Курсовая работа

«Современные формы сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации с семьей ребенка»

  • 36 страниц(ы)
  • 351 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия детского сада и семьи 7

1.1. Понятие семьи и ее роль в развитии ребенка 7

1.2. Детский сад как этап развития личности ребёнка 13

1.3. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи 16

Выводы по Главе 1 21

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности взаимодействия ДОУ с семьей 22

2.1. Сравнительный анализ показателей эффективности взаимодействия ДОУ с семьей 22

2.2. Опыт организации эффективного взаимодействия ДОУ с семьей 27

Выводы по Главе 2 31

Заключение 32

Список литературы 35

Приложения 38

Формирование личности ребенка – основанная задача родителей и воспитателей в детском саду.

В данной ситуации можно говорить, что их влияние на социализацию ребёнка, примерно одинаково. Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Отсутствие компетенции у родителей в вопросах воспитания может привести к отсутствию личностных качеств у их детей. Разумеется, важную роль играет и проявление любви, забота и ласка, но, чтобы ребёнок получил правильные жизненные ориентиры, рос и развивался в правильном направлении и в дальнейшем стал достойным членом общества, необходимо, чтобы родители могли спокойно преодолевать трудности, возникающие в процессе воспитания ребёнка.

Конечно, желательно наличие у родителей определённых знаний по психологии ребёнка, особенностям его воспитания. Но ведь не у всех есть возможность искать необходимую литературу, посещать курсы или получать соответствующее образование, а тот минимум педагогических знаний, который имеют современные родители, не всегда удовлетворяет требованиям обстановки в современном обществе. Современным родителям часто не хватает времени, чтобы самостоятельно справляться со всеми заботами, возникающими в их доме, в том числе и касающимися ребёнка.

Поэтому в настоящее время, для всестороннего развития личности ребенка очень важно взаимодействие семьи и детских садов, где работают люди, компетентные в вопросах воспитания детей.

В данном случае воспитатель положительно влияет не только на детей, но и на их родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

Вероятность воспитать сильную личность заметно выше, если привитие ребёнку положительных черт характера, навыков и привычек происходит при грамотном взаимодействии семьи и детского сада. Это может быть обусловлено тем, что ребёнок получает правильную установку в двух социальных группах, оказывающих на него наибольшее влияние.

Отсутствие согласия в действиях родителей и воспитателей приводит к трудностям в воспитании ребёнка, его социализации и дальнейшем развитии.

Важная задача дошкольных учреждений, по мнению Медковой Д. В. [12], - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.

О том, что данная тема была актуальна всегда, говорит ещё и то, что она нашла отражение в трудах выдающихся учёных. Например, Доронова Т.Н. [6], Зеленцова С.А. [9], Макаренко А.С. [11], Меренков А.В. [13], Петрушенко Н.А. [19], Сухомлинский В.А. [20], Тонкова Ю.М. [21], и многие другие.

Программы по взаимодействию семьи и детского сада составляют и сами воспитатели, а также другие сотрудники дошкольных образовательных учреждений, что является ещё одним подтверждением важности темы, в виду заинтересованностью ей многих лиц.

Кроме того, для предупреждения и преодоления трудностей, которые возникают у родителей в процессе воспитания их детей, педагогам, по мнению Куликовой Т.А. [10], необходимо координировать и вести работу как с родителями, так и с детьми. Тем самым, попытаться обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада.

В связи с тем, что в недалёком прошлом господствовала позиция, что ребёнок должен воспитываться обществом, и сейчас можно увидеть родителей, которые считают, что это не их обязанность. Педагоги должны помочь родителю понять, что воспитание подрастающего поколения, передача детям своего опыта – это не только обязанность родителей по закону, но и замечательный способ сплочения семьи, уникальная возможность научить ребёнка тому, что умеешь сам, оградить его от будущих ошибок. Именно это и необходимо объяснить родителям в первую очередь.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Более того, особое внимание хотелось бы обратить на институт отцовства. Позиция, что мужчина – кормилец, а женщина ведёт быт, прочно закрепилась в сознании половины населения. И здесь снова поможет взаимодействие детского сада и семьи. Педагогам под силу возродить «умирающий» институт отцовства, показать папам, что они должны помогать ребёнку ничуть не меньше, чем мама, и что они могут это делать.

Таким образом, тема достаточно актуальна. При подробном её изучении можно заметить, что в настоящее время взаимодействие детского сада и семьи способствует разрешению целого спектра проблем, касающихся самого ребёнка и обстановки в его семье.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование использования современных форм взаимодействия детского сада и семьи.

Объект исследования: сотрудничество ДОУ с родителями.

Предмет исследования: поиск эффективных интегративных форм взаимодействия ДОУ с семьей и создание для этого соответствующих педагогических условий.

Гипотеза исследования: взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством современных интегратиных форм является необходимым условием для:

- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;

- целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;

- формирования активной позиции воспитательной роли семьи.

Основные задачи работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2. Дать определение основным категориям исследования («семья», «формы взаимодействия» и др.);

3. Выявить современные формы взаимодействия детского сада и семьи;

4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности системы взаимодействия ДОУ с семьей.

Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент.

База исследования: МБДОУ №51, г. Псков.

Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия детского сада и семьи

1.1. Понятие семьи и ее роль в развитии ребенка

В разных источниках можно найти различные определения понятия «семья», которые, впрочем, имеют ряд сходных характеристик.

В учебнике «Социология семьи» Антонова А.И. и Медкова В.М.[2] можно найти следующую формулировку данного понятия. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

В школьной литературе, а конкретно в учебниках по дисциплине «обществознание», написанных под редакцией Боголюбова Л.Н. [15], Лазебниковой А.Ю. [16] семья рассматривается как малая группа и социальный институт. В первом случае семья представлена как союз людей, которые объединены любовью, общими интересами, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.

Согласно мнению Кинкулина А.Т. [16], как социальный институт семью можно представить, как совокупность социальных ролей, необходимая для воспроизводства новых поколений и дальнейшей социализации потомства.

В качестве самого важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа» детский дом и др.), ученые (Макаренко А.С. [11], Куликова Т.А. [10]) называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания.

Как отмечает Куликова Т.А. [10], у каждой семьи есть определённый «воспитательный потенциал». Данное понятие появилось сравнительно недавно и включает в себя определённые факторы, которые в совокупности может обеспечивать определённый уровень развития ребёнка. К «воспитательному потенциалу» относятся тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Хотелось бы ещё раз отметить, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье, это может быть только при их гармоничном взаимодействии.

Очень большое значение имеет поведение родителей с ребёнком. В зависимости от того какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей дети воспринимают мир доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру.

В свою очередь, Дружинин В.Н. [7], высказывает мнение о том, что если отношения в семье благоприятные, то благополучие в семье переносится и на другие сферы. Например, детски сад, школу, секции. И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Отвечая на вопрос «В чём заключается влияние образования родителей на ребёнка?», следует обратиться к мнению Николаевой Е.Н.[14], согласно которому, образование формирует ценностные ориентации родителей. Следовательно, чем выше уровень образования, тем более высоким уровнем навыков, умений и знаний, которые можно передать своим детям, обладают мама и папа.

Кроме того, Николаева Е.Н.[14] отмечает, что повышение образования и профессиональной активности родителей сопровождается стремлением к более насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и всей общественной жизни. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способствуют повышению педагогической культуры родителей.

В рамках первой главы представленного исследования было проведено изучение теоретических аспектов проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Анализ литературных источников, позволяет определить семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Влияние семьи на становление личности ребенка обусловлено «воспитательным потенциалом» семьи. К «воспитательному потенциалу» относятся тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.

Кроме того, было выявлено, что детский сад – это государственное или частное учреждение, которое обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Воспитатели и дети в детском саду оказывают на ребёнка не меньшее влияние, чем его родители. Общение со сверстниками учит ребёнка находить друзей, знакомиться, находить с другими детьми общий язык. Воспитатели же содействуют воспитанию ребёнка, прививают ему определённые ученые навыки. Роль детского сада в воспитании ребёнка, формировании его личности очевидна. Однако целостная личность не может сформироваться без грамотного взаимодействия семьи и детского сада.

В настоящее время существует большое количество форм взаимодействия детского сада и семьи. К ним можно отнести беседы, родительские собрания, проведение семинаров, семейные праздники, сопровождающиеся концертом и общением с воспитателями и другими родителями, а также другие мероприятия.

В ходе опытно-экспериментальной работы было выдвинуто предположение о том, что что взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством современных форм является необходимым условием для:

- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;

- целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;

- формирования активной позиции воспитательной роли семьи.

Для доказательства или опровержения данного предположения были использованы методы анкетирования, экспертной оценки, педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

До проведения целенаправленной работы по организации взаимодействия педагогов и семей детский сад не функционировал как открытая система. Отмечался низкий уровень мотивационной готовности педагогов и родителей к сотрудничеству. Соответственно, необходима была работа по организации взаимодействия педагогов и семей воспитанников. Разработанная и внедренная нами система работы по организации взаимодействия между двумя основными воспитательными институтами была направлена на повышение педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, повышение их мотивации к сотрудничеству, активному участию в процессе взаимодействия.

Результаты опроса педагогов и родителей после проведенной экспериментальной работы свидетельствуют о следующем:

• отмечается положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

• увеличился охват родителей разнообразными формами сотрудничества;

• повысился уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.

Основным результатом внедренной системы взаимодействия является увеличение показателей желания детей посещать детский сад, что является следствием согласованности требований в воспитании в учреждении и дома, активным участием родителей в воспитательном процессе в детском саду.

Таким образом, цель и задачи, стоящие перед настоящим исследованием, реализованы в полном объеме, гипотеза нашла свое научное и экспериментальное подтверждение.

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2006. - 304с.

3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. – М.: Книголюб, 2011. – 64с.

4. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2005. - 143 с, ил.

5. Виноградова Н.В. «Воспитателю о работе с семьей» / Н.В. Виноградова. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2003 – 192 с.

6. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -224 с.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 3. - С. 60–77.

8. Журахова М.Н., Муляр Н.В., Хаустова В.Г. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников / М.Н. Журахова, Н.В. Муляр, В.Г. Хаустова // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 271-273.

9. Зеленцова С.А., Заздравных И.И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка / С.А. Зеленцова, И.И. Заздравных // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84.

10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2000. - 232 с.

11. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 4/Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 2003. - 365 с.

12. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С. 103.

13. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.

14. Николаева Е.Н. Психология семьи: Учебник для вузов / Е.Н. Николаева. - СПб: Питер, 2013. -336с., ил.

15. Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. 415 с.

16. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2008. — 415 с.: ил.

17. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

18. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

19. Петрушенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрушенко, Н.Е. Зенченко// Воспитатель ДОУ. - 2009, №9. – С.35.

20. Сухомлинский В. А.: Родительская педагогика / составили О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 2001 - Т3 - 640с.

21. Тонкова Ю.М., Веретенникова Н.Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

Покупка готовой работы
Тема: «Современные формы сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации с семьей ребенка»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика