Реферат

«Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном возрасте»

  • 20 страниц(ы)
  • 437 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1 Характеристика сюжетно-ролевой игры дошкольников 5

2 Методика организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 8

3 Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в дошкольном возрасте 12

Заключение 18

Список литературы 20

В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Игра является особым видом деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обуславливается её потенциальными возможностями, местом и ролью как основой, ведущей деятельности. Об огромном значении игры в жизни дошкольников свидетельствует тот факт, что созданы и действуют международные организации: Международный совет по игре ребенка, Международная ассоциация защиты права ребенка на игру.

Отечественные психологи относят игру к интрогенному поведению, обусловленному внутренними причинами: потребностями, интересами, мотивами, склонностями, запросами. Вместе с тем, потребности в игре зависят от творческих возможностей личности, а творчество связано с уровнем мышления, памяти, речи, воображения.

Методологические основы игры раскрыты в работах К.Д. Ушинского [16], подчеркивающего исторический, общественный характер игры, ее связь с трудом, искусством. Игра направлена на получение удовольствия, радости, жизнедеятельности, утверждение себя как полноценной личности.

Психологические основы игры даны в работах Л.С. Выготского [3], Д.Б. Эльконина [18, 19] и других. Игра, по мнению Л.С. Выготского, влияет на развитие личности ребенка и прежде всего на такой ее компонент, как самосознание [3]. Д.Б. Эльконин назвал игру «школой морали не на словах, а на деле» [18].

В современной практике дошкольного образования самостоятельная детская игра всё больше вытесняется из образовательного процесса и подменяется игровыми методами обучения. Последствия этой подмены уже сейчас отражаются на уровне развития и психологических особенностях современных детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [1] призван вернуть игровую деятельность в детские дошкольные организации. Многие его разделы посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной деятельности детей, и прежде всего, в свободной игре. Игра является одним из ключевых направлений стандарта. Игровая форма проведения занятий не имеет отношения к настоящей свободной игре. Игра - это инициативная деятельность детей, а занятия - деятельность, организованная взрослыми. Игра, в свете ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребёнка, она не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать психолого-педагогические условия руководства сюжетно – ролевой игрой у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1 Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.

2 Выявить методические особенности организации сюжетно-ролевой игры детей со дошкольного возраста.

3 Обосновать, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста.

1 Характеристика сюжетно-ролевой игры дошкольников

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Свою научную деятельность по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорож-цем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным.

Кроме Д.Б. Эльконина, проблемой игровой деятельности занимались также К. Гросс, П.П. Блонский и др.

Как указывает в своей работе С.Л. Рубинштейн, «К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры, а П. П. Блонский представил игру как особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности. Теория игры К. Гросса говорит о значении игры, но ничего не говорит о природе самой игры» [14,с.58].

Д. Б. Эльконин расматривал игру как отдельную деятельность детей.

Так, согласно его мнению, игра – это ведущий тип деятельности дошкольников; Игра - особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества [18, с.21].

Д. Б. Эльконин написал несколько монографий и научных статей, которые были посвящены обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностикой. Изучал вопросы психологического развития детей в разном возрасте, психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников, а также проблемой развития речи и обучения чтению у детей.

Основным вкладом Даниила Борисовича в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение».

Работы Д. Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности.

Наблюдения за своими детьми привели Д.Б. Эльконина к предположениям о том, что главным в игре детей – дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности (Рис.1.) [18, с.35]:

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, мы выявили, что огромный вклад в изучение и развитие проблемы игровой деятельности внесли такие ученые, как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.

Ознакомившись с различными трактовками определения слова «игра» придерживаемся мнения, что игра, отражающая сюжеты окружающей жизни, - это свободный вид совместной деятельности детей: они объединяются по собственному желанию, самостоятельно определяют сюжеты игр, распределяют роли, отбирают игровой материал, выполняют игровые действия.

Ознакомились с сущностной характеристикой сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, выявили, что в игре формируются все стороны личности ребенка. Установили, что сюжетно-ролевая игра имеет специфическую структуру: сюжет - главный компонент сюжетно-ролевой игры; содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет; роль - образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими.

Определили условия, способствующие становлению сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, установили, что таковыми являются:

-использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей с учетом их возрастных особенностей, обеспечивающих успешное решение задач образовательного процесса;

-организация игровой предметно-пространственной среды, способствующая формированию игрового опыта детей, обеспечивающая эффективность образовательного процесса;

-обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы формирования сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что самоценность сюжетно-ролевых игр свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в образовательном процессе детского сада. Это требует применения особых форм и методов, основанных на идее сопровождающего взаимодействия. Организация сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста во многом зависит от профессионального мастерства педагога, учета им возрастных и индивидуальных особенностей детей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованной предметно-пространственной среды.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Психология развития. СПб, Питер, 2015. С.56-79.

3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 128 с.

4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика- Синтез, 2019. — 128 с.

5. Качанова, И. А. Зачем нужна игра и как играют дошкольники / И. А. Качанова, Е. В. Трифонова // Современный детский сад. 2016, № 2, с. 48-57.

6. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-полевыми играми в детском саду / Н. Ф. Комарова. - М. : Скрипторий, 2017. – 70 c/

7. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Д. В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2017. - 128 с.

8. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей / Н. Я. Михайленко, Н. Я. Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2019. - 96 с.

9. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. - М., 2016 - 74 с.

10. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2015. - 176 с.

11. Трубайчук, Л. В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. - Челябинск, 2016.

12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 5-е изд. - М. : Гумант. центр ВЛАДОС, 2019. - 360 с.

13. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 384 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном возрасте»
Раздел: Менеджмент
Тип: Реферат
Страниц: 20
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика