Дипломная работа

«Организационная культура в СССР»

  • 91 страниц(ы)
  • 984 просмотров
фото автора

Автор: grebnevo

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава I. Теоретические аспекты организационной культуры…9

1.1.Понятие организационной культуры, основные элементы….9

1.2. Функции организационной культуры в социально-экономической системе…19

1.3.Типы организационной культуры….24

Глава II. Анализ организационной культуры в СССР….35

2.1. Общая характеристика социально-экономической системы….35

2.2. Мировоззренческо-аксиологические характеристики советской организационной культуры….42

2.3. Опыт формирования организационной культуры в СССР…51

Глава III. Формирование российской организационной культуры в современных организациях….60

3.1.Сравнительная оценка советской и российской организационной культуры….60

3.2. Использование советских подходов к формированию организационной культуры в современных организациях….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….75

БИБЛИОГРАФИЯ….….78

ПРИЛОЖЕНИЯ….84

Актуальность. Организационная культура в России проходит период ее формирования и становления. Пока нельзя говорить об устойчивой организационной культуре определенного типа, характерной большинству организаций России. Исходным базовым вариантом для формирования новой организационной культуры России были советская организационная культура и организационная культура американского типа.

Организационная культура находится в прямой взаимосвязи с национальной культурой, ее традициями и ценностями. При переходе от советской культуры к новой постсоветской многие ценности советской культуры были разрушены, но их архетипы сохранились в общественном сознании. Советской культуре были свойственны ценности коллективизма, при формировании новой культуры средствами массовой информации, руководством новых организаций внедрялись ценности индивидуализма, сочетающегося с отсутствием у сотрудников устойчивой лояльности к своей организации, с готовностью сменить организацию с целью реализации своих индивидуалистических потребностей.

Таким образом, в новой демократической России внедрялись ценности американского типа организационной культуры. Однако противоречия между культурными архетипами советской организационной культуры и новой организационной культуры американского типа приводят к формированию организационной культуры z-типа. Организационная культура z-типа является промежуточным типом между организационными культурами американского и японского типа. Первая основывается на ценностях индивидуализма, вторая-коллективизма. Но, говорить об организационной культуре z-типа, как характерной для российских организаций сейчас не совсем уместно. В современной организационной культуре России явно присутствует немалая доля организационной культуры коррупционного типа. Отдельные авторы даже пытаются доказать, что российская организационная культура-это коррупционная организационная культура. На наш взгляд, коррупционная организационная культура может сформироваться в основном, на основе организационной культуры с коллективистскими ценностями. Для советской организационной культуры была характерна коррупционная составляющая, но в гораздо меньших размерах, чем для современной российской.

Таким, образом, в некоторых аспектах российская организационная культура преемственна с советской. Активное развитие коррупционной составляющей, на наш взгляд, связано с развитием института частной собственности. Но, в условиях постиндустриального общества все более эффективной показывается себя организационная культура z-типа без коррупционной составляющей, но с институтами контроля и управления «снизу», институтами гражданского общества.

Именно такая организационная культура позволяет развивать ценности инновационной организационной культуры, тип же характерный для современной России, наоборот тормозит инновационную составляющую организационной культуры, которая в современной организационной культуре постиндустриального (информационного) общества должна доминировать. Американский же тип организационной культуры с ценностями индивидуализма обречен на «умирание» вместе с индустриальными экономическими отношениями. На наш взгляд, при формировании организационной культуры в современных российских организациях важно использовать опыт советских социологов в области разработки организационной культуры и практический опыт ее реализации в советских организациях.

Многие форматы советской организационной культуры могут быть воостребованны при формировании организационной культуры в современной российской организации. При этом могут быть востребованны наработки советских ученных в области управления организацией, на основе которых формировалась советская организационная культура.

Поэтому исследование влияния советской организационной культуры на формирование современной российской, с учетом преемственных негативных и позитивных характеристик в современной российской организационной культуре представляется черт представляется актуальной для современной теории и практики организации.

Степень научной разработанности проблемы. При подготовке выпускной квалификационной работы были проанализированы работы российских и зарубежных авторов, посвященные организационной культуре, организационной культуре современной России и СССР.

Различные аспекты организационной культуры, ее типы раскрываются в работах О.Г. Тихомировой, Э. Шейна, В.Г. Смирновой и других. Непосредственно работ, посвященных организационной культуре СССР практически нет, что обусловлено тем, что ее характеристики раскрываются в работах, посвященных современной организационной культуре России в рамках сравнительного анализа. Это диссертация С.В. Аненко, статьи Е.ГОД Каменского, Т.М. Кожевниковой, Е.А. Гулянской, В.В. Таурменского и других.

В целом надо отметить, что организационная культура СССР является не достаточно исследованной по отдельным аспектам и требует своего дополнительного раскрытия, чем и обуславливается проблема выпускной квалификационной работы.

Объект исследования-форматы культуры в отечественных организациях в советское и современное время.

Предмет исследования-возможность использования особенностей организационной культуры советских предприятий в современной российской практике управления.

Цель работы заключается в анализе основных характеристик советской организационной культуры и их соотношений с современной организационной культуры России.

Для достижения цели поставлены задачи:

 изучить понятия организационной культуры и ее элементов;

 рассмотреть основные функциональные элементы организационной культуры;

 проанализировать имеющиеся типологии организационных культур;

 провести анализ социально-экономической системы, характерных для советской культуры;

 рассмотреть основные мировоззренческо-аксиологические характеристики советской организационной культуры;

 изучить опыт формирования организационной культуры в СССР на основе разработок советских ученных;

 рассмотреть возможность использования советских подходов к формированию организационной культуры в современных организациях.

Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили работы российских и зарубежных специалистов в области социологии, социальной философии, социологии управления.

Методы исследования: исторический, дескриптивный, аналитический, структурно-функциональный, исторический.

Эмпирическая база выпускной квалификационной работы – это данные Федеральной службы государственной статистики, данные зарубежных статистических изданий.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Во введении определяется актуальность, проблема, методология исследования, определяются его цель и задачи.

В первой главе рассматриваются общие характеристики организационной культуры, ее функции, типология.

Вторая глава посвящена анализу советской организационной культуры, ее мировоззренческо-аксиологических характеристик, разработкам советских ученных в области теории и практике ее формирования в советских организациях.

В третьей проводится сравнительный анализ советской и современной российской организационной культуры в аспекте исторической преемственности, а также рассматривается возможность использования советских подходов к формированию организационной культуры в современных организациях.

В заключении по задачам, поставленным во введении, подводятся основные итоги проведенного исследования.

Выпускная квалификационная работа включает 89 страниц машинописного текста, 2 рисунка, 11 таблиц, 68 источников библиографии, два приложения.

В 1989 год рабочих и служащих было 88,1%, (из них 61,8% рабочих). Однако с 1987 год в статистике отмечаются индивидуальные предприниматели, которых было 0,2%. Наряду с тенденцией интеграции стратов за счет социальной мобильности, наметилась и тенденция дифференциации.

Так в 1985 году высококвалифицированных рабочих было 25%, среднеквалифицированных 35%, низкоквалифицированных 40%. Стоит отметить, что статистическое разделение на уровни квалификации осуществлялось по уровню разряда в тарифной сетке, а реальная квалификация из-за формализма присвоения очередных разрядов не соответствовала формальной. Рабочие, работающие сдельно, часто имели более низкие формальные разряды, но их доход был существенно выше, чем у рабочих на повременной оплате труда с более высокими разрядами. Достаточно разнообразным был страт служащих. Это: ученные, медицинские работники, секретари-машинистки и другие.

Таким образом, в социуме были социальные группы, которые не имели всех признаков отдельного класса, при этом были пограничные, промежуточные страты, которые характеризовались признаками разных классов. В последние десятилетия советское общество, характеризовавшееся относительной социальной гомогенностью, стало дифференцироваться даже в рамках стандартных классов и социальных групп. Возросла престижность работы в сфере обслуживания и услуг, что является характерным для переходного к постиндустриальному обществу.

Формирование современной организационной культуры требует отказа от организационной культуры американского типа, основанной на ценностях индивидуализма, в связи, с чем необходимо использовать опыт формирования советской организационной культуры, которая основывалась на ценностях коллективизма, «народной демократии». Проведенное исследование подтверждает, что многие форматы советской организационной культуры больше соответствуют требованиям к организационной культуре постиндустриального общества.

В процессе исследования получены следующие результаты:

1. Изучение основных подходов к определению организационной культуры позволил уточнить имеющиеся дефиниции следующим образом: «под организационной культурой можно понимать идеологию управления и организации социально-экономической системы, основанную на наборе базовых ценностей организации и направленную на наиболее эффективную деятельность».

2. Анализ имеющихся типологий организационной культуры позволил выделить типологию для проведения сравнительного анализа советской и российской организационных культур, основывающуюся на основе следующих типов: индивидуализм/коллективизм, инновационный/бюрократический, коррупционный/демократический (контроль снизу).

3. Результаты анализа характеристик советской организационной культуры, показали, что в советской организационной культуре доминировали коллективистский, бюрократический, демократический, в последние годы стали проявляться элементы коррупционного типа. Советская организационная культура в большей степени была ориентированна на достижение общих целей, всестронее развитие человеческих ресурсов, привлечение рядовых сотрудников к управлению организацией; при этом негативный момент заключался в отсутствии необходимого уровня гибкости, доминировании чрезмерного бюрократизма и централизма.

4. Разработки советских теоретиков в области социологии управления не были непосредственно связанны с изучением организационной культуры, но они позволили развивать следующие элементы советской организационной культуры: парсипативная модель управления, конкурентный дух в рамках социалистического соревнования, социально-психологическое стимулирование труда, коллективное принятие управленческих решений, планирование и хозрасчет в деятельности организаций, рационализаторское движение.

5. Сравнительный анализ советской организационной культуры, российской и нормативной постиндустриальной организационной культуры показал, что при формировании современной эффективной организационной культуры, соответствующей постиндустриальному обществу, необходимо использовать методики формирования советской оранизационной культуры, позволяющие сформировать ценностные составляющие организационной культуры z-типа, но с учетом особенностей современного этапа развития. Из изученного опыта формирования организационной культуры в советских организациях наиболее значима, на наш взгляд, трансляция опыта рационализаторства. В современной организации правильнее говорить не о рационализаторском, сколько об инноваторском движении. Необходимо сформировать инновационную культуру, как базисную составляющую современной организационной культуры. Необходимо использовать разработанную и применяемую в СССР модель «парсипативного» менеджмента, методы управления профессиональным и личностным развитием человеческих ресурсов, социально-психологического стимулирования сотрудников, программно-целевое планирование.

6. Дальнейшее формирование российской организационной культуры должно идти в направлении развития и закрепления типов инновационной, экстравертной, коллективистско-демократической культуры. При этом необходимо сохранить такие ценности советской организационной культуры как коллективизм, демократический контроль снизу (развитие профсоюзов, других органов самоуправления трудового коллектива, институтов гражданского общества), развивать ориентированность на инновации и научно-техническое развитие, на сферу управления, широкий интерес к человеческому капиталу организации. Параллельно необходимо избавляться от таких негативных аспектов как бюрократизм, чрезмерное доминирование государственных и муниципальных структур с частичной заменой их институтами гражданского общества, коррупционной составляющей.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Federal State Statistics Service of the Russian Federation, section - indicators of innovation [Federalnaia sluzhba gosudarstvennoi statistiki Rossiiskoi Federatcii, razdel - indikatory innovatcionnoi deiatelnosti]. w*w.gks.r*/wps/wcm/connect.

2. Goltzov N. F. Vlast` i korruptziya: psihologichesky aspekt [Power and Corruption: the Psychological Aspect] – Akademichesky vestnik. Sbornik nauchnykh trudov. Tumen’: Tumensky gosudarstvenny institut mirovoy ekonomiki, upravlenija i prava, 2008, No. 1, pp. 98–103.

3. Keane J. Democracy in the 21st Century: Global Questions. In Terrell Carver, Jens Bartelson (Eds.), Globality, Democracy and Civil Society, (pp. 1-18). United Kingdom: Routledge imprint of Taylor & Francis. 2010. P. 8-9.

4. Singelis, M., Triandis, H.C., Bhawuk, D. P.S. и Gelfand, M. J. Horizontal and Vertical Dimensions of Individualism and Collectivism: A Theoretical and Measurement Refinement // Cross-Cultural Research 29 (August 1995).

5. Small and medium enterprises in Russia: a statistical compendium [M aloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii: statisticheskii sbornik] / Federalnaia sluzhba gosudarstvennoi statistiki (Rosstat). Ofitc. izd . M oskva : Rosstat, 2009, 2010, 2010, 2011 . 172 p.

6. Yeh, C.J., Kwong Arora, A., and Wu, K.A. A new theoretical model of collectivistic coping / ed. by Wong, P.T.P., Wong, L. C.J. / Handbook of Multicultural Perspectives on Stress and Coping. Springer Science. 2006. P. 55–72.

7. Александров Ю. Социал-демократия и социализм – М.: 1999

8. Амелин В.Н., Андреева ГОДМ.Социология в России – М.: Институт социологии. 1998

9. Аненко С.В. Формирование новой организационной культуры в современной России: дисс. на сосиск. Уч. степени. канд. социологод наук – М.: 2005

10. Артемов О.Ю., Овчинников С.А., Овчинникова Н.В. Партисипативная модель менеджмента как эффективная форма привлечения работников к современному опыту современными организациями// Вестник Российского государственного гуманитарного университета . 2014 Вып. 3 - С. 36-47

11. Безруков Д.Н. Общая оценка и состояние развития организационной культуры в современной России// Вестник Поволжского института управления. 2011.- № 4. - С. 162-166.

12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма – М.: Прогресс. 1990.

13. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда.– М.: Экономика, 1972.

14. Глебова И. И. «Дворцовое государство» в современной России // Политическая концептология. 2011. № 2. URL: h**t://politconcept.sfedu.r*/2011.2/05.pdf

15. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер. 2009

16. Гулянская Е.А. Индивидуализм и коллективизм в системе ценностей организационной культуры современной России// Наука. Инновации. Технологии. 2008. № 3. С. 191-197.

17. Ерманский О.А. Теория и практика рационализации – М.: Искуство. 1993

18. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1995. № 6. - С 7-14

19. Зверева Т.В. Основания, признаки, принципы корпоративной культуры// Инженерный вестник Дона. 2009 Выпуск № 4 . Т. 10 – С. 10-21

20. Здравомыслов А.Г. Ядов B.A. Человек и его работа в СССР и после. - М, 2003.

21. Зеньковский В.В. История русской философии – Ростов н/Д.: Феникс. 2004 Т. 1.

22. Из Программы КПСС (новая редакция), принятой (единогласно) 1 марта 1986 года ХХУ11 съездом КПСС ttp://w*w.agitclub.r*/gorby/ussr/ussrprogrkpss.htm

23. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие по спец. «Государственное и муниципальное управление»/ под ред.: М.В. Ловчева, В.Э. Бойков, УМО вузов России по .-М.: Инфра-М, 2009.

24. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах – М.: Русаки. 2015

25. Каменский Е.Г. Коррупционная культура: теоретико-концептуальный аспект// Вестник Института социологии. 2014. № 4 (11). С. 73-92.

26. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Современный философский словарь – М.: Академический проект. 2015

27. Кожевникова Т.М. К вопросу о природе русского коллективизма//Социально-экономические явления и процессы.2012. 3 2 – С. 75-77

28. Кононыхина О.В. Формирование ценностей корпоративной культуры как условие становления будущего профессионала // В мире научных открытий. 2010. №6-2. С.154-157.

29. Коробко В.И. Теория управления – М.: Юнити-Дана. 2010.

30. Кочеткова А.И. Организационная культура и культура организации в современной России//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 206-210.

31. Кравченко А. И. Культурология – М.: Проспект. 2015

32. Кравченко А.И. История менеджмента – М.: Академический проект. 2005

33. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаметальный курс – М.: Академический проект. 2005

34. Крюкова Т.Л. Психология совпадающего поведения// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.2013, Том 19 – С. 130-134

35. Культура. Политика. Молодежь. Выпуск 5. - М.; 2003. - С. 84

36. Лавриненко В.Н. Социология. Учебник. 4-ое издание – М.: Проспект. 2015

37. Лассвел С.Д. Стратегия советской пропаганды//Политическая лингвистика. 2009.№1 (27) – С. 179-184

38. Латфуллин Н.П., Райченко А.В. Теория организации – СПб.: Питер. – С. 76

39. Ленин. В.И. Лучше меньше, да лучше//Правда.1923 №49.

40. Лепихин В.В., Фукалова Ю.С. Развитие инновационной предпринимательской активности в России// Современные технологии управления. 2013. № 1 (25). С. 30-35.

41. Либский Б.И. Философия: учебник для бакалавров-М.: Юрайт. 2016

42. Малясова М.М. Влияние национальной культуры на организационную культуру региона// Регионология. 2013. № 1 (82). С. 83-87

43. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. Издательство: М.: Гардарики, 2005

44. Миронов М.ГОД Управление качеством. М.,: Проспект, 2010.

45. Муравьева С.В. Институты гражданского общества как субъект антикоррупционной политики: дисс. кандидата политических наук – М.: 2013

46. Народное хозяйство СССР. 1922-1982 ггод стат. Сборник – М.: ИНФРА-М. 2012

47. Немов Р. С. Социальная психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. — М.: Юрайт, 2014. – С. 207

48. Нестик Т. А. Коррупция и культура // Теневая экономика в советском и постсоветском обществах. 2002. № 4.URL:h**t://corruption.rsuh.r*/magazine/

49. Организационная культура: учебник/под ред. В.Г. Смирновой – М.: Юрайт. 2014

50. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. – М.: Академия. 1999

51. Патутина Н.А., Ревина М.А. Влияние организационной культуры на взаимодействие в компании // Вестник университета (ГУУ). 2011. №9. С.174-182.

52. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003

53. Ревина М.А. Формирование корпоративных ценностей как инструмент воздействия на организационную культуру//

Вестник МГТУ Станкин. 2012. Т. 2. № 2 (21). С. 53-55.

54. Руткевич М.Н. Социальная структура – М.: Академия. 2011

55. Савицкий И.М. Движение рационализаторов и изобретателей на предприятиях тяжёлой промышленности Сибири в 1946–1960 ггод // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. - С. 108–124

56. Сайт Федеральной службы государственной статистики. h**t://w*w.gks.r*/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

57. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2010.

58. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений – СПбИзд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000

59. Социология управления: учебник/под ред. А.Ф. Борисова – М.: Академия. 2014

60. Спиркин А.ГОД Философия: Учебник. - 2-е издание. – М.: Проспект. 2015

61. Статистический сборник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2014. Росстат. - M., 2014.

62. Степанов А.Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей. – СПб.: Питер, 2008.

63. Теория систем и системный анализ: Учебник для студентов экономических вузов, обуч. по спец. Прикладная информатика (в экономике).-М.: Дашков и К, 2010.

64. Теория организации: учебник для академического бакалавриата / О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая. — М. : Издательство Юрайт, 2014.

65. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие, оценка – СПб.: Питер. 2011

66. Туарменский В.В., Поднебесная Э.И. Исследования организационной культуры в России//В сборн: Новые технологии в науке, образовании, производстве Международный сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2014. С. 163-170.

67. Шейн Э. Организационная культура и лидерство – Ростов н/Д: Феникс. 2012

68. Шеметов П.В., Петухова С.В. Менеджмент: управление организационными системами – М.: Омега-Л. 2012.

Примечания к работе

оригинальность 85%, защищена работа на отлично, есть презентация, речь защиты

Покупка готовой работы
Тема: «Организационная культура в СССР»
Раздел: Социология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 91
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика