Контрольная работа
«Профессиональное самоопределение подростков группы риска»
- 13 страниц
Введение
1. Особенности самоопределения как основа профессиональной ори-ентации детей-сирот
2. Оказание профориентационной помощи детям-инвалидам
3. Специфика социально-педагогической деятельности по профессио-нальному самоопределению подростков с девиантным поведением
Заключение
Список использованной литературы
Особую сложность решение задачи профессионального самоопределе-ния приобретает для подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуа-ции. Можно выделить следующие основные категории детей, которые при-нято считать «оказавшимися в трудной жизненной ситуации»:
• Дети-инвалиды.
• Дети-сироты.
• Дети-правонарушители.
Основными этапами профориентационной работы с детьми группы риска могут быть следующие:
• Рациональное принятие своего настоящего.
• Построение позитивного образа будущего, психологической го-товности к самостоятельной жизни.
• Развитие социальной компетентности, активности и ответствен-ности;
• расширение представлений об окружающем мире, существую-щих видах профессиональной деятельности.
• Формирование трудовой морали, ценности труда вообще.
• Самопознание, формирование самопринятия, саморегуляции и самоконтроля.
• Формирование ближайших и отдаленных социальных и профес-сиональных перспектив.
• Построение «цепочки действий» по достижению ближайшей со-циальной и профессиональной перспективы.
У большинства воспитанников детских домов обнаруживается отсутст-вие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность, что связано с особенностями их психическо-го развития и условиями проживания. В данном случае немаловажна работа социальных педагогов с ребенком для формирования навыков целеполага-ния, т.е. обучение навыкам постановки целей.
Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов – представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями. У детей-сирот край-не сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбо-ра. Факторы: отсутствие своей истории, выбор ограничивается специально-стями, которым обучают в училищах, техникумах.
В большинстве случаев не происходит рационального выбора профес-сии, как такового; воспитанники детских домов просто выбирают первую попавшуюся профессию, которую выбрали их друзья; и это может быть единственное место, на которое их точно примут, или в котором они могут быть уверены, т.к. только в этом учебном заведении есть реальные условия проживания и обучения для детей-сирот.
В данном случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным, но здесь уже важен не сам выбор профессии, а выбор условий социальной защищенности в нашем обществе. В данном случае ребенок вы-бирает не столько профессию, сколько привычный для себя образ жизни, т.к. не знает и не умеет жить по-другому.
В ходе профессионального самоопределения у любого могут возник-нуть кризисы, но дети-сироты особенно им подвержены:
• Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация.
• Несформированная «Я- концепция» и проблемы с ее коррекцией.
• Случайные судьбоносные моменты жизни, влияниям которых особенно подвержены подростки.
Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессио-нальное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить факторы, затрудняющие социализацию и, соответственно, профессиональное самоопределение детей группы риска:
Особый социальный статус ребенка - он ничей, у него никого нет, ни-кто им не интересуется и никому он не нужен. Ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и од-носторонние. Наличие отклонений в состоянии здоровья и психического раз-вития, зачастую возникающих в силу социально- педагогической запущенно-сти. Дефицит индивидуального общения с близкими взрослыми; ограничение социальной активности. Недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, невостребованность реализации усво-енных социальных норм и социального опыта. Чрезмерно большой негатив-ный опыт в некоторых вопросах, не соответствующий возрасту детей и под-ростков, и в силу этого неадекватно используемый. Принудительный харак-тер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адап-тироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, агрессии. Скудный набор образцов для подражания, усвоения образцов социального поведения, что приводит к за-труднениям в усвоении и воспроизведении опыта. Ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирую-щее иждивенчество и боязнь внешнего мира. Выработка особой нормативно-сти по отношению к «своим» и «чужим», появление особого чувства «мы».
Поэтому профориентационная работа с ними должна строиться с уче-том этих особенностей и быть направлена не столько на конкретную проф-ориентацию, сколько на формирование психологической готовности к само-стоятельной жизни, развитие у них социальной компетентности, развитие со-циальной активности, принятию на себя ответственности за собственное бу-дущее, на трудовой образ жизни вообще.
1. Конопкин О.А., Осницкий А.К., Жуйков Ю.С., Сипачев Н.О. (НИИ ОПП АПН СССР) Недостаточная сформированность навыков саморе-гуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопре-деления учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоре-тические и прикладные проблемы): Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1988. – 80 с.
2. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Мето-дическое пособие. / Под редакцией Байбородовой Л.В. – Яр., издатель-ство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,1999. – с. 5
3. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопреде-лени.– М.: МГППИ, 1999. – 208 с.
4. Слабнина Е.В. Особенности социально-профессиональной реабилита-ции людей с ограниченными возможностями: Методическое пособие. - Саратов: ПМУЦ, 2002.
Тема: | «Профессиональное самоопределение подростков группы риска» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 13 | |
Цена: | 50 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психология профессионального самоопределения в гуманистической перспективе
Дипломная работа:
Опыт социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях специализированной службы
Дипломная работа:
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Магистерская работа:
Профессиональное самоопределение старшеклассников в системе профильного обучения
Дипломная работа:
Интерактивные методы обучения в процессе профессионального самоопределения