Дипломная работа

«Деятельность регионального духовного управления мусульман россии по профилактике экстремизма и терроризма»

  • 44 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ТЕРРОРИЗМЕ 6

1.1. Понятие и основные признаки экстремизма и терроризма 6

1.2 Религиозно-политический экстремизм, социально-экономические и политические причины его проявления 11

Выводы по первой главе 16

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА 18

2.1. История распространения и развития ислама в Республике Башкортостан 18

2.2. Государственная поддержка традиционного ислама как основа профилактики экстремизма и терроризма в исламской среде 22

Выводы по второй главе 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Введение

Актуальность темы исследования: К сожалению, в современном мире экстремизм перестал быть редким и чрезвычайным явлением. Еще на заре своего появления он широко практиковался различного вида религиозными, политическими, националистическими движениями, как способ силового разрешения целого ряда острых проблем, то сейчас он превратился в угрозу существования всего человечества. Действующий время от времени в открытой форме, он стал представлять угрозу для устойчивого развития всего мирового сообщества, так как глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие.

Целью работы является рассмотреть особенности религиозного экстремизма, формы и методы его предотвращения.

В последнее десятилетие термин «религиозный экстремизм» употребляется все шире, под ним понимается агрессия, исходящая от религии. Однако такое понимание термина по своей сути противоречиво: религия в своем изначальном виде не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия. Следовательно, к религии примешивается некое иное содержание, с которым и связана агрессия. Но нельзя отрицать, что этот экстремизм активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии, вырванные из общего контекста и извращенные — отсюда и складывается впечатление, что экстремизм такого рода является религиозным.

Не менее очевидно, что так называемый «религиозный экстремизм» не может быть чисто религиозным. В любом случае в его состав входят социально-политические и экономические составляющие. Религия может быть и должна быть фундаменталистской, т.е. она должна настаивать на своей укорененности в фундаментальных догматах, но быть экстремистской (т.е. выходящей за свои пределы) религия быть не может. Таковой ее делают иные, внерелигиозные факторы. Религия связана с актуальной политикой, и чем более религия укоренена в социальную проблематику, тем в большей степени она может быть политизирована.

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.

Доведенная до крайности идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Для экстремистов характерно стремление к охлократии, господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов. Экстремизм неотделим от тоталитаризма, культа вождей — носителей высшей мудрости, чьи идеи должны восприниматься массами исключительно на веру.

Основными сущностными характеристиками экстремизма являются: нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.); попытки идеологически обосновать применения насилия по отношению как к противникам, так и к тем, кто не разделяет убеждения экстремистов; не только апелляция к известным идеологическим или религиозным учениям, но и претензии на их истинное толкование при фактическом отрицании многих основных положений этих учений; доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей; создание харизматического образа лидеров экстремистских движений, стремление представить этих лиц «непогрешимыми», а все их распоряжения не подлежащими обсуждению.

История развития человеческих отношений убедительно доказала, что экстремизм как выражение крайних взглядов и установок определенных социальных сил обладает способностью проникать во все сферы социума и социальных отношений.

Поэтому, если мы хотим мира и согласия в обществе, должны всеми возможными формами и методами работы противодействовать распространению радикальных идей и идеологий среди населения.

В данной выпускной квалификационной работе сделана попытка разобраться в проблемах распространения радикальных и экстремистских религиозно-политических взглядов среди мусульман современной России, а так же показать опыт взаимодействия регионального духовного управления мусульман Республики Башкортостан с органами государственной и муниципальной власти по профилактике религиозного экстремизма среди верующих.  

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ТЕРРОРИЗМЕ

1.1. Понятие и основные признаки экстремизма и терроризма

Под экстремизмом и терроризмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой, религиозной и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм — приверженность к крайним взглядам и действиям. К сожалению, мусульманские страны переживают период, когда широко распространенные террористические акты ставят под угрозу их внутреннюю и внешнюю безопасность. К возникновению террористических организаций в мире приводят такие обстоятельства, как экономическая отсталость, социальные и политические проблемы в обществе, культурная деградация. Известно, что до определенного момента некоторые из террористических организаций пользуются поддержкой официальных властей страны, на территории которой они находятся, с целью противодействия другим подобным организациям, а затем настолько усиливаются, что выходят из-под контроля. Часть организаций опирается на поддержку внешних сил, направляющих их на определенные цели ради достижения собственных политических и экономических выгод. Наряду с этим возникновение некоторых террористических организаций объясняют теорией заговоров.

Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью, интеллигенция, молодежь, студенчество, военные. Как феномен экстремизм дуалистичен, в том смысле, что, с одной стороны, вызывает понимание и, порой, сочувствие, а с другой — неприятие и осуждение. Экстремизм принято разделять на два вида: рациональный и иррациональный, представляющий собой поведенческие акты, логически трудно объяснимые.

Рациональный экстремизм ставит своей целью максимально эффективное преодоление социальных дисфункций с помощью радикальных мер. Зачастую детерминантом национального экстремизма служит бездеятельность исполнительной власти или законодателя, которые не в состоянии решить возникшую социальную проблему легитимным способом. Если применяется физическое устранение или иного рода психофизическое воздействие, способное причинить вред жизни, здоровью даже недобросовестного чиновника, тогда несомненна роль уголовного права. И все же, признавая несомненной роль уголовно-правового воздействия в случае причинения вреда человеку, пусть даже из лучших побуждений, следует учитывать порой вынужденность такого рода действий, которые являются ответом на бездействие властей.

Иррациональный экстремизм также часто безжалостен, но цели его приземленные, не вызывающие такого сочувствия, которое можно испытывать перед вариантами рационального экстремизма. Это экстремизм молодежный (вандалы), психопатический (немотивированные массовые убийства, например, в школах), спортивный (фанаты) и т.п., хотя и такую разновидность экстремизма весьма просто объяснить, учитывая психологическое восприятие толпы и нюансы психологического восприятия, в основном, несовершеннолетних.

Заключение

Итак, на основе вышеизложенного мы можем сделать вывод, что с религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранять социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать религиозно-политическому экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права привлекаться к ответственности должны не только организаторы и исполнители преступных акций религиозно-политического экстремизма, но и их идейные вдохновители.

Способность конфессиональных организаций и духовных наставников внести ощутимый вклад в дело преодоления религиозно-политического экстремизма и терроризма осознается религиозными лидерами России. Иногда делаются заявления о том, что никакие другие социальные субъекты не могут сделать так много для предотвращения экстремизма, как это могут сделать руководители религиозных организаций.

Когда речь идет о разоблачении попыток использовать религиозные чувства людей для их вовлечения в экстремистские группировки, для совершения преступных действий, такая постановка вопроса вполне оправдана. Яркое и убедительное слово религиозных лидеров здесь может оказаться вне конкуренции. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозного экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании этнонациональных противоречий.

Важное значение для преодоления религиозного экстремизма имеет мониторинг его проявлений, а также противодействие использованию средств массовой информации и храмовой аудитории для пропаганды его идей. Так в деятельности местной мусульманской религиозной организации «Иман» с. Михайловка Уфимский район Республики Башкортостан ЦДУМ России широко используются всем доступные методы для профилактики религиозного экстремизма. К сожалению, публичные выступления экстремистского толка, в которых содержатся подчас несколько завуалированные, а в ряде случаев ничем не прикрытые призывы к ниспровержению конституционного строя в целях создания клерикального государства, к возбуждению вражды и ненависти на почве религии, встречаются нередко, однако должного реагирования правоохранительных органов не происходит.

Поэтому нужно основательно заниматься изучением этого феномена, мониторингом его проявлений и разработкой эффективных методов борьбы с ним.

Список литературы

1. Антонян, Ю.М. Экстремизм и его причины [Текст] / Ю.М. Антонян — Логос, 2010. — 312 с.

2. Чуфаровский, Ю.В. Терроризм: особенности международного противодействия № 9 / Ю.В. Чуфаровский // Наследие чекистов: БЕЗОПАСНОСТЬ № 8 — Центр стратегической конъюнктуры. 2014. — 158 c.

3. Карамышев Р.Д. Этнорелигозная ситуация в Республике Башкортостан (на примере исламской уммы): проблемы, тенденции, перспективы [Текст] / Р.Д. Карамышев — Уфа: Мир Печати. 2015. — 194 с.

4. Идеалы и ценности Ислама в образовательном пространстве XXI века [Текст]: Материалы VII международной научно-практической конфереции 16-17 отктября 2014 г. / составители З.М. Тимербалутов, Г.В. Балягова — Уфа: Изд-во «Белая река», 2014. — 296 с.

5. Авцинова, Г.И. Экстремизм политический [Текст] Политическая энциклопедия. В 2 томах. / Г.И. Авцинова — М., 1999. Т. 2.

6. Аль-Афгани. Собрание неизвестных сочинений [Текст] // Аль-Афгани — Лондон, 1987.—С. 81 (на арабском языке). Цит. по: Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России: Научный отчет. — М., 1995.

7. Аль-Маудуди. Ислам сегодня. [Текст] / Аль-Маудуди — М., 1992.

8. Аль-Умар. Религия истины. [Текст] / Аль-Умар — М., 1997.

9. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере: Избранные главы. [Текст] / Ал-Газали Абу Хамид — М., 1980.

10. Арухов, З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. [Текст] / З.С Арухов — Махачкала, 1999.

11. Аршинова, С.Ф. «Исламский фактор» в общественно—политической жизни современной России: дис. канд. пол. наук: 23.00.02. / Аршинова, С.Ф. РГБ ОД — Саратов, 2005. — 231 с.: Режим доступа: h**t://w*w.lib.ua-ru.net/diss/cont/222511.html, свободный

12. Ашмави Омар. Под знаком полумесяца. Свет и тени ислама. [Текст] / Ашмави Омар — М., 1999.

13. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. [Текст] / Аш-Шахрастани — М., 1984.

14. Бартольд, В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. [Текст] Соч. Т.6. / Бартольд, В.В. — М., 1966.

15. Беляев, А.Е. Мусульманское сектантство. [Текст] / А.Е. Беляев — М., 1957.

16. Бондаревский, В.П. Политический экстремизм. Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование [Текст] / Бондаревский, В.П. — М., 1999.

17. Бочарников, И.И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории [Текст] / И.И. Бочарников // Вестник аналитики. — 2002. — №3 (9).

18. Бурковская, В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России [Текст] / В.А. Бурковская — М.: Издатель Пресс, 2005. — 225 с.

19. Васильев, А.М. Исламский экстремизм и кризис мусульманской цивилизации [Текст] / А. М. Васильев // Вестник Российской академии наук. — 2005 .— Т. №75, №8 .— С. 694-703

20. Васильев, А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45 —1818). / А.М. Васильев. — М., 1967.

21. Во всем мусульманском мире наблюдается чрезвычайный подъем [Электронный источник] / А.М. Васильев // Источник. — 2002. — №1. — С. 60-66.

22. Вояковский, Д.С. Политические проекты исламского экстремизма в современной России [Текст]: дис. .канд. пол. наук: 23.00.02 / Д.С. Вояковский. — Уфа, 2009 .— 172 с. : ил. — Библиогр.: с.159-172 (196 назв.).

23. Гольдциер, И. Лекции об исламе. [Текст] / И. Гольдциер — СПб., 1912.

24. Джемаль, Г. Освобождение ислама [Текст] / Г. Джемаль — М.: Издательский дом «Умма», 2004;

25. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления [Текст] / Д.Е Еремеев — М., 1990;

26. Еремеев, Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. / Д.Е Еремеев — М., 1992.

27. Жаринов, К.В. Терроризм и террористы[Текст]: Ист. справочник. Под общ. ред. А.Е. Тараса. / — Мн.: Харвест, 1999. — 606 с. — Серия «Коммандос».

28. Залужный, А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений [Текст] / А.Г. Залужный // Конституционное и муниципальное право. — 2007, №4.

29. Залужный, А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия [Текст] / А.Г. Залужный // Современное право. — 2002, №12.

30. Ибн Джамия Зиеу. Исламская акида (вероучение, убеждения, воззрения) по священному Корану и достоверной Сунне [Текст] / Ибн Джамия Зиеу — М., 1994.

31. Иванов, А.В. Нюансы уголовно—правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений / А.В Иванов // Государство и право, 2003, №5.

32. Игнатенко, А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно—политические организации на Ближнем Востоке. [Текст] / А.А. Игнатенко — М., 1988.

33. Иордан, М.В. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. [Текст] / Иордан, М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. — М.: Прогресс—Традиция, 2001.

34. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока [Текст] / М., 1982.

35. Ислам и общественное развитие в начале XXI века (2005) [Текст] Антология. / М.: Крафт+, 2005 г. 496 стр.

36. Ислам и политика [Текст] / Отв.ред.: В.Я. Белокреницкий, А.З. Егорин; РАН, Ин—т востоковедения; Ин—т изучения Израиля и Ближнего Востока .— М. : Крафт + ИВ РАН, 2001 .— 420с.

37. Ислам на современном Востоке. [Текст] / Антология // М., Институт Востоковедения РАН, Крафт+, 2004 г., 440 стр.

38. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России [Текст]: научный отчет. / М., 1995.

39. Кепель, Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма [Текст] / Ж. Кепель — М: Ладомир, 2004.

40. Керимов, Г.М. Шариат и его социальная сущность. [Текст] / Г.М. Керимов — М., 1978.

41. Кисриев, Э.Ф. Движение «ваххабитов» в Дагестане. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах [Текст]: ежегодный доклад. / Э.Ф. Кесриев — М., 1999.

42. Козлов, А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде [Текст] / A.A. Козлов // Серия: Система воспитания в высшей школе — М.: 1994. Выпуск №4.

43. Коран [Текст] / Пер. с арабского и ком. Н.О.Османова. — М.:Ладомир, 1995.

44. Кудряшова, И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира [Текст] / И.В Кудряшова — Полис, 2002. — №1.

45. Ланда, Р.Г. Ислам в истории России. [Текст] / Р.Г. Ланда, — М., 1995.

46. Малашенко, А.В. Исламское возрождение в современной России [Текст] / А.В. Малашенко — М., 1998.

47. Мессенджер, Ч. Энциклопедия войн XX в. [Текст] / Ч. Мессенджер — М. ЭКСМО—Пресс., 2000г.

48. Мшюславский, Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире [Текст] / Г.В. Мшюславский — М., 1991.

49. Народы мира. Историко—этнографический справочник. [Текст] / М., 1988.

50. Подберезкин, А.И. Белая книга российских спецслужб [Текст] А.И. Подберезкин / — М., 1996.

51. Примаков, Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта [Текст] / Е.М. Примаков — М., 1978.

52. Примаков, Е.М. Восток после краха колониальной системы [Текст] / Е.М. Примаков — М., 1982.

53. Пятков, В.П. Государственно-конфессиональные отношения на территории Республики Башкортостан [Электронный ресурс] / Пятков Вячеслав Петрович. — Уфа, 2009 Режим доступа: h**t://w*w.idmedina.r*/books/materials/?1208, свободный (Дата обращения: 01.11.12)

54. Решетников, М. Исламские истоки терроризма [Текст] / М. Решетников // Аргументы и факты. — 2001. — №42.

55. Саидбаев, Т.С. Ислам и общество [Текст] / Т.С. Саидбаев — М. 1993.

56. Словарь специальных терминов из истории ислама [Электронный ресурс] / Источник: Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв. Режим доступа: h**t://yspu.org/hreader/3/?in=termin, свободный. (Дата обращения: 01.11.2015 г.).

57. Социальная, и идеологическая сущность религиозного экстремизма [Текст] / Под ред. Э. Г. Филимонова. — М.: Знание. — 1983, 63 с.

58. Сюкиянен, Л.Р. Концепция халифата и современные государственно—правовое развитие зарубежного Востока / Л.Р. Сюкиянен // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. — М., 1985.

59. Устинов, В.В. Обвиняется терроризм [Текст] / В.В. Устинов — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

60. Устинов, В.В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации [Текст] / В.В. Устинов // Российская юстиция. — 2002, №5.

61. Фадеева, И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи (османизм-панисламизм) XIX — начало XX в. [Текст] / И.Л. Фадеева — М., 1985.

62. Фаизов, Г.Б. Во имя мира и согласия в обществе [Текст]. Сборник материалов по профилактике религиозного экстремизма. / Составитель Г.Б. Фаизов. — Уфа, 2013. — 160 с.

63. Фаизов, Г.Б. Ислам и государство: единство, противоборство, конвергенция [Текст]: монография / Г.Б. Фаизов — Уфа: Изд—во БГПУ, 2010. — 128 с.

64. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года №114—ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Текст] / Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30.

65. Хазам, А. Брифинг «Терроризм — кризис ислама?» [Электронный ресурс] / А. Хазам — Москва, Росбалт, 14.10.2004. Режим доступа: h**t://w*w.rosbalt.r*/2004/10/14/181262.html, свободный. (Дата обращения: 01.11.2015 г.).

66. Хахин, А.В. Основные подходы к аналитическому обеспечению противодействия исламизму в России [Текст] / А.В. Хахин // Национальная политика и культура в современных условиях : материалы Всероссийской научно—практической конференции 7 декабря 2006 г., Уфа / Мин. культуры и национальной политики РБ, БАГСУ при Президенте РБ; под ред. Илишева И. Г. — Уфа, 2006. — Ч. 1 .— С. 284-289. Библиогр.

67. Шах, Идрис. Суфизм [Текст] / Идрис Шах — М., 1994.

68. Юнусова, А.Б. Ислам в Башкортостане: История, состояние и перспективы развития: автореф. дис. .д—ра ист. наук: 09.01.06 / Юнусова Айслу Билаловна; РАГС при Президенте РФ. — М., — 1997.

Покупка готовой работы
Тема: «Деятельность регионального духовного управления мусульман россии по профилактике экстремизма и терроризма»
Раздел: Религия и мифология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 44
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика