Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Реферат

«Проблемы определения мотивов»

  • 22 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

Содержание

Введение….3

1. Проблема определения мотивов….4

2. Структура и функции мотивов….9

3. Классификация мотивов….14

Заключение…18

Список использованной литературы….20


Введение

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из ключевых в психологии. По мнению Б.Ф. Ломова, в психологических исследованиях мотивация и целеполагание играют ведущую роль.

Мотивации мотивов посвящено большое количество монографий зарубежных и отечественных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон и др.)

Концепция личности и деятельности, разработанная в работах известных отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), Основана на том факте, что определенные мотивы стоят за действиями. При всех различиях в нюансах современной психологии, понимание мотива как стимула для действий и действий, связанных с удовлетворением потребностей, не вызывает сомнений. Включить потребности и мотивы в структуру мотивации означает лишить термин «мотив» любого независимого содержания.

Анализируя исходные источники, можно сказать, что само определение понятия «мотив» представляет собой определенную научную проблему.

В современной психологии мотив понимается как причина, лежащая в основе выбора действий и действий, совокупность внешних и внутренних условий, обусловливающих активность субъекта. По словам Е.П. Ильина «Мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта» [5].

Споры об определении мотивов, их связи с категорией «потребности» обсуждаются до настоящего времени. И несмотря на важность данная проблема имеет недостаточное освещение в современной психологической литературе и требует изучения.


Выдержка из текста работы

1. Проблема определения мотивов

Проблема мотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделить следующие основные проблемы: проблема определения мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.

Слово мотив (от латинского. мovere - приводить в движение, толкать) является внутренним, то есть импульсом, исходящим от субъекта (желания, желания, желания, желания) к определенным действиям, которые в конечном итоге ориентированы на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояние окружающей среды или собственной личности.

При рассмотрении мотивов человеческой деятельности возникает терминологическая неопределенность в определении «мотив».

В исследованиях психологов в качестве мотива были названы различные психологические явления, такие как:

- намерения, идеи, идеи, чувства, переживания (Божович Л.И., 1997);

- желания, привычки, мысли, чувство долга (Рудик П.А., 1967);

- морально-политические взгляды и мысли (Ковалев А.Г., 1969);

- психические процессы, состояния и свойства личности (Платонов К.К., 1986);

- объекты внешнего мира (Леонтьев А.Н., 1975);

- инсталляция (Маслов А., 1954);

- побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);

- «соображение, по которому субъект должен действовать (Годфруа Ж., 1992);

- потребности, влечения, побуждения, склонности (Хекхаузен Х., 1986) [5, с17].

Таким образом, большинство психологов сходятся во мнении, что чаще всего мотивом является либо мотив, либо цель (объект), либо намерение, либо необходимость, либо свойство человека, либо его состояние.

Проблема мотивов и мотивации поведения является одной из основных и наиболее сложных в психологии. «Трудность здесь заключается в том, - писал Б. Ф. Ломов, - что системная природа психического наиболее ярко проявляется в мотивах и целях; они действуют как неотъемлемые формы психического отражения» [9].

Распространенной точкой зрения является та, что принятие цели (объекта) в качестве мотива отвечает на вопросы «почему» и «для чего», то есть объясняется целенаправленная, произвольная природа человеческого поведения.

Одни из психологов (К. К. Платонов) под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие — осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. Другие считают, что мотив — это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А. Н. Леонтьев). Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев) [7].

А. Н. Леонтьев считает, что в основе побуждения направлений деятельности лежит не сама потребность, а предмет потребности, который не находится за пределами психического. Говоря о предмете как мотиве деятельности, он имеет в виду чувственно воспринимаемый предмет. «В этой отраженной своей форме предмет и выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива» [7, с. 192]. В качестве мотива выступает не просто предмет потребности как таковой, а предмет конкретной потребности или конкретный предмет соответствующей потребности. Можно говорить о том, что мотив выступает как конкретная потребность или опредмеченная потребность «как конкретный объект, который удов-летворяет данную потребность».


Заключение

В результате изучения темы можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время в психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения мотива. Большинство из них характеризует мотивы как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей субъекта, как совокупность психологических условий, вызывающих целенаправленную активность субъекта. Имеется понимание мотива как предмета или объекта потребности и деятельности. В качестве мотива отмечаются осознаваемые причины, которые лежат в основе выбора действия и поступков личности. Мотив понимается и как любое внутреннее побуждение.

2. В структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. В основании поведения человека лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.

3. Содержание мотива раскрывает личностный смысл, который вкладывается субъектом в его деятельность. Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива.

4. Современные психологи считают, что мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.

5. Единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными и т.д. С учетом их временной характеристики, мотивы подразделяются на ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, и мотивы кратковременные и устойчивые.

Итак, проблемы определения мотивов представляется актуальной научной и практической темой исследований, в отношении которой возможно взаимодействие ведущих отечественных и зарубежных психологов.


Список литературы

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва : Мысль, 1976. – 158 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д.И. Фельдштейна.— 2-е изд. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. В двух томах. — М.: Мир, 1996. — 491 с.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога Минск: Харвест, 2014

5. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2012. - 508 с.

6. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – Москва : Наука, 1988. – 192 с.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.

8. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. – Москва: Смысл,

2002. – 343 с.

9. Ломов Б.Ф., Методологические и теоретические проблемы психологии.– М.: Наука, 1984. – 444с.

10. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2015. - 583 с.

11. Мешков Н.И., Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии. // Интеграция образования. 2015. № 19, с.37- 42.

12. Немов Р. С., Овчинникова О. В., Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.—М.: Изд-во МГУ, 1990.—288 с.

13. Немов Р.С. Общая психология. СПб.: Питер, 2012. — 304 с

14. Петровский, А. В. Мотивация как проявление потребностей личности / А. В. Петровский // Общая психология. – 1976. – С. 110–135.

15. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 720с.

16. Семиченко В.А., Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. - К.: Миллениум, 2004. – 521 с.

17. Тюмасева З. И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. . Тюмасева З. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов,

Н. П. Щербак. - М.: Дашков и К, 2004. - 744 с.

18. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // http://www.vo*psy.ru/journals_all/issues/1996/963/963116.htm;

19. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. – 1975. – С. 89–106.

20. Якобсон, П. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. Якобсон. – Москва: Просвещение, 1969. – 317 с.


Тема: «Проблемы определения мотивов»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 22
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика