Дипломная работа

«Организационная культура в СССР»

  • 91 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава I. Теоретические аспекты организационной культуры…9

1.1.Понятие организационной культуры, основные элементы….9

1.2. Функции организационной культуры в социально-экономической системе…19

1.3.Типы организационной культуры….24

Глава II. Анализ организационной культуры в СССР….35

2.1. Общая характеристика социально-экономической системы….35

2.2. Мировоззренческо-аксиологические характеристики советской организационной культуры….42

2.3. Опыт формирования организационной культуры в СССР…51

Глава III. Формирование российской организационной культуры в современных организациях….60

3.1.Сравнительная оценка советской и российской организационной культуры….60

3.2. Использование советских подходов к формированию организационной культуры в современных организациях….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….75

БИБЛИОГРАФИЯ….….78

ПРИЛОЖЕНИЯ….84

Введение

Актуальность. Организационная культура в России проходит период ее формирования и становления. Пока нельзя говорить об устойчивой организационной культуре определенного типа, характерной большинству организаций России. Исходным базовым вариантом для формирования новой организационной культуры России были советская организационная культура и организационная культура американского типа.

Организационная культура находится в прямой взаимосвязи с национальной культурой, ее традициями и ценностями. При переходе от советской культуры к новой постсоветской многие ценности советской культуры были разрушены, но их архетипы сохранились в общественном сознании. Советской культуре были свойственны ценности коллективизма, при формировании новой культуры средствами массовой информации, руководством новых организаций внедрялись ценности индивидуализма, сочетающегося с отсутствием у сотрудников устойчивой лояльности к своей организации, с готовностью сменить организацию с целью реализации своих индивидуалистических потребностей.

Таким образом, в новой демократической России внедрялись ценности американского типа организационной культуры. Однако противоречия между культурными архетипами советской организационной культуры и новой организационной культуры американского типа приводят к формированию организационной культуры z-типа. Организационная культура z-типа является промежуточным типом между организационными культурами американского и японского типа. Первая основывается на ценностях индивидуализма, вторая-коллективизма. Но, говорить об организационной культуре z-типа, как характерной для российских организаций сейчас не совсем уместно. В современной организационной культуре России явно присутствует немалая доля организационной культуры коррупционного типа. Отдельные авторы даже пытаются доказать, что российская организационная культура-это коррупционная организационная культура. На наш взгляд, коррупционная организационная культура может сформироваться в основном, на основе организационной культуры с коллективистскими ценностями. Для советской организационной культуры была характерна коррупционная составляющая, но в гораздо меньших размерах, чем для современной российской.

Таким, образом, в некоторых аспектах российская организационная культура преемственна с советской. Активное развитие коррупционной составляющей, на наш взгляд, связано с развитием института частной собственности. Но, в условиях постиндустриального общества все более эффективной показывается себя организационная культура z-типа без коррупционной составляющей, но с институтами контроля и управления «снизу», институтами гражданского общества.

Именно такая организационная культура позволяет развивать ценности инновационной организационной культуры, тип же характерный для современной России, наоборот тормозит инновационную составляющую организационной культуры, которая в современной организационной культуре постиндустриального (информационного) общества должна доминировать. Американский же тип организационной культуры с ценностями индивидуализма обречен на «умирание» вместе с индустриальными экономическими отношениями. На наш взгляд, при формировании организационной культуры в современных российских организациях важно использовать опыт советских социологов в области разработки организационной культуры и практический опыт ее реализации в советских организациях.

Многие форматы советской организационной культуры могут быть воостребованны при формировании организационной культуры в современной российской организации. При этом могут быть востребованны наработки советских ученных в области управления организацией, на основе которых формировалась советская организационная культура.

Поэтому исследование влияния советской организационной культуры на формирование современной российской, с учетом преемственных негативных и позитивных характеристик в современной российской организационной культуре представляется черт представляется актуальной для современной теории и практики организации.

Степень научной разработанности проблемы. При подготовке выпускной квалификационной работы были проанализированы работы российских и зарубежных авторов, посвященные организационной культуре, организационной культуре современной России и СССР.

Различные аспекты организационной культуры, ее типы раскрываются в работах О.Г. Тихомировой, Э. Шейна, В.Г. Смирновой и других. Непосредственно работ, посвященных организационной культуре СССР практически нет, что обусловлено тем, что ее характеристики раскрываются в работах, посвященных современной организационной культуре России в рамках сравнительного анализа. Это диссертация С.В. Аненко, статьи Е.ГОД Каменского, Т.М. Кожевниковой, Е.А. Гулянской, В.В. Таурменского и других.

В целом надо отметить, что организационная культура СССР является не достаточно исследованной по отдельным аспектам и требует своего дополнительного раскрытия, чем и обуславливается проблема выпускной квалификационной работы.

Объект исследования-форматы культуры в отечественных организациях в советское и современное время.

Предмет исследования-возможность использования особенностей организационной культуры советских предприятий в современной российской практике управления.

Цель работы заключается в анализе основных характеристик советской организационной культуры и их соотношений с современной организационной культуры России.

Для достижения цели поставлены задачи:

 изучить понятия организационной культуры и ее элементов;

 рассмотреть основные функциональные элементы организационной культуры;

 проанализировать имеющиеся типологии организационных культур;

 провести анализ социально-экономической системы, характерных для советской культуры;

 рассмотреть основные мировоззренческо-аксиологические характеристики советской организационной культуры;

 изучить опыт формирования организационной культуры в СССР на основе разработок советских ученных;

 рассмотреть возможность использования советских подходов к формированию организационной культуры в современных организациях.

Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили работы российских и зарубежных специалистов в области социологии, социальной философии, социологии управления.

Методы исследования: исторический, дескриптивный, аналитический, структурно-функциональный, исторический.

Эмпирическая база выпускной квалификационной работы – это данные Федеральной службы государственной статистики, данные зарубежных статистических изданий.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Во введении определяется актуальность, проблема, методология исследования, определяются его цель и задачи.

В первой главе рассматриваются общие характеристики организационной культуры, ее функции, типология.

Вторая глава посвящена анализу советской организационной культуры, ее мировоззренческо-аксиологических характеристик, разработкам советских ученных в области теории и практике ее формирования в советских организациях.

В третьей проводится сравнительный анализ советской и современной российской организационной культуры в аспекте исторической преемственности, а также рассматривается возможность использования советских подходов к формированию организационной культуры в современных организациях.

В заключении по задачам, поставленным во введении, подводятся основные итоги проведенного исследования.

Выпускная квалификационная работа включает 89 страниц машинописного текста, 2 рисунка, 11 таблиц, 68 источников библиографии, два приложения.

Фрагмент работы

В 1989 год рабочих и служащих было 88,1%, (из них 61,8% рабочих). Однако с 1987 год в статистике отмечаются индивидуальные предприниматели, которых было 0,2%. Наряду с тенденцией интеграции стратов за счет социальной мобильности, наметилась и тенденция дифференциации.

Так в 1985 году высококвалифицированных рабочих было 25%, среднеквалифицированных 35%, низкоквалифицированных 40%. Стоит отметить, что статистическое разделение на уровни квалификации осуществлялось по уровню разряда в тарифной сетке, а реальная квалификация из-за формализма присвоения очередных разрядов не соответствовала формальной. Рабочие, работающие сдельно, часто имели более низкие формальные разряды, но их доход был существенно выше, чем у рабочих на повременной оплате труда с более высокими разрядами. Достаточно разнообразным был страт служащих. Это: ученные, медицинские работники, секретари-машинистки и другие.

Таким образом, в социуме были социальные группы, которые не имели всех признаков отдельного класса, при этом были пограничные, промежуточные страты, которые характеризовались признаками разных классов. В последние десятилетия советское общество, характеризовавшееся относительной социальной гомогенностью, стало дифференцироваться даже в рамках стандартных классов и социальных групп. Возросла престижность работы в сфере обслуживания и услуг, что является характерным для переходного к постиндустриальному обществу.

Заключение

Формирование современной организационной культуры требует отказа от организационной культуры американского типа, основанной на ценностях индивидуализма, в связи, с чем необходимо использовать опыт формирования советской организационной культуры, которая основывалась на ценностях коллективизма, «народной демократии». Проведенное исследование подтверждает, что многие форматы советской организационной культуры больше соответствуют требованиям к организационной культуре постиндустриального общества.

В процессе исследования получены следующие результаты:

1. Изучение основных подходов к определению организационной культуры позволил уточнить имеющиеся дефиниции следующим образом: «под организационной культурой можно понимать идеологию управления и организации социально-экономической системы, основанную на наборе базовых ценностей организации и направленную на наиболее эффективную деятельность».

2. Анализ имеющихся типологий организационной культуры позволил выделить типологию для проведения сравнительного анализа советской и российской организационных культур, основывающуюся на основе следующих типов: индивидуализм/коллективизм, инновационный/бюрократический, коррупционный/демократический (контроль снизу).

3. Результаты анализа характеристик советской организационной культуры, показали, что в советской организационной культуре доминировали коллективистский, бюрократический, демократический, в последние годы стали проявляться элементы коррупционного типа. Советская организационная культура в большей степени была ориентированна на достижение общих целей, всестронее развитие человеческих ресурсов, привлечение рядовых сотрудников к управлению организацией; при этом негативный момент заключался в отсутствии необходимого уровня гибкости, доминировании чрезмерного бюрократизма и централизма.

4. Разработки советских теоретиков в области социологии управления не были непосредственно связанны с изучением организационной культуры, но они позволили развивать следующие элементы советской организационной культуры: парсипативная модель управления, конкурентный дух в рамках социалистического соревнования, социально-психологическое стимулирование труда, коллективное принятие управленческих решений, планирование и хозрасчет в деятельности организаций, рационализаторское движение.

5. Сравнительный анализ советской организационной культуры, российской и нормативной постиндустриальной организационной культуры показал, что при формировании современной эффективной организационной культуры, соответствующей постиндустриальному обществу, необходимо использовать методики формирования советской оранизационной культуры, позволяющие сформировать ценностные составляющие организационной культуры z-типа, но с учетом особенностей современного этапа развития. Из изученного опыта формирования организационной культуры в советских организациях наиболее значима, на наш взгляд, трансляция опыта рационализаторства. В современной организации правильнее говорить не о рационализаторском, сколько об инноваторском движении. Необходимо сформировать инновационную культуру, как базисную составляющую современной организационной культуры. Необходимо использовать разработанную и применяемую в СССР модель «парсипативного» менеджмента, методы управления профессиональным и личностным развитием человеческих ресурсов, социально-психологического стимулирования сотрудников, программно-целевое планирование.

6. Дальнейшее формирование российской организационной культуры должно идти в направлении развития и закрепления типов инновационной, экстравертной, коллективистско-демократической культуры. При этом необходимо сохранить такие ценности советской организационной культуры как коллективизм, демократический контроль снизу (развитие профсоюзов, других органов самоуправления трудового коллектива, институтов гражданского общества), развивать ориентированность на инновации и научно-техническое развитие, на сферу управления, широкий интерес к человеческому капиталу организации. Параллельно необходимо избавляться от таких негативных аспектов как бюрократизм, чрезмерное доминирование государственных и муниципальных структур с частичной заменой их институтами гражданского общества, коррупционной составляющей.

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Federal State Statistics Service of the Russian Federation, section - indicators of innovation [Federalnaia sluzhba gosudarstvennoi statistiki Rossiiskoi Federatcii, razdel - indikatory innovatcionnoi deiatelnosti]. w*w.gks.r*/wps/wcm/connect.

2. Goltzov N. F. Vlast` i korruptziya: psihologichesky aspekt [Power and Corruption: the Psychological Aspect] – Akademichesky vestnik. Sbornik nauchnykh trudov. Tumen’: Tumensky gosudarstvenny institut mirovoy ekonomiki, upravlenija i prava, 2008, No. 1, pp. 98–103.

3. Keane J. Democracy in the 21st Century: Global Questions. In Terrell Carver, Jens Bartelson (Eds.), Globality, Democracy and Civil Society, (pp. 1-18). United Kingdom: Routledge imprint of Taylor & Francis. 2010. P. 8-9.

4. Singelis, M., Triandis, H.C., Bhawuk, D. P.S. и Gelfand, M. J. Horizontal and Vertical Dimensions of Individualism and Collectivism: A Theoretical and Measurement Refinement // Cross-Cultural Research 29 (August 1995).

5. Small and medium enterprises in Russia: a statistical compendium [M aloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii: statisticheskii sbornik] / Federalnaia sluzhba gosudarstvennoi statistiki (Rosstat). Ofitc. izd . M oskva : Rosstat, 2009, 2010, 2010, 2011 . 172 p.

6. Yeh, C.J., Kwong Arora, A., and Wu, K.A. A new theoretical model of collectivistic coping / ed. by Wong, P.T.P., Wong, L. C.J. / Handbook of Multicultural Perspectives on Stress and Coping. Springer Science. 2006. P. 55–72.

7. Александров Ю. Социал-демократия и социализм – М.: 1999

8. Амелин В.Н., Андреева ГОДМ.Социология в России – М.: Институт социологии. 1998

9. Аненко С.В. Формирование новой организационной культуры в современной России: дисс. на сосиск. Уч. степени. канд. социологод наук – М.: 2005

10. Артемов О.Ю., Овчинников С.А., Овчинникова Н.В. Партисипативная модель менеджмента как эффективная форма привлечения работников к современному опыту современными организациями// Вестник Российского государственного гуманитарного университета . 2014 Вып. 3 - С. 36-47

11. Безруков Д.Н. Общая оценка и состояние развития организационной культуры в современной России// Вестник Поволжского института управления. 2011.- № 4. - С. 162-166.

12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма – М.: Прогресс. 1990.

13. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда.– М.: Экономика, 1972.

14. Глебова И. И. «Дворцовое государство» в современной России // Политическая концептология. 2011. № 2. URL: h**t://politconcept.sfedu.r*/2011.2/05.pdf

15. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер. 2009

16. Гулянская Е.А. Индивидуализм и коллективизм в системе ценностей организационной культуры современной России// Наука. Инновации. Технологии. 2008. № 3. С. 191-197.

17. Ерманский О.А. Теория и практика рационализации – М.: Искуство. 1993

18. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1995. № 6. - С 7-14

19. Зверева Т.В. Основания, признаки, принципы корпоративной культуры// Инженерный вестник Дона. 2009 Выпуск № 4 . Т. 10 – С. 10-21

20. Здравомыслов А.Г. Ядов B.A. Человек и его работа в СССР и после. - М, 2003.

21. Зеньковский В.В. История русской философии – Ростов н/Д.: Феникс. 2004 Т. 1.

22. Из Программы КПСС (новая редакция), принятой (единогласно) 1 марта 1986 года ХХУ11 съездом КПСС ttp://w*w.agitclub.r*/gorby/ussr/ussrprogrkpss.htm

23. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие по спец. «Государственное и муниципальное управление»/ под ред.: М.В. Ловчева, В.Э. Бойков, УМО вузов России по .-М.: Инфра-М, 2009.

24. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах – М.: Русаки. 2015

25. Каменский Е.Г. Коррупционная культура: теоретико-концептуальный аспект// Вестник Института социологии. 2014. № 4 (11). С. 73-92.

26. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Современный философский словарь – М.: Академический проект. 2015

27. Кожевникова Т.М. К вопросу о природе русского коллективизма//Социально-экономические явления и процессы.2012. 3 2 – С. 75-77

28. Кононыхина О.В. Формирование ценностей корпоративной культуры как условие становления будущего профессионала // В мире научных открытий. 2010. №6-2. С.154-157.

29. Коробко В.И. Теория управления – М.: Юнити-Дана. 2010.

30. Кочеткова А.И. Организационная культура и культура организации в современной России//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 206-210.

31. Кравченко А. И. Культурология – М.: Проспект. 2015

32. Кравченко А.И. История менеджмента – М.: Академический проект. 2005

33. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаметальный курс – М.: Академический проект. 2005

34. Крюкова Т.Л. Психология совпадающего поведения// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.2013, Том 19 – С. 130-134

35. Культура. Политика. Молодежь. Выпуск 5. - М.; 2003. - С. 84

36. Лавриненко В.Н. Социология. Учебник. 4-ое издание – М.: Проспект. 2015

37. Лассвел С.Д. Стратегия советской пропаганды//Политическая лингвистика. 2009.№1 (27) – С. 179-184

38. Латфуллин Н.П., Райченко А.В. Теория организации – СПб.: Питер. – С. 76

39. Ленин. В.И. Лучше меньше, да лучше//Правда.1923 №49.

40. Лепихин В.В., Фукалова Ю.С. Развитие инновационной предпринимательской активности в России// Современные технологии управления. 2013. № 1 (25). С. 30-35.

41. Либский Б.И. Философия: учебник для бакалавров-М.: Юрайт. 2016

42. Малясова М.М. Влияние национальной культуры на организационную культуру региона// Регионология. 2013. № 1 (82). С. 83-87

43. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. Издательство: М.: Гардарики, 2005

44. Миронов М.ГОД Управление качеством. М.,: Проспект, 2010.

45. Муравьева С.В. Институты гражданского общества как субъект антикоррупционной политики: дисс. кандидата политических наук – М.: 2013

46. Народное хозяйство СССР. 1922-1982 ггод стат. Сборник – М.: ИНФРА-М. 2012

47. Немов Р. С. Социальная психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. — М.: Юрайт, 2014. – С. 207

48. Нестик Т. А. Коррупция и культура // Теневая экономика в советском и постсоветском обществах. 2002. № 4.URL:h**t://corruption.rsuh.r*/magazine/

49. Организационная культура: учебник/под ред. В.Г. Смирновой – М.: Юрайт. 2014

50. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. – М.: Академия. 1999

51. Патутина Н.А., Ревина М.А. Влияние организационной культуры на взаимодействие в компании // Вестник университета (ГУУ). 2011. №9. С.174-182.

52. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003

53. Ревина М.А. Формирование корпоративных ценностей как инструмент воздействия на организационную культуру//

Вестник МГТУ Станкин. 2012. Т. 2. № 2 (21). С. 53-55.

54. Руткевич М.Н. Социальная структура – М.: Академия. 2011

55. Савицкий И.М. Движение рационализаторов и изобретателей на предприятиях тяжёлой промышленности Сибири в 1946–1960 ггод // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. - С. 108–124

56. Сайт Федеральной службы государственной статистики. h**t://w*w.gks.r*/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

57. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2010.

58. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений – СПбИзд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000

59. Социология управления: учебник/под ред. А.Ф. Борисова – М.: Академия. 2014

60. Спиркин А.ГОД Философия: Учебник. - 2-е издание. – М.: Проспект. 2015

61. Статистический сборник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2014. Росстат. - M., 2014.

62. Степанов А.Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей. – СПб.: Питер, 2008.

63. Теория систем и системный анализ: Учебник для студентов экономических вузов, обуч. по спец. Прикладная информатика (в экономике).-М.: Дашков и К, 2010.

64. Теория организации: учебник для академического бакалавриата / О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая. — М. : Издательство Юрайт, 2014.

65. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие, оценка – СПб.: Питер. 2011

66. Туарменский В.В., Поднебесная Э.И. Исследования организационной культуры в России//В сборн: Новые технологии в науке, образовании, производстве Международный сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2014. С. 163-170.

67. Шейн Э. Организационная культура и лидерство – Ростов н/Д: Феникс. 2012

68. Шеметов П.В., Петухова С.В. Менеджмент: управление организационными системами – М.: Омега-Л. 2012.

Примечания

оригинальность 85%, защищена работа на отлично, есть презентация, речь защиты

Покупка готовой работы
Тема: «Организационная культура в СССР»
Раздел: Социология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 91
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика