Курсовая работа

«Понятие и классификация прав и свобод личности в РФ»

  • 34 страниц
Содержание

Введение 3

1 Общая характеристика прав и свобод личности в РФ 5

2 Понятие и характеристика личных прав и свобод личности в РФ 11

2.1 Понятие личных прав и свобод личности в РФ 11

2.2 Право на жизнь и достоинство личности 11

2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность 13

2.4 Право на частную жизнь и на неприкосновенность жилища 15

2.5 Национальная принадлежность и право свободного передвижения 18

2.6 Свобода совести и вероисповедания 21

2.7 Свобода мысли и слова 22

3 Общая характеристика политических и экономических прав и свобод личности в РФ 25

3.1 Характеристика политических прав и свобод личности в РФ 25

3.2 Характеристика экономических прав и свобод личности в РФ 27

4 Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ 29

Заключение 33

Список литературы 34

Введение

Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

В науке конституционного права принята следующая классификация прав и свобод человека. Основные права человека делятся на три большие группы:

личные права;

политические права;

экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся:

право на жизнь;

право на достоинство;

право на свободу;

право на личную неприкосновенность;

право на неприкосновенность жилища;

право на выбор места жительства и свободное передвижение;

право на пользование родным языком и определение национальности;

право на информацию и защиту информации;

право на свободу совести;

право на свободу мысли и слова;

право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности - государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие «права человека и гражданина»: права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам). Основные политические права человека и гражданина в России:

право на объединение;

право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

право участвовать в управлении государством;

право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав:

право частной собственности;

право на свободное предпринимательство;

право на труд;

право на отдых;

право на образование;

право на забастовку;

право на жилище;

право на медицинское обслуживание;

право на социальное обеспечение;

право на поддержку в старости;

право на участие в культурной жизни;

право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приведенной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет других прав, не названных в Конституции.

Целью курсовой работы является анализ понятия и классификации прав и свобод личности в РФ.

Фрагмент работы

1 Общая характеристика прав и свобод личности в РФ

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. В XVIII в происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится – «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит – жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспеченния этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых».

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союз составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигну ты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения. Обратный результат явило собой общество без свободы – социализм. Социалистический эксперимент ясно продемонстрировал, что экономика и культура без свободы в конечном счете приводят к застою и деградации, убивают энергию и инициативу человека, останавливают социальный прогресс.

Вторая половина XX в ознаменована обострением идейно-политической борьбы вокруг прав и свобод человека После нескольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей забыть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-правовое закрепление Мощными союзниками свободы и прав человека стали этика и культура. Конституционные системы большинства стран мира закрепляют соответствующие институты, признавая их основными

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием Эти соотношения стали еще более сложными в постиндустриальную эпоху, которая связана с новыми представлениями об идеальном обществе, справедливости и государстве Однако никакие новации не в состоянии поколебать такие вечные ценности, как свобода и сложившиеся в муках представления человечества о неотъемлемых правах человека.

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах.

1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права Обеспечение и охрана этих прав – главное назначение государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех – основа свободы

3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.

4 Часть дозволенного определяется через права человека Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе .

Разумеется, это самые общие философские постулаты и притом имеющие прямое значение только для конституционно-правовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, например, связь свободы с моралью и политической культурой, без учета которых свобода вырождается в циничную вседозволенность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера конституционного права.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 – что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) – он остается свободным существом, и находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а так же государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Подобно тому, как человек рождается на свет с головой, руками, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным. Это – акт природы, а при религиозном подходе – Творца. Совокупность основных, т.е. неотчуждаемых прав, это и есть естественное право.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч. 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

2 Понятие и характеристика личных прав и свобод личности в РФ

2.1 Понятие личных прав и свобод личности в РФ

В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и отражены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Особенностями этой группы прав и свобод заключаются в следующем:

1) они являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) они охватывают такие права и свободы человека, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.

2.2 Право на жизнь и достоинство личности

Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.

Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.

В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства — это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности и др.

Достоинство личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку право на самооценку, на "самоопределение" и охраняет его выбор жизненных ценностей.

Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства. Поэтому можно сказать, что в наиболее общей форме цель государства состоит в охране человеческого достоинства. Таким образом, когда говорят, что "государство должно служить народу", то это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту достоинства каждого человека. Не случайно многие конституции мира закрепляют принцип достоинства человека в одной "связке" с народным суверенитетом и основными обязанностями государства (ФРГ, Греция, Португалия и др.). Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, — это опора демократии и правовой государственности. Если общество не признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный культурный и этический фундамент общества.

Современный немецкий юрист П. Хеберле пишет: "О содержании понятия "достоинство человека" можно говорить применительно ко всей его жизни — от рождения до смерти. Но в ряде случаев этот конституционный принцип действует даже до и после упомянутых событий. Примерами могут служить защита личного достоинства умершего и дискуссия о правах плода во чреве матери".

Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.

Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный кодекс требует от следователя при производстве обыска принимать меры к тому, чтобы при этом не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица, а личный обыск производился только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Правом на достойное обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок наказания в местах заключения. Таких норм много, они существуют и в других отраслях права, отражая конкретную реализацию конституционного принципа охраны достоинства человека.

2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.). Наиболее сильные гарантии свободы и безопасности личности выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем.

Новшеством российской Конституции явилось установление такой важной гарантии свободы и личной неприкосновенности, как судебный порядок ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. В отличие от прежнего порядка теперь арестованный вправе предстать перед судом и лично протестовать против ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Безусловно, это более высокая гарантия охраны личных прав, но она требует серьезного укрепления состава судов, порядка и оперативности их деятельности.

Конституционный Суд РФ выразил озабоченность в связи с недостаточностью гарантий права на свободу, вытекающего из части 1 статьи 22 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулирующего условия правомерного ограничения этого права. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, а также не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 июня 2004 г. по делу в связи с жалобой В. В. Шелухина отметил, что применение содержания под стражей в качестве меры пресечения без необходимых оснований, должной процедуры и вне каких-либо определенных или контролируемых сроков придает ограничению права на свободу при аресте произвольный характер. Обвиняемый без всяких законных поводов продолжает содержаться под стражей даже после того, как ранее принятое компетентным должностным лицом решение о применении меры пресечения или о продлении срока содержания под стражей прекратило свое действие. Суд признал неконституционным положение УПК, согласно которому время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не учитывается.

Лицо, обвиняемое в совершении преступления, вправе обжаловать в суд законность и обоснованность содержания под стражей на любой стадии уголовного судопроизводства, включая время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела. Одновременно Суд постановил, что Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит решить вопрос об изменении уголовно-процессуального закона в части обеспечения гарантий закрепленного в ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации права каждого на свободу при применении ареста и содержании под стражей в качестве меры пресечения.

Весьма непростое дело обеспечить конституционную норму о том, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ранее по закону действовал срок 72 часа). Это очень важная гарантия, давно действующая во всех развитых странах, но она пока не вступила в законную силу.

В "Заключительных и переходных положениях" Конституции (ч. 6) предусмотрено, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

2.4 Право на частную жизнь и на неприкосновенность жилища

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это — своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его "среды обитания". Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталось отвергнуть признание права человека на частную жизнь, что вылилось в издевательские формы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки и подслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимной жизни и т. д.

Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом, оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.

Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различных статьях Конституции, а специально — в ст. 23 и 24. Рассмотрим их.

а) Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Ни от кого нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т. д. Если честь и доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправе потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусматривается Уголовным кодексом. Если клеветнические и порочащие человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение этих сведений.

б) Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление. Обыск, выемка, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных Уголовнопроцессуальным кодексом. Строго регламентирован законом и порядок прослушивания телефонных разговоров. Все эти ограничения права на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов.

2.5 Национальная принадлежность и право свободного передвижения

Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом ("американец", "француз", "немец"). Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились от смешанного брака.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку, Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а при новой паспортизации населения соответствующая графа в паспорте вообще должна исчезнуть.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Кроме того, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной, культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.

Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

2.6 Свобода совести и вероисповедания

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее "свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору" (ст. 18).

Конституция РФ провозглашает: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 28).

2.7 Свобода мысли и слова

Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. "Я мыслю — значит, я существую", — писал великий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы — заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины — главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Иное дело — свобода слова. Известная тютчевская строка "мысль изреченная есть ложь" подчеркивает не более чем ограниченность всякого знания. На самом деле в слове заключен источник созидания. Библия утверждает, что Слово было в• основе Божественного мироздания. Слово может быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыслие — главная опасность любой тирании. "Мнение правит миром", — верно подметил идеолог Великой французской революции П. Гольбах.

У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.

3 Общая характеристика политических и экономических прав и свобод личности в РФ

3.1 Характеристика политических прав и свобод личности в РФ

Комплекс политических прав определяет статус человека как участника общественно-политических отношений.

Основные (то есть закрепленные в Конституции) политические права граждан РФ:

право на объединение;

право на проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования);

право участвовать в управлении делами государства;

право избирать и быть избранными;

право обращаться в госорганы и органы местного самоуправления.

Право на объединение подразумевает, что граждане РФ (а также иностранцы, апатриды) могут:

создавать общественные (негосударственные) объединения - политические партии, профсоюзы, другие общественные организации;

участвовать в работе уже созданных общественных объединений;

свободно вступать и выходить из данных объединений. Государство не вправе препятствовать созданию общественных объединений (кроме случаев, предусмотренных Конституцией и законом), ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Порядок создания общественных объединений -уведомительный.

Право на проведение публичных мероприятий предусматривает право граждан собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.

Собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенное время и заранее определенном месте для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Митинг - организованное выражение общественного мнения, массовая поддержка требований, резолюций и других обращений граждан, проводимое в заранее определенное время и заранее определенном месте.

Демонстрация - выражение коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной жизни.

Шествие - форма демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту.

Пикетирование - публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, которое осуществляется без шествия путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и других средств наглядной агитации.

Право участвовать в управлении делами государства принадлежит только гражданам РФ, которые вправе:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

осуществлять управление делами государства в иных формах непосредственной демократии и через представителей;

иметь равный доступ к государственной службе;

участвовать в отправлении правосудия.

Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право) имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет.

Законом установлен иной (чем 18 лет) возраст пассивного избирательного права для кандидатов на должности:

депутата Государственной Думы - 21 год;

главы субъекта Российской Федерации - 30 лет; Президента Российской Федерации - 35 лет.

Избирательного права (активного и пассивного) лишены:

лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

лица, признанные судом недееспособными.

Равный доступ к государственной службе подразумевает запрет дискриминации граждан при приеме на государственную службу по признакам:

национальности;

цвета кожи;

пола;

социального происхождения;

наличия родственников за границей;

по иным основаниям.

Речь идет о равном доступе, а не о равенстве всех при принятии на государственную службу. Должности госслужащих занимаются по конкурсу; кандидаты должны отвечать определенным требованиям, обладать нужной квалификацией, пройти испытания, тестирования.

Обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления - важнейшая форма участия граждан в общественно-политической жизни. Наиболее распространенные формы обращений:

предложение;

заявление;

жалоба;

ходатайство.

Предложение не связано с нарушением прав граждан и направлено на улучшение порядка организации и деятельности госорганов, органов местного самоуправления; решение вопросов в экономической, политической, социально-культурной сферах; совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни.

Цель заявления - реализовать принадлежащее гражданину право (получить пенсию, уйти в отпуск и т. д.).

Жалоба - обращение в соответствующие органы по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса. Жалоба - средство защиты права и имеет целью его восстановление.

Ходатайство - обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса (гражданина РФ - для иностранца, беженца, вынужденного переселенца и др.).

Органы государственной власти, местного самоуправления обязаны своевременно отреагировать на поступившие обращения граждан и в случае нарушения тех или иных прав принять меры для их восстановления.

4 Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ

В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реализации.

В современных условиях проблема гарантий имеет исключительное значение, приобрела еще в большей степени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека - одна их главных обязанностей и задач всех государств и народов.

Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека – это в конечном счете экономическое состояние государства. Решающей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Эта активность может превратить букву закона в живую действительность, преодолеть объективные препятствия на пути реализации различных прав (действительно существующие противоречия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мышление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа.

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям – и это важно подчеркнуть – уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.

Заключение

Подводя итог проделанной работы, необходимо еще раз подчеркнуть, что правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения.

Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы – главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни.

Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, так как высокие идеи и суровая действительность расходятся. Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить. В этом особенность сложившейся ситуации.

Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст. 18).

Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.

2. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. - Нью-Йорк, 1989.

3. Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26февраля 1997 г.// Информ.- поисковая система: Версия Консультант Плюс.

4. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1998. — № 10.

5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации., М., - 2004. – 563 с.

6. Бутько Л.В. Конституция и конституционная реформа: Учебное пособие. — Краснодар, 2003. – 280 с.

7. Бондарь Б.С. Конституция России: история и современность. — Ростов-на-Дону, 2004. – 443 с.

8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2000. – 576 с.

9. Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Конституционное право России. — СПб.: Питер, 2006. – 388 с.

10. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2003.

11. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 // Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1991 - №52.

12. Козулин А.И. Правовой статус личности в Российском государстве // Государство и право, 2004. - №2.

13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право Российской Федерации.: М., - 2005. – 429 с.

14. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 2006.- 540 с.

15. Конституция РФ: научно-практический комментарий и семантический словарь / гл. ред. И.С. Яценко. - М.: Бератор-Пресс, 2005. - 752 с.

16. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека. Круглый стол // Государство и право, 1994. - №10.

17. Конституционное право России: Учебник /Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. — М.: Новый Юрист, 2004- 530 с.

18. Смоленский М.Б. Конституционное право России.- Ростов-на-Дону, 2002.- 416 c.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика