Магистерская работа
«Политическое и экономическое развитие Тибета»
- 145 страниц
Введение…3
Глава 1. Политическое развитие Тибетского автономного района (ТАР) в составе КНР….18
1.1 Система национальных автономий КНР….18
1.2 История и основные этапы становления национальной районной автономии в Тибете….…30
1.3 Становление и развитие участия тибетцев в системе управления ТАР…46
Глава 2. Экономическое состояние ТАР в составе КНР (1951-2000 гг.).….54
2.1 Общая характеристика экономического развития КНР: этапы 1951-2017 гг….54
2.2 Роль Тибета в развитии западных районов КНР….….68
2.3 Социально-культурные особенности развития ТАР….….78
Глава 3. Современное состояние, особенности и перспективы политического и экономического развития ТАР….…90
3.1 Политическое и экономическое развитие ТАР (2001-2017 гг.)….90
3.3. Социально-культурное развитие ТАР (2001-2017 гг.)….114
Заключение….121
Список использованных источников и литературы….127
Приложения….145
Стремление национально-культурных территорий к политической самостоятельности, связанное с разобщенностью этносов на территории одного государства – это одна из существенных проблем конца ХХ-ХХI века, что обуславливается переживаемым многими странами и континентами «этническим» ренессансом. Причины этой тенденции обуславливаются следующими факторами:
− несовпадение этнополитических статусов различных этносов, дефицит у них властных и др. связанных с властью и престижем ресурсов;
− расхождения этносов и их представителей в базовых ценностях и этно-политических идеалах, в оценках событий национальной истории, др. значимых с этнической точки зрения событиях;
− неудовлетворенность этнических потребностей в идентичности, благосостоянии, безопасности, самоуважении;
− осознание представителями этноса своей принадлежности к этническим и религиозным общностям.
При этом, выделение этносов из государства в качестве самостоятельных политических единиц в эпоху глобализации политической и экономической жизни общества не является оптимальным выходом, так как ведет к проявлениям радикальной конфронтации этносов. Это приводит к терроризму, региональным конфликтам, депрессии и стагнации экономического развития, что видно на примере распада СССР, Югославии. Современная концепция ООН предлагает этносам широкие возможности для самоопределения в такой форме, как автономия, в рамках которой национальные меньшинства получают государственные гарантии развития национальных языков и культур, на участие представителей национальных меньшинств в управлении государством и самоуправление на своих территориях. Важным фактором преодоления национально-региональных противоречий является выравнивание регионального социально-экономического развития.
Тибетский автономный район (далее ТАР), как и большинство национальных автономий Китайской Народной Республики (КНР), характеризуется сепаратистскими тенденциями, связанными с национальной разобщенностью ханьцев и тибетцев, которые могут быть разрешены, на взгляд авторам магистерской диссертации, посредством экономического и социального, национально-культурного развития региона, в частности:
1. Сохранение государственно-территориального единства КНР и признание раз-личных национальностей равноправными, обеспечение права на районно-национальную автономию ТАР в пределах КНР.
2. Свободное развитие языка, письменности, религии, культуры любой национальности вне зависимости от того, обладает она автономией или нет.
3. Распределение властных полномочий между центральным и местными органами самоуправления.
4. Признание различий в уровнях социально-экономического и культурного развития населяющих Китай этносов и стремление сокращать их с помощью ускорения экономического и культурного
развития национальных районов КНР.
Тибет вошел в состав КНР в 1951 г. За период почти семи десятилетий ТАР прошел путь интенсивного политического, экономического и социального развития. Уже в 1950-ые гг. в экономическом и социально-культурном развитии Тибета произошли значительные позитивные изменения:
− стали формироваться современные на тот этап развития отрасли экономики;
− системы современного здравоохранения и образования;
− начался процесс преодоления элементов «феодализма» с тибетском социуме и др.
Начиная с 1978 г. проводится политика экономической индустриализации Тибета, а с 2001 г. реализуется программа ускоренного развития Тибета. В результате произошедшие социально-экономические изменения в Тибете коренным образом изменили жизнь тибетского народа, который к 2017 г. уже включился в программу постиндустриализации экономики КНР. Однако, продолжает быть значимой проблема национальной разобщенности между тибетцами и ханьцами, что связано с попытками центрального правительства КНР активно вмешиваться в религиозные доктрины Тибета и административно регламентировать религиозную жизнь тибетцев, которая является ключевым элементом в жизни тибетского общества. Тибет можно отнести к традиционным монгольским культурам, основные особенности которых — это буддистская религиозность, регламентирующая все сферы жизни тибетцев. Ханьская же культура, несмотря на полирелигиозность, характеризуется религиозной индифферентностью, интенсивным освоением окружающей среды, стремлением к культурно-национальной ассимиляции других этносов. Всё это вызывает глубинные противоречия между тибетцами и ханьцами. Преодолеть их возможно только посредством учёта национально-культурных особенностей тибетцев, с предоставлением им большей степени свободы в вопросах культурно-религиозной жизни и национального самоуправления своими территориями. Поиск путей решения тибетского вопроса волнует умы ученных тибетологов и синологов. Предлагаются разные подходы в преодолении национально-культурных противоречий ханьцев и тибетцев. Поиск этих путей должен основываться на изучении экономического и политического состоянии Тибета, определении наиболее вероятных перспектив его дальнейшего политического и экономического развития в их взаимосвязи, что и обуславливает актуальность магистерской диссертации.
Источниковая база. В магистерской диссертации были использованы следующие группы источников:
1. Китайские: Конституция КНР, законодательные акты;
2. Официальные документы международных организаций;
3. Официальные газеты, СМИ, официальные сайты министерств КНР, интернет-источники, внутренние тибетские законы.
Первая группа источников: Китайские источники — это Конституция КНР 1982 г. Закон о национальной районной автономии КНР, Договор из 17 пунктов между центральным китайским и местным тибетским правительствами, а также партийные и правительственные документы КНР на китайском языке: Устав Коммунистической партии Китая, Основные события истории КПК в Тибете в 2-х томах, Основные положения КПК в отношении национального вопроса, речи политических деятелей КНР, опубликованные в сборнике: Сборник документов в честь 50-й годовщины Мирного освобождения Тибета.
Вторая группа источников: Официальные документы международных организаций — это документы ООН: Устав ООН, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Резолюция 1353 (XIV) 21 октября 1959 г. по вопросу Тибета//Генеральная Ассамблея ООН, Резолюция 1723 (XVI) от 20 декабря 1961 г.// Генеральная Ассамблея ООН, Резолюция 1991/10// Генеральная Ассамблея ООН.
Третья группа источников: Официальные газеты, официальные сайты министерств КНР: Министерство коммерции КНР, Министерство образования КНР, Министерство охраны окружающей среды,
Министерство образования КНР, Министерство культуры КНР, Министерство финансов КНР, и данные по ТАР с сайтов др. министерств КНР, данные статистических и аналитических сайтов: The World Bank, Китай: Тибет — цифры и факты, Статистическое бюро Китая, World Economic Outlook Database, и др.
Степень изученности темы в научной литературе. Тема Тибета активно изучается тибетологами и синологами, китайскими ученными и др. на протяжении всего ХХ века и начала ХХΙ века. Научная литература по теме Тибета представлена работами отечественных, зарубежных авторов (на английском и в переводе на русский), тибетских и китайских ученых.
Отечественная научная литература, посвященная политическому, экономическому, социально-культурному, религиозному развитию Тибета, др. западных национальных автономий КНР это работы Л.А. Афониной, И.Р. Гарри, С.Л. Кузьмина, А.С. Клинова, Е.И. Кычанова,
Б.И. Мельниченко, В.В. Лопатина, В.А. Богословского и др.
