Контрольная работа
«Приемы формирования восприятия произведения»
- 15 страниц
Введение 3
1. Восприятие в психолого-педагогической литературе: сущность понятия, основные характеристики 4
2. Приемы формирования восприятия произведения 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.
В работах посвященных исследованию детского творчества отмечается, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих. Но далеко не каждый ребенок может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый может понять автор-скую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Необходимо проведение плановой методической работы в ДОУ нацеленной на ознакомление с литературными произведениями.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия.
Цель работы– рассмотреть приемы формирования восприятия про-изведения.
1. Восприятие в психолого-педагогической литературе: сущность понятия, основные характеристики
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Вместе с тем, данные вопросы остаются актуальными и востребованными и в настоящее время. Наша жизнь – это процесс постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. Человек воспринимает и познает окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе существуют разные варианты определения понятия «восприятие» [1, с. 69]:
– отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств
– целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств;
– целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
– психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта;
– психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).
Несмотря на некоторые различия, во всех определениях можно заметить, что восприятие рассматривается исследователями в качестве результата деятельности системы анализаторов, возникающего на основе ощущений. Это активный процесс предметного усвоения и отражения окружаю-щей действительности. Особенности многомерной иерархии данного системного образования обусловлены включением в процесс ощущений, в определенной мере процессов внимания, мышления, памяти, а иногда эмоциональных и других компонентов.
Продуктом восприятия является образ предмета. Образ восприятия – это всегда целостный образ предмета, он весьма субъективен, это не ко-пия или фотография действительности. В образ восприятия многое при-вносится личным сознанием, опытом человека (30-80 %). Восприятие включает прошлый опыт личности в виде представлений и знаний. Если ощущение – это автоматически осуществляемый процесс, то восприятие – процесс целенаправленный, сознательно предпринимаемый человеком, связанный с деятельностью [2, c. 47].
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Под восприятием понимается психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Под восприятием художественного текста в рамках данного исследования подразумевается волевой процесс, характеризующийся активностью субъекта и подразумевающий реализацию деятельности по внутреннему содействию и сопереживанию персонажам произведения, переносу «на себя» происходящих событий и осознанию смысла художественного текста.
Назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы об-легчить детям процесс слушания и понимания. Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом. Этим целям соответствует прежде всего такой прием, как выразительность чтения.
Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обуче-ния литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведе-ний. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 72 с.
3. Гурович Л. Ребенок и книга. -Спб.: Питер, 2018. – 310 c.
4. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избр. Псих.труды.-М.: Педагогика, 2017. – Т. 1. – 128 с.
5. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной лите-ратуры /О.И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2017. ‒ 210 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Ру-бинштейн. – СПб. : Издательство : Питер, 2018. – 720 с.
7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. ‒ 14-е изд. – Ростов ‒ на ‒ Дону: Феникс, 2016. ‒ 671с.
8. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – № 12. – 2019. – С. 13-19.
Тема: | «Приемы формирования восприятия произведения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 15 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Художественно-творческое восприятие произведений изобразительного и музыкального искусств на уроках музыки
Дипломная работа:
Формирование лингвострановедческой компетенции учащихся на уроках иностранного языка
Магистерская работа:
Педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно педагогического образования
Дипломная работа:
Формирование специальных умений и навыков у учащихся детской студии искусств.
Контрольная работа:
Формирование представлений о количестве у детей четвертого года жизни