Курсовая работа
«Технология работы социального педагога с семьей»
- 36 страниц
Введение…. 3
Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей
1.1. Современная помощь семье… 5
1.2. Формы и методы работы социального педагога с семьей… 7
Глава 2. Работа социального педагога
2.1. Методика работы социального педагога с родителями…. 12
2.2. Работа социального педагога с детьми…. 17
Заключение… 31
Литература…. 34
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска".
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
Для оказания помощи семьям организованы различные центры, социальные службы, приюты и др.
В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.
Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как соци-альную среду, которая коренным образом определяет ситуацию разви-тия ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нару-шений. Поэтому социальному педагогу необ-ходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результатив-ной работы.
Объект: Процесс организации взаимодействия семьи ребенка (социально-педагогический аспект)
Предмет: Деятельность социального педагога в работе с родителями.
Цель исследования: Выявление технологии работы социального педагога с семьей.
Задачи исследования:
Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
Определить способы и средства работы социального педагога, воздействующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.
Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального педагога с семьей благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывает возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка.
Методы, использованные в работе:анкетирование и тестирование,наблюдение.
Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявле-нии основных условий и принципов организации социально-педагогической работы и содержания и методов работы в них.
Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций по организации социально-педагогической работы с семьей-
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Итак, работа социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.
Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой - учи-тывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента с позиции клиентоцентризма.
Изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально - педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога мы выделили следующие этапы работы социального педагога, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы
Социальный педагог сталкивается с разными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.
В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:
- больные дети, дети-инвалиды;
- пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
- половая распущенность и проституция;
- алкоголики и наркоманы;
- дети-бродяги;
- развод родителей
Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. М., 2009.
2. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. - М.: «Академия», 2009. - 440с.;
3. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2008.
4. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2009. С. 38-43.
5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2009.
6. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск, 2010.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие- М.: «Академия», 2009. - 200с.;
8. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2010.
9. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2009.
10. Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2010. №3. С. 44-47.
11. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. М., 2009.
12. Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2009.
13. БарнзД.Г. Социальная работа с семьями в Англии: Пер. с англ. - М., 2009.
14. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал, Л. Я. Олиференко и др. - М., 2009.
15. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. -- М., 2009.
16. Титарснко В. Я. Семья и формирование личности. - М., 2007.
17. ЭйдсмиллерЭ.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2009.
Тема: | «Технология работы социального педагога с семьей» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 360 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности работы социального педагога с молодежью по месту жительства
Дипломная работа:
Учет особенностей подросткового возраста в профилактической деятельности социального педагога
Курсовая работа:
Методика работы социального педагога с детьми, пережившими стрессовую ситуацию
Реферат:
Роль социального педагога в координации семейного воспитания
Дипломная работа:
Методика организации и проведения профилактической беседы социального педагога с учащимися