Курсовая работа

«Условия социально-педагогической адаптации детей сирот в учреждениях интернатного типа»

  • 28 страниц(ы)
  • 4019 просмотров
фото автора

Автор: sps03

ВВЕДЕНИЕ…3

1.ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

В СИСТЕМЕ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ… 6

1.1.Значение родительской семьи в формировании адаптивных механизмов.6

1.2.Теоретические основы исследования социально-педагогической

адаптации детей в учреждениях интернатного типа…11

2.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.15

2.1. Характеристика образовательной системы учреждений

интернатного типа….15

2.2.Виды социально-педагогической деятельности в учреждениях

интернатного типа….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….25

ЛИТЕРАТУРА ….27

Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала, поскольку детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются; в условиях родительской любви.

Современные ученые, особенно в последнее время, стали все больше обращаться к проблеме воспитания детей-сирот, размышляя над проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, предлагают задуматься над тем, как изменить существующие сегодня «особые условия воспитания» детей, оказавшихся вне родительского дома.

Выбор темы теоретического исследования в курсовой работе обусловлен рядом факторов: ежегодным ростом числа детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей; необходимостью выявления позитивного отечественного опыта организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и использования его в современных условиях; необходимостью изучения социально-культурных условий, способствующих адаптационному процессу детей-сирот.

Таким образом, современная действительность остро ставит проблему социальной адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.

В этой связи важное значение приобретает исследование и теоретическое обоснование социально-педагогических условий адаптации детей-сирот в учреждениях интернатного типа.

Объект исследования — процесс адаптации детей-сирот в учреждениях интернатного типа.

Предмет исследования - выявление социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность адаптации детей-сирот в учреждениях интернатного типа.

Цель исследования - изучить условия, способствующие адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.

Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

- изучить тенденции развития социально-педагогической защиты детей-сирот в системе учреждений интернатного типа;

- изучить научное обоснование практического опыта по сохранению и развитию семейных традиций в процессе социальной адаптации детей-

сирот в системе учреждений интернатного типа;

- выявить специфику деятельности социального педагога в адаптационном процессе детей-сирот в учреждениях интернатного типа.

Теоретической основой курсовой работы явились положения о роли социальных и культурно-педагогических явлений: в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Н.И. Божович, Л.С.Выготский, И.О. Кон и др.); идея о семье как первичном институте социализации ребенка (Ю.П. Азаров, И.А. Зимняя, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт), концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (Л.С. Выготский, В.Н: Гуров, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической литературы, архивных документов; сравнительно-сопоставительный анализ исторических фактов, педагогических идей и подходов; справочно-статистические и нормативные документы.

Нестабильность современного образа жизни, рост внебрачной рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций, отказов от детей – все это обусловливает основные социальные проблемы детей, ограничивает их право жить и воспитываться в семье. Растет число неполных семей.

По государственной статистике подавляющее число неполных семей относится к малообеспеченным и не в состоянии содержать своих детей. Каждый год остаются без одного из родителей в результате развода более 600 тысяч детей до 18 лет.

Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями разрушает мир ребенка, подростка, потому что его родители, естественные защитники оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада, достаточность средств к существованию. Брошенные дети – результат распада семейных связей. Размеры социального сиротства постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране социально-экономической и социально-психологической поддержки дезадаптированных матерей как группы риска по отказу от своих детей.

Сейчас в стране свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов свыше 200 школ интернатов. В России ежегодно выявляются около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % детей одиноких родителей, 7 % детей, от которых отказались родители.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.

Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка.

Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

Эти проблемы требуют своего решения не только на уровне государства. Большую роль в адаптационном процессе детей в условиях интернатных учреждений может и должен выполнять социальный педагог.

1.Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. до реформ 60-х гг. : [Текст] / Сост. ПА. Лебедев. - М: Педагогика, 2010. - С.422-423.

2.Антология педагогической мысли России XVIII в.: [Текст]/Сост. И.А. Соловков. — М.: Педагогика, 2010.- С.21-22.

3.Безменкина Л.Т. Семья нуждается в поддержке: [Текст]//Семья и школа. — 2005.- № 6.— С. 10-11. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления.- М., 2009- С.96.

4.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: [Текст]: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. - М: Академия, 2009. - С.270.

5.Губко А.Т. Рыцарь суровой доброты: [Текст] // В.Н. Сорока-Росинский. Пед. соч. - М., 2009. — С.15.

6.Дурасова Т.П. и др. Инновации в деятельности детских социальных приютов: [Текст]//Работник социальной службы. -2009. - № 4. - С.48-50.

7.Зимняя И.А. Семья как объект социальной работы: [Текст]// Социальная работа. М., 2009. Вып. 7.-189 с.

8.Карелова Г.Н. Государство помогает самым бедным: [Текст]// Социальный мир. — 2010. — №6. -С.9-12.

9.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Кн. для учителя: [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. — 222 с. (Основные труды В.П. Кащенко)

10.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: [Текст]: Учеб. пособие.- М.: МГУК, 2009. - С.53.

11.Кондрашин В.И. Совершенствование социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях школы-интерната: [Текст] : Дис. канд. псх. наук.- М., 2010.

12.Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: [Текст]. - М., 2008. — С. 18-19.

13.Макаренко А.С. Некоторые проблемы теории и практики воспитания: [Текст] // Пед. соч: В 8 т. T.l.-M.,2009.- C.82.

14.Методика и технология работы социального педагога: [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.- М.: Академия, 2009. - СПб.

15.Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: [Текст]: Авореферат дис. . канд. филос. наук. - Л., 2009.

16.Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей: [Текст]. Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. - М., 2005. - 18 с.

17.Положение детей в Российской Федерации. Доклад: [Текст]. 2004.— М., 2005. - С.20-21.

18.Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: [Текст]: Автореферат дис. . канд. филос. наук. — Барнаул, 2010.

19.Ромм MB. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: (Информационный подход): [Текст]: Автореферат дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 2005.

20.Сидорова Л.К. Организационно-педагогические условия; деятельности детских домов на современном этапе: [Текст]: Автореферат дис. . канд. пед. наук. - М., 2010.

21.Учреждение социального обслуживания. Проблемы, методика, опыт: [Текст]. – С. 13.

22.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: [Текст]// К.Д. Ушинский и русская школа. - М., 2010. — С.73-76.

23.Щербич Л.И., Н.В.Кузнецов. Семья и общество. Социальная работа: [Текст]. — 2010. — Вып. №7.-С.10-12.

Покупка готовой работы
Тема: «Условия социально-педагогической адаптации детей сирот в учреждениях интернатного типа»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 28
Цена: 270 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика