Дипломная работа
«Мониторинг социально-экономического развития»
- 77 страниц
Введение 3
1 Мониторинг как фактор социально-экономического развития муниципальных образований
6
1.1 Сущность, задачи и принципы мониторинга муниципальных образований
6
1.2 Информационное обеспечение мониторинга 14
1.3 Зарубежный опыт организации мониторинга органами местного самоуправления
21
2 Основные направления мониторинга социально-экономического развития на примере МО г. Краснодар
31
2.1 Качество жизни населения 31
2.2 Вклад муниципального образования в решение муниципальных проблем
36
2.3 Ход реформ на территории МО 52
2.4 Социально-экономический потенциал муниципального образования и эффективность его использования
58
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложение 77
Актуальность исследования. Необходимость получения объективной информации о муниципальных образованиях становится все более актуальной. В соответствие с реалиями рыночной экономики муниципальные образования, превратившиеся в самостоятельных субъектов экономической жизни, должны во все большей степени заниматься своим развитием. Для эффективного решения этой задачи в муниципальных образованиях необходимо объективно оценивать ситуацию в местной экономике и социальной сфере, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны своей территории и в итоге принимать обоснованные управленческие решения. Реализация этой схемы невозможна без достоверной и систематизированной информации.
Современный этап социального и экономического развития России характеризуется формированием основ гражданского общества. Основным параметром гражданского общества является партнерство «Власти, Бизнеса и Гражданских институтов», которое в основе своей является коммуникативным процессом между указанными тремя партнерами и, прежде всего, между государством и гражданином. Такой процесс возможен при определенном балансе интересов всех партнеров и при определенном инструментарии, опирающемся на культурные традиции и основанном на современных технологиях общения.
В настоящее время расширяется потребность в информации о муниципальных образованиях и в различных организациях, круг интересов, которых, так или иначе, связан с муниципальной проблематикой. К их числу относятся государственные организации, занимающиеся разработкой государственной региональной и муниципальной политики, научно-исследовательские, образовательные, консалтинговые, общественные организации, выполняющие широкий спектр работ по муниципальной проблематике – от разработки методологии до практического содействия муниципалитетам в реализации преобразований на местном уровне.
Мониторинг развития экономики каждой территории становится актуальной задачей в современной муниципальной политике. Малые территориальные образования могут наиболее ярко высветить структурные формы и возможные направления их корректировки. Здесь легче определить точки зарождения кризисных явлений, наметить более эффективные пути дальнейшего развития. Система постоянного, хорошо организованного в муниципальном образовании мониторинга на уровне муниципальных образований позволяет выработать эффективные механизмы обеспечения устойчивого развития, определять приоритетные направления и следить за результатами принимаемых решений. Посредством мониторинга отслеживается, как каждое муниципальное образование идет к намеченной в стратегических документах цели.
2 Основные направления мониторинга социально-экономического развития на примере МО г. Краснодар
2.1 Качество жизни населения
Информационный фонд мониторинга качества жизни населения в общем случае представляет собой систематизированные за ряд лет данные о состоянии здоровья населения, уровне и образе его жизни, набор соответствующих социальных нормативов (стандартов). Однако, анализ положения дел показывает, что не только в России, но и за рубежом еще не сложилась единая система показателей для количественной оценки качества жизни населения –этого важнейшего ориентира социального развития. Такое положение обусловлено новизной и сложностью проблемы и, безусловно затрудняет формирование комплекса показателей на местном уровне, однако попытки создания подобной системы уже совершались, результат одной из них мы и рассмотрим.
Следующий комплекс показателей оценки качества жизни населения в значительной мере ориентирован на действующую систему государственной и ведомственной статистической отчетности.
Отметим, что реализуя комплекс социально-экономических мероприятий, администрация муниципального образования город Краснодар стремится решить одну из приоритетных задач – повышение жизненного уровня населения, прежде всего, через увеличение его доходов.
Итак, в табл. 1 представим показатели уровня жизни населения МО г. Краснодар.
Таблица 1 – Показатели уровня жизни населения МО г. Краснодар
.
Итак, в структуре доходов, по-прежнему, главенствующая роль принадлежит заработной плате. Однако, сохранение высокой динамики цен и тарифов на услуги является сдерживающим фактором роста доходов населения. Среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях города в январе – ноябре 2008 года достигла 17719 рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года в номинальном исчислении в 1,3 раза, в реальном исчислении рост заработной платы составил 14,4 процента.
Общий объём расходов населения в 2008 году составил 440,5 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичными данными за 2007 год расходы населения увеличились на 36,1 процента. В 2008 году структура расходов населения претерпела незначительные изменения. По-прежнему наибольший удельный вес занимает покупка товаров и оплата услуг, однако их удельный вес в общей расходной сумме сократился с 47,6 процента в 2007 году до 37,7 процента в 2008 году. Плановая девальвация рубля, негативные инфляционные ожидания, стремление защитить свои доходы стимулировали повышенный интерес населения к переводу своих активов в наличную иностранную валюту. В 2008 году населением на приобретение иностранной валюты направлено 36,4 миллиарда рублей, что в 1,8 раза превысило уровень 2007 года, доля этих расходов увеличилась до 8,3 процента (в 2007 году – 6,3 процента). Покупка валюты населением осуществлялась за счет некоторого сокращения потребительских расходов, а также за счет перевода в этот вид сбережений части средств, ранее находившихся на банковских вкладах и в ценных бумагах.
Рост заработной платы, пенсий и других денежных доходов способствует устойчивой тенденции роста сбережений. В отчетном периоде населением города направлено во вклады 84,5 миллиарда рублей, или 19,2 процента от общего уровня расходов.
Далее, в табл. 2, проанализируем состояние социальной инфраструктуры муниципального образования г. Краснодар.
Таблица 2 – Состояние социальной инфраструктуры МО г. Краснодар
Целью работы явилось изучение теоретических аспектов мониторинга социально-экономического развития муниципального образования и анализ осуществления мониторинга в ходе планирования на примере муниципального образования г. Краснодар с дальнейшей разработкой мероприятий по совершенствованию в данной области.
В ходе написания данной работы нами были получены следующие основные выводы:
― известны различные определения понятия “социально-экономический мониторинг муниципальных образований”. В данной работе используется трактовка категории мониторинга, в соответствии с которой под региональным социально-экономическим мониторингом понимается система наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории. Главная цель функционирования системы регионального социально-экономического мониторинга (СЭМ) состоит в обеспечении органов управления регионом полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах его экономики, о существующей социальной ситуации.
― настоящее состояние информатизации управления сегодня далеко не в полной мере удовлетворяет потребности регионов России. Система информационной поддержки управления, ядром которой служат данные государственной статистической отчетности, «настроенной» на централизованно управляемую экономику, зачастую оказывается бессильны в вопросах оценки новых процессов, происходящих в различных сферах жизнедеятельности регионов. В результате существенно обострились противоречия между информационными потребностями органов управления регионом и возможностями действующих систем их информационной поддержки. Эти противоречия, следствием которых является снижение эффективности территориального управления, а значит и спад, в конечном счете, качества жизни населения, должны послужить важнейшим побудительным мотивом активизации работ по созданию в регионах комплексных автоматизированных систем информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений на базе современных информационно-компьютерных технологий.
― мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Эффективность использования международного опыта в России зависит от того, насколько этот опыт удастся правильно понять.
― итоги социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар за последние три года свидетельствуют о том, что Краснодар упрочил свои позиции краевого центра, большинство секторов экономики развивалось более динамично, чем в предыдущие годы. В 2008 году продолжилась тенденция дальнейшего роста макроэкономических показателей в промышленном производстве, строительстве, транспорте, связи, агропромышленном комплексе, в сфере потребительского рынка.
― в ходе проведения мониторинга социально-экономического развития МО г. Краснодар нами был выявлен ряд проблем. К таковым относятся непосредственно проблемы социально-экономического развития МО г. Краснодар (разработка финансовой политики МО; реализация стратегического баланса; создание инвестиционной привлекательности МО г. Краснодар в условиях кризиса; разработка методов мобилизации внешних и внутренних инвестиций; принципы отбора муниципальных проектов) и проблемы, связанные с осуществлением мониторинговой деятельности, обусловленные в основном «неполадками» в сфере сбора информации и составлении отчетов.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. // Российская газета. – 2003. – 9 октября.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.; в ред. ФЗ РФ от 05.12.2006 г. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 1070; СЗ РФ. 2006.
3. Большой толковый словарь современного русского языка. / Ушаков Д. – М.: Альта-Принт, 2007.
4. Богачев В.Ф., Минеев А.А. Социально-экономический мониторинг в муниципальных образованиях. // Вестник СевКавГТУ. – 2005. - № 17.
5. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. – Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2005.
.
21. Стратегическое планирование развития города. Зарубежный опыт 80–90-х гг.: пробл.-темат. Сб. Отв. ред.: Капранова Л.Д., Зарецкая С.Л. // РАН, ИНИОН, 2007. - № 4.
22. Теодор Х. Поистер. Владение предприятиями и их организация. Управление определенными областями. Государственная служба и общественный сектор. – М., 2006.
23. Ускова Т.В., Прокофьева Э.О. Основные направления мониторинга социально-экономического развития. – Вологда, 2005.
24. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: ЭКМОС, 2007.
25. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований. / Науч. ред.: Н.Г. Сычев, К.И. Таксир. – М.: Финансы и статистика, 2007.
26. Шевырова Н. Мониторинг развития муниципальных образований. – 2003. – 20 сентября. // Internet resource: h**t://w*w.urbaneconomics.r*.
27. Шишкин А. Сущность, задачи и принципы мониторинга. // Материалы рабочего совещания «Экономический рост в регионах России». – 17.02.2006.
В приложении бух. отчетность за 3 года.
Тема: | «Мониторинг социально-экономического развития» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 77 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности прогнозирования социально-экономического развития Курской области
Курсовая работа:
Значение градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии территории
Контрольная работа:
Прогнозирование социально-экономического развития города: сущность, содержание, особенности
Курсовая работа:
Оценка уровня социально-экономического развития региона
Дипломная работа:
Управление социально-экономическим развитием городского поселения в условиях ограниченности ресурсов на примере Кормиловского городского поселения Омской области