Дипломная работа

«Формирование познавательных универсальных учебных действий решение проблемы младших дошкольников.»

  • 90 страниц(ы)
фото автора

Автор: oli4ek

Введение 2

1 глава Теоретические основы проблемы формирования УУД решение проблемы у старших дошкольников 6

1.1 Сущностная характеристика категории УУД 6

1.2 Структура и содержание УУД решение проблемы 13

1.3 Методические средства(условия), формирования познавательных УУД, решение проблемы 17

1.4 Уровни и критерии сформированности УУД решения проблемы 24

Вывод по Главе 1 31

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию УУД решение проблемы 32

2.1 Описание констатирующего этапа эксперимента 32

2.2 Содержательная характеристика формирующего эксперимента 43

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50

Вывод по Главе 2 60

Заключение 62

Список литературы 64

Приложения 69

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Одной из главных задач ФГОС НОО является формирование у младших школьников познавательных УУД, одним из которых выступает УУД решение проблемы. Значимость формирования данных действий заключается в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования данного учебного действия. По окончании начальной школы дети должны владеть умениями постановки и решения проблемы.

Универсальное учебное действие решение проблемы — это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребёнка только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования).

Всё вышеперечисленное позволило нам перейти к формулированию проблемы исследования: каковы методические условия формирования УУД решение проблемы у младших школьников?

Объектом исследования стал учебно-познавательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования является поиск методических условий формирования познавательных универсальных учебных действий решение проблемы у младших школьников на уроках.

Цель исследования – выявление, обоснование и апробирование методических условий формирования познавательных универсальных учебных действий решение проблемы младших дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме «УУД решение проблемы».

2. Выявить возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.

3. Осуществить подбор методик для изучения познавательных УУД решение проблемы.

4. Разработать и апробировать комплекс методических средств по формированию познавательных УУД решение проблемы.

5. Проанализировать полученные данные формирующего эксперимента. Сформировать выводы по изучаемой теме исследования.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование познавательных УУД решение проблемы у младших школьников будет возможным, если:

1. Интеллектуальные учебные игровые задания будут включены в преподавание основных дисциплин начальной школы.

2. Интеллектуальные учебные игровые задания будут реализованы в соответствии с их двусоставной или трехсоставной структурой.

3. Интеллектуальные учебные игровые задания будут иметь различное содержание (простые, универсальные, по типу викторины).

Методы исследования в дипломной работе: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, Диагностика универсальных учебных действий решение проблемы - методика диагностики общего приема решения задач (А.Р. Лурия); тест «Логические закономерности»; Диагностика умений постановки и решения проблемы - методика «нахождение схем к задачам» по А.Н. Рябкиной., констатирующий и формирующий эксперимент.

Теоретический обзор научной литературы по проблеме познавательной деятельности показал важность познавательных УУД в структуре УУД у младших школьников. В рамках эмпирической части данной дипломной работы мы выявим уровни сформированности познавательных УУД у младших школьников, а также реализуем программу формирования познавательных УУД у младших школьников.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности младший школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.

На основании теоретического анализа литературы по проблемы исследования мы сформулировали гипотезу, основанная на предположении о том, что формированию УУД решение проблемы у младших школьников будет способствовать использование интеллектуальных учебных игровых заданий, которые были проверены в рамках практической главы.

С помощью трех методик (методика диагностики общего приема решения задач (А.Р. Лурия), тест «Логические закономерности», методика «нахождение схем к задачам» по А.Н. Рябкиной) выявлены уровни развития УУД решение проблемы у младших школьников.

Результаты диагностики показали, что большинство обследуемых детей обладают средним уровнем развития УУД решение проблемы, в связи с чем нами была организована формирующая работа - разработана и апробирована программа формирования УУД решение проблемы у младших школьников. В рамках этого программы мы включили интеллектуальные игры в преподавание основных дисциплин начальной школы (урок русского языка, урока литературного чтения и т.д.), а также провели общую интеллектуальную игру (по типу викторины) «Вопросы на все случаи жизни». Повышение интереса к предлагаемым заданиям, активность и ответственность при их выполнении, более успешное решение их и пр. факторы помогли нам высказать предположение о том, что подобранные интеллектуальные учебные игровые задания развили познавательные УУД у младших школьников.

Повторная диагностика показала, что большинство учащихся младшего школьного возраста обладают высоким и средним уровнем развития познавательных УУД. В экспериментальной группе вдвое увеличилась численность учащихся с высоким уровнем развития познавательных УУД после формирующей работы, в четыре раза уменьшилась численность учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД. Применение критерия Мана-Уитни для сравнения результатов диагностики по конкретным методикам показало достоверность этой динамики.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа формирование УУД решение проблемы у детей младшего школьного возраста посредством интеллектуальных учебных игровых заданий оказалась эффективной.

Цель достигнута.

Гипотеза доказана.

1. Анисимова, Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Анисимова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - Режим доступа - http://www.eidos.ru/joumal/2012/0829- 10.htm.

2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2010. - 160с.

3. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учебник / Ю. К.Бабанский. - Москва : Просвещение, 1983. - 240с.

4. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник / С. П. Баранов. - Москва : Академия, 2015. - 463с.

5. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования. Опыт реформ и оценка прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - Санкт-Петербург: Издательство Каро, 2007. - 126 с.

6. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – Гриф МО. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

7. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. [Электронный ресурс] /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 212с.

8. Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике. М., Просвещение, 2001. - 406 с.

9. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М., 2006. – 173 c.

10. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 288 с.

11. Воровщиков, С. Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития : учебник / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко, Е. В. Орлова. - Москва : УЦ Перспектива, 2014 - 240с.

12. Ворсина, Н. Н. Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Н. Ворсина // Начальная школа. - 2014. - Режим доступа - http://n-shkola.ru/articles/view/38.

13. Григорьева Г.И. Логика. Занимательные материалы для развития логического мышления. 2 класс. - Учитель - АСТ, 2004. - 112с.

14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.,ИНТОР, 1996 г. – 544 с.

15. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. - 2001. - №6. - С.52 - 54.

16. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1983. – 99 с.

17. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с.

18. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994. – 102 с.

19. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие учителя. М.,: Просвещение, 1985. – 64 с.

20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.

21. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. Оренбург. Изд.ООИУУ, 1997 г. – 35 с.

22. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1 - 4 классы. Москва: ВАКО, 2008. - 237с.

23. Козлова, О. И. Формирование УУД средствами технологии педагогических мастерских / О. И. Козлова // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 19-25.

24. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

25. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 240 с.

26. Кузьменко, Н. С. Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в период обучения грамоте / Н. С. Кузьменко, О. М. Янюшкина // Начальная школа. - 2014. - №8. - С 37-41.

27. Лазарева, Л. И. Формирование универсальных учебных действий / Л. И. Лазарева, Г. Т. Васильчук // Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 76-78.

28. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. - СПб.: "Лань", "Мик", 1996. – 125 с.

29. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника М.,

30. «Просвещение» 1977 г. – 224 с.

31. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1984.—256с.

32. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.

33. Мельникова Т. А. и др. Математика. Развитие логического мышления 1-4 классы. Комплекс упражнений и задач. Волгоград: « Учитель» , 2011 г. – 131 с.

34. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 80-84.

35. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 3 ч. Ч.1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. – 215 с.

36. Павлова Т.Л. Диагностика мышления младших школьников. ТЦ «Сфера». 2006. – 64 с.

37. Пеленвина, Н. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / Н. Г. Пелевина // Начальная школа. - 2014. - Режим доступа - http://n-shkola.ru/articles/view/56.

38. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. – 120 с.

39. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.

40. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1997 г.

41. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Научно-популярный. - Томск: Пеленг. 1993 г. – 60 с.

42. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с.

43. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий том 1 / Г.К. Селевко. - Москва, 2006. - 468 с.

44. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий том 2 / Г. К. Селевко. - Москва, 2006. - 401 с.

45. Справочно-информационный портал Грамота.ру - русский язык для всех [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.gramota.ru/slovari/online/#1.

46. ФГОС НОО 373 - 2009 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Общие положения. - Введ. 6.10.2009. - Москва : в ред. Приказов Минобрнауки России, 2014. - 28 с.

47. Цукерман, Г. А. Система Эльконина - Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников. Вопросы психологии : учебник / Г. А. Цукерман. - Москва. : 2005. - 115с.

Примечания к работе

К работе прилагаются защитное слово и презентация, уникальность 60%

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий решение проблемы младших дошкольников.»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика