Контрольная работа

«Приемы формирования восприятия произведения»

  • 15 страниц(ы)
  • 212 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1. Восприятие в психолого-педагогической литературе: сущность понятия, основные характеристики 4

2. Приемы формирования восприятия произведения 9

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

В работах посвященных исследованию детского творчества отмечается, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих. Но далеко не каждый ребенок может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый может понять автор-скую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Необходимо проведение плановой методической работы в ДОУ нацеленной на ознакомление с литературными произведениями.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия.

Цель работы– рассмотреть приемы формирования восприятия про-изведения.

1. Восприятие в психолого-педагогической литературе: сущность понятия, основные характеристики

Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Вместе с тем, данные вопросы остаются актуальными и востребованными и в настоящее время. Наша жизнь – это процесс постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. Человек воспринимает и познает окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе существуют разные варианты определения понятия «восприятие» [1, с. 69]:

– отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств

– целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств;

– целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;

– психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта;

– психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).

Несмотря на некоторые различия, во всех определениях можно заметить, что восприятие рассматривается исследователями в качестве результата деятельности системы анализаторов, возникающего на основе ощущений. Это активный процесс предметного усвоения и отражения окружаю-щей действительности. Особенности многомерной иерархии данного системного образования обусловлены включением в процесс ощущений, в определенной мере процессов внимания, мышления, памяти, а иногда эмоциональных и других компонентов.

Продуктом восприятия является образ предмета. Образ восприятия – это всегда целостный образ предмета, он весьма субъективен, это не ко-пия или фотография действительности. В образ восприятия многое при-вносится личным сознанием, опытом человека (30-80 %). Восприятие включает прошлый опыт личности в виде представлений и знаний. Если ощущение – это автоматически осуществляемый процесс, то восприятие – процесс целенаправленный, сознательно предпринимаемый человеком, связанный с деятельностью [2, c. 47].

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:

Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Под восприятием понимается психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Под восприятием художественного текста в рамках данного исследования подразумевается волевой процесс, характеризующийся активностью субъекта и подразумевающий реализацию деятельности по внутреннему содействию и сопереживанию персонажам произведения, переносу «на себя» происходящих событий и осознанию смысла художественного текста.

Назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы об-легчить детям процесс слушания и понимания. Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом. Этим целям соответствует прежде всего такой прием, как выразительность чтения.

Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обуче-ния литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведе-ний. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 72 с.

3. Гурович Л. Ребенок и книга. -Спб.: Питер, 2018. – 310 c.

4. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избр. Псих.труды.-М.: Педагогика, 2017. – Т. 1. – 128 с.

5. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной лите-ратуры /О.И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2017. ‒ 210 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Ру-бинштейн. – СПб. : Издательство : Питер, 2018. – 720 с.

7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. ‒ 14-е изд. – Ростов ‒ на ‒ Дону: Феникс, 2016. ‒ 671с.

8. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – № 12. – 2019. – С. 13-19.

Покупка готовой работы
Тема: «Приемы формирования восприятия произведения»
Раздел: Педагогика
Тип: Контрольная работа
Страниц: 15
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика