Контрольная работа

«Профессиональное самоопределение подростков группы риска»

  • 13 страниц
Содержание

Введение

1. Особенности самоопределения как основа профессиональной ори-ентации детей-сирот

2. Оказание профориентационной помощи детям-инвалидам

3. Специфика социально-педагогической деятельности по профессио-нальному самоопределению подростков с девиантным поведением

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Особую сложность решение задачи профессионального самоопределе-ния приобретает для подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуа-ции. Можно выделить следующие основные категории детей, которые при-нято считать «оказавшимися в трудной жизненной ситуации»:

• Дети-инвалиды.

• Дети-сироты.

• Дети-правонарушители.

Основными этапами профориентационной работы с детьми группы риска могут быть следующие:

• Рациональное принятие своего настоящего.

• Построение позитивного образа будущего, психологической го-товности к самостоятельной жизни.

• Развитие социальной компетентности, активности и ответствен-ности;

• расширение представлений об окружающем мире, существую-щих видах профессиональной деятельности.

• Формирование трудовой морали, ценности труда вообще.

• Самопознание, формирование самопринятия, саморегуляции и самоконтроля.

• Формирование ближайших и отдаленных социальных и профес-сиональных перспектив.

• Построение «цепочки действий» по достижению ближайшей со-циальной и профессиональной перспективы.

Фрагмент работы

У большинства воспитанников детских домов обнаруживается отсутст-вие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность, что связано с особенностями их психическо-го развития и условиями проживания. В данном случае немаловажна работа социальных педагогов с ребенком для формирования навыков целеполага-ния, т.е. обучение навыкам постановки целей.

Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов – представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями. У детей-сирот край-не сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбо-ра. Факторы: отсутствие своей истории, выбор ограничивается специально-стями, которым обучают в училищах, техникумах.

В большинстве случаев не происходит рационального выбора профес-сии, как такового; воспитанники детских домов просто выбирают первую попавшуюся профессию, которую выбрали их друзья; и это может быть единственное место, на которое их точно примут, или в котором они могут быть уверены, т.к. только в этом учебном заведении есть реальные условия проживания и обучения для детей-сирот.

В данном случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным, но здесь уже важен не сам выбор профессии, а выбор условий социальной защищенности в нашем обществе. В данном случае ребенок вы-бирает не столько профессию, сколько привычный для себя образ жизни, т.к. не знает и не умеет жить по-другому.

В ходе профессионального самоопределения у любого могут возник-нуть кризисы, но дети-сироты особенно им подвержены:

• Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация.

• Несформированная «Я- концепция» и проблемы с ее коррекцией.

• Случайные судьбоносные моменты жизни, влияниям которых особенно подвержены подростки.

Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессио-нальное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить факторы, затрудняющие социализацию и, соответственно, профессиональное самоопределение детей группы риска:

Особый социальный статус ребенка - он ничей, у него никого нет, ни-кто им не интересуется и никому он не нужен. Ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и од-носторонние. Наличие отклонений в состоянии здоровья и психического раз-вития, зачастую возникающих в силу социально- педагогической запущенно-сти. Дефицит индивидуального общения с близкими взрослыми; ограничение социальной активности. Недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, невостребованность реализации усво-енных социальных норм и социального опыта. Чрезмерно большой негатив-ный опыт в некоторых вопросах, не соответствующий возрасту детей и под-ростков, и в силу этого неадекватно используемый. Принудительный харак-тер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адап-тироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, агрессии. Скудный набор образцов для подражания, усвоения образцов социального поведения, что приводит к за-труднениям в усвоении и воспроизведении опыта. Ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирую-щее иждивенчество и боязнь внешнего мира. Выработка особой нормативно-сти по отношению к «своим» и «чужим», появление особого чувства «мы».

Поэтому профориентационная работа с ними должна строиться с уче-том этих особенностей и быть направлена не столько на конкретную проф-ориентацию, сколько на формирование психологической готовности к само-стоятельной жизни, развитие у них социальной компетентности, развитие со-циальной активности, принятию на себя ответственности за собственное бу-дущее, на трудовой образ жизни вообще.

Список литературы

1. Конопкин О.А., Осницкий А.К., Жуйков Ю.С., Сипачев Н.О. (НИИ ОПП АПН СССР) Недостаточная сформированность навыков саморе-гуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопре-деления учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоре-тические и прикладные проблемы): Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1988. – 80 с.

2. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Мето-дическое пособие. / Под редакцией Байбородовой Л.В. – Яр., издатель-ство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,1999. – с. 5

3. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопреде-лени.– М.: МГППИ, 1999. – 208 с.

4. Слабнина Е.В. Особенности социально-профессиональной реабилита-ции людей с ограниченными возможностями: Методическое пособие. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Профессиональное самоопределение подростков группы риска»
Раздел: Педагогика
Тип: Контрольная работа
Страниц: 13
Цена: 50 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика