Реферат

«Диалог разных культур на уроках русского языка»

  • 12 страниц(ы)
  • 509 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Диалог разных культур на уроках русского языка

Диалог разных культур на уроках русского языка.

Одним из приоритетных направлений в рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и методики его преподавания является лингвокультурологическое направление, которое предполагает воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры. Ещё недавно главной задачей школы было вооружить ученика суммой знаний, обозначенной стандартами и программами. Такой подход приводил к тому, что ученик превращался в «ходячий справочник» и мало способствовал развитию личности. Сейчас «знаниецентрическая» школа заменяется культуроцентрической, главной задачей которой будет воспитание «человека в культуре», «человека культуры».

В Проекте «Федерального базового компонента образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе», разработанном ещё в 1993 году научным руководством академика Н. М. Шанского, сказано, что «русский язык является неотъемлемой частью национальной культуры русского народа, поэтому обучение русскому языку должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа и, значит, с последовательным включением в школьный курс национально - культурного компонента… Необходимо включить в курс этнокультуроведческий компонент, как средство духовного и эстетического воспитания, формирования языковой грамотности и выразительности, научения школьников речевому общению».

В связи с этим сформировался культурологический подход к изучению русского языка, который предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религий, нравственно-этических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся, обогащение их словарного запаса фоновой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

«Язык,- по словам китайского лингвиста Ли Сюэяня,- это своеобразное зеркало жизни народа, адекватное отображение его внутреннего мира, неповторимости его менталитета». Язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру. Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая Язык, человек не только познаёт мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путём (изучая самое естественное и привычное - язык!) приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознаёт своё место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т. е. социализируется.

РФ= государство многонациональное, в нём, естественно, существуют многонациональные школы. Проблема преподавания русского языка в многонациональной школе - одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение.

Русский язык занимает в многонациональной школе особое место. Цели его преподавания имеют определённую специфику:

1) формирование уважения к людям, готовности к межкультурной коммуникации, межличностному общению, толерантности, сотрудничеству, преодолению возможного языкового барьера;

2) знакомство с культурой русского народа и её местом в диалоге с культурами других народов;

3) осознание учащимися многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ими ценностей другой культуры, уважение к ней.

В многонациональной школе в последнее время наметились два направления реализации культуроведческого аспекта в обучении русскому языку в контексте русской культуры, познание, постижение русской культуры, отражённой в языке. Второе направление - познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка в сопоставлении с другими культурами и языками.

Литературные языки складывались у разных народов в разное время. Так, основные черты современного итальянского языка сформировались уже в 13-14 веках, современный английский литературный язык сложился в 16 веке - эпохе Шекспира, становление современного французского языка отмечается 17 веком.

Начало современного русского литературного языка (творчество Пушкина)- 20-30 годы 19 века»

Раскрывая своеобразие путей развития языков, учитель поможет школьникам осознать богатство русского языка, особенности его становления и развития в контексте развития других народов. И тогда по-иному будут звучать высказывания писателей о русском языке.

Очень большие возможности в раскрытии языковой картины мира несёт в себе раздел «Лексика»: именно слово является хранителем и носителем национально-культурной семантики. Одним из приёмов работы, позволяющим реализовать цели формирования культуроведческой компетенции, являются «этимологические этюды» о словах Русь, Россия, город, деревня и др., о местных топонимах Новинка, Зеленга, Камардан и др. Обращение на уроке к этимологическому анализу неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует формированию культуроведческой компетенции. Другой действенный приём- межъязыковые сопоставления. Актуальны (в нашей школе, где обучаются русские и казахи) на уроках русско-казахские сопоставления: фонетические, лексические, грамматические. Сопоставляя, например ,имена прилагательные, обозначающие цвет, учащиеся убеждаются, что даже такое объективное ощущение, как цвет, в разных языках передаётся по-разному. В то время, как русский язык «делит» составляющую часть спектра на два цвета- голубой и синий, в казахском есть только слово, называющее синий цвет (кок). Раскрывая экспрессивность русского слова, проявляющуюся в широком употреблении суффиксов субъективной оценки, можно предложить задания типа:

Известно, что во французском, английском, немецком языках сравнительно мало уменьшительно-ласкательных суффиксов. Согласны ли вы с этим? Попробуйте образовать все возможные слова от слов заяц, дом. Запишите их. Переведите эти слова на родной язык, на изучаемый вами иностранный язык.

В широком употреблении в русской речи уменьшительно-ласкательных, уничижительных форм, по мнению некоторых психологов, отражается одно из свойств русского человека. О какой черте русского народа говорят они? Согласны вы с ними?

К сожалению, методика уроков, первой и главной целью которых становится формирование культуроведческой компетенции, пока не разработана, она только ещё складывается, и это влечёт за собой многие трудности, это требует пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка. Тем не менее, реальностью современной жизни становится школа нового типа- полиэтническая, многонациональная. Проблема преподавания русского языка в многонациональной школе- это сложная проблема реализации образовательного стандарта по русскому (родному) языку в условиях многонационального коллектива.

Объединяя в преподавании язык и культуру, мы формируем заявленную современными образовательными стандартами культуроведческую компетенцию школьников, развиваем языковую личность обучаемого, осуществляем интеграцию в преподавании школьных дисциплин и реализуем на практике культурологический подход к преподаванию родного (русского) языка.

Покупка готовой работы
Тема: «Диалог разных культур на уроках русского языка»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Реферат
Страниц: 12
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика