Дипломная работа

«Государственный долг РФ: современное состояние и методы управления»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 6

1.1 Экономическая сущность и виды государственного долга 6

1.2 Методы управления государственным долгом 16

2 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27

2.1 Правовые основы управления государственным долгом в Российской Федерации 27

2.2 Модели управления государственным долгом 33

3 ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 41

3.1 Состояние государственного долга Российской Федерации в 2014-2015 годах 41

3.2 Направления совершенствования долговой политики Российской Федерации 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Введение

Величина государственного долга и дефицит бюджета являются важнейшими показателями состояния экономики страны, поэтому данному вопросу традиционно уделяется большое внимание. Во многих развивающихся странах наиболее остро встала проблема обслуживания внешнего долга, погашение которого сопровождается крайней напряженностью экономики. Следует отметить, что быстрый рост внешней задолженности имеет место и в ряде промышленно развитых стран. Это связано с тем, что правительства некоторых государств рассматривают государственный долг как инструмент стабилизационной макроэкономической политики. Таким образом, несмотря на все негативные последствия, сопровождающие увеличение государственной задолженности, существуют теории, доказывающие, что использование механизма государственного долга может положительно сказываться на экономике страны.

Государственный кредит играет особую роль в экономике современных промышленно развитых стран. Из чрезвычайного источника доходов он дав-но уже превратился в обычный, регулярный источник пополнения централизованных публичных денежных фондов. Как источник финансирования различных правительственных программ, государственные займы стали альтернативой налогообложению и в этом качестве представляют собой один из важнейших инструментов финансово-экономической политики, проводимой правительством.

Проблема возникновения и роста государственного долга является весьма актуальной, так как в настоящее время практически ни одно государство мира не обходится без заимствований. В ряде государств хроническая дефицитность бюджета сопровождается постоянным увеличением государственной задолженности, своевременное непогашение которой может привести к возникновению долгового кризиса.

Государственный долг, а также теоретические и практические аспекты его обслуживания, неоднократно рассматривались в научной литературе. Можно, в частности, выделить труды Ю.А. Данилова, подробно изучившего рынок государственного долга. Вопросы эффективного управления государственным долгом рассматривались в трудах Ю.К. Цареградской. Фундаментальное исследование методов управления государственного долга провел Ю.К. Сорокин.

Цель выпускной квалификационной работы – осуществить анализ сущ-ности внешнего долга, его влияние на экономику страны и возможные негативные последствия его увеличения, а также на пути решения возникших проблем. Из цели, поставленной в работе, вытекает необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть экономическую сущность и виды государственного долга;

- проанализировать методы управления государственным долгом;

- изучить правовые основы управления государственным долгом в Рос-сийской Федерации;

- проанализировать модели управления государственным долгом;

- показать состояние государственного долга Российской Федерации в 2014-2015 году;

- выявить направления оптимизации управления государственным дол-гом;

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является государственный долг Российской Федерации (как внешний, так и внутренний). Предмет исследования работы – особенности управления государственным долгом.

Информационно-эмпирической базой исследования – статистические данные о состоянии и динамике государственного внешнего и внутреннего долга.

Нормативно-правовую базу исследования составляют законные и подзаконные нормативные акты, регулирующие правовую область, исследуемую в работе.

Методологическую базу исследования образует применение системы научных знаний, в том числе и таких методов научного познания как диалектического, исторического, логического, сравнительно-правового, статистического, а также прочих методов, применяемых в научно-исследовательской работе.

Структура работы определяется логикой исследования и, отражая последовательность решения поставленных задач, включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников. В первой главе управление государственным долгом рассматривается с теоретических позиций. Вторая глава посвящена изучению текущего состояния государственного долга, как внешнего, так и внутреннего нашей страны. В третьей главе предлагаются методы и способы совершенствования системы управления государственным долгом.

Фрагмент работы

Для того чтобы лучше понять сущность внешнего долга необходимо сначала рассмотреть категории, непосредственно с ним связанные: общее понятие государственного долга, государственного бюджета.

В научной литературе государственный долг определяется сложившей-ся к данному моменту суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета.

Государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, роспись доходов и расходов государства на определенный период вре-мени. Если государственные доходы превышают расходы, то имеет место профицит (положительное сальдо) государственного бюджета, если же государственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит (отрицательное сальдо) государственного бюджета.

В мировой практике существуют два главных источника финансирова-ния дефицита бюджета:

1) эмиссия денег, которая, если ее использовать постоянно, приводит к инфляции;

2) займы (внутренние и внешние), которые, накапливаясь, образуют государственный долг.

Таким образом, государственный долг – долговые обязательства государства, образовавшиеся в результате кредитного финансирования бюджетных расходов.

К общим принципам государственного долга необходимо отнести сле-дующие: федерализма, законности, единства экономического пространства, прозрачности (открытости), достоверности, плановости. К специфическим принципам государственного долга, как правило, относят следующие: добровольности, возмездности, обеспеченности, срочности и возвратности .

Принято классифицировать государственный долг по различным основаниям (рис. 1.1).

Заключение

Государственный долг – долговые обязательства государства, образовавшиеся в результате кредитного финансирования бюджетных расходов. В зависимости от валюты, в которой возникают обязательства государства, выделяют внутренний и внешний долг. Последний представляет собой долговые обязательства в иностранной валюте. В науке существуют общие и специфические принципы государственного долга. Государственный долг классифицируется по объему долговых обязательств, по срокам, а также по субъектам-кредиторам и валюте платежа. Основными методами управления государственным долгом являются рефинансирование, консолидация, унификация, обмен, отсрочка и аннулирование.

Проблема государственной задолженности напрямую связана со слож-ным комплексом проблем денежного обращения, бюджетной политики, эффективного государственного воздействия на экономическую активность и процессы в социальной сфере. Увеличение государственной задолженности сопряжено с риском возникновения долгового кризиса, который представляет собой кризис платежеспособности, при котором должник не способен или не желает обслуживать и погашать взятые на себя обяза-тельства.

Совокупность качественных показателей дает основания характеризо-вать экономическую систему нашей страны как долговую, что означает взаи-мосвязь принятия большинства экономических решений на государственном уровне с возможностями по погашению и обслуживанию внешнего долга. За последние годы внешний долг увеличился, как в абсолютном, так и в относительном отношении. Доля внутреннего долга за последние 5 лет уменьшилась с 75,8% до 70,3%.

Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

В общем и целом, произошедшие изменения в области государственно-го долга носят позитивную окраску. Конечно же, существуют и негативные стороны, но главное, что никто не может отрицать, это реальное сокращение долгов. Ускорение данного процесса, на мой взгляд, позволит в долгосрочной перспективе избавить будущие поколения от наследия кризисных периодов начала 90-х.

Несмотря на довольно быстрый рост государственных внутренних заимствований, (более, чем в 2 раза за последние 5 лет) величина государственного внутреннего долга находится на приемлемом уровне. Одной из задач государства является оптимизация структуры государственного внутреннего долга к 2036 году, так как рынок федеральных облигаций должен содействовать экономическому росту и обеспечивать снижение уровня инфляции, а также защиту государственных финансов от воздействия внешних шоков; расширение ресурсной базы банковской системы страны, увеличение возможности привлечения финансовых средств с внутреннего рынка страны и эффективное использо-вание процентных ставок в качестве инструмента макроэкономического регу-лирования.

Однако можно утверждать, что в современной тяжелой экономической ситуации Россия по-прежнему нуждается в активной долговой политике, на-правленной одновременно и на сокращение долгового бремени, и на стимулирование национальной экономики. Для этого необходимо создать эффективную систему управления государственным долгом, однако приходится сталкиваться с проблемой выбора правильного варианта по управлению государственным долгом, который во многом будет зависеть от проводимой экономической политики в государстве.

Для эффективного управления внешним государственным долгом необ-ходимо применение следующих моделей:

- модель самореализующихся долговых кризисов (проблема рефинансирования долга) – выбор базовых параметров, определяющих экономическое развитие страны, использование данных параметров в качестве сигналов о реальном состоянии экономики и определение их влияния на поведение инвесторов;

- модель использования частичного дефолта по государственным облигациям и различной временной структуры долга;

- модель выбора оптимальной структуры государственного долга – ис-пользование индексированных внутренних облигаций.

Результатом эффективного управления внутренним долгом нашей страны должно стать уменьшение распространения кризисных явлений и финансовых рисков, снижение общей долговой нагрузки на экономику, а также социально-экономическое развитие страны в целом.

В заключение отметим, что эффективное управление внешним и внут-ренним государственным долгом играет роль катализатора развития экономики страны.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской федерации о поправках к Конституции российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон Россий-ской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. От 15.02.2016).

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Прави-тельстве РФ».

4. Антропов Д. Внешний долг – угроза национальной безопасности // Обозреватель. 2002. №3-4.

5. Бабич А.М., Павлова Л.Н.Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012.

6. Баскаков В.В., Гудков Б.И., Федосеев С.А., Фомин А.Н. Методологиче-ские основы антикризисного управления и стратегического планирования в экономических системах. Монография // МО РФ, Академия военных наук – М., ВА РВСН им. Петра Великого, 2012.

7. Баева Е.А. Управление государственным долгом РФ: проблемы и перспективы. // Экономика. - 2016. - №1.

8. Богданова А.В. Проблемы правового регулирования государственного внешнего долга субъекта РФ. // Реформы и право.- 2013.- №1.

9. Богданова А.В. Актуальные проблемы осуществления внешнего государственного финансового контроля за состоянием и управлением государственным долгом субъекта Российской Федерации. // Финансовое право.- 2012.- №6.

10. Будущее Евразии: БРИКС или Евразийский союз? Вопросы устойчивости союзов. Материалы круглого стола // Центр стратегических оценок и про-гнозов, 2012.

11. Вавилов А.П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. - М.: Городец-издат, 2003.

12. Винницкий А.В. Публичная собственность. – М: Статут, 2013.

13. Вышковский К.В. «Пока мы можем себе позволить не занимать.» // Финансы. - 2014.- №6.

14. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: Мировые тенденции и рос-сийская практика. - М.: ГУ-ВШЭ, 2012.

15. Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике.− М.: Экономика, 2012.

16. Козырин А.Н. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования. // Финансовое право. - 2006. - №2.

17. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. Под ред. Е.Ю. Грачева. – М.: Проспект, 2009.

18. Курс экономики: Учебник.−3-е изд.,доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.− М.: ИНФРА-М, 2011.

19. Лудинова Ю.В. Государственные гарантии в системе управления государственным долгом Российской Федерации: Дис. . канд. экон. наук. СПб., 2004.

20. Попова Г.В. Государственный кредит и государственный долг. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, изд-во: РГЭУ-РИНХ, 2011.

21. Свиридов О.Ю. Международные финансы. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

22. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве РФ». – М., 2011.

23. Сорокин Д.Ю., Зарипов И.А., Петров А.В. Государственный долг: механизм управления, мировой опыт и российская специфика.- М.: Современная экономика и право, 2015.

24. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов (3-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Юстицинформ, 2012.

25. Финансы и кредит. Учебное пособие. Под ред. Щеголевой Н.Г., Хабарова В.И. – М.: изд. Московской финансово-промышленной академии, 2011.

26. Фомин А. БРИКС и Европейский Союз в условиях финансового кризиса: оценка устойчивости. // Менеджмент. - 2010. - №11.

27. Цареградская Ю.К. Государственный долг России в контексте бюджетно-го законодательства: специфика правового регулирования. // Финансовое право. - 2016. -№1.

28. Цареградская Ю.К. Управление государственным внешним долгом в современной России: подходы и тенденции развития. // Актуальные проблемы российского права. -2013. -№3.

29. Цареградская Ю.К. Принципы государственного долга: теоретико-правовые подходы. // Юридическое образование. -2015. -№4.

30. Шохин С.О., Махмутова Э.Х. Управление государственным долгом // Фи-нансы.- 2012.- №12.

31. Self-fulfilling model Mexico debt crisis, International Economics, 2014.

32. w*w.cbr.r*

33. w*w.minfin.r*

Примечания

Антиплагиат-62,12% (общедоступный, по состоянию на июль 2016 г.)

Покупка готовой работы
Тема: «Государственный долг РФ: современное состояние и методы управления»
Раздел: Деньги и кредит
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика