Курсовая работа
«Государственный долг»
- 34 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА 5
1.1 Понятие государственного долга и его элементы 5
1.2 Дефицит бюджета и рынок государственных заимствований 10
2. ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 15
2.1 Опыт управления государственным долгом зарубежных стран (США, Германия, Япония, Канада) 15
2.2 Проблемы обслуживания государственного долга в странах с развивающейся экономикой (БРИКС) 22
2.3 Механизм «долга на проведение природоохранной деятельности (ДНП)» 25
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РФ (2009-2013 ГГ.) И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Величина государственного долга и дефицит бюджета являются важ-нейшими показателями состояния экономики страны, поэтому данному во-просу традиционно уделяется большое внимание. Во многих развивающихся странах наиболее остро встала проблема обслуживания внешнего долга, погашение которого сопровождается крайней напряженностью экономики. Следует отметить, что быстрый рост внешней задолженности имеет место и в ряде промышленно развитых стран. Это связано с тем, что правительства некоторых государств рассматривают государственный долг как инструмент стабилизационной макроэкономической политики. Таким образом, несмотря на все негативные последствия, сопровождающие увеличение государственной задолженности, существуют теории, доказывающие, что использование механизма государственного долга может положительно сказываться на экономике страны.
Государственный кредит играет особую роль в экономике современ-ных промышленно развитых стран. Из чрезвычайного источника доходов он давно уже превратился в обычный, регулярный источник пополнения централизованных публичных денежных фондов. Как источник финансирования различных правительственных программ, государственные займы стали альтернативой налогообложению и в этом качестве представляют собой один из важнейших инструментов финансово-экономической политики, проводимой правительством.
Проблема возникновения и роста внешнего долга является весьма актуальной, так как в настоящее время практически ни одно государство мира не обходится без заимствований. В ряде государств хроническая дефицитность бюджета сопровождается постоянным увеличением государственной задолженности, своевременное непогашение которой может привести к возникновению долгового кризиса.
Целью нашей работы является проанализировать сущность внешнего долга, его влияние на экономику страны и возможные негативные последствия его увеличения, а также указать на пути решения возникших проблем. Из цели, поставленной в работе, вытекает необходимость решения следующих задач:
• анализ сущности, содержания и структуры государственного долга;
• анализ теории и практики обслуживания государственного долга;
• изучения проблем управления государственным долгом и путей их решения в нашей стране.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литера-туры и приложений.
Для того чтобы лучше понять сущность внешнего долга необходимо сначала рассмотреть категории, непосредственно с ним связанные: общее понятие государственного долга, государственного бюджета.
В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данному моменту суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета.
Государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, роспись доходов и расходов государства на определенный период времени. Если государственные доходы превышают расходы, то имеет место профицит (положительное сальдо) государственного бюджета, если же государственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит (отрицательное сальдо) государственного бюджета.
В мировой практике существуют два главных источника финансирования дефицита бюджета:
1) эмиссия денег, которая, если ее использовать постоянно, приводит к инфляции;
2) займы (внутренние и внешние), которые, накапливаясь, образуют государственный долг.
Таким образом, государственный долг – долговые обязательства государства, образовавшиеся в результате кредитного финансирования бюджетных расходов.
Общее понятие государственного (публичного) долга РФ, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы в Бюджетном кодексе РФ.
Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ).
При этом под внешним долгом законодатель понимает обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 2 БК РФ). Государственный долг России может быть в форме:
Государственный долг – долговые обязательства государства, образовавшиеся в результате кредитного финансирования бюджетных расходов. В зависимости от валюты, в которой возникают обязательства государства, выделяют внутренний и внешний долг. Последний представляет собой долговые обязательства в иностранной валюте.
Проблема государственной задолженности напрямую связана со сложным комплексом проблем денежного обращения, бюджетной политики, эффективного государственного воздействия на экономическую активность и процессы в социальной сфере. Увеличение государственной задолженности сопряжено с риском возникновения долгового кризиса, который представляет собой кризис платежеспособности, при котором должник не способен или не желает обслуживать и погашать взятые на себя обязательства.
Совокупность качественных показателей дает основания характеризовать экономическую систему нашей страны как долговую, что означает взаимосвязь принятия большинства экономических решений на государственном уровне с возможностями по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.
В общем и целом, произошедшие изменения в области государственного долга носят позитивную окраску. Конечно же, существуют и негативные стороны, но главное, что никто не может отрицать, это реальное сокращение долгов. Ускорение данного процесса, на мой взгляд, позволит в долгосрочной перспективе избавить будущие поколения от наследия кризисных периодов начала 90-х.
Однако можно утверждать, что Россия по-прежнему нуждается в ак-тивной долговой политике, направленной одновременно и на сокращение долгового бремени, и на стимулирование национальной экономики. Для этого необходимо создать единую систему управления государственным долгом, однако приходится сталкиваться с проблемой выбора правильного варианта по управлению государственным долгом, который во многом будет зависеть от проводимой экономической политики в государстве.
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н.Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
3. Баскаков В.В., Гудков Б.И., Федосеев С.А., Фомин А.Н. Методологические основы антикризисного управления и стратегического планирования в экономических системах. Монография // МО РФ, Академия военных наук – М., ВА РВСН им. Петра Великого, 2012.
4. Будущее Евразии: БРИКС или Евразийский союз? Вопросы устойчивости союзов. Материалы круглого стола // Центр стратегических оценок и прогнозов, 25.05. 2012 г.
5. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: Мировые тенденции и российская практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
6. Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике.− М.: Экономика, 2012.
7. Козырин А.Н. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования. // Финансовое право. 2006. №2.
8. Курс экономики: Учебник.−3-е изд.,доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.− М.: ИНФРА-М, 2011.
9. Попова Г.В. Государственный кредит и государственный долг. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, изд-во: РГЭУ-РИНХ, 2004.
10. Фомин А. БРИКС и Европейский Союз в условиях финансового кризиса: оценка устойчивости. // Менеджмент. 2010. №11.
11. Цареградская Ю.К. Управление государственным внешним долгом в современной России: подходы и тенденции развития. // Актуальные проблемы российского права. 2013. №3.
12. Шохин С.О., Махмутова Э.Х. Управление государственным долгом // Финансы. 2002. №12.
Тема: | «Государственный долг» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 450 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственный долг РФ
Курсовая работа:
Бюджетный дефицит и стратегия управления государственным долгом
Курсовая работа:
Государственный долг и его последствия
Курсовая работа:
Государственный долг и его влияние на экономическое развитие