Так А.Л. Афонина в работе «Источники политико-религиозных проблем современного Китая» видит национально-политические проблемы Тибета с тем, что правительство КНР вмешивается в религиозные доктрины тибетского буддизма, пытается регулировать систему церковной жизни тибетцев.
И.Р. Гарри в своей диссертационной работе «Тибетский вопрос и национальная политика КНР в Тибете», научных статьях, исследовав проблему системы национальных автономий в КНР, развития Тибета в составе КНР делает вывод, что процесс национального строительства в КНР не завершен, и необходимо продолжать поиск новых подходов к регулированию межэтнических взаимоотношений, т.к. система национальных автономий КНР не является эффективной.
С.Л. Кузьмин в книге «Скрытый Тибет: история независимости и оккупации» делает вывод, что Тибет исторически был независимым от Китая, а идея Тибета исторически входившего в Китай базируется на концепции глобальной императорской власти Китая, поэтому Тибет является оккупированным КНР, и его политическое и экономическое развитие является экспансией ханьцев.
А.С. Клинов в работе «Политический статус Тибета и позиция держав (1914 г. – конец ХХ века)» приходит к выводу, что модернизация КНР привела к восстановлению конституционных прав тибетцев и их районной национальной автономии, но при этом нельзя говорить о полномерном включении Тибета в экономическую и политическую жизнь КНР.
В книге Е.И. Кычанова, Б.И. Мельниченко «История Тибета с древнейших времен до наших дней» авторы делают вывод, что включение Тибета в состав КНР, особенно, в периоды 1951-1966 гг., и после 1976 гг. привело к интенсивной модернизации Тибета, что позитивно отразилось на социально-экономическом развитии, благосостоянии тибетцев. В книге приведено много фактов по современному экономическому и социально-культурному развитию Тибета.
В.В. Лопатин в диссертации «Роль и место буддизма в политических процессах» видит разобщенность тибетцев и ханьцев с тем, что, Китай всегда использовал «ламаизм» как «инструмент» в решении внутриполитических вопросов, в тоже время тибетцы являются сторонниками независимости в религиозных вопросах. В основе конфликта между Тибетом и Китаем лежал спор о выбираемых направлениях буддизма, который послужил отправной точкой в их продолжительном противостоянии, в течение которого все войны между этими государствами имели религиозный характер.
В.А. Богословский в своих книгах дает оценку исторического, политического, социально-экономического развития вплоть до 2000 г., причем его взгляд отражает позитивные изменения в развитии Тибета с начала реформ 1976 г.
Среди зарубежных авторов можно выделить работы следующих авторов: Shakabpa W.D. «One Hundred Thousand Moons. An Advansed Political History of Tibet», Van Walt van Praag M.S. «The status of Tibet: History, Rights and Prospects in International Law», Warren Smith.Tibetan Nation. «A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relation», Jun Dreyer. «China's Forty Million. Minority Nationalities and National Integration in the People's Republic of China», Jun Dreyer, Barry Southman «Contemporary Tibet: Politics, Development and Society in a Disputed Area». Это наиболее значимые работы зарубежных авторов на английском языке.
В монографии Shakabpa W.D. «One Hundred Thousand Moons. An Advansed Political History of Tibet» исследованы источники, посвященные политической истории Тибета, ранее недоступные западным исследователям, прежде всего, архивы тибетского правительства.
В работе Van Walt van Praag M.S. «The status of Tibet: History, Rights and Prospects in International Law» рассматривается исторический политический и правовой статус Тибета. Будучи советником Далай-ламы, автор с позиции международного права доказывает право Тибета на политическую независимость от КНР.
В работе Warren Smith. «Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relation», автор обосновывает права тибетцев на самоопределение и независимость, считает, что китайское правление в Тибете равноценно империалистическому господству и представляет собой преступление культурного геноцида.
В монографии Jun Dreyer. «China's Forty Million. Minority Nationalities and National Integration in the People's Republic of China», автор проводит объективный анализ национальной политики КПК в отношении национальных меньшинств Китая.
Наибольший интерес представляет сборник Jun Dreyer, Barry Southman Contemporary «Tibet: Politics, Development and Society in a Disputed Are», в котором собраны статьи ведущих экспертов по тибетскому вопросу: Д. Дрейер, Б. Саутмана, Р. Барпетта, Ван Лисюна, Дава Норбу, Т. Грюнфельда, Сюй Минею, Хэ Баогана и др.
Были проанализированы работы китайских и тибетских ученных, такие как: Ван Лисюн. «Размышления о Тибете», Сюй Дэцунь. «Исследование тибетской традиции буддизма», тибетского исследователя Самдонг Римпоче «Вызовы, которые принимают буддизм и тибетское сообщество в современном мире», Церин Шакья. «The Dragon in the Land of Snows. A History of Modern Tibet since», Гэй Фэйсю «Социальное развитие западных районов КНР»
В книге Ван Лисюн. «Размышления о Тибете» автор анализирует историю взаимоотношений Тибета с Китаем, глубинную сущность тибетского вопроса, проблему культурного империализма в Китае, социальные функции тибетского буддизма, причины тибетских самосожжений и другие вопросы. Самдонг Римпоче в работе: «Вызовы, которые принимают буддизм и тибетское сообщество в современном мире, акцентирует внимание на особенностях буддистской культуры и ее отличиях от западной, которые и являются источником непонимания национально-религиозных особенностей тибетцев в западной, а также ханьской культуре.
Сюй Дэцунь в работе «Исследование тибетской традиции буддизма», исследует особенности тибетской традиции буддизма, показывая, что тибетский буддизм ближе к индийскому варианту буддизма, в то же время из Тибета в Китай пришла одна из пяти традиций тибетского буддизма Гелуг.
Церин Шакья в книге «The Dragon in the Land of Snows. A History of Modern Tibet since» автор рассматривает попытки Тибета сохранить на протяжении истории свою независимость. Книга является полным изложением истории Тибета с 1947 г. по 2000 г.
В диссертации Гэй Фэйсю «Социальное развитие западных районов КНР» рассматривается проблема неравномерного развития северо-восточных и западных районов КНР, что обуславливалось более высокой экономической эффективностью инвестиций в северо-восточные районы КНР. Решений диспропорций социально-экономического развития позволит, на взгляд автора, разрешить проблему национальной разобщенности ханьцев и национальностей западных районов КНР.
Были проанализированы работы китайских исследователей, опубликованные на китайском языке, таких как: Фэй Сяотун, Ма Жун, Ян Цзямин, «Краткая история тибетского народа» и др.
Фэй Сяотун в статье «Плюралистическое единство китайской нации» рассматривает теоретическую модель единства ханьцев и кочевых народов Китая, как принадлежащих одной территории длительный период истории.
Ma Жун в статье «Экономическая ситуация в Тибете и ее динамика» обосновывает политическое единство тибетцев и ханьцев через их политическое объединение аньчжурами, которые впитали и ханьскую (земледельческую) культуру, и кочевую культуру народов западных территорий Китая.
Ян Цзямин в работе «Военная система управления Тибетом в период правления династии Цин» показывает, что Китай защищал Тибет от военных нападений др. народов, тем самым осуществляя политическое руководство Тибетом.
В целом, анализ литературы показал, что большинство авторов делало акцент на политических аспектах развития Тибета, в тоже время вопросы взаимосвязи политического и экономического развития Тибета в достаточной мере не рассматривались, в то время, как наиболее оптимальных подход решения политических проблем Тибета, на взгляд автора магистерской работы, должен основываться на интенсивной экономической и социально-культурной модернизации и индустриализации Тибета с сохранением имеющегося статуса национальной автономии, что и определяет проблему исследования.
Объектом исследования является политическая и экономическая ситуация в Тибете.
Предмет исследования — основные этапы политического и экономического развития Тибета.
Хронологические рамки исследования включают периоды:
1. С 1951 года: Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета 23 мая 1951 г. до 2017 г., который подразделен на два периода исследования:
− 1951 г. по 1978 г.: политическое и экономическое развитие Тибета в составе КНР до реформ Дэн Сяопина;
− политическое и экономическое развитие Тибета после 1978 г. в эпоху реформ до 2001 г.
2. Развитие Тибета с 2001 г. (совещание Центрального правительства КНР по работе в Тибете 25-27 июня 2001 г., на котором была принята программа ускоренного социально-экономического развития ТАР) до 2017 года (последние фактические данные по Тибету).
Большая часть исследования посвящена второму и третьему периоду, при этом рассматривается в целях сравнительного анализа социально-экономическое положение Тибета до 1951 г. и после 1951 гг.
Цель исследования заключается в анализе исторических аспектов политического и экономического развития Тибета, его современного состояния и перспектив развития в ХХΙ в.
Задачи исследования:
− проанализировать систему национальных автономий КНР;
− сделать выводы о системе национальной автономии в Тибете на основе анализа научной литературы;
− проанализировать участие тибетцев в политической жизни КНР и местных органах самоуправления;
− охарактеризовать этапы экономического развития КНР в период 1951 г. по 2017 гг.;
− на основе изучения фактических данных о развитии экономики Тибета в 1951 -2000 гг. определить основные тенденции экономического развития Тибета;
− на основе изучения фактических данных о социально-культурном развитии Тибета определить основные его тенденции;
− на основе изучения стратегической программы развития Западных районов КНР и программы ускоренного развития Тибета определить перспективы политического, экономического и социально-культурного его развития.
Научная новизна обуславливается анализом перспектив политического и экономического развития Тибета, направленных на преодоление сепаратистских стремлений в Тибете.
Методологическая база исследования основывается на систематизированном современном анализе политического и экономического развития Тибета, а также методах научного познания: историческом, хронологическом, системном, структурно-функциональном, статистическом.
Исторический метод позволил изучить политические, экономические и социокультурные реалии исторического процесса в Тибете в динамике их становления, изменения и развития.
Хронологический метод позволил рассмотреть политическое и экономическое развитие Тибета в хронологической последовательности.
Системный подход дал возможность выявить причинно-следственные связи между модернизацией тибетского общества и национально-политическими противоречиями в нем.
Структурно-функциональный метод позволил выявить взаимосвязи между элементами политической и экономической системы Тибета в динамике.
Статистический метод позволил выявить количественные характеристики социально-экономического развития Тибета и соотношение между ними.
Практическая значимость обуславливается возможность использования полученных результатов в определении политических и экономических направлений стратегии России в отношении КНР и Тибета в его составе, а также при чтении лекций и семинаров по вопросам китайских национальных автономий, Тибету.
По структуре выпускная квалификационная работа магистра включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Во введении определяется актуальность темы, проблема исследования на основе анализа степени изученности темы в научной литературе, цель, задачи, объект, предмет, научная, методология исследования, практическая значимость, раскрывается подробно источников база по группам.
В первой главе анализируется политическое развитие Тибета в составе КНР, основные проблемы национальной разобщенности тибетцев и ханьцев, их решения в рамках системы национальных автономий КНР.
Во второй главе проводится анализ экономического и социального развития Тибета в составе КНР в период 1951-2000 гг. на основе учета основных этапов экономического развития КНР в этот период.
В третьей главе проводится анализ современного политического, экономического и социально-культурного состояния тибетского общества, на основе изучения программ развития западных территорий КНР, в частности, Тибета определяются перспективы политического и экономического развития Тибета в ХХI в.
В заключении подводятся итоги исследования в соответствии с постеленными задачами.
Работа включает 145 страниц машинописного текста, 4 таблицы, 5 рисунков, 203 источника, включающих труды и научные статьи отечественных авторов и зарубежных авторов, изданных на русском языке в количестве 104 источника, изданных на английском языке в количестве 40 источников, на китайском — 15 источников; 41 источник: справочные и статистические материалы, интернет-источники, СМИ; 5 нормативно-правовых актов.
Важным фактором тибетского вопроса является буддистская религиозность. В целом можно говорить об идеологической дистанции тибетцев и ханьцев, что обуславливается духовными, социально-психологическими, цивилизационными отличиями. Эти отличия присутствуют также между ханьцами и другими монгольскими народами КНР. Но, в то же время можно сказать, что эти различия в определенной степени преодолевались в процессе многовековой интеграции монгольских и ханьских народов. Несмотря на отсутствие единой китайской нации сосуществование разных наций в рамках одного государства вполне возможен не только в политическом, экономическом аспектах, но и в рамках диалогов культур и религий. Примером тому служат такие страны, как США, Российская Федерация и др.
Надо отметить, что социально-психологическая и религиозная дистанция связанна с тибетским буддизмом. Большинство тибетцев исповедуют тибетский буддизм, в КНР наиболее распространен даосизм, хотя китайцы склонны к религиозному эклектизму и могут одновременно исполведовать даосизм, конфуцианство, буддизм. При этом по опросам населения. Почти половина (47%) жителей современного Китая считают себя атеистами. Еще 30% считают себя нерелигиозным. Во многом это следствие государственной политики в начальный период становления КНР и затем в ходе «Культурной революции». Однако, к реальным атеистам – тем, кто не верит ни в какие религии, не отмечает религиозные праздники и не соблюдает обычаи, относится 15% населения. Около 80% китайцев исполняли некоторые обряды и ритуалы, связанные с народными и, частично, с даосистскими верованиями; 10-16% называют себя буддистами; 2-4% - христиане; и 1-2% - мусульмане. Можно говорить, скорее о народной религии, основанной на культе поклонения предкам. В целом, на взгляд автора магистерской работы, для китайской культуры, философия которой исходно была ориентирована на различные формы материализма, менее значима религия, а для тибетцев более значима. Это порождает дистанцию, связанную с отношением к религии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Была проанализирована система национальных автономий КНР. Она сформирована в соответствии с национально-политической концепцией, которая отрицает федеративное устройство государства. Исторически Китай осуществлял «гибкую» политику управления некитайскими народами. КНР осуществляет активную экономическую и культурную поддержку территорий национальных автономий, осуществляя процесс индустриализации экономики этих территорий, развития современной социальной инфраструктуры. Такой подход ориентирован на интеграцию малых народов в китайское общество, т.к. повышение уровня социально-экономического развития территорий нивелирует национально-культурные различия.
Однако, процесс модернизации сопровождается китаизацией местного населения, целенаправленной политикой переселения китайцев на территории национальных автономных районов, что приводит к национальной разобщенности ханьцев и малых народов. Причина здесь связанна с религиозно-культурными отличиями ханьцев и малых народов, исповедующих ислам, тибетский буддизм. Китайский менталитет основывается на принципах конфуцианства, вне зависимости от исповедуемой религии, т.е. китайцы более религиозно «гибки» в отличие от малых народов.
Тибет исторически да 17 в. не был частью Китая, но при этом занимал вассальное положение по отношению к Китаю в политическом отношении. При этом с 17 в. Тибет входил в состав империи Цин, будучи ее частью Обретение независимости после распада империи не было связанно с признанием независимости Тибета правительством нового Китая, да и большинство государств мира не признало независимости Тибета. На протяжении почти десятилетий, Тибет был независимым непризнанным в международном сообществе псевдогосударством.
В 1950-ые гг. он был аннексирован КНР, но низкий уровень социально-экономического развития Тибета, наличие феодализма в середине ХХ века, политическая «слабость», отсутствие более или менее сильной армии делало Тибет «слабым» политическим субъектом, и его дальнейшее самостоятельное политическое развитие не представлялось возможным.
В результате присоединения Тибета к КНР в начале 1950-ых гг. там осуществлялись позитивные социально-экономические преобразования, которые тормозили буддийские монахи, удельный вес которых в тибетском обществе был значительным. Поэтому силовой военный контроль со стороны китайских властей в тот период был оправдан. В период культурной революции тибетцы были подвергнуты жестким репрессиям со стороны местных властей, что усилило разобщенность тибетцев и ханьцев. Тибетцы оказывали вооруженное сопротивление властям и армии КНР.
Идея политической самостоятельности, независимости Тибета больше популярна в среде тибетских эмигрантов в других странах, прежде всего, в Индии. С формированием национальных управленческих кадров, идея восстановления теократического государства, либеральной модели автономии теряет смысл, так как новые кадры не являются сторонниками этих политических преобразований.
В настоящее время Тибет является национальным автономным районом с элементами автономного национального управления. Власти КНР оказывают существенную экономическую помощь, осуществляют индустриализацию района, развивают здравоохранение, поддерживают культуру и местные обычаи. Действует ряд органов самоуправления, которые принимают положения, законодательные акты, учитывающие особенности местных условий.
Экономика Тибета, его социально-экономическое развитие связанно с развитием экономики КНР. Китай за 30 лет прошел путь развития, включающий «догоняющую» индустриализацию, активное инновационное (постиндустриальное) экономическое развитие. КНР активно переносит результаты китайской модернизации на территории национальных автономий, вовлекая их в процессы экономической, социально-культурной модернизации. Подобный подход, на взгляд автора магистерской диссертации, с одной стороны, позволяет на этих территориях сохранять традиционные виды сельского хозяйства, народные промыслы, развивая на этой основе аксиологический, экологический туризм, развивать отдельные отрасли экологических пищевых производств, легкой промышленности и др., а с др. развивать современные отрасли экономики: деревообработка, горнодобывающая промышленность, современную энергетику.
До модернизации тибетской экономики с 1980-ых гг. она была преимущественно традиционной с явным доминированием сельского хозяйства. Общий уровень благосостояния народа, система государственного управления находились на крайне низком уровне, что отмечали известные путешественники, такие как Рерих, полковник Кондрашевский. Именно, включение Тибета в экономику КНР позволило за 6 десятилетий пройти путь от традиционной аграрной экономики к современной индустриальной с развивающейся транспортной инфраструктурой, горнодобюывающей промышленностью, лесодобывающей промышленностью, деревообрабатывающей.
Однако, наиболее перспективной отраслью является туризм. По планам правительства КНР Тибет должен стать к 2050 г. ведущим туристских центром мира, для чего есть рекреационные ресурсы, характеризующиеся высоким потенциалом. Для его развития необходима развитая транспортная структура. Сейчас в Тибете построено большое количество шоссейных дорог, что позволяет китайским туристам посещать Тибет.
Социальная инфраструктура стремительно растет в количественном и качественном аспекте. После присоединения к КНР в Тибет пришли современная медицина, образование, культура, элементы современного быта. Противостояние социальным переменам шло со стороны буддийской церкви, а на конец 1950-ых годов в Тибете было 2469 монастырей и примерно 10% населения составляли монахи. Средний уровень жизни тибетцев постоянно повышается. КНР оказывает поддержку одиноким пожилым людям, неимущим. Растет объем сбережений тибетцев в сберегательных кассах. Все это является результатом вовлечения экономики Тибета, социально-культурной жизни тибетцев в программы современного развития КНР и его западных областей.
Политическое развитие Тибета в настоящее время определяется решением национального тибетского вопроса, хотя в последние годы он постепенно теряет свою актуальность в связи с успешным решением программы китайской социально-экономической модернизации Тибета. По тибетскому вопросу в области позиций крупных мировых держав разногласия отсутствуют. Тибет признается неотъемлемой частью КНР, а решение тибетского вопроса – это прерогатива КНР. Однако, ряд внешнеполитических противников КНР, акцентируют внимание на ущемление национальных и культурных прав тибетцев, используя такой подход для оказания внешнеполитического давления на Тибет. Среди пробуддистской общественности присутствуют настроения на предоставление полной независимости Тибету. Стоит учитывать, что аргумент о том, что Тибет всегда был независим от Китая, не совсем верен, речь идет о «формальной» политической независимости.
В целом, решение тибетского вопроса, предлагаемое сторонниками «серединного» пути и достижением полной независимости представляется тупиковым путем, так как Тибет уже экономически интегрирован в КНР. И любая форма полной или «широкой» автономии при прекращении инвестиций в Тибет из КНР приведет Тибет к экономическому, политическому краху.
Однако, присутствует социально-психологическая и религиозная дистанция ханьцев связанная с глубокой буддистской религиозностью тибетцев и ханьской склонностью к секуляризму и религиозным эклектизмом. Национальная идентичность в Тибете до 1959 года была связанна с осознанием единства религии и государства. В настоящее время тибетцы живут на территории светского государства со свободой вероисповедания, что в течение определенного временного периода не может не вызывать неприятие со стороны верующих тибетцев, каждый третий из которых до 1959 года был монахом, проживающим в буддистской монашеской общине. «Мягкая» секуляризация и активное социально-экономическое развитие Тибета – путь преодоления цивилизационно-культурных противоречий ханьцев и тибетцев. Внутриполитическое развитие в Тибете идет, и в перспективе будет идти по китайскому пути социально-экономической модернизации Тибета.
Перспективы развития Тибета связаны с совмещением экологического пастбищного животноводства с сельскохозяйственным туризмом, а также другие отрасли туризма, ориентированные на привлечение туристов на территорию высокогорья с уникальными религиозными и культурными традициями. Надо учитывать, что для многих стран в мире за последние 50 лет туризм стал основной отраслью экономики, такой вариант развития экономики Тибета вполне возможен.
Развитие социальной инфраструктуры Тибета связанно с превращением Тибета в крупнейший туристический центр мира; созданием в Тибете крупнейшего мирового природоохранного заповедника; крупного медицинского центра по развитию тибетской медицины, состоящего из сети центров тибетской медицины; крупной базы по добыче редкоземельных металлов; развитием торговых отношений Тибета с другими регионами мира. Решение проблемы сохранения национальной культуры и языка должно основываться на развитии туризма, с одной стороны, а с другой с развитием национальных гуманитарных и педагогических кадров. Программа социального развития Тибета, реализуемая КНР является наиболее оптимальной для успешного социального развития Тибета, повышения благосостояния и качества жизни тибетцев.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые акты:
1. Устав ОООН (текст на русском языке): h**t://w*w.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
2. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам/Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года
3. Конституция КНР// «Жэньминь жибао» — 1982. — 5.XII. (Пер. с кит. Л. М. Гудошникова) // В кн. «Конституции социалистических государств». — Т.1. — М., 1987
4. Закон КНР «Об организации Государственного совета» от 10.12.1982 г.
5. Закон о национальной районной автономии КНР // Избр. док. национальной работы нового времени. - Изд-во документов ЦК, 1990 г.
Литература, диссертации, научные статьи в периодических изданиях:
На русском языке:
6. Аванесова Г.А. Региональное развитие в условиях модернизации//Восток. 1998. №5.
7. Алибекова Г.К. КНР в эпоху реформ Дэн Сяопина//Вестник КазНУ: Востоковедение. 2012. № 4. С. 95-99
8. Афонина Л.А. Источники политико-религиозных проблем современного Китая//ИДВ РАН. h**t://chinareligion.info/articles/istochniki-politiko-religioznyh-problem-sovremennogo-kitaya.html
9. Аюшеева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе : Социально-философский аспект: дисс. канд. философ.наук - Улан-Удэ, 2000.- 138 с
10. Баженова Е.С. 30 ЛЕТ РЕФОРМ В КНР: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ//Азия и Африка сегодня. 2009. № 9.
11. Бакшеева Л.Г. Синьцзяно-уйгурская проблема и пути ее решения в КНР/Читинский государственный университет//Вестник. 2016. №2. –С54-57
12. Бартко У.Я. Трансформация политических и экономических взаимоотношений КНР и Тайваня вначале ХХІ века// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. № 6.
13. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Академия, 1999;
14. Богословский В. А. Буддийская церкоь в Тибете и ее современное положение // История и культура Востока Азии. Т. 1: Центральная Азия и Тибет. Материалы к конференции. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1972. - С. 101-106.
15. Богословский В. А. Особенности функционирования районной автономии в Тибете на современном этапе // Государственный строй и важнейшие социально-экономические проблемы КНР. - М., 1982. - С. 39-43.
16. Богословский В.А. Очерки истории тибетского народа – М.: 1962;
17. Богословский В.А. Политика Далай Ламы в Тибете. – М.: Ин-т востоковедения РАН. 2002;
18. Богословский В.А. Тибет после Мао Дзэ-Дуна (Социально-экономическая политика в сельских районах) – М.: 1996; Богословский В.А. Тибет после Мао Дзэ Дуна. – М.: 1996
19. Богословский В.А., Москалев А.А. Национальный вопрос в Китае (1911-1949). М.: Политиздат. 1984
20. Богословский Е.А. Тибетский район КНР (1949-1976). –М.: Мысль. 1998- С. 53
21. Бондаренко А.В. Международные аспекты борьбы против «Трех зол» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР// Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 5.
22. Бугашеева О.Р. Взаимоотношения Китайской Народной Республики и Тибета: предыстория // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. - Улан-Удэ, 1999. - Вып. 2, ч. 2. - С. 51-55.
23. Буяров Д.В. Национальная политика КНР // Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология / отв. ред. Д.В. Буя-ров. – М.: КРАСАНД, 2011. – С. 139-177.
24. Буяров Д.В. Эволюция национальной политики Китайской Народной Республики // Традиционный Китай на пути к модернизации / отв. ред. Д.В. Буяров. – М.: КРАСАНД, 2013. – С. 152
25. Ван Лисюн. Размышления о Тибете. –Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном, 2015
26. Веремейчик А.С. Регулирование внутренней миграции в КНР (на примере северо-восточного региона)// Россия и АТР. 2013. №4
27. Внешняя Монголия конца XVI — начала XX века. Новосибирск: 1988
28. Волков Т.С., Власова Т.К. Стратегии адаптации экономики пастбищного животноводства к климатическим изменениям в высокогорных и арктических районах мира//Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 5. С. 81-86.
29. Воронин А.А., Лепешкина Л.А., Клевцова М.А., Вейгуо Ту, Гоу Хиолин НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ ВЫСОКОГОРНЫХ ПАСТБИЩ ВОСТОЧНОГО ТИБЕТА//Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 4
30. Вуль Н. А. Финансово-экономическая система Тибета к началу реформ 1920-х годов// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. № 7
31. Гарри И. Р. Развитие народного образования в Тибетском автономном районе КНР // Материалы международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство школы как среда жизненного самоопределения личности». - Улан-Удэ, 2004. - Ч. 1. - С. 15-22.
32. Гарри И.Р. «Тибетский вопрос» и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. №4. С. 148–173.
33. Гарри И.Р. Китайская модель национальной районной автономии//Вестник Бурятского государственного университета. 2010, № 7. –С. 87-91
34. Гарри И.Р. Тибетский вопрос и национальная политика КНР в Тибете: дисс. на соиск. уч. степени. доктор. ист. наук. – Улан-Удэ: 2009. – 497 с.
35. Гварлиани Т.Е., Бородин А.Н. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма// Terra Economicus. 2011. № 7
36. Гулина Е.В. Тибетский вопрос во внешней политике КНР// Актуальные проблемы современных международных отношений. 2014. № 4. С. 55.
37. Гумилев Л.С. От Руси до России – М.: Кнорус. 2004
38. Гуревич Б.П. Освобождение Тибета –М.: Восточная литература. 1958 – С. 29
39. Гэй Фэйсю «Социальное развитие западных районов КНР»: дисс. на соиск. уч. степени кан. социолог. наук – М.: 2003
40. Далай-лама XIV. Моя страна и мой народ. –Спб: Летний сад. 2005 – С. 225.
41. Декроа Н. Тибетские странствия полковника Кордашевского (с экспедицией Н.К. Рериха) по Центральной Азии. СПб.: Летний сад. 2001.
42. Дорога на крышу мира // Дыхание Китая. – 2014. – № 4(229). – С. 31–33
43. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. - М.: Наука, 1997. - 364 с.
44. Егоров К. А. Государственно-правовое регулирование межнациональных отношений и статуса национально-автономных образований КИР // Советское государство и право. - М., 1989. - № 10. - С. 100-108.
45. Еленин И. М. Национальная политика в КНР (на примере автономных районов Северного и Северо-Западного Китая) // Народы Азии и Африки.- 1973.-№5.
46. Жоголев Д. А. Малые народности и великий Китай. - М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 1994.
47. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М.: Логос, 2000;
48. Иродова Е.Е. Социально-экономическая модель Китая в аспекте основных его характеристик и конкурентных преимуществ// Вестник Костромского государственного университета. 2012. № 2
49. Клинов А.С. Политический статус Тибета и позиция держав (1914 г. –конец ХХ века) – Майкоп.: 2000
50. Кондорский Б. М. Революционный период в Китае// Общество и государство в Китае. 2015. № 6.
51. Конституционное (государственное) право зарубежных стран под ред. Б.А Страшун – М.: Норма. 2014 – С.755
52. Конституционное (государственное) право зарубежных стран под ред. Б.А Страшун – М.: Норма. 2014 – С.765
53. Кречетова В.С. Национальный аспект демографической проблемы КНР// Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2007. № 6
54. Кузьмин С.Л. Скрытый Тибет: История независимости и оккупации. – СПб.: Из-во Терентьева. 2010 – С.198
55. Кулешов Н. С. Истоки и разновидности тибетского сепаратизма // Информ. материалы. Сер.: О-во и государство в Китае в ходе реформ / Ин-т Дал. Востока. Центр науч. информ. и банка данных. - М., 1999. - Вып. 4. - С. 75-84.
56. Курбатов В.П. Развитие агросферы КНР, 1950 - 1995 гг.: дисс. на соиск. уч. Степени доктор. Экон. Наук. –М.: 1999
57. Латыпов Р.Ф., Салахутдинова Р.Р. Компрадорская интеллигенция как инструмент неоколониальной политики Запада в странах периферийного и полупериферийного капитализма//Власть. 2015 . №1.
58. Ли Цзяньчжун. Рассуждения об особенностях национальных районных автономий //Mgister Dixit».2014. №4 (16)
59. Лопатин В.В. Роль и место буддизма в политических процессах дисс. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. Чита: 2007
60. Магдалюк А.В. Проблема Гонконга в Китае. 2016. h**t://w*w. sciartity.ru
61. Магомедов М.Б. Историография исследования церковно-монастырского землевладения государства российского// Системные технологии. 2014. № 8;
62. Мак Говерн. Переодетым в Лхасу. Пер. с англ. М.: Академия. 1993
63. Малюженко Е. В., Дмитриевская В. А. Причины успешной экономики Китая // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 226-228. — URL h**ts://moluch.ru/archive/135/37803/ (дата обращения: 27.04.2018).
64. Мао Цзэдун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. - М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1957. - 75 с.
65. Матвеев А.В., Татауров С.В. Сибирское ханство и огнестрельное оружие//Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 8
66. Москалев А. А. Теоретическая база национальной политики КНР, (1949-1999) / РАН. Ин-т Дал. Востока. - М.: Памятники ист. мысли, 2001. - 223 с.
67. Муромцева З.А. Индустриальное развитие КНР в материалах VIII съезда КПК//Экономика КНР в свете решений VIII съезда КПК. ИДВ РАН. 2013 – С. 5-11
68. Назаров П.В. Формирование стратегии преодоления региональных диспропорций в развитии российской экономики: диис. На соиск. уч. Степени канд. экон наук. –Спб.: 2006 –С.112
69. Национальный вопрос в КНР (1949-1994 г.): Ч. 2. / Москалев А.А., Жоголев Д.А., Пузицкий Е.В., Лазарева Т.В. /Информ. бюл. / РАН. Инт. Дал. Востока. - М., 1996. - № 2. - С. 1-183.
70. Национальный вопрос в КНР (1949-1994 г.): Ч. 2. / Москалев А.А., Жоголев Д.А., Пузицкий Е.В., Лазарева Т.В. /Информ. бюл. / РАН. Ин-т Дал. Востока. - М., 1996. - № 2. - С. 1-183.
71. Невлева И.М., Сережко Т.А., Кохан Ж.С. Традиционная культура: религиозно-этические основы// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 8
72. Островский А.В. XVIII СЪЕЗД КПК: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА «СЯОКАН» («МАЛОГО БЛАГОДЕНСТВИЯ») В КИТАЕ//Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 5.
73. Островский А.В. Некоторые особенности экономического развития КНР за 60 лет (1949-2009 гг.)// Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 4.
74. Перминова В.А. ТАЙБЭЙ (ТАЙВАНЬ)// Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013. № 2.
75. Петонова Д.О. Сино-тибетские исследования в процессе нациестроительства в КНР// Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 8. С. 41-47.
76. Полозюкова О.Е. Экономическое развитие Китая на современном этапе//Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. № 3
77. Пономарева Т.Г. Место и роль сепаратизма в административно-территориальном развитии экономики //Экономика и управление. 2015. № 4
78. Празаускас А. А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис. 1997. № 2.
79. Преобразования в Тибете и их перспективы/Проблемы Дальнего востока. 2001. № 5. – С.165
80. Пузырев К.С. Сепаратизм как политическое явление//Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. №3
81. Рахимов Т. Р. Великодержавная политика Мао Цзэдуна и его группы в национальном вопросе // Опасный курс- М.: Политиздат, 1969. - Вып. 1.-С. 193-200.
82. Рахимов Т. Р. Судьбы неханьских народов в КНР. - М.: Мысль, 1981.-157 с.
83. Рерих Ю.Н. По тропам Серединной Азии (1923-1928 гг.) – Хабаровск.: 1982
84. Самдонг Римпоче. Вызовы, которые принимают буддизм и тибетское сообщество в современном мире // Буддизм в контексте диалога культур / ИМБТ СО РАН; отв.ред. Л.Е. Янгутов. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. - С. 26-33
85. Соловьева Н.А. Китай: трансформация культуры национальных меньшинств//Азия и Африка сегодня. 2014. № 5
86. Ставров И. В. Тенденции демографического развития неханьских национальностей Северо-Восточного Китая (начало XXI века) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. — 2013. — № 4 (170). — С. 148
87. Сулейманова Э.Э. Тибет как туристическая религиозная дестинация в экономическом поясе Шёлкового пути//Вестник Амурского Государственного университета. 2015. № 4. С. 215-221
88. Сюй Дэцунь Исследование тибетской традиции буддизма - Пекин: Изд-во религиозной культуры, 2008. - 583с.
89. Тацкий В.В. Инвестиционная политика КНР: внутренние и внешние аспекты: дисс. на соиск. уч. Степени. Канд. экон. Наук – М.: 2010 – С. 74
90. Тирских М.Г. Право в государствах с авторитарным политическим режимом//Сибирский юридический вестник.2011. № 4.
91. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2004
92. Третьяков К.Н. Некоторые особенности изменения Конституции КНР// Вестник МГИМО Университета. 2010. № 5
93. Туманян А.Ф., Шагаипов М.М., Булахтина Г.К. Современные проблемы сохранения экологического равновесия природных пастбищ Северного Прикаспия// Агрохимический вестник. 2011. № 11
94. Усов В. Н. История КНР: В 2 т. Т. 1-2. - М.: ACT: Восток-Запад, 2006. - Т. 1. - 812 с; Т. 2. - 718 с.
95. Файзуллина Н.Г. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КИТАЯ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 6-3. – С. 628-631;
96. Фан Чжун-ху. О новом подходе к изучению народной религии // Мировые религии. №3, 1999 г. – С. 55-59
97. Харрер Г. Семь лет в Тибете. – М.: Летний сад. 2003
98. Чен Хунцзе Эволюция главной религии Юго-Запада Китая// IN SITU. 2015. № 2
99. Чен Хунцзе. Особенности исторического сложения религий Хань и других национальностей Китая//Символ науки. 2015. № 2
100. Чеснокова В.С. Китай: новая и возобновляемая энергетика//Восточная аналитик. 2011. № 12
101. Чжао Мэн. Политическая наука и реформа политической системы КНР//Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2.
102. Чжао Янь. Советская и китайская модели социализма: взгляд из Китая//Вестник Финансового университета: Гуманитарные науки. 2013. №3 (11). – С. 24-27
103. Чикаева К.С. Дворянское землевладение на Северном Кавказе в 1861 – 1917 гг// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 9
104. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран – М.: Юрист. 2013 – С. 464
105. Шакабпа В.Д. Тибет: политическая история. – СПб.: Летний сад. 2007 – С. 43
106. Шаумян Т. Л. Англия и Россия в борьбе за господство над Тибетом. - The Edwin Mellen Press, 2001.
107. Шелепов А.В. Китай//Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 5. –С. 116-121
108. Юсов Б.В. Тибет. Краткий географический очерк. – М.: Георафгиз. 1952
109. Яблоков Н.Н. Религиоведение. Учебник для бакалавров-М.: Юрайт. 2017 – С. 36
На английском языке:
110. Carrasco P. Land and Polity in Tibet. Librairie C. Klincksieck, 1972
111. Dennis Tao Yang. «China’s Agricultural Crisis and Famine of 1959—1961: A Survey and Comparison to Soviet Famines». Comparative Economic Studies. 2008. № 3. – Р. 1-29
112. Diagnosing the Current Situation in Tibet. Interview with the Tibetan author Woeser // URL:h**t://w*w.tibetinfonet.net.Дата обращения. 11.03. 2018
113. Goldstein M. G. Nomads of western Tibet: the survival of a way of life. — Berkeley: University of California Press, 1990. - С. 49
114. Goldstein M. G., Melvyn C. A History of Modern Tibet, 1913-1951. The Demise of the Lamaist State. - University of California Press, 1989
115. Goldstein M. G., Melvyn C. A History of Modern Tibet, 1913-1951. The Demise of the Lamaist State. - University of California Press, 1989. – С. 37
116. Goldstein M. G., Melvyn C. A History of Modern Tibet, 1913-1951. The Demise of the Lamaist State. - University of California Press, 1989. – С. 59-60
117. Jun Dreyer, Barry Southman New York, M.E. Sharpe, 2006, 349 pp.
118. Jun Dreyer. China's Forty Million. Minority Nationalities and National Integration in the People's Republic of China Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1976. Pp. 333
119. Justin J. Stein, "Taking the Deliberative Turn in China: International Law, Minority Rights, and the Case of Xinjiang, " Journal of Public and International Affairs, Volume 14/Spring 2003: 13-14.
120. Shakabpa W. D. Tibet: A Political History. - Yale University Press, 1967. – С. 246
121. Shakabpa W.D. One Hundred Thousand Moons. An Advansed Political History of Tibet. V.2. Leiden-Boston: Brill, 2010.
122. Shakabpa W.D. One Hundred Thousand Moons. An Advansed Political History of Tibet. V.2. Leiden-Boston: Brill, 2010. P.729-732
123. The Dragon in the Land of Snows: A History of Modern Tibet Since 1947. Columbia University Press, 1999 – 574 с.
124. Van Walt van Praag M.S. The status of Tibet: History, Rights and Prospects in International Law. Boulder, Colorado.1987. P.35
125. Walt van Praag M.S. The status of Tibet: History, Rights and Prospects in International Law Boulder, Colorado.1987.
126. Warren Smith.Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relation. Rupa Publication Pvt. Ltd. 2009
127. White Papers of the Chinese Coverment. Foreign Language Press. Vol.2. C.280-281
128. White Papers of the Chinese Government. Foreign Language Press. - Vol. 2 (1996-1999). - С.280-281
129. Ηe boagang. The Dalai Lama’S Autonomy Proposal. A One Sided Which?//Contemporary Tibet: Politics, Devolopment and Society in a Dicputed Area/ed by B. Sautman and J.T. Dreyer. N.Y.: M.E. Sharpe. Ins. 2006 – C.77
130. Τsering Shakya. The Dragon in the Land of Snows. A History of Modern Tibet since 1947. – Р. 513
131. Сhina's Тidet, 2000, р. 29
132. Bhattacharjea M. S. Self-determination for the Tibetan people: a political argument // China-rep. - Delhi, 1996. - Vol. 32, N 4. - P. 353-361.
133. Brugger B. (ed.) China. The Impact of the Cultural Revolution. - London: Groom Helm, 1977.
134. Buddhism in Contemporary Tibet, 1998 - Buddhism in Contemporary Tibet. Religious Revival and Cultural Identity / Ed. by M. Goldstein and T. Kapstein. -Berkeley, 1998.-235 p.
135. China's Tibet / Сотр. by Inform, office of the State council People' s Rep. of China; Writer: Liu Zhonglu. - Beijing: China intercontinental press, 2001.-255 p., ill.
136. Chodag, 1988 - Chodag Tiley. Tibet: The land a. the people / Written by Tiley Chodag ; Transl. by W. Tailing. - Beijing: New World press, 1988. - 354 p.
137. Choedon Dhondup. Life in the Red Flag Peoples' Commune. - Dharamsala: Information Office of H. H. the Dalai Lama, 1978. — 78 p.
138. The Dalai Lama. Freedom in Exile : The Autobiography of The Dalai Lama. - London: Hodder & Stoughton, 1990. - 320 p.
139. Gupta K. Spotlight on Sino-Indian Frontiers. - Calcutta: New Book Centre, 1982.-178 p.
140. Han Suyin, 1977 — Han Suyin. Lhasa: The Open City. - London: Jonathan Cape, 1977.- 180 p.
141. Hechter M. Internal Colonialism. - Berkeley: University of California Press, 1975. - 390 p.
142. Kapstein, Matthew T. The Tibetans. - Maiden, MA ; Oxford : Blackwell Pub., 2006. - 360 p.
143. Karmay, 1994 - Samten G. Karmay. Mountain Cults and National Identity in Tibet // Resistance and Reform in Tibet. - London: Hurst and Company, 1994. - P. 112-120.
144. Lamb A. The McMahon Line: A Study in the Relations between India, China and Tibet, 1904-1914. - London: Routledge & Kegan Paul, 1966. -267+656 p.
145. Lamb, 1989 - Lamb A. Tibet, China and India 1914-1950. A History of Imperial Diplomacy. - Hertfordshire: Roxford Books, 1989. - 594 p.
146. Lee, 1993 - Lee, Sun-Hee. Die chinesische Tibetpolitik unter besonderer Berucksichtigung von Menschenrechtsverletzungen: Inaug.-Diss. zur Erlangung des Doktorgrades der Philos. Fak. der Westfahschen Wilhelms-Univ. zu Munster (Westf.). - Munster, 1993. - VI, 208 S. - (Soziologie)
147. Mehra P. The North-Eastern Frontier. A Documentary Study of the Internecine Rivalry between India, Tibet and China. - New York: Oxford University Press, 1979.-Vol. 1: 1906-14.-223 p.; Vol. 2: 1914-1951.-192 p.
148. Dawa Norbu. Tibet: The Road Ahead. - New Delhi: HarperCollins Publishers, 1997. - 391 p.
149. Powers, John. History as Propaganda: Tibetan Exiles versus the People's Republic of China. - New York: Oxford University Press, 2004. - 207 p.
150. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino- Tibetan Relations. Oxf.
На китайском языке:
151. Bao Zhiming, Surina. Xizang zizhiqu minzu jiaoyu fenxi - yu Nei Menggu de bijiao // Xizang shehui fazhan yanjiu. - Beijing, 1997 (Бао Чжимип, Сужина. Исследование народного образования в ТАР: сравнение с Внутренней Монголией // Изучение социального развития Тибета. -Пекин: Изд-во китайской тибетологии, 1997. - Р. 279-308.
152. Сhang Boshu. Xizang wenti de genben chulu [Чжан Бошу. Истоки тибетского вопроса]. Beijing, 2008. URL: h**t://w*w.epochtimes.com/gb/8/4/30/n2100239.htm
153. Chen Bing, 2000 - Chen Bing, Deng Zimei. Ershi shiji Zhongguo fojiao. -Renmin chubanshe, 2000. (Чэнь Бин, Дэн Цзымэй. Китайский буддизм 21 века. -Народное издательство, 2000). - 608 р.
154. Dangdai Zhongguode Xizang. Shang, xia. - Beijing: Dangdai Zhongguo chubanshe, 1991. (Современный китайский Тибет. 2 т. - Пекин: Изд-во современного Китая, 1991). - 687 р.
155. Fei Xiaotong. Zhonghua minzude duoyuan yiti geju // Beijing daxue xuebao. - 1989. - N 4 (Фэй Сяотун. Плюралистическое единство китайской нации // Вестник Пекинского ун-та, 1989. № 4). - Р. 1-22.
156. Gelunfu zhu; Wu Kunming, Wang Baoyu yi. Xiandai Xizang dansheng. - Zhongguo Zangxue chubanshe, 1990 (Грюнфельд. Строительство современного Тибета. - Издательство китайской тибетологии, 1990). - 374 р.
157. Heping jiefang Xizang wushi zhounian jinian wenji. - Zhongguo Zangxue chubanshe, 2001. (Сб. док. в честь 50-й годовщины Мирного освобождения Тибета. - Изд-во китайской тибетологии, 2001).
158. Li Weihan. Guanyu minzu lilun he minzu zhengcede ruogan wenti. - Beijing, 1980 (Ли Вэйхань. Некоторые вопросы теории национальностей и национальной политики. - Пекин, 1980). - 135 р.
159. Ma Rong. Xizangde jingji xingtai ji qi bianqian // Xizangshehui faz han yanjiu. - Be ijing, Z hongguo Zan gxue с hubanshe, 1997 (Ma Жун . Экономическая ситуация в Тибете и ее динамика // Изучение социального развития Тибета. - Пекин: Изд-во китайской тибетологии, 1997. - Р . 13-79.
160. Ван Цзявей, Нимацянцзан. Чжунго сицзан дэ лиши дивэй. (Исторический статус Тибета Китая). Пекин. Пять континентов. 2003.
161. Дай Цин шэнцзу жэнь хуанди шилу (Правдивые записи о правлении императора Шэнцзу Жэнь (Канси) хуанди Великой династии Цин). Тайбэй, 1964.
162. Мао Zedong. Xizang gongzuo wenxuan. – Zhongyang wenxian chubanshe, 2001. (Избранное из трудов Мао Цзэдуна по работе в Тибете. - Изд-во источников ЦК, 2001)
163. Цзанцзу цзяньши (Краткая история тибетского народа). Сицзан жэньминь чубань-шэ. Бэйцзин, 1985. – С. 196
164. Ян Цзямин. Циндай сицзан цзюньши чжиду (Военная система управления Тибетом в период правления династии Цин). Тайбэй. 1996.
Справочные материалы, СМИ, Интернет-источники:
165. Буддистская Россия. Новости. Создан цифровой банк тибетской медицины. h**t://mardongblog.livejournal.comете
166. ВВП Китая. ВВП на душу населения. Экономика Китая. h**t://fb.ru/article/205373/vvp-kitaya-vvp-na-dushu-naseleniya-ekonomika-kitaya
167. Дискриминация. h**t://tibet.spb.ru/tibet-situation/19/
168. Партизаны Тибета и ЦРУ. h**t://newtag.ru/blog/382.html
169. Перемены в благосостоянии в тибетском обществе. h**t://russian.china.org.cn/china/txt/2008-05/15/content_15257281.htm
170. Развитие культуры Тибета. h**t://w*w.abirus.ru/content/564/623/627/719/11282.html
171. Религии в Китае. h**t://w*w.ruchina.org/190.html
172. Список стран по ВВП (номинал) на душу населения. World Economic Outlook Database-April 2017, International Monetary Fund. Опубликовано 18 April 2017.
173. Государственный совет реализует западное развитие/Уведомление о некоторых политических мерах/Государственный совет. Гоофа . 200. 26 октября 2000 г.
174. Информационные материалы: Экономика КНР в свете решений ХVIII съезда КПК//Москва ИДВ РАН. 2014
175. Китай обвинил Далай-Kаму в организации беспорядков в Тибете. URL: h**t://w*w.zakon.kz/4477296-kitajj-obvinil-dalajj-lamu-v.html/Дата обращения 17.04. 2018
176. Список стран по темпам роста ВВП. h**t://w*w.ereport.ru/graph/gdpworld.htm
177. Статистическое бюро Китая. h**t://w*w. Stats.gov.cn
178. Средняя продолжительность жизни тибетцев к 2015 году, как ожидается, увеличится на один год. h**t://russian.people.com.cn/31516/7872561.html
179. Чжунго тунцзи няньцзянь — 1981 (Китайский статистический ежегодник — 1981), Пекин, 1982.
180. Экономика и экология в Тибете: поиски сбалансированных путей развития. h**t://russian.china.org.cn/russian/162670.htm
181. Жэньминь жибао. URL:h**t://russian.people.com.cn/31518/index.html, Цзинцзи жибао. h**t://w*w.economicdaily.com.cn/, Агентство "Синьхуа" h**t://w*w.xinhuanet.com/, Xīzàng Rìbào Дата обращения. 13.01.2018
182. Официальный сайт Министерства коммерции КНР. URL:h**t://w*w.mofcom.gov.cn/Дата обращения. 16.03.2018
183. Официальный сайт Министерства образования КНР. URL:h**t://w*w.moe.edu.cn/Дата обращения 11.04.2018
184. Официальный сайт Министерства охраны окружающей среды КНР. URL:h**t://w*w.zhb.gov.cn/Дата обращения 12.04.2018
185. Официальный сайт Министерства культуры КНР. URL:h**t: h**ts://web.archive.org/web/20081226045034/h**t://w*w.ccnt.gov.cn/ Дата обращения. 05.04. 2018
186. Официальный сайт Министерства природных и земельных ресурсов КНР. URL:h**t://w*w.mlr.gov.cn/Дата обращения 14.04.2018
187. Официальный Министерства сельского хозяйства КНР. URL:h**t://w*w.agri.cn/Дата обращения 26.04.2018
188. Официальный сайт Министерства финансов КНР. URL:h**t://w*w.mof.gov.cn/index.htm. Дата обращения: 13.03. 2017
189. Китай: Тибет — цифры и факты. URL:h**t://russian.china.org.cn/china/Дата обращения: 11.02.2018
190. Статистическое бюро Китая. URL:h**t://w*w. Stats.gov.cnДата обращения: 20.03.2018
191. Материалы VIII Всекитайского съезда КПК. – М.: Политиздат. 1960
192. Устав Коммунистической партии Китая, 21 октября 2007 г. — h**t://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007
193. Чжан Би Юй. Туризм в экономике Тибетского автономного района//Азия и Африка сегодня. 2014. №6
194. China’S. Tibet. Pekin. 2009 - С. 32
195. Сhina. Tibet. Pekin. 2010. –C.35-37
196. Economy of Tibet. URL: h**t://tibetonline.net/en/economy.php/ Дата обращения. 19.05. 2018
197. Proving Truth from Facts. –Dharamsala, URL: h**t://tibet.net/wp-content/uploads/2011/07/TibetProvingTruthFromTheFacts.pd
198. Powers, Templeman, 2012 - С. 64
199. Zhonghua renmin gongheguo de xianfa, 1982
200. Minzu quyu zizhifa, 1984
201. Heping jiefang Xizang banfa de xieyi, 1951
202. The World Bank URL: h**t://w*w.worldbank.org/Дата обращения. 19.03.2018
203. World Economic Outlook Database: URL:h**t://w*w.imf.org/external/pubs/ft/weo/data/changes.htm/Дата обращения. 17.03.2018
Есть доклад, презентация. Оригинальность 82%. Защита на отлично по НАПРАВЛЕНИЕ 41.04.03 «ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА» - МАГИСТРАТУРА
ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ВОСТОКА (АРАБСКИЙ МИР; КИТАЙ)»
Тема: | «Политическое и экономическое развитие Тибета» | |
Раздел: | Политология, политистория | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 145 | |
Цена: | 3800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Понятие и классификация прав и свобод личности в РФ
Дипломная работа:
Мониторинг социально-экономического развития
Дипломная работа:
Деятельность регионального духовного управления мусульман россии по профилактике экстремизма и терроризма
Курсовая работа:
Социально-экономическое развитие России в постсоветский период
Реферат:
Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство