Магистерская работа
«Организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации»
- 130 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Понятие «имидж» в педагогической науке 10
1.2. Формирование имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации 25
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК БАЗА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 42
2.1. Специфика организационных условий формирования имиджа музыкального руководителя 42
2.2. Особенности методических условий формирования имиджа музыкального руководителя 57
Выводы по второй главе 70
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 72
3.1. Имидж-кейс как технология формирования имиджа музыкального руководителя в современной дошкольной образовательной организации 72
3.2. Эксперимент и его результаты 86
Выводы по третьей главе 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 114
Акутальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации происходят социально-экономические и политические изменения, отражающиеся на жизни разных социальных групп и каждого гражданина общества. В частности, большое значение приобретает значимость человеческой индивидуальности, а также специфика профессиональной подготовки, способность к нововведениям, к творческому и межличностному контакту. Поэтому актуализируются проблемы, связанные с формированием имиджа специалистов разных областей.
Формирование позитивного имиджа – это актуальная проблема не только политической и деловой сфер социума; она затрагивает и отрасль педагогики. Сегодня исследователи говорят о необходимости имиджа педагога на всех ступенях сферы образования (от дошкольного до высшего звена). По сути, имидж – это синтез внешних и внутренних качеств (индивидуально-личностных, профессиональных), способствующий эффективности педагогической деятельности. Именно этого должен достичь каждый специалист-педагог.
Однако анализ научной психолого-педагогической литературы демонстрирует малую разработанность педагогической имиджелогии. Основательных работ, посвященных изучению имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации, пока не существует. Поэтому актуальность в изучении этой проблемы не вызывает сомнений. Кроме того, актуальность усиливается в связи с необходимостью решения возникших противоречий между:
утратой в современном российском обществе «былых высот» профессии музыкального руководителя дошкольной образовательной организациии высокими требованиями к нему в обществе;
возросшей необходимостью социума в формировании имиджа специалистов педагогики и недостаточной готовностью образовательных учреждений к реализации этого социального заказа;
потребностью дошкольных образовательных учреждений в организационно-методическом обеспечении процесса формирования имиджа музыкального руководителя и недостаточным уровнем изученности данного вопроса в педагогических исследованиях и практической деятельности.
С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования, направленная на выявление теоретических основ, разработку и экспериментальную апробацию организационно-методических условий в дошкольном образовательном учреждении, способствующих формированию имиджа музыкального руководителя. В соответствии с проблемой была определена тема исследования «Организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: имидж музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: формирование имиджа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении посредством создания и соблюдения организационно-методических условий.
Гипотеза исследования. Формирование имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации будет более эффективным, если:
выявлены и теоретически обоснованы организационно-методические условия осуществления данного процесса: формы, технологии, направления профессиональной деятельности, самопрезентация, сформированность музыкальной компетенции на достаточном уровне, сформированность профессиональной компетентности, сформированность компетентности в области использования информационных и информационно-коммуникативных технологий, знания технологий и методики обучения и воспитания дошкольников;
в практической деятельности используются разнообразные формы работы с коллегами, дошкольниками и их родителями;
реализуется в дошкольных образовательных учреждениях программа «Имидж-кейс».
Названная цель и гипотеза исследования предполагают решение следующих задач:
1. Провести анализ исходных понятий «имидж» и «имидж педагога» в педагогической науке.
2. Выявить и теоретически обосновать организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
3. Рассмотреть специфику применения технологии имидж-кейса в практической деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность формирования имиджа музыкального руководителя.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
философские и психологические теории развития личности педагогов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
идеи для формирования имиджа педагога, взятые из аксиологического и гуманистического подходов в образовании и воспитании (В.А. Петровский, И.Б. Котова, В.А. Сластенин);
методологические принципы (детерминизм, принцип развития, единство сознания и деятельности), рассматривающие имидж в качестве динамического образования практико-ориентированной деятельности педагога (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
методологические аспекты решения проблем формирования образа, имиджа педагогического работника (Э.Б. Абдуллин, Н.А. Алексеев, В.И. Андреев, О.С. Анисимов, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Е.С. Громов, Б.Т. Лихачев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин);
теоретические подходы к феномену «имидж» с античности до Нового времени (Ф. Аквинский, Аристотель, Ф. Бэкон, Г.Ф. Гегель, И. Кант, Пико делла Мирандола, Платон, Сократ, А. Шопенгауэр);
прикладные исследования в области имиджелогии (И.Э.Белоусова, П. Берд, В.Г. Зазыкин, Л.М.Митина, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов, Е.Русская, Дж. Тернер, О.Л.Феофанов, В.Н.Черепанова, В.М. Шепель);
труды, рассматривающие проблемы имиджеведения (Г.М. Андреева, К. Боулдинг, Д. Бурстин, Е. Власова, Э. Гоффман, П.С. Гуревич, А.Н.Жмыриков, И. Нефедова, Е.Б. Перелыгина, Б. Сэма, Э. Сэмпсон, Дж. Ягер);
исследования имиджа с точки зрения образа (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.В. Либин, И.С. Кон).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использован ряд взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы и исследований по проблеме; научно-методический анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); наблюдение; тестирование; статистические методы обработки данных эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: ХМАО-Югра, МАДОУ «Берёзка» г. Когалым.
Этапы исследования. Исследование проводилось в два этапа в период с 2017 по 2019 гг.
На первом этапе (2017-20188 гг.) изучалась методологическая основа проблемы, определялись тема и понятийный аппарат исследования.
На втором этапе (2018-2019 гг.) обобщался накопленный опыт, разрабатывалась методика констатирующего и формирующего экспериментов, проводились констатирующий и формирующий эксперименты. Кроме того, был осуществлен анализ и обработка полученных данных, а также оформление материалов магистерского исследования.
Научная новизна исследования определяется следующим:
обоснованы организационно-методические условия, обеспечивающие формирование имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации;
разработан имидж-кейс по формированию имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации, а также программа «Школа имиджа» для музыкальных руководителей ДОО.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: эксплицировано понятие «имидж музыкального руководителя ДОО», обоснована целесообразность включения в практику дошкольных образовательных учреждений определенных организационно-методических условий, ведущих к формированию имиджа музыкальных руководителей.
Практическая значимость исследования состоит том, что разработан имидж-кейс и программа «Школа имиджа», позволяющие формировать имидж музыкального руководителя дошкольной образовательной организации; они могут быть использованы в практике дошкольных образовательных учреждений различных регионов Российской Федерации.
В результате проведенного исследования, на защиту выносятся следующие положения:
1. Имидж – это мнение о ком-либо на основе сформированного социумом образа, возникшего в результате контакта с ним или при получении о нем информации из любых источников (людей, рекламы, литературы, сетей Интернет и т.п.).
2. При формировании имиджа музыкального руководителя ДОО важно соблюдение организационных условий: форм, технологий, направлений профессиональной деятельности, самопрезентации.
3. Формирование имиджа музыкального руководителя ДОО зависит от соблюдения методических условий: сформированности музыкальных компетенций на достаточном уровне; сформированности профессиональной компетентности; сформированности компетентности в области использования информационных и информационно-коммуникативных технологий; знаний технологий, методики обучения и воспитания дошкольников.
4. Наиболее оптимальным для ДОО, эффективным для музыкального работника и адекватным по отношению к ФГОС ДО является применение современной инновационной технологии формирования имиджа специалиста в области педагогики – «Имидж-кейс», состоящий из тех блоков: диагностического инструментария, работы над собой и советов специалистов имиджелогии.
5. Формирование имиджа музыкального руководителя ДОО напрямую зависит от поддержки извне (например, от эффективного функционирования творческого сообщества «Школа имиджа»).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в публикациях автора, а также в выступлениях на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование сегодня: проблемы и решения» в рамках Международного педагогического арт-форума «Камертон» (3 февраля 2019 г., г. Уфа); Круглом столе «Просвещение и образование в контексте реализации целей устойчивого развития», которая проводилась в рамках IV Евразийского гуманитарного форума (24 октября 2019 г., г. Уфа), Международной научно-практической конференции «Внедрение инновационных разработок: проблемы и перспективы» (9 января 2020г., г. Магнитогорск).
Основные положения исследования обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях методических объединений музыкальных руководителей г. Когалым ХМАО-Югра.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие «имидж» в педагогической науке
Система образования в Российской Федерации испытывает сегодня кардинальные изменения, которые обусловлены прочными традициями образования XX века и новациями в области социально-экономических и политических условий. Последние из них демонстрируют, что на современном этапе педагог способен полноценно функционировать в профессиональном плане и являться конкурентоспособным специалистом. При этом важное место занимает его имидж как значимое профессионально-важное качество.
Не удивительно, что в 80-90-е годы XX века сложилось самостоятельная отрасль – имиджелогия (изучает формирование имиджей, позитивно влияющих на процесс восприятия окружающими определенного объекта). За дальнейший промежуток времени появлялись публикации и научные монографии в рамках имиджелогии, возникли услуги по созданию имиджа. Однако эти достижения и наработки в педагогической науке до сих пор используются стихийно.
Так, отдельными аспектами формирования имиджа педагога занимались ученые и практики:
изучали психологическое своеобразие индивидуальности (Б. Ананьев, В. Мерлин, Е. Рогов);
рассматривали становление «Я-концепции» учителей и работников дошкольных учреждений (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс);
исследовали теоретические основы и практическую составляющую имиджелогии (П. Берд, Л. Браун, Ф. Джефкинс);
затрагивали в исследованиях профессиональный имидж педагога и обозначали важность личной самопрезентации (И. Алехина, В. Бебик, М. Вудкок);
обосновали необходимость формирования имиджа у будущих педагогов (И. Зязюн, В. Сухомлинский).
История развития данного термина недолгая. Само понятие «имидж» впервые было употреблено в Западной Европе в 50-е гг. и относилось к рекламной промышленности. К 60-м гг. термин был углублен в области предпринимательства и стал нести в себе окраску основного средства психологического воздействия (на покупателей, клиентов, заказчиков, потребителей). Чуть позже термин перешел в теорию и практику PR (паблик рилейшнз), а также в политику и социологию.
В нашей стране приблизительно в это же время данный термин был известен. Но он употреблялся в отрицательном контексте, так как имидж считался средством буржуазии для манипулирования массовым сознанием советского общества. Иное отношение сформировалось в постсоветское время. Именно тогда появилась новая профессия (имиджмейкер). Такой специалист конструировал имидж известных личностей или целых компаний. Однако в России трактовка термина не носила отличимый от западных мыслей характер.
Родоначальником отечественной имиджелогии считается О. Феофанов. Он считал, что имидж является основным средством психологического воздействия одного человека (или группы) на другого (или других) [55]. Данный термин насыщался, получал развитие. И это не случайно, поскольку внимание к нему актуализировалось по причине обострения проблем выбора людей (имеются в виду разнообразные товары, услуги, общественные организации, партии, руководители, лидеры) и конкуренции [16]. Поэтому позже (в 90-е гг. XX века) имидж стал средством манипулирования массовым сознанием [21].
Но что несет в себе термин «имидж»? Попробуем в этом разобраться.
Слово «имидж» происходит от английского – image, что означает «образ», «изображение», «отражение». В словаре С.И. Ожегова под имиджем понимается представление о внутреннем облике или образе кого-либо [39]. Толковый словарь трактует данный термин в виде образа человека, характеризующегося внешностью, манерой поведения и общения, которые воздействуют на окружающих людей [14]. В политологии имидж понимается в форме специфического «образа», при котором делается акцент только на определенные стороны воспринимаемого объекта; так происходит иллюзорность в отображении объекта [38]. Экономисты имидж понимают образом человека из делового круга общения, основа которого заложена в представлениях о нем у окружающих, в его репутации [57]. В общем смысле, имидж можно рассмотреть целенаправленно формируемым образом (человека, явления, предмета), призванным эмоционально и психологически воздействовать на кого-либо для достижения своих целей (например, для популяризации, рекламной компании) [6].
В психолого-педагогической литературе имидж понимается неоднозначно:
это восприятие какого-либо человека (главные черты – его внешний вид, привычки, манера говорить, менталитет, поступки и т.д. [28];
это образ людей (либо явлений и предметов), формируемый с определенной целью – осуществлять эмоционально-психологические воздействия на определенный круг людей [65];
это привлекательность человека в визуальном плане, являющаяся самопрезентацией, конструированием личностью своего «образа» для окружающих [5];
это форма регулирования и саморегулирования поведения какого-либо человека или определенной группы людей [15];
это сложившиеся массовым сознанием стереотипы образов определенных людей (по профессии, уровню жизни, образованию, достатку и т.п.); формируется стихийно или в результате целенаправленной работы специалистов; может отражать социальное ожидание определенных групп [60].
Как мы видим, большинство исследователей сравнивают «имидж» с образом. Эту интерпретацию можно было бы считать приемлемой, однако в русском языке «образ» несет в себе несколько значений: это внешний вид; может быть наглядным представлением; трактуется формой восприятия сознанием; считается воспроизведением через сознание явления и предмета внешнего мира; рассматривается характером, составом, направлением; способом, средством [1]. Этим и объясняется многозначность термина. Ясно лишь одно: имидж является ценностью и, соответственно, становится базой для развития педагога в профессиональном плане. Кроме того, имидж «не является рисунком, калькой или разработанным в мельчайших деталях точным изображением» [17], а считается определенной системой составляющих, формирующих впечатление о специалисте.
Добавим, что в настоящее время имидж может иметь эмоциональное или рациональное направление, способен закладываться в психике человека (в подсознании или сознании при восприятии каких-либо характеристик объекта – личного или косвенного характера от оценки других людей) [65]. Поэтому мы под имиджем понимаем мнение о ком-либо на основе сформированного социумом образа, возникшего в результате контакта с ним или при получении о нем информации из любых источников (людей, рекламы, литературы, сетей Интернет и т.п.) [21].
В педагогику понятие «имидж» вошло также сравнительно недавно (в начале XXI века). Имиджем педагога называют его стереотип в представлениях воспитанников или учеников, коллег или общества в целом. Его формирование является задачей современного педагогического сообщества. Решить эту проблему помогает педагогическая имиджелогия – научное направление, занимающееся разработкой и формированием имиджа педагогов, работников образовательных организаций и учреждений.
В частности, педагогическая имиджелогия рассматривает различные классификации имиджа.
1) По функциональному подходу выделим следующие его виды:
личностный (обусловлен внутренними и личностно-индивидуальными чертами);
профессиональный (ограничен качествами в профессиональной сфере);
желаемый (стремления педагога к достижению желаемого образа);
зеркальный (соответствие представлениям о себе как успешном педагоге);
корпоративный (зависим от имиджа учебного заведения).
2) По знаковому критерию:
положительный;
отрицательный;
нейтральный [18].
Данная классификация опирается на факт, что мнение о педагогическом специалисте может отличаться в различных группах (среди коллег, воспитанников, родителей и т.п.). Поэтому имидж несет в себе субъективный характер (индивидуальные представления).
3) По профессии или виду занятия в какой-либо области деятельности (например, имидж учителя, воспитателя, репетитора, педагога дополнительного образования, сотрудника института культуры).
4) По степени верности оценки специалиста:
объективный;
субъективный.
5) По целенаправленности действий:
целевой (его формирование происходит целенаправленно, направлен на целевую аудиторию, создается на основе заранее заданных характеристик);
стихийный (критерий – соответствует или не соответствует реальности педагогической практики; может быть положительным и отрицательным).
6) По приоритетным компонентам [33]:
внешняя составляющая имиджа (мимика, жесты, голос, одежда, манера, походка); может способствовать рабочему или нерабочему настроению, влиять на взаимопонимание, облегчать или затруднять педагогическое взаимодействие;
внутренняя составляющая имиджа включает в себя специфику внутреннего мира участников педагогической коммуникации, их духовное и интеллектуальное развитие, интересы, ценности, личность самого педагога;
процессуальная составляющая имиджа характеризуется профессионализмом, компетентностью, пластичностью, выразительностью, мобильностью.
Обратимся к структуре имиджа педагога. В ее состав входит несколько компонентов: внутреннее «Я», внешний вид педагога, средства общения, толерантность, компетентность. Они представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Структура имиджа педагога
Рассмотрим компоненты имиджа подробнее. Внутреннее «Я» заключается в соответствии внутреннего образа педагога относительно выбранной специальности. Показатели внутреннего «Я» – это профессиональная культура и мышление, эмоциональность и творческое настроение, привлекательность и изысканность, внутренняя устойчивость и достоинство, позиция и степень мобилизации.
Общеизвестно, что внешний вид педагога демонстрирует образ педагога (положительный или отрицательный), формирует хорошее впечатление (или негативное) и репутацию. Кроме того, именно внешний вид способствует проявлению привлекательности специалиста и профессиональных качеств.
Средства общения педагога могут быть вербальными и невербальными. Чаще всего педагоги пользуются жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией, магией слов, темпоритмом речи. Все это привлекает внимание воспитанников к его личности, вызывает доверие и настраивает на процесс взаимодействия.
Термин «толерантность» появился в русском языке не так давно, но основательно вошел в педагогическую область. В переводе с латинского он означает «терпеливый», т.е. толерантность – это терпимость к чужому мнению и верованию [3]. Поэтому в профессиональной деятельности педагогу необходимо овладеть различными методами воспитания и обучения, основанными на терпимости, уважении достоинства других людей.
Еще один компонент структуры имиджа педагога – профессиональная компетентность. Педагогический словарь понимает компетентность (лат. competеns – соответствующий, способный) как характеристику знаний и умений, позволяющих высказывать грамотные и верные суждения, оценки и мнения [27]. Под компетентностью также понимают владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [58]. Значит профессиональная компетентность характеризует теоретическую и практическую готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности [16].
Таким образом, структура имиджа педагога поликомпонентна. Все названные компоненты находятся во взаимодействии. Получается, что создание имиджа педагога является длительным и сложным процессом. При этом учитываются предпосылки, условия, специфика и технологии формирования специалиста и другие факторы, среди которых Я-концепция современного педагога [3]. Я-концепция – это динамическая система представлений педагога о себе самом, включающая физические, интеллектуальные и другие качества (возможна самооценка, личное осознание внешних факторов). К примеру, положительная Я-концепция педагога влияет на его профессиональную компетентность, а также на достижения результатов воспитанников и учащихся.
Заметим, имидж педагога включает в себя не только умения в области педагогической техники, но и специальные навыки и умения. Назовем наиболее важные из них:
А) Педагогический такт – соблюдение педагогических принципов меры в деятельности с подопечными, поиск правильного подхода к ним с учетом их личностных особенностей [12]. Педагогический такт характеризуется умением держаться достойно и выдержанно в коллективе, с воспитанниками и обучающимися, их родителями (законными представителями), а также способностью соблюдать меры влияния на них, умением выстроить с окружающими гармоничные отношения [13].
Б) Наблюдательность является целенаправленным и осмысленным восприятием, проникновением в суть дела и событий, определением особенности и связи между объектами [16]. Считается, что при развитой наблюдательности педагог обладает интуицией, способен увидеть внутренний мир воспитанников, понять их душевные состояния.
В) Коммуникабельность является способностью педагога к общению с окружающими [51]. Для ее формирования важно изучать теоретические и практические основы педагогического общения, особенности невербальных и вербальных средств коммуникации, основы конфликтологии.
Г) Эмпатийность заключается в способности педагога проявить свои чувства воспитанникам. А.С. Макаренко считал эмпатийность базовым качеством, т.к. педагог является человеком с богатым внутренним миром (и эмоциональным) и поэтому может глубоко прочувствовать и сопереживать детям. Педагог, способный к эмпатии, имеет следующие характеристики:
проявление терпимости к выраженным эмоциям со стороны других людей;
проникновение во внутренние миры своих подопечных без затрагивания своего собственного мира;
адаптация своего восприятия к осознанию других людей для наибольшего понимания происходящего с подопечным [3].
Д) Рефлексия является способностью педагога осуществлять самоанализ, осмысление, оценку предпосылок, условий, анализировать собственную деятельность [49]. Это также познание себя в качестве профессионала, понимание своего внутреннего мира (в том числе, мыслей, переживаний, размышлений).
Е) Педагогическая техника заключается в способности к регулированию своих действий, умению педагога учитывать свои психофизические особенности, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Кроме того, педагог обладает привлекательностью, культурой, приятными манерами, позволяющими ему соответствовать своему имиджу.
Несмотря на выделенные компоненты, навыки и умения, составляющие имидж педагога, в науке все еще существуют сомнения относительно его специфики. Мы считаем, что имидж педагога весьма специфичен, что подтверждается фактом: педагогического специалиста легко определяют в непрофессиональной среде окружающие люди. Причина этого, по мнению Л.М. Митиной в том, что «.многие педагоги подгоняют в устаревшие и неконструктивные традиции и правила свою индивидуальность» [34]. Так ли это на самом деле?
Мы считаем, что имидж педагога начинается с первого впечатления о нем. Отсюда важность самоподачи при педагогической коммуникации. Исследования Н.Г. Павловской демонстрируют, что 25% начинающих педагогов испытывают трудности при первом контакте с подопечными [41]. Получается, что дальнейшая динамика взаимодействия между педагогом и детьми зависит от первого впечатления. Так, А.А. Бодалев считал, что первое впечатление детей о педагоге – это важнейшая сторона взаимодействия в учебной деятельности [4]. Так формируется стереотип восприятия педагога.
Еще совсем недавно профессия педагога имела большой престиж, а имидж его был непререкаем. Но в наше время эта профессия утратила эти высоты. В чем же причины?
Во-первых, экономический фактор, определяющий положение педагога и, соответственно, взаимоотношения с подопечными и родителями. Способны ли сами педагоги изменить такую ситуацию? По мнению Л. Брауна, это вероятно сделать на основе индивидуальных имиджей каждого педагога, поскольку общая картина о любой профессии раскрывается через вычленение в массовом сознании типологических особенностей специалистов [7].
Во-вторых, разные педагоги относятся к имиджу по-разному. Отрицательно, чаще всего, имидж воспринимают опытные учителя (представители старшего поколения педагогической профессии), понимая его в качестве маски. Их приоритеты во внутреннем содержании, а не во внешнем образе (лозунг: быть, а не казаться). Отсюда настороженность при разговорах об имидже педагога, восприятие имиджа как неискренности. По нашему мнению, они недооценивают, что результат восприятия педагога подопечными заложен в формировании образа учителя, а имидж присутствует у всех педагогов. Просто построение имиджа зависимо от личности педагога, от индивидуальностей воспитанников, от пола, возрастов, профессионального и ученического опыта, уровня интеллекта, национальностей и т.д.
В-третьих, существует несоответствие значимости имиджа педагога относительно воспитанников и педагогов. К примеру, среди десяти важных для педагога профессиональных качеств имидж, по мнению детей, занимает второе место, в то время, как по мнению педагогов лишь восьмую позицию [66].
Кроме описанных причин, в общественном сознании всегда бытует имидж профессии педагога. Он складывается из общих характеристик, свойственных многим педагогам, и становится постепенно образом-стереотипом. Безусловно, имидж претерпевает изменения со временем. Рассмотрим особенности имиджа педагога в нашей стране за последнее столетие.
В 20-30-е гг. XX века «портрет» педагога не ограничивался знанием учебного предмета и владением методикой преподавания. Большое значение имело умение педагога организовать взаимоотношение с воспитуемыми и обучающими. К важным качествам педагога относились также: умение давать адекватную и справедливую оценку знаниям, создание дисциплины в коллективе, его внешний облик [45]. В 40-е гг. в педагоге ценились: знание учебной дисциплины (предметной области), общая эрудиция, политическая зрелость.
В 60-е годы черты, характеризующие квалифицированного педагога, были во многом личностные (субъективные). К примеру, педагог должен был обладать уравновешенностью, гармоничностью, сильной волей, храбростью, остроумием, приятной наружностью, пониманием своих подопечных, умением преподносить информацию логично и выразительно, требовательностью самостоятельностью, любовью к педагогическому труду. К ним обычно добавляли важность авторитета и знание предмета [10].
В 70-е гг. в педагоге ценились следующие качества: справедливость, ум, энергичность, требовательность, авторитетность, организаторские способности, приветливость, любовь к детям и своему предмету [30]. Данная тенденция прослеживалась вплоть до середины 80-х годов. В это время исследования показали, что для детей стало важно, чтобы педагог был справедливым, эрудированным, понимающим, добрым, аккуратным, умел сочетать строгость с душевностью и уважал воспитанников [26].
В 90-е гг. данному вопросу не уделяли много времени. Однако исследования демонстрируют, что дети в первую очередь считают важными качествами педагога доброту, внимательность, чувство юмора, такт [35]. Знание предмета и владение методикой уже не имеют настолько выраженной необходимости для воспитанников. Это объясняется тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Однако в это время В.М. Шепель провел анкетирование педагогов и их подопечных для создания образа педагога. Испытуемым предлагалось ранжировать 58 качеств. Результат был очевидным: в педагоге должна быть любовь к детям, но дети определили этому качеству одно из первых мест, а педагоги поставили его лишь на 28-е место [63].
В начале XXI века понятие «имидж» уже использовалось по отношению к педагогу. Так, имидж хорошего педагога в представлениях детей и их родителей (законных представителей) стал ассоциироваться с универсальными качествами: миролюбивость, оптимизм, тактичность, откровенность, активность, щедрость, уверенность, способность к сотрудничеству, организованность, трудолюбие, ум. Как видно из этого списка, знание предмета и владение методическими приемами опять остаются упущенными.
Получается, что общество способно порождать требования к профессиональному имиджу педагога, тем самым влияя и на его содержание. Однако неизменными качествами педагога на протяжении многих лет являются любовь к детям, доброжелательность, искренность и умение общаться. Качества образа стереотипа идеального педагога, по сути, являются системой требований, предъявляемой к его имиджу. Это своеобразный внутренний стимул совершенствования педагогов.
Важное место в нашем исследовании занимает вопрос о своеобразии имиджа у педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее как ДОО). К ним относятся воспитатели, педагоги по физической культуре и музыкальные руководители. Эти специалисты практически всегда на виду, они постоянно взаимодействуют с родителями, детьми, коллегами. Несмотря на хорошую профессиональную подготовку педагогов ДОО, они должны стремиться к совершенствованию своих личностных качеств и, соответственно, создавать (а потом и поддерживать) свой имидж [63]. По нашему мнению, он состоит из следующих компонентов: внешнего облика, особые качества педагога ДОО, вербальное поведение, педагогический этикет, педагогическая этика (рисунок 2).
Рассмотрим их более детально.
А) Внешний облик педагога ДОО. Для дошкольников важны впечатления, получаемые от зрительных и слуховых рецепторов. Поэтому их внимание сосредоточено на внешних характеристиках окружающих взрослых (в частности, на презентационных сигналах). Это не удивительно, ведь внешний облик педагога ДОО привлекает внимание детей, создает положительный образ, способен расположить их к себе. Кроме того, дети заимствуют у педагогов манеру одеваться [42]. Значит, для имиджа педагога ДОО важен внешний вид.
Для дошкольников имеет значение всё яркое, броское и эмоциональное. Поэтому имидж педагога ДОО подразумевает яркие цвета, узнаваемость в образе, соответствие социальной среде.
Рис. 2. Имидж педагога ДОО
Б) Особые качества педагога ДОО. К приоритетным характеристикам имиджа педагога ДОО относятся:
- личная привлекательность и обаяние;
- здоровье (физическое и психологическое);
- интерес к детям, умение решать их проблемы;
- уверенность, оптимистический взгляд на мир, активная позиция;
- интеллигентность, развитая общая и нравственная культура, эрудированность;
- индивидуальный стиль общения с детьми.
Имидж педагога ДОО содержит его имеющиеся качества, которые должны быть в гармонии с приписываемыми окружающими людьми (коллегами, родителями). Они раскрыты в таблице 1.
Формирование имиджа музыкального руководителя ДОО – это важная задача современной жизни. Это не случайно, ведь исследователи говорят о необходимости имиджа педагога на всех ступенях сферы образования (от дошкольного до высшего звена). По сути, имидж – это синтез внешних и внутренних качеств (индивидуально-личностных, профессиональных), способствующий эффективности педагогической деятельности. Именно этого должен достичь каждый специалист-педагог.
Поэтому в нашем исследовании мы обратились к трактовке важных понятий этой проблемы. Так, под имиджем мы понимаем мнение о ком-либо на основе сформированного социумом образа, возникшего в результате контакта с ним или при получении о нем информации из любых источников (людей, рекламы, литературы, сетей Интернет и т.п.).
Имидж педагога – это уже более сложное понятие, имеющее свою структуру. В ее состав входит несколько компонентов: внутреннее «Я», внешний вид педагога, средства общения, толерантность, компетентность. Имидж педагога ДОО состоит из похожих компонентов: внешнего облика, особых качеств педагога ДОО, вербального поведения, педагогического этикета, педагогической этики.
Формирование имиджа музыкального руководителя ДОО требует целенаправленной работы в этом направлении. Нами она видится в виде структурной модели формирования имиджа музыкального руководителя ДОО. Она состоит из нескольких блоков: технологии формирования, учета компонентов, форм работы с дошкольниками, коллегами и родителями.
Так, технология формирования имиджа музыкального руководителя ДОО опирается на процессы осмысления и осознания четырех «Я»: «реального Я», «идеального Я», «антиидеального Я», «профессионального Я». При этом большая роль отводится следующим компонентам: когнитивному, оценочному и поведенческому.
Однако наибольшие возможности предполагают организационно-методические условия. Это существенный компонент синтеза норм объекта, явления или процесса, от которого имеют зависимость иные феномены среды.
К организационным условиям относятся: августовские совещания музыкальных руководителей, Советы ДОО, совещания с руководителями ДОО, оперативные совещания, методические семинары, методические объединения музыкальных руководителей района (города, муниципалитета), научно-практические конференции, курсы повышения квалификации, открытые музыкальные занятия. Методические условия характеризуются требованиями, ситуациями и обстоятельствами, которые учитываются для получения оптимальной результативности при внедрении новаций. К ним относятся:
сформированность музыкальных компетенций на достаточном уровне;
сформированность профессиональной компетентности;
сформированность компетентности в области использования информационных и информационно-коммуникативных технологий;
знания технологий, методики обучения и воспитания дошкольников.
Наиболее оптимальным для ДОО, эффективным для музыкального работника и адекватным по отношению к ФГОС ДО является применение современной инновационной технологии формирования имиджа специалиста в области педагогики – «Имидж-кейс». Данная технология предполагает не просто разнообразные знания в области имиджелогии. Она направлена на использование их в профессиональной практике, на становление профессионала, квалифицированного специалиста. Мы применили его в практической деятельности и составили имидж-кейс для музыкальных руководителей. Его содержание заложено в три блока (раздела): диагностический инструментарий, работа над собой и советы специалистов имиджелогии.
Опытно-экспериментальная работа доказала эффективность и перспективность целенаправленной работы, направленной на формирование имиджа музыкального руководителя ДОО. Результаты демонстрируют изменения. Созданные экспериментальные условия привели к росту показателей, определяющих уровень сформированности имиджа музыкального руководителя ДОО; количество музыкальных руководителей, ставших реализовать профессиональную деятельность в рамках позитивного имиджа, значительно выросло (виден переход из низкого уровня в средний, из среднего – в высокий). Показатели этого качества в контрольной группе остались практически неизменными.
Кроме того, формирование имиджа музыкального руководителя ДОО напрямую зависит от поддержки извне (например, от эффективного функционирования творческого сообщества «Школа имиджа»). Хотя небольшой процент изменений, произошедших и в контрольной группе, говорит о том, что в ходе педагогической практической деятельности любой музыкальный руководитель ДОО способен сформировать свой имидж. Но на это могут уйти долгие годы, хотя от желания самого музыкального руководителя достичь высот профессионального мастерства также зависит результат.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований может стать изучение специфики формирования имиджа воспитателя, руководителя кружковой деятельности в ДОО. Кроме того, исследования могут коснуться формирования и развития имиджа будущих музыкальных руководителей ДОО (студентов колледжей, вузов), а также внедрению имиджа музыкального руководителя силами средств массовой информации и ресурсов сети Интернет.
1 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 288 с.
2 Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография [Текст] / В.А. Беликов. – Москва: Владос, 2004. – 357 с.
3 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – Москва: Наука, 1986. – 420 с
4 Бодалев, А.А. Психология общения: энциклопедический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 671 с.
5 Большая психологическая энциклопедия [Текст] / А.Б. Альмуханова и др. – Москва: Эксмо, 2007. – 542 с.
6 Большой Российский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Изд-во Большая Российская энциклопедия, РМГ Мультимедиа. – Москва: РМГ Медиа, 2010. – Систем. требования: Pentium 166 Mhz ; 64 Mb ; Windows 98/Me/2000/XP/Vista/7. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв., зв.; 12 см.
7 Браун, Л. Имидж - путь к успеху: Практ. пособие для мужчин и женщин [Текст] / Л. Браун; Пер. с англ. Л. Царук. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 186 с.
8 Брокгауз, Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Текст] / Ф.А. Брокгауз. – Соврем. версия. – Т. 18 – Москва: Эксмо, 2006. – 255 с.
9 Воронов, С.А. Структура и содержание компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий [Текст] / С.А. Воронов // Педагогические науки. – Чебоксары: ЧГПУ, 2017. – С.83-89.
10 Гоноболин, Ф.Н., Гуревич, К.М., Благонадежина, Л.В. Психология: Учебник для пед. ин-тов [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. – Москва: Учпедгиз, 1956. – 575 с.
11 Демидова, Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования [Текст] / Г.А. Демидова // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). – Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – 200 с.
12 Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Москва: Харвест: ACT, 2001. – 567 с.
13 Етерская, Н.А. Педагогический такт – неотъемлемая часть мастерства современного учителя [Текст] / Н.А. Етерская // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. – С. 139-141.
14 Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь омонимов русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – Москва: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 1406 с.
15 Жарова, М.Н. Психология: учебник [Текст] / М.Н. Жарова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 367 с.
16 Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика [Текст] / А.Ф. Закирова. – Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. – 328 с.
17 Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства [Текст] / И.А. Зязюн. – Москва: Просвещение, 1989. – 301 с.
18 Имиджелогия: Как нравиться людям [Текст] / В.М. Шепель. – Москва: Нар. образование, 2002. – 575 с.
19 Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. Ипполитова // General and Professional Education, 2012. - №1. – С.84-89.
20 Калашников, В.Г., Казанцева, Г.Н. Моделирование и формирование эмоциональной культуры личности: контекстный подход: практико-ориентированная монография [Текст] / В.Г. Калашников, Г.Н. Казанцева. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 128 с.
21 Калюжный, А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя [Текст] / А.А. Калюжный // Журнал прикладной психологии. – 2005. - № 6. – С. 45-48.
22 Калюжный, А.А. Особенности построения профессионального имиджа [Текст] / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия: Социология и управление персоналом. – 2006. - № 3 (19). – С. 59-63.
23 Карпенко, С. Создание и продвижение бренда артиста. О музыкальном маркетинге [Электронный ресурс] // Hitlib.com. - Режим доступа: URL: https://hitlib.com/blog/sergej-karpenko-o-muzykalnom-marketinge-sozdanie-i-prodvizhenie-brenda-artista/. - Дата обращения: 17.01.2019.
24 Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2019. – 431 с.
25 Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры [Текст] / Е.И. Козырева // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – 24 с.
26 Колесов, Д.В., Мягков, И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка [Текст] / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. – Москва: Просвещение, 1986. – 78 с.
27 Краткий педагогический словарь [Текст] / Г.А. Андреева и др. – Москва: В.Секачев, 2007. – 180 с.
28 Крысанова, О.А. Позитивный индивидуальный имидж педагога [Текст] / О.А. Крысанова // PR в образовании. – 2006. -№ 4. – С. 64-69.
29 Левина, И.Р. Компетентность учителя музыки [Текст] / И.Р. Левина. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2005. – 143 с.
30 Лендел, Ж. О понимании личности учителей школьниками 8-10-х классов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07) [Текст] / Ж. Лендел. – Москва, 1979. – 22 с.
31 Лец, С.Е. «Self-brand» как уникальность «Self» [Электронный ресурс] / С.Е. Лец // Психология и бизнес. – Режим доступа: URL: https://psy**ho.ru/library/2092. - Дата обращения: 14.01.2019.
32 Макаренко, А.С. Флаги на башнях [Текст] / А.С. Макаренко. – Санкт-Петербург: Азбука, 2018. – 540 с.
33 Митина, Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски [Текст] / Л.М. Митина. – Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. – 454 с.
34 Митина, Л.М. Психологу об учителе: личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы [Текст] / Л.М. Митина. – Москва: МГППУ, 2010. – 384 с.
35 Михалевская, Г.И. Коммуникативные умения педагога: Учеб. пособие [Текст] / Г.И. Михалевская. – Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – 62 с.
36 Музыкальный руководитель в России: статистика и рейтинг зарплат, количество вакансий и анализ рынка [Электронный ресурс] // Grubber.ru. – Режим доступа: URL: https://gr**ber.ru/statistika/russia/muzykalnyy-rukovoditel. - Дата обращения: 14.01.2019.
37 Настольная книга музыкального руководителя [Текст] / И.П. Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 123 с.
38 Новый общественно-политический словарь [Текст] / Под ред. Л. Буссаге; пер. с фр. В.И. Божовича. – Москва: Московская школа политических исследований, 2008. – 546 с.
39 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. – Москва: Мир и образование, 2018. – 1375 с.
40 Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. . канд. пед. наук [Текст] / С.Н. Павлов. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.
41 Павловская, Н.Г. Роль имиджа в педагогической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.rusn**ka.com/15_APSN_2010/Pedagogica/67814.doc.htm/ - Дата обращения: 10.01.2019.
42 Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж [Текст] / А.Ю. Панасюк. – Москва: Дело, 2000. – 112 с.
43 Педагогика: учебный словарь-глоссарий [Текст] / Сост. Р.Ф. Габбасов. – Уфа: БГПУ, 2017. – 89 с.
44 Почепцов, Г.Г. Имиджелогия [Текст] / Г.Г. Почепцов. – Москва; Киев: Рефл-бук Ваклер, 2006. – 574 с.
45 Прозоров, Г.С. О педагогическом такте [Текст] / Г.С. Прозоров. – Петрозаводск: Госиздат КФССР, 1956. – 47 с.
46 Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов [Текст] / А.В. Сверчков // Молодой ученый, 2009. - №4. – С. 279-282.
47 Семенова, Л.М. Имидж-кейс как инструмент моделирования персонального и профессионального имиджа [Текст] / Л.М. Семенова // Гуманитарные технологии в современном мире. – Калининград, 2017. – С.192-194.
48 Семенова, Л.М. Имиджменеджмент: учебное пособие [Текст] / Л.М. Семенова. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГЭУ. 2016. – 83 с.
49 Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст] / И.С. Сергеев. – Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 316 с.
50 Сизова, Е.Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития [Текст] / Е.Р. Сизова. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 112 с.
51 Словарь по социальной педагогике [Текст] / Авт.-сост. А.В. Мардахаев. – Москва: Академия, 2002. – 308 с.
52 Спиллейн, М. Создайте свой имидж: Руководство для женщин [Текст] / М. Спиллейн. – Москва: Изд. фирма ОЛМА-пресс, 1996. – 147 с.
53 Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д.Н.Ушакова. – Москва: Издательство: ИДДК, 2004. – В 4 т.
54 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство науки РФ. – Режим доступа: URL: httpV/миноб**ауки.рф. - Дата обращения: 15.01.2019.
55 Феофанов, О.А. США: реклама и общество [Текст] / О.А. Фелфанов. – Москва: Мысль, 1974. – 262 с.
56 Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – Москва: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
57 Фокин, Н.И. Экономический словарь неэкономических понятий [Текст] / Н.И. Фокин. – Москва: Издательские решения, 2016. – 432 с.
58 Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебное пособие [Текст] / А.В. Хуторской. – Москва: Высшая школа, 2007. – 638 с.
59 Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Эйдос. - 2005. – Режим доступа: URL: http://www.ei**s.ru/journal/2005/1212.htm. - Дата обращения: 20.01.2019.
60 Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории [Текст] / В.Л. Чекулаенко. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 189 с.
61 Черепанова, В.Н. Имиджелогия в сервисе: учебник для студентов [Текст] / В.Н. Черепанова. – Тюмень: ТИУ, 2017. – 136 с.
62 Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства [Текст] / Пер. П.С. Попова; Под общ. ред. М.Ф. Овсянникова. – Санкт-Петербург: Алетейя, 1996. – 495 с.
63 Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния [Текст] / В.М. Шепель. – Москва: Фирма Линка-пресс, 1997. – 166 с.
64 Шишов, С.Б. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С.Б.Шишов // Современная школа. – 1999. - № 1. – С. 82.
65 Шкурко, Н.М. Имидж современного учителя: структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования: Автореф. дис. . канд. психол. наук [Текст] / Н.М. Шкурко. – Москва, 2006. – 22 с.
66 Яковлева, Е.Л. Имидж и социальные роли [Текст] / Е.Л. Яковлева // Политический маркетинг. – 2004. № 7 (76). – С.97-102.
67 Hutmacher W. Key competencies for Europe [Text] / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe. – Strasburg, 1997. – P. 11.
Тема: | «Организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 130 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организационно-педагогические условия успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
Курсовая работа:
Воспитание национальной культуры старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Магистерская работа:
Правовое регулирование внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации дошкольного образования
Дипломная работа:
Организационно-методические условия подготовки обучающихся к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности
Магистерская работа:
Руководство развитием образовательной организации на примере башкирского экономико-юридического колледжа