Контрольная работа

«Профессиональное самоопределение подростков группы риска»

  • 13 страниц(ы)
  • 1982 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: Nikolina

Введение

1. Особенности самоопределения как основа профессиональной ори-ентации детей-сирот

2. Оказание профориентационной помощи детям-инвалидам

3. Специфика социально-педагогической деятельности по профессио-нальному самоопределению подростков с девиантным поведением

Заключение

Список использованной литературы

Особую сложность решение задачи профессионального самоопределе-ния приобретает для подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуа-ции. Можно выделить следующие основные категории детей, которые при-нято считать «оказавшимися в трудной жизненной ситуации»:

• Дети-инвалиды.

• Дети-сироты.

• Дети-правонарушители.

Основными этапами профориентационной работы с детьми группы риска могут быть следующие:

• Рациональное принятие своего настоящего.

• Построение позитивного образа будущего, психологической го-товности к самостоятельной жизни.

• Развитие социальной компетентности, активности и ответствен-ности;

• расширение представлений об окружающем мире, существую-щих видах профессиональной деятельности.

• Формирование трудовой морали, ценности труда вообще.

• Самопознание, формирование самопринятия, саморегуляции и самоконтроля.

• Формирование ближайших и отдаленных социальных и профес-сиональных перспектив.

• Построение «цепочки действий» по достижению ближайшей со-циальной и профессиональной перспективы.

У большинства воспитанников детских домов обнаруживается отсутст-вие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность, что связано с особенностями их психическо-го развития и условиями проживания. В данном случае немаловажна работа социальных педагогов с ребенком для формирования навыков целеполага-ния, т.е. обучение навыкам постановки целей.

Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов – представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями. У детей-сирот край-не сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбо-ра. Факторы: отсутствие своей истории, выбор ограничивается специально-стями, которым обучают в училищах, техникумах.

В большинстве случаев не происходит рационального выбора профес-сии, как такового; воспитанники детских домов просто выбирают первую попавшуюся профессию, которую выбрали их друзья; и это может быть единственное место, на которое их точно примут, или в котором они могут быть уверены, т.к. только в этом учебном заведении есть реальные условия проживания и обучения для детей-сирот.

В данном случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным, но здесь уже важен не сам выбор профессии, а выбор условий социальной защищенности в нашем обществе. В данном случае ребенок вы-бирает не столько профессию, сколько привычный для себя образ жизни, т.к. не знает и не умеет жить по-другому.

В ходе профессионального самоопределения у любого могут возник-нуть кризисы, но дети-сироты особенно им подвержены:

• Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация.

• Несформированная «Я- концепция» и проблемы с ее коррекцией.

• Случайные судьбоносные моменты жизни, влияниям которых особенно подвержены подростки.

Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессио-нальное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить факторы, затрудняющие социализацию и, соответственно, профессиональное самоопределение детей группы риска:

Особый социальный статус ребенка - он ничей, у него никого нет, ни-кто им не интересуется и никому он не нужен. Ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и од-носторонние. Наличие отклонений в состоянии здоровья и психического раз-вития, зачастую возникающих в силу социально- педагогической запущенно-сти. Дефицит индивидуального общения с близкими взрослыми; ограничение социальной активности. Недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, невостребованность реализации усво-енных социальных норм и социального опыта. Чрезмерно большой негатив-ный опыт в некоторых вопросах, не соответствующий возрасту детей и под-ростков, и в силу этого неадекватно используемый. Принудительный харак-тер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адап-тироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, агрессии. Скудный набор образцов для подражания, усвоения образцов социального поведения, что приводит к за-труднениям в усвоении и воспроизведении опыта. Ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирую-щее иждивенчество и боязнь внешнего мира. Выработка особой нормативно-сти по отношению к «своим» и «чужим», появление особого чувства «мы».

Поэтому профориентационная работа с ними должна строиться с уче-том этих особенностей и быть направлена не столько на конкретную проф-ориентацию, сколько на формирование психологической готовности к само-стоятельной жизни, развитие у них социальной компетентности, развитие со-циальной активности, принятию на себя ответственности за собственное бу-дущее, на трудовой образ жизни вообще.

1. Конопкин О.А., Осницкий А.К., Жуйков Ю.С., Сипачев Н.О. (НИИ ОПП АПН СССР) Недостаточная сформированность навыков саморе-гуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопре-деления учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоре-тические и прикладные проблемы): Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1988. – 80 с.

2. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Мето-дическое пособие. / Под редакцией Байбородовой Л.В. – Яр., издатель-ство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,1999. – с. 5

3. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопреде-лени.– М.: МГППИ, 1999. – 208 с.

4. Слабнина Е.В. Особенности социально-профессиональной реабилита-ции людей с ограниченными возможностями: Методическое пособие. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Профессиональное самоопределение подростков группы риска»
Раздел: Педагогика
Тип: Контрольная работа
Страниц: 13
Цена: 50 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика