Дипломная работа

«Мониторинг социально-экономического развития»

  • 77 страниц(ы)
  • 3495 просмотров
фото автора

Автор: Bellari77

Введение 3

1 Мониторинг как фактор социально-экономического развития муниципальных образований

6

1.1 Сущность, задачи и принципы мониторинга муниципальных образований

6

1.2 Информационное обеспечение мониторинга 14

1.3 Зарубежный опыт организации мониторинга органами местного самоуправления

21

2 Основные направления мониторинга социально-экономического развития на примере МО г. Краснодар

31

2.1 Качество жизни населения 31

2.2 Вклад муниципального образования в решение муниципальных проблем

36

2.3 Ход реформ на территории МО 52

2.4 Социально-экономический потенциал муниципального образования и эффективность его использования

58

Заключение 72

Список использованных источников 74

Приложение 77

Актуальность исследования. Необходимость получения объективной информации о муниципальных образованиях становится все более актуальной. В соответствие с реалиями рыночной экономики муниципальные образования, превратившиеся в самостоятельных субъектов экономической жизни, должны во все большей степени заниматься своим развитием. Для эффективного решения этой задачи в муниципальных образованиях необходимо объективно оценивать ситуацию в местной экономике и социальной сфере, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны своей территории и в итоге принимать обоснованные управленческие решения. Реализация этой схемы невозможна без достоверной и систематизированной информации.

Современный этап социального и экономического развития России характеризуется формированием основ гражданского общества. Основным параметром гражданского общества является партнерство «Власти, Бизнеса и Гражданских институтов», которое в основе своей является коммуникативным процессом между указанными тремя партнерами и, прежде всего, между государством и гражданином. Такой процесс возможен при определенном балансе интересов всех партнеров и при определенном инструментарии, опирающемся на культурные традиции и основанном на современных технологиях общения.

В настоящее время расширяется потребность в информации о муниципальных образованиях и в различных организациях, круг интересов, которых, так или иначе, связан с муниципальной проблематикой. К их числу относятся государственные организации, занимающиеся разработкой государственной региональной и муниципальной политики, научно-исследовательские, образовательные, консалтинговые, общественные организации, выполняющие широкий спектр работ по муниципальной проблематике – от разработки методологии до практического содействия муниципалитетам в реализации преобразований на местном уровне.

Мониторинг развития экономики каждой территории становится актуальной задачей в современной муниципальной политике. Малые территориальные образования могут наиболее ярко высветить структурные формы и возможные направления их корректировки. Здесь легче определить точки зарождения кризисных явлений, наметить более эффективные пути дальнейшего развития. Система постоянного, хорошо организованного в муниципальном образовании мониторинга на уровне муниципальных образований позволяет выработать эффективные механизмы обеспечения устойчивого развития, определять приоритетные направления и следить за результатами принимаемых решений. Посредством мониторинга отслеживается, как каждое муниципальное образование идет к намеченной в стратегических документах цели.

2 Основные направления мониторинга социально-экономического развития на примере МО г. Краснодар

2.1 Качество жизни населения

Информационный фонд мониторинга качества жизни населения в общем случае представляет собой систематизированные за ряд лет данные о состоянии здоровья населения, уровне и образе его жизни, набор соответствующих социальных нормативов (стандартов). Однако, анализ положения дел показывает, что не только в России, но и за рубежом еще не сложилась единая система показателей для количественной оценки качества жизни населения –этого важнейшего ориентира социального развития. Такое положение обусловлено новизной и сложностью проблемы и, безусловно затрудняет формирование комплекса показателей на местном уровне, однако попытки создания подобной системы уже совершались, результат одной из них мы и рассмотрим.

Следующий комплекс показателей оценки качества жизни населения в значительной мере ориентирован на действующую систему государственной и ведомственной статистической отчетности.

Отметим, что реализуя комплекс социально-экономических мероприятий, администрация муниципального образования город Краснодар стремится решить одну из приоритетных задач – повышение жизненного уровня населения, прежде всего, через увеличение его доходов.

Итак, в табл. 1 представим показатели уровня жизни населения МО г. Краснодар.

Таблица 1 – Показатели уровня жизни населения МО г. Краснодар

.

Итак, в структуре доходов, по-прежнему, главенствующая роль принадлежит заработной плате. Однако, сохранение высокой динамики цен и тарифов на услуги является сдерживающим фактором роста доходов населения. Среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях города в январе – ноябре 2008 года достигла 17719 рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года в номинальном исчислении в 1,3 раза, в реальном исчислении рост заработной платы составил 14,4 процента.

Общий объём расходов населения в 2008 году составил 440,5 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичными данными за 2007 год расходы населения увеличились на 36,1 процента. В 2008 году структура расходов населения претерпела незначительные изменения. По-прежнему наибольший удельный вес занимает покупка товаров и оплата услуг, однако их удельный вес в общей расходной сумме сократился с 47,6 процента в 2007 году до 37,7 процента в 2008 году. Плановая девальвация рубля, негативные инфляционные ожидания, стремление защитить свои доходы стимулировали повышенный интерес населения к переводу своих активов в наличную иностранную валюту. В 2008 году населением на приобретение иностранной валюты направлено 36,4 миллиарда рублей, что в 1,8 раза превысило уровень 2007 года, доля этих расходов увеличилась до 8,3 процента (в 2007 году – 6,3 процента). Покупка валюты населением осуществлялась за счет некоторого сокращения потребительских расходов, а также за счет перевода в этот вид сбережений части средств, ранее находившихся на банковских вкладах и в ценных бумагах.

Рост заработной платы, пенсий и других денежных доходов способствует устойчивой тенденции роста сбережений. В отчетном периоде населением города направлено во вклады 84,5 миллиарда рублей, или 19,2 процента от общего уровня расходов.

Далее, в табл. 2, проанализируем состояние социальной инфраструктуры муниципального образования г. Краснодар.

Таблица 2 – Состояние социальной инфраструктуры МО г. Краснодар

Целью работы явилось изучение теоретических аспектов мониторинга социально-экономического развития муниципального образования и анализ осуществления мониторинга в ходе планирования на примере муниципального образования г. Краснодар с дальнейшей разработкой мероприятий по совершенствованию в данной области.

В ходе написания данной работы нами были получены следующие основные выводы:

― известны различные определения понятия “социально-экономический мониторинг муниципальных образований”. В данной работе используется трактовка категории мониторинга, в соответствии с которой под региональным социально-экономическим мониторингом понимается система наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории. Главная цель функционирования системы регионального социально-экономического мониторинга (СЭМ) состоит в обеспечении органов управления регионом полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах его экономики, о существующей социальной ситуации.

― настоящее состояние информатизации управления сегодня далеко не в полной мере удовлетворяет потребности регионов России. Система информационной поддержки управления, ядром которой служат данные государственной статистической отчетности, «настроенной» на централизованно управляемую экономику, зачастую оказывается бессильны в вопросах оценки новых процессов, происходящих в различных сферах жизнедеятельности регионов. В результате существенно обострились противоречия между информационными потребностями органов управления регионом и возможностями действующих систем их информационной поддержки. Эти противоречия, следствием которых является снижение эффективности территориального управления, а значит и спад, в конечном счете, качества жизни населения, должны послужить важнейшим побудительным мотивом активизации работ по созданию в регионах комплексных автоматизированных систем информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений на базе современных информационно-компьютерных технологий.

― мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Эффективность использования международного опыта в России зависит от того, насколько этот опыт удастся правильно понять.

― итоги социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар за последние три года свидетельствуют о том, что Краснодар упрочил свои позиции краевого центра, большинство секторов экономики развивалось более динамично, чем в предыдущие годы. В 2008 году продолжилась тенденция дальнейшего роста макроэкономических показателей в промышленном производстве, строительстве, транспорте, связи, агропромышленном комплексе, в сфере потребительского рынка.

― в ходе проведения мониторинга социально-экономического развития МО г. Краснодар нами был выявлен ряд проблем. К таковым относятся непосредственно проблемы социально-экономического развития МО г. Краснодар (разработка финансовой политики МО; реализация стратегического баланса; создание инвестиционной привлекательности МО г. Краснодар в условиях кризиса; разработка методов мобилизации внешних и внутренних инвестиций; принципы отбора муниципальных проектов) и проблемы, связанные с осуществлением мониторинговой деятельности, обусловленные в основном «неполадками» в сфере сбора информации и составлении отчетов.

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. // Российская газета. – 2003. – 9 октября.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.; в ред. ФЗ РФ от 05.12.2006 г. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 1070; СЗ РФ. 2006.

3. Большой толковый словарь современного русского языка. / Ушаков Д. – М.: Альта-Принт, 2007.

4. Богачев В.Ф., Минеев А.А. Социально-экономический мониторинг в муниципальных образованиях. // Вестник СевКавГТУ. – 2005. - № 17.

5. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. – Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2005.

.

21. Стратегическое планирование развития города. Зарубежный опыт 80–90-х гг.: пробл.-темат. Сб. Отв. ред.: Капранова Л.Д., Зарецкая С.Л. // РАН, ИНИОН, 2007. - № 4.

22. Теодор Х. Поистер. Владение предприятиями и их организация. Управление определенными областями. Государственная служба и общественный сектор. – М., 2006.

23. Ускова Т.В., Прокофьева Э.О. Основные направления мониторинга социально-экономического развития. – Вологда, 2005.

24. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: ЭКМОС, 2007.

25. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований. / Науч. ред.: Н.Г. Сычев, К.И. Таксир. – М.: Финансы и статистика, 2007.

26. Шевырова Н. Мониторинг развития муниципальных образований. – 2003. – 20 сентября. // Internet resource: h**t://w*w.urbaneconomics.r*.

27. Шишкин А. Сущность, задачи и принципы мониторинга. // Материалы рабочего совещания «Экономический рост в регионах России». – 17.02.2006.

Примечания к работе

В приложении бух. отчетность за 3 года.

Покупка готовой работы
Тема: «Мониторинг социально-экономического развития»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 77
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика