Реферат

«Основные свойства образов восприятия. Теории восприятия.»

  • 16 страниц
Содержание

Введение ….3

1. Теории восприятия ….4

2. Проблема восприятия в психологии ….7

2.1 Определение восприятия ….7

2.2 Характеристики образа восприятия …8

Заключение …15

Список использованной литературы….16

Введение

Система восприятия человека является одной из основных регулирующих систем, которые обеспечивают активные формы жизнедеятельности организма. Система регуляции восприятия включает в себя различные звенья, как внешние, так и внутренние. В частности, из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма, которое оценивается как комфортное или же дискомфортное.

Внешняя среда постоянно формирует опыт, который усваивается путем понимания и затем используется в процессе жизнедеятельности в процессе его использования. Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом. Восприятие тесно связано с процессом понимания, так как именно от качества восприятия зависит понимание индивидом предметов и явлений как внутреннего, т ак и окружающего мира.

Актуальность данной работы состоит в том, что недостаточное изучение восприятия, понимания не позволяет эффективно определять состояние психологического развития на дальнейшее общее развитие личности её поведения. Подобные исследования могут решить много проблем в развитии личности и её социализации.

Объект исследования – взаимосвязь процессов восприятия и понимания в развитии личности.

Предмет исследования - современные исследования восприятия, понимания в психологии. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс понимания окружающих предметов и явлений тесно связан с качеством процесса восприятия и влиянием на него различных нарушений.

Цель данной работы состоит в изучении взаимосвязи восприятия и понимания у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования: Рассмотреть сущность и содержание понятия восприятия.

Фрагмент работы

Рассмотрим теории восприятия. Теория ассоциативной психологии. Данная теория первая, основанная на научных наблюдениях, достигшая наибольшего влияния во второй половине XIX века. Представителями этой теории были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1897), В. Вундт (1887), американский психолог Э.Б. Титченер (1898). Все они придерживались общих взглядов на природу восприятия, несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем. Они считали, что образ, который воспринимает человек, является сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. Само же ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, которое подверглось воздействию изолированного внешнего раздражителя.

Центральной проблемой для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства, трудность которой заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится это восприятие и способов этого объединения. Для объяснения одних субъективных данных ассоциативная теория привлекала другие, пытаясь вывести сознание из самого себя, в этом была их основная ошибка. Раз восприятие является комплексом ощущений, считали структуралисты, то задача психолога в том, чтобы в своем субъективном опыте путем самонаблюдения найти элементарные ощущения, изолировать и описать их. Данный метод получил название аналитической интроспекции.

При такой постановке вопроса подлинные проблемы восприятия оставались вне поля психологического исследования. В начале XX века ассоциативная психология восприятия утратила свое влияние, так и не сумев объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия. Гештальт-теория Согласно этой теории, гештальты – целостные формы, структурируют перцептивное восприятие и другие ментальные процессы. То, что происходит с элементами целого, отмечал М. Вертгеймер, определяется внутренними законами, присущими этому целому.

Представителями этой теории было собрано большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. В зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость элементы поля объединяются в структуру.

Перцептивные процессы гештальтпсихологии считали врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры. Новым вариантом физиологического идеализма, стало представление о том, что психические процессы отражают состояние мозга, а не внешний мир. Гештальтпсихологи поставили такие важные проблемы, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, но решить их не смогли. Причина заключалась в том, что им свойственны были все основные недостатки ассоциативной психологии. Преодоление этих сложностей возможно только с позиций диалектического материализма.

Концепция Д. Гибсона. В концепции американского психолога Д. Гибсона восприятие трактуется как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия. Только организованные системы раздражителей содержат информацию о внешнем мире. По мнению ученого восприятие является активным процессом, потому что нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием.

Заключение

Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка. В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме, вне которой не может существовать предмет.

В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи: пространственные и временные. Ребенок познает их вначале в условиях бытовой жизни путем чувственного созерцания, движений, различных практических действий.

В ходе данного исследования удалось установить, что восприятие является частью процессов понимания и мышления, поэтому оно не является самостоятельным психическим процессом.

Восприятие в современной психологии как отечественной, так и зарубежной воспринимается как компонент мышления и понимания, то есть неразрывно связано с потом поступающей к человеку информации.

Восприятие обеспечивает для человека установление связи для раскрытия новых свойств объекта познания и сопоставления их с уже известными субъекту, что в свою очередь влияет на формирование операционального смысла различных новых свойств объекта и дальнейшего определение их места в структуре мыслительной деятельности личности.

Таким образом, для восприятия и понимания различного нового информационного материала человек всегда решает определенную мыслительную задачу, так как восприятие нового происходит исключительно в процессе мыслительной деятельности.

Список литературы

Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, - М.: Смысл, 2005. – 403 с.

2. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Собрание сочинений. М., 2004 г.

3. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. – 512 с.

4. Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности. / Мышление, общение, практика. Ярославль,2006.

5. Дейк Т.А., Кинч У. Стратегии понимания связного текста. / Новое в зарубежной лингвистике. М.: 2008

6. Джонсон, Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. ‒ С-Петербург, 2001. – 256 с.

7. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

8. Знаков В.В. Манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 45-54.

9. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 448 с.

10. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – СПб.: Питер, 2004.

11. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Смысл, 2002. – 167 с.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев, - М.: Смысл, 2003. – 487 с.

13. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. – СПб.: Речь, 2002.

14. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. / Загадка человеческого понимания. М., 1991.

15. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В., (Теревинф Москва 2011).

16. Практика по психологии: Методические рекомендации для студентов факультета педагогики и психологии / Под редакцией доцента, к. психол. н. Л.М. Колпаковой. – Казань: АСО (КСЮИ), 2008. – 120 с.

17. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал 2001 № 1

Покупка готовой работы
Тема: «Основные свойства образов восприятия. Теории восприятия.»
Раздел: Разное
Тип: Реферат
Страниц: 16
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика