Реферат
«Социальная работа с детьми из неполных семей»
- 14 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Влияние неполной семьи на развитие ребенка 4
2. Методы и способы работы с детьми из неполных семей 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 15
В российской семье происходят серьезные изменения, которые накладывают свой отпечаток на характер отношений родителей и детей, а также существенно расширяют жизненный опыт подрастающего поколения.
Наибольшую актуальность это утверждение приобретает в наши дни благодаря неуклонному научно-техническому прогрессу, который сопутствует общественному развитию последние несколько десятилетий. Сегодня мы больше, чем когда-либо, склонны вести «кочевой» образ жизни: постоянно растет число переездов с места на место в расчете на одну семью. Подрастая, сегодняшние дети испытывают на себе результаты влияния подобной мобильности: они живут рядом с представителями различных слоев общества и сталкиваются, прямо или косвенно, с различным образом жизни многих людей.
Возрастание количества разводов, а также относительный рост числа неполных семей свидетельствуют о глубоких потрясениях, которые переживает ныне российская семья. Как показывает статистика, с начала XXI века число разводов возросло на 700%. Число неполных семей более чем удвоилось за последние 10 лет. Число людей, которые предпочитают в одиночку воспитывать ребенка, вообще не вступая в брак, либо усыновляя, либо беря на воспитание приемных детей, возрастает, а идея создания неполной семьи становится все популярнее. Многие люди оказываются в одиночестве в результате семейных кризисов или несчастных случаев болезни или смерти одного из супругов.
В этих условиях тема специфики социальной работы с детьми из не-полных семей является актуальной.
Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма, организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство . Семья имеет большое значение не только в жизни индивида, но и общества («семья ячейка общества») и выполняет следующие функции:
• воспитательную (отцовство и материнство, контакты с детьми и их воспитание);
• хозяйственно-бытовую (удовлетворение материальных потребно-стей семьи и содействие сохранения здоровья);
• эмоциональную (симпатия, уважения, признание, эмоциональная поддержка, психологическая защита);
• духовного (культурного) общения (совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение);
• сексуально-эротическую.
Неполная семья – это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. Очевидно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, медицинские и психолого-педагогические проблемы.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Это связано с тем, что размер социальных выплат, осуществляемый государством (пособия и проч.) остается низким. С другой стороны, размер алиментов и регулярность их получения также остается невысокой. Как результат этого женщина в отсутствие помощи со стороны, вынуждена ориентироваться на обеспечение материального благополучия семьи. Это требует от нее посвящать довольно много времени работе и гораздо меньше детям.
По данным педиатров дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме.
Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме, и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки).
В организации работы с неполными семьями в настоящее время большую роль играет социальный педагог, который может, по сути своей профессиональной деятельности, внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя совместную работу семьи и учителей (воспитателей), он стремится к достижению конечной цели обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.
1. Кон И.С. Отец // Неделя. 1979. №11.
2. Медяная Н.В. Особенности работы социального педагога по социаль-ной адаптации детей из неполных семей. // Вопросы педагогики. 2007. №4.
3. Немировский К. Мама и я – неполная семья. (Социально-экономические, медицинские и психолого-педагогические аспекты влияния неполной семьи на развитие ребенка). // Психолог в детском саду. 2006. №4.
4. Холостова Е.И. Социальная работа. – М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. М., 2006.
Тема: | «Социальная работа с детьми из неполных семей» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 14 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Опыт социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях специализированной службы
Научная статья:
Арт-терапия и другие методы в социальной реабилитации
Курсовая работа:
Технология организации работы с неполной семьей
Курсовая работа:
Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида