Курсовая работа
«Ежемесячное пожизненное содержание судей»
- 33 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения судей в РФ 7
1.1. Конституция РФ - гарант пенсионного обеспечения 7
1.2. Федеральный закон "О страховых пенсиях" - нормативная основа пенсионного обеспечения 11
1.3. Закон РФ «О статусе судей в РФ» 14
Глава 2. Факторы ежемесячного пожизненного содержания судей 16
2.1. Пожизненное содержание судей 16
2.2. Основания назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям 21
2.3. Определение стажа работы и размера ежемесячного пожизненного содержания судей 25
2.4. Прекращение выплаты пожизненного содержания 28
Заключение 30
Список литературы 33
Актуальность темы исследования. Последние годы ознаменованы принятием и поэтапной реализацией Концепции судебной реформы, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 года. В качестве одной из задач, подлежащих решению, признается необходимым утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Авторы Концепции Судебной реформы отмечают, что судебная реформа состоится, если в ряду других основных задач будет решена задача по созданию предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом.
Независимость судьи признана важнейшим принципом судопроизводства на конституционном уровне: в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
В разделе 4 Концепции Судебной реформы «Статус судей и работников правоохранительных органов» отмечается, что судебная реформа имеет целью создание независимой и влиятельной судейской корпорации, гарантирование процессуальной самостоятельности работников юстиции и их достойного материально - бытового и социального обеспечения, а также предлагается среди прочих прав признать право работников правоохранительных органов на отставку с получением после 10-20 лет работы на соответствующих должностях пожизненного содержания, пропорционального количеству отработанного времени.
Одной из гарантий независимости судьи, в силу ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 (далее - Закон о статусе судей) является достойный уровень социального обеспечения судей, включая пенсионное обеспечение судей по возрасту.
Проведение судебной реформы совпало с проведением реформы в сфере пенсионного обеспечения граждан, начало которой ознаменовано принятием трех федеральных законов: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) , «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении), «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании). Находящееся в стадии становления пенсионное обеспечение лиц, занимающих государственные должности, в том числе должности судей Российской Федерации, до настоящего времени не имеет серьезной концептуальной основы ни в рамках действующего пенсионного законодательства, ни в рамках юридической науки. Тем не менее, повышение роли и значимости судебных органов в системе государственной власти, предъявление все более высоких требований к профессиональным и личным качествам судьи требует детального изучения вопросов, посвященных проблемам социальной защиты в целом и пенсионного обеспечения судей в частности. Выступая на 6 Съезде судей Российской Федерации, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул значимость принципа независимости судьи, а также необходимость воплощения в реальность гарантий реализации данного принципа.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия судебная система России подверглась серьезному реформированию, ее структура значительным образом изменилась - произошло возрождение института мировой юстиции, принципиально изменились подходы к самой деятельности по отправлению правосудия, роли судебной власти в современном обществе. Безусловно, данные изменения отразились и на статусе судей, включая и права судей в области социальной защиты. Пенсионное обеспечение судей является одной из важных гарантий независимости судей, именно при анализе данной сферы правового регулирования можно детально проанализировать все стороны статуса судей в области социальной защиты, выявить те проблемы, которые препятствуют реализации прав судей на достойное пенсионное обеспечение.
К сожалению, в обществе сложилось мнение, что уровень материального обеспечения, социальной защиты судей вообще и пенсионного обеспечения, в частности, очень высок, а система мер социальной защиты является привилегированной, в правовом регулировании которой если и имеются проблемы, то они не значительны и не нарушают пенсионных прав судей. Действительно, на фоне крайне низких размеров пенсий рядовых пенсионеров, судьям, чьи пенсии назначены в соответствии с Законом о статусе судей, казалось бы, не на что роптать. Однако следует учесть, что специальные льготные условия пенсионного обеспечения судей, высокий размер ежемесячного пожизненного содержания судьи выступают не только в качестве гарантии независимости судьи, но также и в качестве основного средства социальной защиты судьи, длительное время осуществлявшего важнейшее направление государственно-властной деятельности, добросовестно соблюдавшего долг судьи, требования и ограничения, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. По существу, предоставляя судье право на назначение ежемесячного пожизненного содержания, государство и общество отдают дань его труду, признавая особую роль и значимость судебной власти, пользующейся авторитетом и уважением в обществе.
По статистическим данным на 01.12.2022 года правосудие в Российской Федерации осуществляют 22071 судья, из которых 18419 - судьи судов общей юрисдикции, включая мировых судей, 732 - судьи военных судов, 2920 - судьи арбитражных судов.
Принимая во внимание, что подавляющее большинство (83,5 %) в судейском корпусе Российской Федерации составляют судьи судов общей юрисдикции, в настоящем исследовании рассмотрение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением судей Российской Федерации, проводится преимущественно на примере практики пенсионного обеспечения и назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям судов общей юрисдикции.
Вышеизложенное, с учетом реформирования судебной власти в Российской Федерации, проводимого на фоне пенсионной реформы, определило обращение автора к этой теме.
Целью курсовой работы является исследование аспектов ежемесячного пожизненного содержания судей
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ В РФ
1.1. Конституция РФ - гарант пенсионного обеспечения
Конституция РФ, а также ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» устанавливают основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Пенсионное обеспечение не предусмотренных отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных Конституцией РФ и ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», применяются правила международного договора.
В случаях, предусмотренных Конституцией РФ и ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
В целях единообразного применения ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В целях ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» используются следующие основные понятия:
пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;
стаж государственной гражданской службы - суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;
трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях");
среднемесячный заработок - денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;
федеральные государственные гражданские служащие - граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее - должности федеральной государственной гражданской службы);
военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
участники Великой Отечественной войны - граждане, указанные в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";
граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, - граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособные граждане - инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины);
должностной оклад - месячный оклад федерального государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы, должностной оклад федерального государственного служащего, устанавливаемые указами Президента Российской Федерации;
установление пенсии - назначение пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.
Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что существующее законодательство в сфере пенсионного обеспечения судей несовершенно в силу своей бессистемности, противоречивости, неполноты, что вызывает множество нарушений прав судей в сфере их пенсионного обеспечения на практике. Следует отметить, что данное исследование представляет собой одну из первых попыток рассмотрения вопросов пенсионного обеспечения судей Российской Федерации в комплексе тех проблем, с которыми сталкивается в настоящее время правоприменитель. Также предпринята попытка систематизации нормативной правовой базы по вопросам пенсионного обеспечения судей и назначения ежемесячного пожизненного содержания судьи с тем, чтобы, обеспечить реализацию достойного социального обеспечения судей как одной из основных гарантий принципа независимости судьи, а также защиту пенсионных прав судей.
В ходе изучения данной проблематики автор пришел к следующим выводам:
1. Пенсионное обеспечение судей представляет собой вполне сформировавшуюся и устоявшуюся систему взаимодействующих денежных фондов, органов, представляющих обеспечение, субъектов обеспечения и нормативных правовых актов.
2. Указанная система является блоком системы пенсионного обеспечения, сложившейся в Российской Федерации, строится на одинаковых с ней принципах и выделяется в связи с наличием специфики денежного источника, из которого осуществляется пенсионное обеспечения (федеральный бюджет), органов, осуществляющих пенсионное обеспечение (в лице высших судебных инстанций, Судебного департамента и его территориальных подразделений, коллегиальных органов нижестоящих судов) и специфики главного элемента данной системы - субъекта обеспечения, которым выступает судья. Указанная специфика, соответственно, находит отражение и в нормативных правовых актах.
3. Специфика конституционно-правового статуса судей обуславливает специфику их статуса и в отношениях, регулируемых правом социального обеспечения, в том числе по ежемесячному пожизненному содержанию судей.
4. Пенсионное обеспечение судей на общих основаниях, предусмотренных Законом о статусе судей, является нереализуемым, поскольку стаж работы в должности судьи, формально подпадающий под определение страхового стажа, не может быть признан таковым, в силу предусмотренного налоговым законодательством положения о неначислении суммы единого социального налога, подлежащей уплате в Пенсионный Фонд России, на ежемесячное денежное содержание судей.
5. Уровень ежемесячного пожизненного содержания судей высок, по сравнению с пенсионными выплатами, назначаемыми по общим основаниям, предусмотренным Законом о трудовых пенсиях, что является в полной мере оправданным, поскольку предоставляемое на особых условиях ежемесячное пожизненное содержание судей является одной из гарантий реализации закрепленного в Конституции Российской Федерации и международно-правовых документах принципа независимости судьи и судебной власти в государстве.
6. Специфика пенсионного обеспечения судей особенно ярко проявляется в правоотношениях по ежемесячному пожизненному содержанию, которые составляют центральный блок в системе пенсионного обеспечения судей. Правоотношения по ежемесячному пожизненному содержанию судей представляют собой самостоятельный вид правоотношений пенсионного характера, для которых характерны особый субъектный состав, особые основания предоставления, связанные с безусловной необходимостью позитивной оценки прошлой деятельности судьи, а также требования о соблюдении ограничений, принимаемых судьей в связи с назначением ежемесячного пожизненного содержания судьи, несоблюдение которых является основанием для прекращения правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей.
7. Обладание статусом судьи в отставке является необходимым элементом сложного фактического (юридического) состава, от наличия которого зависит возникновение, изменение либо прекращение правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей. Предоставление права на получение пожизненного содержания судей бывшим судьям, не обладающим статусом судьи в отставке, приводит к неравенству в сфере пенсионного обеспечения судей, поскольку требования о соблюдении правоограничений, налагаемых на судей, пребывающих в отставке, не предъявляются к судьям, не обладающим статусом судьи в отставке, но имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи.
8. Связанность возникновения правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию с оценкой предшествующей деятельности судьи и соблюдения установленных законом ограничений в отношении судей в отставке предполагает изучение личностных качеств судьи, его поведения в сфере служебных отношений и вне этой сферы, соблюдения норм морали и нравственности, установленных Кодексом судейской этики. В этой связи судебная этика выдвигается на уровень регулятора правоотношений судей по их ежемесячному пожизненному содержанию.
9. Разобщенность органов, отсутствие единой нормативной основы, а также единой системы организационного обеспечения их деятельности приводит к отсутствию единообразия в правоприменительной деятельности по назначению ежемесячного пожизненного содержания судей.
10. Недостаточность нормативной основы для пенсионного обеспечения членов семьи судьи в случае смерти (гибели) судьи.
11. Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения судей, которое вызвано проводимой в России судебной реформой, а также отсутствие научно-обоснованной концепции пенсионного обеспечения лиц, занимающих государственные должности.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. 1993. N 237.
2. Об арбитражных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25.03.1994 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
5. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
6. О военных судах: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.
7. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 (с изм и доп.) // Российская газета. 1992. N 170.
8. Азарова Е., Кондратьева 3. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. - 2020.- № 2 С. 111; № 3 С.67
9. Вавилов А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. - 2023.- №2.- С. 103 – 107
10. Делягин М. Пенсионная реформа: Игра в наперстки.//Ведомости. 21.04.2022 г.
11. Ишутин И.И. Судья как специальный субъект трудового права / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. М., 2021.
12. Клеандров М.И. Статус судьи. Новосибирск, 2020.
13. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. - 2020.- № 3.- С.29 – 32
Тема: | «Ежемесячное пожизненное содержание судей» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 1100 руб. |
Курсовая работа
«Договор пожизненного содержания с иждивением»Курсовая работа
«Договор пожизненного содержания с иждивением понятие и перспективы развития в России.»Курсовая работа
«Пожизненное содержание с иждивением. Проблемы теории и практики»Дипломная работа
«Теоретические и практические проблемы исполнения договоров пожизненной ренты»Дипломная работа
«Правовое регулирование договора ренты»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика