Дипломная работа
«Социально-педагогические проблемы работы с жертвами насилия в семье»
- 116 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ. 5
1.2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ 9
1.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 17
ВЫВОДЫ 22
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 24
2.2 КРИТЕРИИ (ФАКТОРЫ) ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ 33
2.3 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ 35
ВЫВОДЫ 48
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 49
3.1 ДИАГНОСТИКА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ 49
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ДОПУСКАЮЩИМИ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 54
3.3 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 58
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Тема представленной выпускной квалификационной работы - социально-педагогические проблемы работы с жертвами насилия в семье.
Подчеркивая актуальность изучения проблемы насилия в семье, следует отметить, что антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Статистика показывает, что впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы постоянно растет. Так на территории России с 2001 по 2008 годы только подростковая преступность возросла на 17%, число несовершеннолетних преступников возросло почти на 20%. Почти на 12% возросло число несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих родителей. Здесь есть определенная зависимость: в 2006 году количество дел по лишению родительских прав в шесть раз превысило аналогичную цифру по итогам 2002 года.
Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физическому состоянию. Оно несет собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностных конфликтов.
Целью данной работы является изучения социально-педагогических особенностей работы с жертвами насилия в семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме насилия в семье;
2. Изучить сущность и содержание социально-педагогической работы с жертвами домашнего насилия;
3. Оценить современное состояние работы в общеобразовательном учреждении;
4. Охарактеризовать модель социально-педагогической работы с жертвами насилия в семье;
5. Выявить критерии повышения эффективности социально-педагогической работы с жертвами насилия в семье;
6. Разработать программу социально-педагогической работы с жертвами насилия в семье;
7. Изучить особенности и место диагностики в социально-педагогической работе с жертвами насилия в семье;
8. Оценить необходимость совершенствования профессиональных качеств специалиста по работе с семьями, допускающими насилие;
9. Определить Социально-педагогические условия успешности работы с жертвами насилия в семье в условиях общеобразовательной школы.
Цели и задачи работы определяют ее структуру. Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе проведен анализ литературы по изучаемой теме. Кроме того, здесь дается определение и рассматривается сущность основных терминов, используемых в представленном исследовании.
Вторая глава посвящена обоснованию модели социально-педагогической работы с жертвами домашнего насилия. В рамках данного раздела поэтапно рассматривается программа работы с жертвами насилия, описываются возможные формы работы. Также здесь рассматриваются критерии повышения эффективности социально-педагогической работы с жертвами домашнего насилия.
Ожидаемым социальным эффектом в результате проведенной работы, является становление ребенка, пережившего насилие в семье, субъектом социальной жизни, развитие социально-значимых качеств ребенка, повышение его социальной активности.
Ожидаемым экономическим эффектом проведенной работы является регулировка реализации ресурсов, возможностей семьи, как части общества, а следовательно упорядочивание экономических расходов.
По результатам работы по изучению социально-педагогических проблем работы с жертвами насилия в семье, можно сказать, что цель работы достигнута, а задачи представленной работы реализованы в полном объеме.
В рамках данной работы были изучены теоретически аспекты изучаемой проблемы и разработана программа социально-педагогической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Насилие в семье – это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения, с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Основной целью деятельности социального педагога, прежде всего, является защита прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных родителей. Именно стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях. Таким образом, социальный педагог является непосредственным исполнителем поставленной российским государством задачи обеспечения необходимых жизненных условий для несовершеннолетних, по тем или иным причинам лишенных родительской любви и внимания.
Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе - особый вопрос.
Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом:
Изучает семью;
Помогает семьям в кризисных ситуациях;
Помогает в оздоровлении среды;
Помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды;
Защищает интересы ребёнка;
Налаживает контакты.
Реализация описанной во второй главе программы социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, пережившими насилие в семье, представляет собой последовательный и взаимосвязанный алгоритм взаимодействия специалистов с учетом их профессиональной компетенции и перманентного сотрудничества.
Программа позволяет четко структурировать работу по оказанию необходимой помощи пострадавшим детям; дает возможность реализации индивидуально-личностного подхода; имеет многовекторное направление для взаимодействия и воздействия на объект воспитания/реабилитации/социализации; обеспечивает возможность своевременной коррекции и внесения изменений в работе; направлена на решение различных проблемных вопросов, связанных с реабилитацией ребенка (жертва – физического насилия, жертва - сексуального насилия, жертва попустительского отношения и безразличия и т.п.).
Ввиду сказанного, особо хочется подчеркнуть, невозможность реализации данной программы (да и вообще любой другой) при отсутствии должного понимания со стороны соответствующих работников, слабости их профессиональной подготовки либо отсутствием соответствующего специального образования, а также при наличии несформированного педагогического коллектива.
Диагностика является первым этапом социально-педагогической работы с жертвами насилия в семье. На основе диагностики делаются выводы о влиянии пережитого ребенком насилия на процесс его социализации, исходя из которых разрабатывается программа социально-педагогической реабилитации ребенка, пережившего насилие.
Совершенствование профессиональных навыков необходимо поскольку законодательство часто меняется, также постоянно обновляются психодиагностические методы и методики.
Наилучшими методами социально-психологического обучения кадров, с целью совершенствования их профессиональных навыков, являются игровые методы обучения или деловые игры.
Социально-педагогическими условиями успешности социально-педагогической работы с жертвами семейного насилия, являются:
• Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.
• Доверие к детям и подросткам.
• При необходимости анонимность или конфиденциальность полученной информации.
• Формирование чувства безопасности у жертв насилия.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. - М.: ЛексЭСТ, 2004
2. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: ЛексЭСТ, 2004
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Юркнига, 2004
4. Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье (законопроект) // Вестник Проекта «Новые возможности для женщин». Нет насилию в семье / Общественная экспертиза законопроекта «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» / ИЦНЖФ. М., №10, 1997. - С. 44-56.
Источники
5. Крайнова А. Домашнее насилие // w*w.owl.r*/anna (дата обращения: 15.04.2010)
6. Официальный сайт МВД РФ // w*w.mvd.r* (дата обращения: 22.01.2010)
7. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ, статистические данные // www genproc.gov.r* (дата обращения: 22.01.2010)
8. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ, статистические данные // www genproc.gov.r* (дата обращения: 22.01.2010)
9. Официальный сайт кризисного центра «АННА» //w*w.anna-center.r* (дата обращения: 23.04.2010)
Литература
10. Ажгихина Н. Кто защищает женщин. - М., 2008. - С. 32-34
11. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. / Ю.Е. Алешина. - М.: Мир, 2007. - 165 с.
12. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:Этмос, 2008
13. Баумгатер И., Сетч Д. // Европейский журнал по сексуальному и реподуктивному здоровью №6, 2006. - С 16.
14. Белолипецкая Е.В., Большакова О.Н., Голофаева М.И. Предотвращение насилия в семье - опыт регионов. - М., 2008. - С 88-92.
15. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с.
16. Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия. // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - №3,2005. - С.8-11.
17. Берковец, Л. Агрессия: причины. / Л. Берковец. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 156 с.
18. Билиннис А.А. Анализ проблем женщин, обращающихся в службу «телефон доверия». - М., 2009. - 65 с.
19. Бойченко Л.Д. Гендерное насилие: причины и следствия. - Петрозаводск, 2005. - 97 с.
20. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998.
21. Вахмянина Т.А. Социальная защита семьи, женщин и детей в Республике Коми. Из опыта работы комитета по делам семьи, женщин и детей. - М., 2007. - 105 с.
22. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. - 284 с.
23. Ерусланова В.И. Насилие в семье. Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2010.
24. Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия. // Насилие и социальные изменения. №11, 2007. - С. 32-35.
25. Забадыкина Е., Карева А. Телефонное консультирование // Насилие и социальные изменения: Теория, Практика, Исследования. №3, 2006. - С. 48-55.
26. Забадыкина Е.О. О программе «Национальная кампания привлечения внимания общественности к проблемам домашнего насилия» // Женское движение в контексте российской истории. №12, 2008. - С. 28-33.
27. Злобина, О.Ю.Организация помощи семье в ситуации домашнего насилия. / О. Ю. Злобина, И.Я.Шевцова, Ю.В. Солодун. - М.: Мир, 2005. - 209 с.
28. Ищенко М.В. Сексизм вокруг нас. - М.: Эт Сетера Паблишинг, 2008. - 200 с.
29. Касьянова Н.П. Если муж тиран // Вечерняя Москва. №77, 2008. - С. 3-5.
30. Квашис В.Е. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. - М., 2006. - 154 с.
31. Кобута М.А. Насилие в семье: это необходимо знать для его выявления и предотвращения. - Ярославль. 2006 г.
32. Колпакова, Л.А. К вопросу о защите семьи уголовно-правовыми средствами [Текст] / Л.А. Колпакова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2006. № 4. С.152-156 (0,30 печ. л.).
33. Колпакова, Л.А. Идеи восстановительного правосудия в контексте проблемы насилия в семье [Текст] / Л.А. Колпакова // Ероховские чтения. Тезисы докладов науч.-практ. конф. (Ноосфера: проблемы, решения) / Под ред. В.Я. Шестакова, В.И. Славова, М.И. Летавина, В.В. Смирнова, С.Н. Гаврилова, Т.В. Пахолкова, А.А. Банина. Череповец: Изд. дом «Череповецъ». 2005. С. 114-116 (0,13 печ. л.).
34. Колпакова, Л. А. (Людмила Алексеевна). Насилие в семье :Виктимологический аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность: 12.00.08- Уголовное право и криминология ; Уголовно-исполнительное право /Л. А. Колпакова ; Науч. рук. Л. Л. Кругликов. -Казань,2007. -26 с.
35. Крайнова, А.М. Домашнее насилие. / А.М. Крайнова. - М.: Мир, 2006. - 145 с.
36. Криминологический и уголовно-правовой справочник / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; ВНИИ МВД России, Департамент уголовного розыска МВД России Под общ. ред. А.Я. Сухарева. С.И. Гирько. М., 2007. С. 166.
37. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с.
38. Логунова Л., СТОП насилию // Высшее образование в России. №2, 2005. - С. 159-160.
39. Луковцева З.В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы // Насилие и социальные изменения. №1, 2006. - С. 28-36.
40. Лысова. А.В. Женская агрессия и насилие в семье // Общественные науки и современность. 2008. № 3. С.167-176.
41. Макеева. Законодательная база регулирующая вопросы домашнего насилия.//информационно - аналитический бюллетень Агентства социальной информации. М. 2006.
42. Макеева. Законодательная база регулирующая вопросы домашнего насилия // Информационно-аналитический бюллетень Агентства социальной информации М., 2008. - С. 5-14.
43. Малкина-Пых. И.Г. «Психология поведения жертвы. Справочник практического психолога». Москва, Изд-во Эксмо, 2006.
44. Матвиенко И.В. Правовая помощь пострадавшим от домашнего насилия // Насилие и социальные изменения. №5, 2005. - С. 22-25.
45. Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006.
46. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005
47. Микова, В.Д. Насилие в семье - как бороться с ним государству. / В.Д. Микова. - М.: Глас, 2005. - 102 с.
48. Минухин С. Техники семейной терапии. / С. Минухин, Ч. Фишман. - М.: Класо, 2008. - 114 с.
49. Назарова А.С. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» /А.С. Назарова, Т.С. Еремеева. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. - 139 с.
50. Насилие в отношении женщин - нарушение прав человека: международные документы и их применение / Под ред. А.С. Синельникова. - М., 2005. - 88 с.
51. Насилие и социальные изменнения / Под ред. Пиксаковой М.М., Синельникова А.М.: Литограф, 2008. - 95 с.
52. Николаева С.Б. Насилие над женщинами в семье // Региональная Политика. №8, 2009. - С. 19-22.
53. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Избранные работы 1991-2006гг.: Учебное пособие. 9-е изд., испр. и доп. – М.: Мир, 2007.
54. Писклакова М., Синельников А. История одной семьи: История, культура, политика и домашнее насилие // Насилие и социальные изменения: Теория, Практика, Исследования. №9, 2008. - С. 44-47.
55. Писклакова М., Синельников А. Между молчанием и криком // Насилие и социальные изменения. Теория, практика, исследования. №1, 2008. - С. 4-46.
56. Превентивные программы по проблеме насилия в семье. / Под ред. И.В. Матвиенко. - М.: Мир, 2005. - 234 с.
57. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. С. С. Бразевича и Е. Г. Слуцкого – СПб.: , 2006.
58. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. - Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. - 107 с.
59. Сборник «Проблемы исследования социальных процессов в современной России»: РИК им. Русанова 2006.- 106 c.
60. Семья и образование. Материалы II Международного конгресса «Российская семья» по теме «Семья и образование». Москва, 14-15 апреля 2005г / Под общей ред. Г.И. Климантовой. - М.: Издательство РГСУ, 2006. - 335 с.
61. Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. - Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008. - 583 с.
62. Середа Н. Настолько широко, что даже не видно: Домашнее насилие глазами взрослых и подростков. Из опыта деятельности женских Кризисных центров // Насилие и социальные изменения: Теория, Практика, Исследования. №11, 2007. - С. 22-24.
63. Современная воспитательная группы. Пособие для сотрудников социальных учреждений - Москва 2007 - 39 с.
64. Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред., проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.
65. Социальная работа с семьей. / Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 2008. - 321 с.
66. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 2008. - 89 с.
67. Социальная работа с семьей / Под.ред. Е.И. Холостовой. - М.: Союз, 2007. - 208 с.
68. Социальный педагог №8: Народное образования, 2009 - 64 с.
69. Социальный педагог №1: Народное образование, 2010- 17 с.
70. Социальный педагог №3: Народное образование, 2010- 134 с.
71. Социальный педагог №6: Народное образование, 2009- 21 с.
72. Стар Б. Насилие в семье // Энциклопедия социальной работы, в 3 т., Т2. - М., 2008. - 232 с.
73. Сулимова Т.С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы/ Под ред. А.М. Панова и Е.И. - СПб.: Питер, 2005. - 98 с.
74. Тащёва А.И. Сексуальные оскорбления в современной семье. - М.: Речь, 2009. - С. 42-48.
75. Тащёва А.И., Зелинская С.Ю. Насилие в алкогольной семье./ Психологический вестник. Выпуск 1 (часть3). - Ростов н/Д.: РостУнта, 2009. - 55 с.
76. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 2008. - 110 с.
77. Финкельхорд Д. Влияние травмогенных динамик при сексуальном насилии. - М.: Мир, 2006. - С. 31-34.
78. Цимбал Е. Проблемы домашнего насилия в России // Сексуальные домогательства на работе. - М., 2006. - С. 32-36.
79. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 122 с.
80. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005.
81. Тащёва, А.И. Сексуальные оскорбления в современной семье. / А.И. Тащёва. - М.: Речь, 2009. - 231 с.
82. Ярская-Смирнова Е.Р., П.В. Романов, Е.П. Антонова. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. № 1, С.125-133.
Тема: | «Социально-педагогические проблемы работы с жертвами насилия в семье» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 116 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Опыт социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях специализированной службы
Дипломная работа:
Анализ работы с обращениями граждан в администрации района
Дипломная работа:
Анализ работы с обращениями граждан в администрации муниципального района
Дипломная работа:
Библиотека для работы с базой данных в информационной системе составления учебного расписания
Дипломная работа:
Насилие в семье. Методы профилактики (сга)