Дипломная работа
«Воспитание скоростных качеств у лыжников»
- 52 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ 6
1.1. История лыжного спорта 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет 10
1.3. Скоростные способности и основы методики их развития 13
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков 20
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34
3.1. Результаты исследования 34
3.2. Обсуждение результатов исследования 40
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Актуальность. В системе физического воспитания лыжный спорт является чрезвычайно полезным и доступным средством повышения уровня физической работоспособности, оздоровления, закаливания всех возрастных групп населения нашей страны. Лыжная подготовка включена в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений.
Лыжи имеют большое прикладное значение в быту в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где они используются охотниками, егерями, геологами, связистами, лесниками. Вооружённые силы различных стран используют лыжи как наиболее эффективное и скрытое от противника средство передвижения по заснеженной местности.
Современный лыжный спорт включает в себя несколько олимпийских видов: лыжные гонки, биатлон, горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, фристайл, сноуборд. Среди всех видов наиболее доступным и массовым являются лыжные гонки. На них и ориентировано данное учебное пособие.
В нашей стране сложились две основные формы работы - лыжная подготовка и лыжный спорт. Лыжная подготовка - занятия по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях и в Вооружённых Силах страны по государственным программам. Лыжный спорт - это вид спорта со всеми его атрибутами и разнообразием.
Большое внимание к скоростно-силовой подготовке в лыжном спорте объясняется дальнейшей интенсификацией тренировочного процесса, связанной с развитием лыжного спорта.
Вопросами развития физических качеств занимались И. М. Бутин (2000), Т. И. Раменская и А. Г. Баталов (2004), а также Б. И. Бергман, М. А. Аграновский, В. Д. Евстратов, Г. Б. Чукардин, Б. И. Сергеев, А. В. Перов, А. В. Корчевский. Большинство авторов занимается вопросами подготовки спортсменов в среднем школьном возрасте. Вопросам развития скоростных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет посвящено мало работ. Таким образом, возникают противоречия между потребностью научного и методического обеспечения скоростной подготовки и отсутствием методики скоростной подготовки лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет.
Гипотеза исследования - предполагается, что применение разработанной методики повысит показатели скоростной подготовленности лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет.
Цель исследования - изучение методики развития скоростных способностей лыжников-гонщиков 15-17 лет.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков.
Предмет исследования -методика развития скоростных способностей лыжников-гонщиков 15-17 лет.
Задачи исследования:
- осуществить анализ научно-методической литературы;
- подобрать средства и методы развития скоростных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет;
- проанализировать динамику формирования скоростных способностей лыжников-гонщиков после применения подобранных средств и методов развития скоростных способностей.
Методы исследования – теоретические (анализ педагогической и методической литературы); эмпирические (обобщение практики учебно-тренировочных занятий лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет, педагогический эксперимент, тестирование); методы математической статистики (достоверность различий полученных данных в ходе эксперимента определялась по t - критерию Стьюдента).
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенные исследования можно будет применить для улучшения качества тренировочного процесса лыжников-гонщиков.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: научно-теоретический анализ источников литературы, обобщение опыта работы ведущих специалистов, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки полученных результатов.
Анализ источников научно-методической и специальной литературы и обобщение опыта работы ведущих специалистов проводились нами с целью изучения проблемы повышения скоростных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет. Особое внимание было уделено изучению и обобщению передового опыта работы специалистов в области физического воспитания по выявлению эффективности новых форм и средств повышения физической подготовленности.
В ходе выполнения работы были проанализированы существующие подходы к обеспечению полноценного развития и совершенствования скоростных качеств лыжников-гонщиков. Изучались также общие вопросы, связанные с организационно методическими основами детско-юношеского спорта и спортивной подготовки. Исследовалась литература по возрастным особенностям развития организма, теории тестов, по построению и планированию учебно-тренировочных занятий, а также по применению методов математической статистики для обработки результатов исследования.
Анализ литературы позволил определить направление работы, сформулировать задачи настоящего исследования и выбрать пути их решения. С его помощью мы исследовали состояние изучаемой проблемы в настоящее время, уровень ее актуальности и разработанности в науке и практике физкультурно-оздоровительной работы.
Одним из основных активных методов педагогического исследования является педагогический эксперимент. В области физической культуры он определяет, прежде всего, целесообразность и эффективность применения того или иного метода и фактора, и его влияние на организм с целью укрепления здоровья и улучшения физической подготовленности.
Педагогический эксперимент, проводимый нами длился 7 месяцев. В ходе педагогического эксперимента измерялись показатели развития скоростных качеств испытуемых.
В педагогическом эксперименте принимали участие 20 лыжников-гонщиков 15-17 летнего возраста.
На первом этапе исследований был проведен констатирующий экс-перимент, в котором участвовали 20 лыжников-гонщиков 15-17лет. В ходе констатирующего эксперимента был исследован уровень скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков. На основании анализа научно-методический литературы и полученных в ходе констатирующего педагогического эксперимента данных была разработана методика развития скоростно-силовых способностей лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет. Для проверки гипотезы о целесообразности применения разработанной методики был проведен формирующий педагогический эксперимент. Были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), в каждой из которых участвовало по 10 спортсменов.
Для воспитания скоростных способностей у детей 15-17 лет, занимающихся лыжными гонками, был разработан специальный комплекс упражнений.
Эффективность разработанной методики определялась на основании анализа динамики показателей скоростной подготовленности занимающихся, которая определялась с помощью тестирования. Цель тестирования - определить уровень скоростной подготовленности лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет.
Для определения уровня развития скоростных способностей у лыжников-гонщиков использовался набор тестов, рекомендованных рядом авторов и применяющихся в качестве контрольных упражнений в лыжном спорте. Выбор тестов включал тестовые упражнения и был обусловлен необходимостью, с учетом состояния обследуемых, наиболее полно охарактеризовать уровень развития физических качеств участников исследования. Все виды тестов проводились в начале и в конце педагогического эксперимента.
1) Бег 30 м. (с) Упражнение использовалось для оценки быстроты. Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят вдвоем; один человек находится с флажком на линии
старта, второй (с секундомером) - на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде «внимание» испытуемый подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» - взмах флажком (он должен
даваться сбоку от тестируемого). В это время второй человек, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Секундомер выключается в тот момент, когда испытуемый пересекает линию финиша. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.
2) Челночный бег 4 х 9 м. (с) Упражнение проводится в спортивном зале с использованием разметки волейбольной площадки. За средней линией площадки вдоль нее кладут два кубика размером 5 х 5 х 10 мм. Испытуемый принимает положение «Высокого старта». По команде «Внимание», «Марш» учащийся бежит к кубикам, поднимает один из них, подбегает к старту, кладет брусок за линию, бежит назад, берет второй кубик и возвращается на стартовую линию. Бросать кубик запрещается. Секундомер выключается в тот момент, когда второй кубик коснется пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.
3) Бег на лыжероллерах (150 м). Упражнение проводится на прямом отрезке. На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестиро-вание проводят вдвоем; один человек находится с флажком на линии
старта, второй (с секундомером) - на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде «внимание» испытуемый подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» - взмах флажком (он должен
даваться сбоку от тестируемого). В это время второй человек, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Секундомер выключается в тот момент, когда испытуемый пересекает линию финиша. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.
Для обработки результатов педагогического исследования мы использовали метод математической статистики, где рассчитывались: среднее арифметическое значение, стандартное отклонение. Статистическая обработка данных проводилась с помощью t-критерия Стьюдента.
Для расчета достоверности различий по t-критерию Стьюдента проводились следующие операции.
1. Вычислить средние арифметические величины X для каждой
группы в отдельности по следующей формуле:
Где Xi — значение отдельного измерения; n — общее число изме-рений в группе.
2. В обеих группах вычислить стандартное отклонение (5) по
следующей формуле:
где Ximax — наибольший показатель; Ximm — наименьший показатель; К — табличный коэффициент.
3. Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического
значения (т) по формуле:
, когда n <30
, когда n >30
4. Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:
5. По специальной таблице определить достоверность различий.
Для вычислений использовались пакеты прикладных программ Microsoft Excel.
2.2. Организация исследования
Педагогическое экспериментальное исследование проводилось в течение сентября 2014 марта 2015года и осуществлялось в два этапа:
1 этап был посвящен анализу литературных источников, отбору подростков в группу. Осуществлялся подбор средств и методов развития скоростных способностей, написание плана мероприятий и выбор места для их реализации.
2 этап включил проведение последовательного педагогического эксперимента, в ходе которого проверялась эффективность подобранных и использованных средств повышения уровня развития скоростных способностей, анализ и обобщение полученных результатов.
Исследование проводилось в 2014/2015 учебном году, в ходе подготовительного периода на базе средней школы МАОУ №16 г. Уфа. Р.Б.
В исследовании приняло участие 35 человек в возрасте 15-17 лет, занимающихся лыжными гонками. Было сформировано две группы – контрольная и экспериментальная, по 17 и 18 человек в каждой соответственно.
Для воспитания скоростных способностей у детей 15-17 лет , занимающихся лыжными гонками, был разработан специальный комплекс упражнений. В разработанный комплекс упражнений входили упражнения со вспомогательными средствами и без них. Вспомогательными средствами являлись резиновый жгут и 5-килограммовые отягощения (табл. 1).
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что скоростно-силовая подготовка для лыжников-гонщиков имеет большое значение при преодолении подъемов и в сложных метеорологических условиях: при сильном ветре, снегопаде, низких температурах и т. д., ухудшающих скольжение и работоспособность спортсменов. На данном этапе развития лыжного спорта большое внимание уделяется возрастной преемственности средств и методов скоростно-силовой подготовки и их доле в общем объёме тренировочных нагрузок.
2. Подобранные нами средства и методы развития скоростных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет учитывают их возрастные особенности и уровень физической подготовленности.
3. Для оценки эффективности педагогического эксперимента нами проводились измерения показателей физической подготовленности участников с применением тестов, характеризующих быстроту.
Повторные измерения испытуемых контрольной группы в беге на 30 м показали улучшения с 5,6 до 5,5 сек, что составило 1,7%. Повторные измерения испытуемых экспериментальной группы в беге на 30 м показали улучшения с 5,5 до 5,3 сек, что составило 3,6%.
Показатели челночного бега в контрольной группе в среднем не изменились. Показатели челночного бега в экспериментальной группе в среднем улучшились на 0,2 сек с 10,6 сек до 10,4сек, что составляет 9,4%.
В контрольной группе показатели бега на лыжероллерах на 150 м в среднем улучшились на 0,9 сек с 17,4 сек до 16,5 сек, что составляет 7,5%. В экспериментальной группе показатели бега на лыжероллерах на 150 м в среднем улучшились на 1,3 сек с 17,3 сек до 16 сек, что составляет 7,5%.
Анализ динамики показателей развития скоростных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 15-17 лет показал положительный результат подобранных средств и методов развития скоростных способностей в экспериментальной группе испытуемых. Таким образом, в результате педагогического эксперимента была доказана эффективность подобранных средств и методов развития скоростных способностей лыжников-гонщиков 15-17 лет.
1. Баталов А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт» / А.Г.Баталов, Т.Н.Раменская, П.В.Головкин и др. - М.: РиО. РГУФК, 2012.
2. Баталов А.Г. Электронное учебное пособие по организации и проведению соревнований по лыжным гонкам «Орбита-2003» / А.Г.Баталов, М.А.Новоселов, М.И.Шикунов, П.А.Баталов. - М.: 2003.
3. Багин Н.А. Лыжный спорт (гонки): Учебное пособие / Под ред. Н.А.Багина. - В.-Луки, 2009. - 25 с.
4. Богданов Ю.М. Тактическая подготовка лыжника. Учебное пособие для тренеров / Ю.М. Богданов. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 120 с.
5. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие / И.М.Бутин. - М.: Академия,2000.-368с.
6. Гурская Л.А. Организация, содержание и проведение уроков лыжной подготовки в общеобразовательной школе: Учебное пособие / Л.А.Гурская. – Смоленск: СГИФК, 2011. - 73 с.
7. Гурский А.В. Лыжные гонки. Учебное пособие / А.В. Гурский, В.В.Ермаков, Л.Ф. Кобзева, Л.И. Рыженкова. - Смоленск: СГИФК, 2010. - 79 с.
8. Гурский А.В. Оптимизация средств и методов подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков. Учебное пособие / А.В.Гурский, Л.Ф. Кобзева. - Смоленск: СГИФК. 1989. - 39 с.
9. Дворецкий В.А. Анализ подготовки российских биатлонистов к олимпийским играм в Турине / В.А. Дворецкий, Л.Ф. Кобзева, А.В. Пирог // Сборник статей / Под общ. ред. А.И. Павлова. - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - 382 с.
10. Дворецкий В.А. Психологическая подготовка лыжника-гонщика. Учебное пособие / В.А. Дворецкий. - Смоленск: СГИФК, 2000. - 120 с.
11. Дворецкий В.А. Смазка лыж для коньковых и классических способов передвижения / В.А.Дворецкий. - Смоленск: РиО СГИФК, 2002.
12. Дворецкий В.А. Выбор и подготовка современных гоночных лыж / В.А.Дворецкий. - Смоленск: РИОСГИФК, 2002.
13. Донской Д.Д. Техника лыжника-гонщика / Д.Д.Донской, Х.Х.Гросс - М.: Физкультура и спорт, 1971.
14. Дорохов Р.Н. Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена / Р.Н.Дорохов, В.П.Губа. - Смоленск, 1995 - 95 с.
15. Ермаков В.В. Специальная подготовка лыжника-гонщика. Учебное пособие / В.В.Ермаков, А.В.Гурский, И.Т.Яковлев, О.Ю.Солодухин. - Смоленск: СГИФК, 1985. - 41 с.
16. Ермаков В.В. Обоснование структуры двигательных действий и эффективности применения поворота переступанием на лыжах в движении / В.В. Ермаков, B.C. Шевцов, С.В. Уточкин // Сборник статей / Под общ. ред. А.И. Павлова. - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - 382 с.
17. Кобзева Л.Ф. Российские лыжники-гонщики в проведении XX Олимпийских игр в Турине / Л.Ф. Кобзева, А.В. Пирог // Сборник статей / Под общ ред. А.И. Павлова - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - 382 с.
18. Кобзева Л.Ф. Возрастные особенности адаптации детского организма на примере занятий лыжным спортом / Л.Ф. Кобзева, Р.Н. Дорохов // Сборник статей/ Под общ. ред. А.И. Павлова. - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - 382 с.
19. Кобзева Л.Ф. Лыжный спорт. Учебное пособие / Л.Ф.Кобзева. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 56 с.
20. Кобзева Л.Ф. Методика начального обучения технике лыжных ходов. Учебное пособие / Л.Ф. Кобзева, Л. А. Гурская. Смоленск: СГИФК, 1997 - 62 с.
21. Кобзева Л.Ф. Коньковые ходы и новое в коньковой технике: Учебное пособие / Л.Ф. Кобзева. - Смоленск: СГИФК, 2005. - 28 с.
22. Кобзева Л.Ф. Основы методики обучения в лыжном спорте. Учебное пособие / Л.Ф. Кобзева, Л.А. Гурская. - Смоленск: СГИФК. 2003. - 40 с.
23. Кобзева Л.Ф. Особенности работы по лыжному спорту в различных звеньях физкультурного движения. Методические рекомендации / Л.Ф.Кобзева, Л.И. Рыженкова. Смоленск: СГИФК, 1988. - 26 с.
24. Кобзева Л.Ф. Повороты на лыжах в движении / Л.Ф. Кобзева. - Смоленск: СГИФК, 2004.-14с.
25. Кальюсто Ю.-Х.А. Основы техники лыжных ходов. Учебное пособие /
Ю.-Х.А.Кальюсто. - Тарту. 1990.
26. Кузьменко Ю.Д. Отбор и прогнозирование в спорте / Ю.Д. Кузьменко, А.О.Лешин. // Труды СГИФК. - Смоленск, 2000. - С. 258-262
27. Коркоран М. Подготовка беговых лыж к соревнованиям: Пер. с франц. А.В. Зубковой. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002.
28. Лазарев В.Ф. Биатлон в программе современных Олимпийских игр / В.Ф.Лазарев, В.А.Дворецкий // Сборник статей / Под общ. ред. А.И. Павлова. - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - 382 с.
29. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. М.А. Аграновского. - М.: Физическая культура и спорт. 1980.
30. Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Под общ. ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
31. Лыжный спорт - Фристайл: Учебное пособие. - Смоленск, 2004. - 16 с.
32. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997.
33. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
34. Манжосов В.Н. Лыжный спорт: Учебное пособие для вузов / В.Н.Манжосов, И.Г.Огольцов, Г.А.Смирнов. - М.: Высшая школа, 1979.
35. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод, пособие. - М.: Изд-во Владос - Пресс, 2001. - 272 с.
36. Правила соревнований по лыжным гонкам 2001-2005 г.г. / Под. общ. ред.
А.Г. Баталова - М.: Спорт Академ Пресс, 2001.
37. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. Учебно-практическое пособие / Т.Н. Раменская. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 264 с., илл.
38. РаменскаяТ.И. Специальная подготовка лыжника. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001.
39. Раменская Т.И. Лыжный спорт. Учебник / Т.Н.Раменская, А.Г.Баталов. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 320 с.
40. Раменская Т.И. Юный лыжник (Учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков). - М.: Спорт Академ Пресс, 2004.
41. Раменская Т.И. Лыжный век России. - М.: Советский спорт, 1998.
42. Раменская Т.И. Физиологическая характеристика лыжных гонок. - М.: РИО. ГЦОЛИФК, 1996.
43. Раменская Т.И. Россия - Высшая лыжная держава XX столетия (Спортивные итоги минувшего века по лыжным гонкам). - М.: Спорт Академ Пресс, 2002.
44. Рыженков В.Н. Организационно-методические основы подготовки лыжников-гонщиков в спортивных школах. Учебное пособие / В.Н.Рыженков. - Смоленск: СГИФК, 1998. - 61 с.
45. Рыженков В.Н. Занятия на лыжах с лицами различного возраста и физической подготовленности. Учебное пособие / В.Н.Рыженков. - Смоленск: СГИФК, 1996 - 52 с.
46. Современная система спортивной подготовка / Под общ. ред. Ф.П.Суслова, В.Л. Сыча, В.Н. Шустина. - М.: СААМ, 2010.
47. Терёхин Е.Г. Методика тренировки лыжника-гонщика. Лекция / Е.Г.Терёхин. - Смоленск: СГИФК. 2012 - 31 с.
48. Техника лыжника-гонщика. / Донской Д.Д., Гросс Х.Х. - М.: ФиС, 2008.
49. Торгерсен Л. Уход за лыжами и лыжные мази / Л.Торгерсен. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
50. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ж.К.Холодов, B.C.Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
Тема: | «Воспитание скоростных качеств у лыжников» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 52 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воспитание физических качеств у детей 10-11 лет на уроках физической культуры по гимнастике
Дипломная работа:
Методика воспитания физических качеств у футболистов 7-9 лет в секции
Дипломная работа:
Методика воспитания скоростных качеств скалолазов
Дипломная работа:
Воспитание физических качеств у детей 5-6 лет