Курсовая работа
«Современные формы сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации с семьей ребенка»
- 36 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия детского сада и семьи 7
1.1. Понятие семьи и ее роль в развитии ребенка 7
1.2. Детский сад как этап развития личности ребёнка 13
1.3. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи 16
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности взаимодействия ДОУ с семьей 22
2.1. Сравнительный анализ показателей эффективности взаимодействия ДОУ с семьей 22
2.2. Опыт организации эффективного взаимодействия ДОУ с семьей 27
Выводы по Главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35
Приложения 38
Формирование личности ребенка – основанная задача родителей и воспитателей в детском саду.
В данной ситуации можно говорить, что их влияние на социализацию ребёнка, примерно одинаково. Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Отсутствие компетенции у родителей в вопросах воспитания может привести к отсутствию личностных качеств у их детей. Разумеется, важную роль играет и проявление любви, забота и ласка, но, чтобы ребёнок получил правильные жизненные ориентиры, рос и развивался в правильном направлении и в дальнейшем стал достойным членом общества, необходимо, чтобы родители могли спокойно преодолевать трудности, возникающие в процессе воспитания ребёнка.
Конечно, желательно наличие у родителей определённых знаний по психологии ребёнка, особенностям его воспитания. Но ведь не у всех есть возможность искать необходимую литературу, посещать курсы или получать соответствующее образование, а тот минимум педагогических знаний, который имеют современные родители, не всегда удовлетворяет требованиям обстановки в современном обществе. Современным родителям часто не хватает времени, чтобы самостоятельно справляться со всеми заботами, возникающими в их доме, в том числе и касающимися ребёнка.
Поэтому в настоящее время, для всестороннего развития личности ребенка очень важно взаимодействие семьи и детских садов, где работают люди, компетентные в вопросах воспитания детей.
В данном случае воспитатель положительно влияет не только на детей, но и на их родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.
Вероятность воспитать сильную личность заметно выше, если привитие ребёнку положительных черт характера, навыков и привычек происходит при грамотном взаимодействии семьи и детского сада. Это может быть обусловлено тем, что ребёнок получает правильную установку в двух социальных группах, оказывающих на него наибольшее влияние.
Отсутствие согласия в действиях родителей и воспитателей приводит к трудностям в воспитании ребёнка, его социализации и дальнейшем развитии.
Важная задача дошкольных учреждений, по мнению Медковой Д. В. [12], - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.
О том, что данная тема была актуальна всегда, говорит ещё и то, что она нашла отражение в трудах выдающихся учёных. Например, Доронова Т.Н. [6], Зеленцова С.А. [9], Макаренко А.С. [11], Меренков А.В. [13], Петрушенко Н.А. [19], Сухомлинский В.А. [20], Тонкова Ю.М. [21], и многие другие.
Программы по взаимодействию семьи и детского сада составляют и сами воспитатели, а также другие сотрудники дошкольных образовательных учреждений, что является ещё одним подтверждением важности темы, в виду заинтересованностью ей многих лиц.
Кроме того, для предупреждения и преодоления трудностей, которые возникают у родителей в процессе воспитания их детей, педагогам, по мнению Куликовой Т.А. [10], необходимо координировать и вести работу как с родителями, так и с детьми. Тем самым, попытаться обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада.
В связи с тем, что в недалёком прошлом господствовала позиция, что ребёнок должен воспитываться обществом, и сейчас можно увидеть родителей, которые считают, что это не их обязанность. Педагоги должны помочь родителю понять, что воспитание подрастающего поколения, передача детям своего опыта – это не только обязанность родителей по закону, но и замечательный способ сплочения семьи, уникальная возможность научить ребёнка тому, что умеешь сам, оградить его от будущих ошибок. Именно это и необходимо объяснить родителям в первую очередь.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Более того, особое внимание хотелось бы обратить на институт отцовства. Позиция, что мужчина – кормилец, а женщина ведёт быт, прочно закрепилась в сознании половины населения. И здесь снова поможет взаимодействие детского сада и семьи. Педагогам под силу возродить «умирающий» институт отцовства, показать папам, что они должны помогать ребёнку ничуть не меньше, чем мама, и что они могут это делать.
Таким образом, тема достаточно актуальна. При подробном её изучении можно заметить, что в настоящее время взаимодействие детского сада и семьи способствует разрешению целого спектра проблем, касающихся самого ребёнка и обстановки в его семье.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование использования современных форм взаимодействия детского сада и семьи.
Объект исследования: сотрудничество ДОУ с родителями.
Предмет исследования: поиск эффективных интегративных форм взаимодействия ДОУ с семьей и создание для этого соответствующих педагогических условий.
Гипотеза исследования: взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством современных интегратиных форм является необходимым условием для:
- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;
- целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;
- формирования активной позиции воспитательной роли семьи.
Основные задачи работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Дать определение основным категориям исследования («семья», «формы взаимодействия» и др.);
3. Выявить современные формы взаимодействия детского сада и семьи;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности системы взаимодействия ДОУ с семьей.
Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ №51, г. Псков.
Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия детского сада и семьи 1.1. Понятие семьи и ее роль в развитии ребенка
В разных источниках можно найти различные определения понятия «семья», которые, впрочем, имеют ряд сходных характеристик.
В учебнике «Социология семьи» Антонова А.И. и Медкова В.М.[2] можно найти следующую формулировку данного понятия. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
В школьной литературе, а конкретно в учебниках по дисциплине «обществознание», написанных под редакцией Боголюбова Л.Н. [15], Лазебниковой А.Ю. [16] семья рассматривается как малая группа и социальный институт. В первом случае семья представлена как союз людей, которые объединены любовью, общими интересами, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.
Согласно мнению Кинкулина А.Т. [16], как социальный институт семью можно представить, как совокупность социальных ролей, необходимая для воспроизводства новых поколений и дальнейшей социализации потомства.
В качестве самого важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа» детский дом и др.), ученые (Макаренко А.С. [11], Куликова Т.А. [10]) называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания.
Как отмечает Куликова Т.А. [10], у каждой семьи есть определённый «воспитательный потенциал». Данное понятие появилось сравнительно недавно и включает в себя определённые факторы, которые в совокупности может обеспечивать определённый уровень развития ребёнка. К «воспитательному потенциалу» относятся тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Хотелось бы ещё раз отметить, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье, это может быть только при их гармоничном взаимодействии.
Очень большое значение имеет поведение родителей с ребёнком. В зависимости от того какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей дети воспринимают мир доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру.
В свою очередь, Дружинин В.Н. [7], высказывает мнение о том, что если отношения в семье благоприятные, то благополучие в семье переносится и на другие сферы. Например, детски сад, школу, секции. И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.
Отвечая на вопрос «В чём заключается влияние образования родителей на ребёнка?», следует обратиться к мнению Николаевой Е.Н.[14], согласно которому, образование формирует ценностные ориентации родителей. Следовательно, чем выше уровень образования, тем более высоким уровнем навыков, умений и знаний, которые можно передать своим детям, обладают мама и папа.
Кроме того, Николаева Е.Н.[14] отмечает, что повышение образования и профессиональной активности родителей сопровождается стремлением к более насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и всей общественной жизни. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способствуют повышению педагогической культуры родителей.
В рамках первой главы представленного исследования было проведено изучение теоретических аспектов проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Анализ литературных источников, позволяет определить семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Влияние семьи на становление личности ребенка обусловлено «воспитательным потенциалом» семьи. К «воспитательному потенциалу» относятся тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.
Кроме того, было выявлено, что детский сад – это государственное или частное учреждение, которое обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей. Воспитатели и дети в детском саду оказывают на ребёнка не меньшее влияние, чем его родители. Общение со сверстниками учит ребёнка находить друзей, знакомиться, находить с другими детьми общий язык. Воспитатели же содействуют воспитанию ребёнка, прививают ему определённые ученые навыки. Роль детского сада в воспитании ребёнка, формировании его личности очевидна. Однако целостная личность не может сформироваться без грамотного взаимодействия семьи и детского сада.
В настоящее время существует большое количество форм взаимодействия детского сада и семьи. К ним можно отнести беседы, родительские собрания, проведение семинаров, семейные праздники, сопровождающиеся концертом и общением с воспитателями и другими родителями, а также другие мероприятия.
В ходе опытно-экспериментальной работы было выдвинуто предположение о том, что что взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством современных форм является необходимым условием для:
- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;
- целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;
- формирования активной позиции воспитательной роли семьи.
Для доказательства или опровержения данного предположения были использованы методы анкетирования, экспертной оценки, педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
До проведения целенаправленной работы по организации взаимодействия педагогов и семей детский сад не функционировал как открытая система. Отмечался низкий уровень мотивационной готовности педагогов и родителей к сотрудничеству. Соответственно, необходима была работа по организации взаимодействия педагогов и семей воспитанников. Разработанная и внедренная нами система работы по организации взаимодействия между двумя основными воспитательными институтами была направлена на повышение педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, повышение их мотивации к сотрудничеству, активному участию в процессе взаимодействия.
Результаты опроса педагогов и родителей после проведенной экспериментальной работы свидетельствуют о следующем:
• отмечается положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличился охват родителей разнообразными формами сотрудничества;
• повысился уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
Основным результатом внедренной системы взаимодействия является увеличение показателей желания детей посещать детский сад, что является следствием согласованности требований в воспитании в учреждении и дома, активным участием родителей в воспитательном процессе в детском саду.
Таким образом, цель и задачи, стоящие перед настоящим исследованием, реализованы в полном объеме, гипотеза нашла свое научное и экспериментальное подтверждение.
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2006. - 304с.
3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. – М.: Книголюб, 2011. – 64с.
4. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2005. - 143 с, ил.
5. Виноградова Н.В. «Воспитателю о работе с семьей» / Н.В. Виноградова. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2003 – 192 с.
6. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -224 с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 3. - С. 60–77.
8. Журахова М.Н., Муляр Н.В., Хаустова В.Г. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников / М.Н. Журахова, Н.В. Муляр, В.Г. Хаустова // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 271-273.
9. Зеленцова С.А., Заздравных И.И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка / С.А. Зеленцова, И.И. Заздравных // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84.
10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2000. - 232 с.
11. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 4/Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 2003. - 365 с.
12. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С. 103.
13. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.
14. Николаева Е.Н. Психология семьи: Учебник для вузов / Е.Н. Николаева. - СПб: Питер, 2013. -336с., ил.
15. Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. 415 с.
16. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2008. — 415 с.: ил.
17. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
18. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
19. Петрушенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрушенко, Н.Е. Зенченко// Воспитатель ДОУ. - 2009, №9. – С.35.
20. Сухомлинский В. А.: Родительская педагогика / составили О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 2001 - Т3 - 640с.
21. Тонкова Ю.М., Веретенникова Н.Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
Тема: | «Современные формы сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации с семьей ребенка» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения с неблагополучной семьей
Дипломная работа:
Применение музыкально-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации
Магистерская работа:
Правовое регулирование внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации дошкольного образования
Магистерская работа:
Организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации