеры / под ред. И.Г. Хадиуллина, Р.И. Шаяхметовой. Казань, 2008. – 115 с.
23. Социальная педагогика // Под ред. Галагузовой М.А. — М., 2000.
24. Степанов Е. Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения / Е. Н. Степанов // Классный руководитель. 2006. № 7. С. 6 – 13.
25. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
26. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Юристъ,1997. – 512с.
27. Харламов И.Ф. Педагогика. Краткий курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – Минск: Высш. шк., 2004. – 272с.
28. Целуйко В.М. психология современной семьи. – М., 2004. – 234 с.
29. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. — Минск: Пачатковая школа, 2007. — 184 с.
30. Шаповалова О.В. Особенности влияния семьи на формирование самости ребенка / О.В. Шаповалова // Проблемы выхавання. 2001. № 3. С. 63 – 69.
31. Щепальский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польского М.М. Гуренко под общей ред. и послеслов. акад. А.М. Румянцева. – М: Прогресс. – 1969. – 240 с.
32. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Мето-дическое пособие. М.- Спб.: «Фолиул», 1996. – 45 с.
Тема: | «Единство воспитательных воздействий» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 40 | |
Цена: | 3000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Принудительные меры воспитательного воздействия применяемые к несовершеннолетним
Курсовая работа:
Воспитательная система И.П. Иванова
Курсовая работа:
Особенности назначения наказания и освобождения от наказания несовершеннолетних
Контрольная работа:
Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы