Курсовая работа
«Бюджетный дефицит и стратегия управления государственным долгом»
- 27 страниц
Введение….….3
1 Сущность бюджетного дефицита …5
1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита, форма его проявления ….5
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита …7
1.3 Источники финансирования дефицита бюджета …9
2 Стратегия управления государственным долгом в Российской Федерации .12
2.1 Система управления государственным внутренним долгом ….12
2.2 Управление государственным внешним долгом ….17
Заключение….20
Глоссарий….22
Список использованных источников….24
Список сокращений….….26
Приложения .….27
В современном мире государственный долг характерен для всех стран без исключения. Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить противоречие между неуклонно возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права.
Сегодня государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Государственные заимствования прочно вошли в жизнь и стали основным источником покрытия дефицита бюджета. Стоит отметить, что «в период, когда федеральный бюджет России был профицитным (2000-2008 гг.), государство продолжало практиковать новые государственные займы. В таком случае они использовались для рефинансирования прежних займов, по которым наступил срок погашения, для обслуживания государственного долга, а также для целей денежно-кредитного регулирования» .
Между концепцией государственного долга и концепцией государственного бюджета существует неразрывная связь. Концепция государственного долга использует ряд бюджетных представлений, которые являются основополагающими инструментариями при обзоре государственного долга. Бюджетный дефицит означает превышение расходов государственного бюджета над его доходами.
Большинство правительств развитых и развивающихся стран не могут покрывать расходы доходами и, в конечном счете, сводят государственный бюджет с дефицитом. Следовательно, уже при формировании государственного бюджета правительство должно предусмотреть приемлемую для страны величину государственного долга. Обязателен контроль воздействия дефицита бюджета на российскую экономику в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также о способах финансирования дефицита бюджета.
Тема курсовой работы является актуальной, поскольку в последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. Состоятельность обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных запасов, а, следственно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Впрочем, отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых источников ведет к росту внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Целью данной работы является исследование сущности бюджетного дефицита и стратегии управления государственным долгом.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственного долга и бюджетного дефицита;
- выделить факторы влияния госдолга и бюджетного дефицита на экономику, а также инструменты их регулирования;
- проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.
Объект исследования - государственный долг и бюджетный дефицит.
Предмет исследования - государственные доходы и расходы, бюджетно-налоговая политика правительства.
1 Сущность бюджетного дефицита
1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита, форма его проявления.
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения.
По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей .
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.
Баланс доходов бюджета обозначает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами - профицит, или излишек.
2 Стратегия управления государственным долгом в Российской Федерации
2.1 Система управления государственным внутренним долгом.
Сегодня государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Государственные заимствования прочно вошли в жизнь и стали основным источником покрытия дефицита бюджета. Стоит отметить, что «в период, когда федеральный бюджет России был профицитным (2000-2008 гг.), государство продолжало практиковать новые государственные займы. В таком случае они использовались для рефинансирования прежних займов, по которым наступил срок погашения, для обслуживания государственного долга, а также для целей денежно-кредитного регулирования» .
Несмотря на широкое использование государственного кредита у него имеется множество недостатков. Негативным последствием государственного долга можно считать выплату процентов, осуществляемых за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, поскольку на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост. Кроме того, государственный долг в большинстве случаев сокращает уровень национальных сбережений. Однако эта нежелательная сторона государственных заимствований может быть нивелирована, если государство будет вкладывать привлеченные денежные средства в объекты, приносящие доходы, за счет которых будут выплачиваться проценты и основная сумма долга.
Российская Федерация также прибегает к использованию государственного кредита, который является основой института государственного долга. Согласно статье 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственный долг Российской Федерации включает «долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией» .
2.2 Управление государственным внешним долгом.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности у любой страны образуется внешнеэкономическая задолженность, которая представляет собой накопленную задолженность государства перед нерезидентами страны.
Государственные внешние заимствования увеличивают источники экономического развития, но одновременно они предполагают и их обслуживание (выплату основной суммы долга и уплату процентов). Определяя валютно-финансовые условия международного кредита, кредитор исходит из кредитоспособности и платежеспособности. Признаком наступающего кризиса платежеспособности, является нарушение графика платежей по обслуживанию государственного внешнего долга.
Кризис международной задолженности - это момент, когда страна объявила о невозможности расплачиваться по своим внешним обязательствам либо об аннулировании суммы своего государственного внешнего долга.
Чтобы определить реальную экономическую ситуацию страны, применяют относительные величины, в частности, отношение государственного внешнего долга к объему ВВП. Величина государственного долга по отношению к ВВП - значимый показатель экономики страны.
Чрезмерный рост государственного внешнего долга является опасным для государственного бюджета, международной кредитоспособности страны. Резким изменением направления политики обслуживания государственного внешнего долга можно вызвать рост задолженности, увеличить уровень инфляции, содействовать снижению конвертируемости национальной валюты и, в конечном результате, подорвать авторитет страны в лице собственного населения.
Негативные итоги государственной задолженности на национальную экономику страны следующие:.
В заключении отметим, что в последнее время проблема внешней задолженности носит глобальный характер. Государственный долг, как форма проявления бюджетного дефицита, играет многогранную роль в будущем развитии страны, оказывая положительное и отрицательное воздействие на социально-экономические процессы, происходящие внутри страны.
Бюджетный дефицит, являясь одним из инструментов государственного регулирования экономики страны, представляет собой сумму, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Появление бюджетного дефицита может быть обусловлено снижением доходов государственного бюджета в период экономического кризиса, ростом государственных расходов, неэффективностью финансовой системы и налоговой политики страны, коррупцией, а также различными чрезвычайными обстоятельствами. Финансирование бюджета осуществляется за счет внутренних и внешних источников.
Государственный долг оказывает прямое и косвенное воздействие на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции. Система управления государственным внутренним долгом формирует дополнительные денежные ресурсы в условиях существенного увеличения объемов государственных заимствований. Управление государственным долгом осуществляется с помощью бюджетных средств, выпуска новых займов, а также изменения условий займа.
Государственный долг начинает повышаться в том случае, когда правительство страны прибегает к внутренним и внешним источникам финансирования дефицита бюджета. В большинстве случаев у страны нет других возможностей оплачивать взятые на себя обязательства как прибегать к дополнительным займам. Долговой кризис тесно связан с состоянием экономики страны-должника и порождается низкими темпами экономического роста и напряженным состоянием государственного бюджета.
В настоящий момент средства от внутренних заимствований поступают исключительно на обслуживание существующих долговых обязательств и погашение дефицита государственного бюджета, а не на финансирование экономически эффективных инфраструктурных проектов с целью модернизации нынешней российской экономики.
Проблемы, связанные с непрерывным возрастанием государственной внешней задолженности, для многих стран являются причиной бюджетного дефицита и обращения к внутренним и внешним источникам финансирования для его покрытия. Недостаточность продуманной экономической политики этими странами приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств.
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
2 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник. Под общей редакцией Сидоровича А.В. М., МГУ, 2011. – 447 с.
3 А.И. Константинова Дефицит бюджета: причины и способы преодоления. [Электронный ресурс] URL: https://www.scie**eforum.ru/2015/1047/10784
4 Бюджет и бюджетное устройство в России: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2009. – 344 с.
5 Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. «Финансы и кредит» / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2008. - 289 с.
6 Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров/ под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова. – М.: Юрайт, 2015. – с.315
7 И.Н. Мысляева. Государственные и муниципальные финансы: учебник, М.: Инфра-М. 2009. - 360 с.
8 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. – 1040 с.
9 Минфин впервые за несколько лет резко сократит бюджетные кредиты регионам/ РБК [Электронный ресурс] URL: http://www.r**c.ru/economics/01/11/2016/5818a1499a79474f30fafbfe
10 Медведев рассказал о новых правилах взимания налога на прибыль для регионов // Международная информационная группа «Интерфакс» [Электронный ресурс] URL: http://www.int**fax.ru/business/530728
11 Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://m**fin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/#ixzz4TAx4YYXM
12 Соболев В. И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015 – 2017 гг./–М. Экономика и предпринимательство. № 12. 2017. С. 59.
13 Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко; под ред. Т.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 384 с.
Тема: | «Бюджетный дефицит и стратегия управления государственным долгом» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проблемы управлением государственным долгом
Дипломная работа:
Государственный долг РФ: современное состояние и методы управления
Курсовая работа:
Государственный долг и его влияние на экономическое развитие
Курсовая работа:
Государственный долг
Курсовая работа:
Государственный долг