Курсовая работа
«Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»
- 32 страниц
Введение 3
1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
1.1 Понятие и классификация транспортных преступлений 5
1.2 Понятие, признаки и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта; ст.ст. 263-271 УК РФ 10
2. Проблемы квалификации и ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 15
2.1 Квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и их характеристика 15
2.2 Проблемы квалификации и совершенствования уголовно-правовой нормы, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 19
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Положительные стороны динамичного и системного совершенствования транспортного комплекса привносят с собой нежелательные последствия, о которых свидетельствуют, с одной стороны, характер причиняемого вреда здоровью и жизни и имущественного ущерба, а с другой – многочисленные изменения и дополнения, вносимые в уголовное законодательство, в частности в главу о транспортных преступлениях. На протяжении продолжительного времени законодатель совершенствует уголовное нормы, закрепляющие ответственность за совершение дорожно-транспортных преступлений. Это связано необходимостью наиболее пол-ной защиты населения от таких средств повышенной опасности, как транс-порт.
При этом как различен транспорт, так различны и преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. В науке выделяются их многочисленные характерные черты и особенности, которые требуют более полного и широкомасштабного изучения, потому что в теории нет единого подхода к пониманию сути дорожно-транспортных преступлений.
Объектом данной работы стали правоотношения уголовной ответственности за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Предметом, в свою очередь, выступило право-вое регулирование уголовной ответственности за дорожно-транспортные преступления.
Целью работы стало полноценное изучение института уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Во исполнение поставленной цели нами были сформированы следующие задачи:
1. изучить понятие и классификацию транспортных преступлений;
2. рассмотреть понятие, признаки и виды преступлений против без-опасности движения и эксплуатации транспорта; ст.ст. 263-271 УК РФ;
3. изучить квалифицированные виды нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и их характеристика;
4. проанализировать проблемы квалификации и совершенствования уголовно-правовой нормы, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств.
В работе были использованы различные исследовательские методы, среди которых: метод анализа, метод синтеза, диалектических метод, сравнительно-юридический метод, сравнительно-исторический метод, специально-юридический метод и иные. Они и послужили методологической базой.
Нормативная база включает в себя уголовное и смежное законодательство: Уголовный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Федеральные за-коны, Постановления правительства. Также использовались материалы судебной практики.
Работа обладает теоретической значимостью в связи с тем, что в ней проведен полноценный анализ преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также обладает практической значимостью, т.к. позволяет улучшить понимание механизма дорожно-транспортных преступлений, что поспособствует работе дознавателем или следователем.
1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
1.1 Понятие и классификация транспортных преступлений
Развитие транспорта, объектов транспортной инфраструктуры, формирование высокотехнологических комплексов обслуживания и организации движения способствуют решению задач общественной жизни. Однако положительные стороны динамичного и системного совершенствования транспортного комплекса привносят с собой нежелательные последствия, о которых свидетельствуют, с одной стороны, характер причиняемого вреда здоровью и жизни и имущественного ущерба, а с другой – многочисленные изменения и дополнения, вносимые в уголовное законодательство, в частности в главу о транспортных преступлениях [12, с.96].
Данная проблема не нова и лежит в основе решения не только технических, организационных, управленческих и кадровых вопросов, но и уголовно-правовых. Задача обеспечения правовой охраны безопасного движения транспорта возникла после того, как сформировалось правовое регулирование движения транспорта, использования путей сообщения и соответствующих коммуникаций. Интенсивность движения транспорта предопределила также проблему охраны как самого транспорта, так и общественных интересов от транспорта.
Рассматриваемая проблема в истории уголовного законодательства остается неразрешенной до настоящего времени, остается спорным пони-мание системы общественных отношений, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Формирование законодательства и понятий в теории уголовного законодательства осуществлялось по мере развития отдельных транспортных средств, затем видов транспорта, а в настоящее время – транспортного комплекса как отрасли экономики.
Необходимость определения общего понятия транспортных преступлений в теории уголовного права возникает в период разработки си-стемы Особенной части Уголовного кодекса. До этого момента большинство исследователей занималось изучением отдельных видов транспортных преступлений.
Стоит отметить, что некоторые исследователи, изучающие транс-портные преступления, все же пытались сделать обобщенное определение дефиниции «транспортные преступления». Первым попытался это сделать Н. С. Алексеев, который утверждал, что «для успешной борьбы с транс-портными преступлениями серьезное значение имеют вопросы кодификации, правильное построение в будущем законодательстве системы транс-портных преступлений и разрешение вопроса о том, какие общественно опасные деяния следует отнести к этой группе преступлений» [11, с.113].
Н. С. Алексеев пишет: «Транспортные преступление – это такое общественно опасное действие или бездействие, которое непосредственно посягает на правильную, отвечающую интересам государства работу транспорта2». Впоследствии данное определение многократно критиковалось в юридической среде. К примеру, по мнению А.И. Коробеева, «данное определение, во-первых, не содержит в себе «всех наиболее устойчивых и характерных признаков транспортных преступлений, акцентируя ротой (посягательство на правильную работу транспорта не всегда сопряжено с угрозой безопасности его функционирования)» [11, с.114].
В.И. Касынюка пишет: «Транспортные преступления – это «предусмотренные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния (действие или бездействие), посягающие на безопасную работу транспорта в сфере его движения и эксплуатации». Мы считает, что определение транспортных преступлений, сформулированное В.И. Касынюком, наиболее точно отражает современное понимание сущности транспортных преступления. При этом, В.И. Касынюк, отражая в своём определении при-знаки транспортных преступлений, не указал на общественно-опасные последствия транспортных преступлений [29, с.2-4].
В юридической литературе, посвященной транспортным преступлениям, можно увидеть и другие определения дефиниции «транспортные преступления». Часть определения раскрывает сущность конкретных видов транспортных преступлений, неоправданно сужая круг действий и бездействия, признаваемых транспортными преступлениями. Авторы других определений, формулируя содержание дефиниции «транспортных преступлений» указывают в них форму вины и прописывают общественно-опасные последствия. Существенным недостатком целого ряда определений, как говорили мы ранее, найденных в научной литературе, является то, что их авторы не прописывают общественно-опасные последствия, которые возникают в результате совершения транспортных преступлений [19, с.162].
Формулируя определение дефиниции «транспортные преступления», необходимо понимать, что является объектом транспортных преступлений, поскольку российский законодатель группирует преступления исходя из близости общественных отношений, охраняемых уголовно-правовыми нормами. В науке уголовного права имеется множество вариантов определения содержания дефиниции «объект преступления». При этом, если про-вести углубленный анализ юридической литературы, посвященной данной проблеме, то можно увидеть, что существует два подхода, имеющих диаметрально противоположную концепцию. Первых подход основан на том, что объектом преступлений признаются какие-либо блага, ценности или интересы. Второй же основан на том, что объектом признаются общественные отношения. В нашем исследовании под объектом транспортных преступлений мы понимаем общественные отношения, охраняемые уголовно-правовыми нормами.
Для того, чтобы понять, какие общественные отношения являются объектом транспортных преступлений, необходимо понять, что такое безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Современная российская нормативно-правовая база, обеспечивающая безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, не определяет содержание термина «безопасность». При этом, нормативно-правовая база, которая обеспечивала её ранее, давала определение дефиниции «безопасность». В ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» говорится: «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Необходимо также отметить, что во многих исследования, в которых поднимаются вопросы, связанные с безопасностью, авторы используют схожее определение. Кроме того, в ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» говорится: «Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» [10].
Отталкиваясь от этого определения, и, принимая во внимание положение ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», объектом транспортных преступлений необходимо признать общественные от-ношения, которые обеспечивают безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от угроз, которые возникают при движении и эксплуатации транспортных средств.
Следовательно, обобщенное понятие транспортных средств можно сформулировать следующим образом: «транспортные преступления – это предусмотренные Уголовным кодексом РФ виновно совершенное общественно опасные деяния, которые посягают на общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от угроз, которые возникают при движении и эксплуатации транспортных средств.
Говоря о транспортных средствах, необходимо отметить, что к транспортным средствам, предусмотренным статьями гл. 27 УК РФ, относятся все виды железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, метрополитена, автомобили, трамваи, тракторы, троллейбусы, мотоциклы, самоходные дорожно-строительные машины и другие механические транспортные средства. К водным судам относятся все плавающие средства, кроме маломерных, в том числе весельных лодок, лодок моторных, а также водных велосипедов [2].
Исходя из сфер функционирования транспортных средств и характеристики субъектов, транспортные преступления можно классифицировать следующие их группы [2]:
1) преступления, которые совершаются субъектами, управляющими транспортными средствами (ст. 263, 264, 264.1, 271 УК);
2) совершаемые лицами, обеспечивающими условия для безопасности транспортных средств (ст. 263.1, 266, 268, 269 УК);
3) совершаемые лицами, призванными способствовать обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 270, 271.1 УК).
Вместе с тем в литературе в большинстве случаев деление всех транспортных преступлений на две группы:
1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, включающие деяния, предусмотренные ст. 263-266, 271, 271.1 УК;
2) иные преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, включающие деяния, предусмотренные ст. 267-270 УК.
Высказывается и иная точка зрения, согласно которой выделяются также две группы, но иные, транспортных преступлений:
1) деяния, сопряженные с нарушением безопасности обращения с транспортными средствами (ст. 263, 264, 266, 267, 268 УК);
2) преступления, не нарушающие безопасность пользования транс-портным средством (ст. 269-271 УК). Однако такое деление нельзя при-знать удачным, поскольку вторая группа по своему названию выводит внесенные в нее преступления их числа транспортных.
Выделяются и четыре их группы:
1) преступления в сфере безопасности функционирования железно-дорожных, воздушных, морских и речных транспортных средств (ст. 263 и ст. 270 УК);
2) преступления в сфере безопасности функционирования дорожно-транспортных средств (ст. 264 УК);
3) преступления в сфере безопасности функционирования всех видов механических транспортных средств (ст. 266-268 УК);
4) иные преступления, относимые к транспортным (ст. 269, 271 УК).
В литературе также высказывается мнение, что состав преступления, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) целесообразно рассматривать квалифицирующим признаком оставления в опасности (ст. 125 УК), исключив его из группы транспортных преступлений, и определив его место в системе уголовного права как преступление против личности [2].
В доктрине уголовного права ведутся споры по поводу понятия и классификаций транспортных преступлений. Учеными сгенерированы множество трактов понятия «транспортное преступление», однако наиболее верным на наш взгляд является понимание данных преступлений как предусмотренных уголовным законом общественно опасных, виновных деяния, посягающих на безопасную работу транспорта в сфере его движения и эксплуатации. Что касается классификаций, то они в большей степени носят теоретический характер и важны для лучшего понимания сути данных преступлений, однако не составляют существенной ценности для их квалификации.
По результатам настоящей работы можно сделать следующие выводы.
Особенная часть действующего УК РФ предусматривает ряд составов преступлений, связанных с причинением вреда здоровью человека или причинением смерти, при нарушении правил производства каких-либо работ в промышленности или при нарушении правил эксплуатации каких-либо технических средств.
Прежде всего, следует назвать составы преступлений против без-опасности движения и эксплуатации транспорта (глава 27 УК РФ). В главе 33 УК («Преступления против военной службы») также содержится ряд составов преступлений в сфере транспорта.
Все указанные преступления связаны «с отношениями по использованию источников повышенной опасности, а точнее – с отношениями, обеспечивающими упорядоченное и, стало быть, безопасное использование этих источников». Таким образом, указанные деяния обладают всем набором общих признаков преступления, таких как: виновность; общественная опасность; противоправность; наказуемость.
Кроме того, вышеперечисленные деяния связаны с деятельностью по использованию источников повышенной опасности. Источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.
Родовым объектом технических преступлений является общественная безопасность. Помимо этого составам технических преступлений свойственен также и дополнительный объект – жизнь и здоровье человека.
В составах конкретного преступления можно в зависимости от сферы, в которой совершается посягательство можно выделить видовой объект технического преступления (например, общественная безопасность в сфере транспорта).
Уголовный кодекс РФ впервые выделил специальную главу 27, которая содержит составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Выделение норм об этих преступлениях в самостоятельную главу, уточнение объективных и субъективных признаков этих норм и их унификация, безусловно, является достоинством действующего Уголовного кодекса РФ. В настоящее время после всех изменений и дополнений, которые коснулись содержания главы 27 УК РФ, она объединяет 12 составов преступлений.
Правилами дорожного движения определяется правовое положение различных участников дорожного движения. При этом названные Правила призваны обеспечивать благоприятные условия взаимодействия участников дорожного движения и обеспечить его безопасность. Как известно положений ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения следует понимать состояние дорожного движения, в котором отражается степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и раздели-тельные полосы при их наличии. Дорожным движением признается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Таким образом, основным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует признать безопасность дорожного движения. Факультативным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является жизнь и здоровье человека. Предметом преступления выступают упомянутые в диспозиции ст. 264 УК РФ и в примечании к ней механические транспортные средства.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993// Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398;
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954;
3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 20.12.2017) О железнодорожном транспорте в Российской Федерации// Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 169;
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) О безопасности дорожного движения// Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, N 50, ст. 4873;
5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, N 11, ст. 1001;
6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.05.2018)// Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, N 12, ст. 1383;
7. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) О безопасности // Официальный интернет-портал правовой информации [URL: http://www.pravo.gov.ru - 06.10.2015];
8. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 30.01.2018) Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 05.04.2010, N 14, ст. 1649;
9. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 13.02.2018) О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2018)// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, N 47, ст. 4531;
10. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» // «Ведомости СНД и ВС РФ». 09.04.1992. N 15. ст. 769.
11. Алексеев Н. С. Транспортные преступления. Л., 2017.– 128 с.
12. Алтухов С.А. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта / С.А.Алтухов, А.П.Бохан // Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. – 240 с.
13. Бохан А. П. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты: монография. Ростов н/Д, 2017. – 230 с.
14. Бохан А. П. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2016. – 112 с.
15. Глистин В. К. Проблемы уголовно-правовой охраны общественных отношений. Л., 2018. – 227 с.
16. Гринберг М. С. Технические преступления. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2016. – 325 с.
17. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Норма, 2017. – 420 с.
18. Квашис В.Е. Преступная неосторожность. Социально-правовые и криминологические проблемы / Квашис В.Е. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2018. – 234 с.
19. Козаченко И. Я. Уголовное право. Общая часть: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2017. – 446 с.
20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (по-статейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. – 702 с.
21. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 2. – 764 с.
22. Концепции развития российского законодательства / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2016. – 429 с.
23. Коробеев А.И. Транспортные преступления. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2017. – 165 с.
24. Милль Д. С. Система логики силлогической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования / пер. с англ.; под ред. Ивановского В.Н. М., 2017. – 523 с.
25. Проценко С. В. Установление причинной связи в процессе квалификации транспортного преступления // Юридический мир. – 2018. – 89 с.
26. Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2017. – 260 с.
27. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сборник очерков / под ред. В.В. Лунеева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 280 с.
28. Фролов И. Т. Философский словарь. 5-е изд. М.: Политиздат, 2016. – 597 с.
29. Касынюк В.И. Уголовная ответственность за транспортные преступления. - Харьков: Высшая школа, 2017. – С. 2-4
30. Лунева А.В. Проблема установления момента начала жизни новорожденного // Пробелы в Российском законодательсте. Юридический журнал. 2017. № 1. – С. 360-361
Головин А.Ю., Бессараб Н.С. Некоторые правовые проблемы определения момента смерти человека как юридического факта//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридически науки. 2018. № 3-2. – С. 7-10
Тема: | «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» | |
Раздел: | Уголовное право и процесс | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Преступления против БДД
Курсовая работа:
Преступления против личности
Курсовая работа:
Характеристика специального субъекта преступления
Курсовая работа:
Общая характеристика преступлений против здоровья
Курсовая работа:
Квалификация преступлений со специальным субъектом на примере преступлений против военной службы (по материалам военных судов Российской Федерации)