Курсовая работа
«Условия социально-педагогической адаптации детей сирот в учреждениях интернатного типа»
- 28 страниц
ВВЕДЕНИЕ…3
1.ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
В СИСТЕМЕ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ… 6
1.1.Значение родительской семьи в формировании адаптивных механизмов.6
1.2.Теоретические основы исследования социально-педагогической
адаптации детей в учреждениях интернатного типа…11
2.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.15
2.1. Характеристика образовательной системы учреждений
интернатного типа….15
2.2.Виды социально-педагогической деятельности в учреждениях
интернатного типа….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….25
ЛИТЕРАТУРА ….27
Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала, поскольку детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются; в условиях родительской любви.
Современные ученые, особенно в последнее время, стали все больше обращаться к проблеме воспитания детей-сирот, размышляя над проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, предлагают задуматься над тем, как изменить существующие сегодня «особые условия воспитания» детей, оказавшихся вне родительского дома.
Выбор темы теоретического исследования в курсовой работе обусловлен рядом факторов: ежегодным ростом числа детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей; необходимостью выявления позитивного отечественного опыта организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и использования его в современных условиях; необходимостью изучения социально-культурных условий, способствующих адаптационному процессу детей-сирот.
Таким образом, современная действительность остро ставит проблему социальной адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
В этой связи важное значение приобретает исследование и теоретическое обоснование социально-педагогических условий адаптации детей-сирот в учреждениях интернатного типа.
Объект исследования — процесс адаптации детей-сирот в учреждениях интернатного типа.
Предмет исследования - выявление социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность адаптации детей-сирот в учреждениях интернатного типа.
Цель исследования - изучить условия, способствующие адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- изучить тенденции развития социально-педагогической защиты детей-сирот в системе учреждений интернатного типа;
- изучить научное обоснование практического опыта по сохранению и развитию семейных традиций в процессе социальной адаптации детей-
сирот в системе учреждений интернатного типа;
- выявить специфику деятельности социального педагога в адаптационном процессе детей-сирот в учреждениях интернатного типа.
Теоретической основой курсовой работы явились положения о роли социальных и культурно-педагогических явлений: в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Н.И. Божович, Л.С.Выготский, И.О. Кон и др.); идея о семье как первичном институте социализации ребенка (Ю.П. Азаров, И.А. Зимняя, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт), концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (Л.С. Выготский, В.Н: Гуров, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической литературы, архивных документов; сравнительно-сопоставительный анализ исторических фактов, педагогических идей и подходов; справочно-статистические и нормативные документы.
Нестабильность современного образа жизни, рост внебрачной рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций, отказов от детей – все это обусловливает основные социальные проблемы детей, ограничивает их право жить и воспитываться в семье. Растет число неполных семей.
По государственной статистике подавляющее число неполных семей относится к малообеспеченным и не в состоянии содержать своих детей. Каждый год остаются без одного из родителей в результате развода более 600 тысяч детей до 18 лет.
Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями разрушает мир ребенка, подростка, потому что его родители, естественные защитники оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада, достаточность средств к существованию. Брошенные дети – результат распада семейных связей. Размеры социального сиротства постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране социально-экономической и социально-психологической поддержки дезадаптированных матерей как группы риска по отказу от своих детей.
Сейчас в стране свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов свыше 200 школ интернатов. В России ежегодно выявляются около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % детей одиноких родителей, 7 % детей, от которых отказались родители.
Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.
Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка.
Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.
Эти проблемы требуют своего решения не только на уровне государства. Большую роль в адаптационном процессе детей в условиях интернатных учреждений может и должен выполнять социальный педагог.
1.Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. до реформ 60-х гг. : [Текст] / Сост. ПА. Лебедев. - М: Педагогика, 2010. - С.422-423.
2.Антология педагогической мысли России XVIII в.: [Текст]/Сост. И.А. Соловков. — М.: Педагогика, 2010.- С.21-22.
3.Безменкина Л.Т. Семья нуждается в поддержке: [Текст]//Семья и школа. — 2005.- № 6.— С. 10-11. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления.- М., 2009- С.96.
4.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: [Текст]: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. - М: Академия, 2009. - С.270.
5.Губко А.Т. Рыцарь суровой доброты: [Текст] // В.Н. Сорока-Росинский. Пед. соч. - М., 2009. — С.15.
6.Дурасова Т.П. и др. Инновации в деятельности детских социальных приютов: [Текст]//Работник социальной службы. -2009. - № 4. - С.48-50.
7.Зимняя И.А. Семья как объект социальной работы: [Текст]// Социальная работа. М., 2009. Вып. 7.-189 с.
8.Карелова Г.Н. Государство помогает самым бедным: [Текст]// Социальный мир. — 2010. — №6. -С.9-12.
9.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Кн. для учителя: [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. — 222 с. (Основные труды В.П. Кащенко)
10.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: [Текст]: Учеб. пособие.- М.: МГУК, 2009. - С.53.
11.Кондрашин В.И. Совершенствование социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях школы-интерната: [Текст] : Дис. канд. псх. наук.- М., 2010.
12.Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: [Текст]. - М., 2008. — С. 18-19.
13.Макаренко А.С. Некоторые проблемы теории и практики воспитания: [Текст] // Пед. соч: В 8 т. T.l.-M.,2009.- C.82.
14.Методика и технология работы социального педагога: [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.- М.: Академия, 2009. - СПб.
15.Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: [Текст]: Авореферат дис. . канд. филос. наук. - Л., 2009.
16.Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей: [Текст]. Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. - М., 2005. - 18 с.
17.Положение детей в Российской Федерации. Доклад: [Текст]. 2004.— М., 2005. - С.20-21.
18.Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: [Текст]: Автореферат дис. . канд. филос. наук. — Барнаул, 2010.
19.Ромм MB. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: (Информационный подход): [Текст]: Автореферат дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 2005.
20.Сидорова Л.К. Организационно-педагогические условия; деятельности детских домов на современном этапе: [Текст]: Автореферат дис. . канд. пед. наук. - М., 2010.
21.Учреждение социального обслуживания. Проблемы, методика, опыт: [Текст]. – С. 13.
22.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: [Текст]// К.Д. Ушинский и русская школа. - М., 2010. — С.73-76.
23.Щербич Л.И., Н.В.Кузнецов. Семья и общество. Социальная работа: [Текст]. — 2010. — Вып. №7.-С.10-12.
Тема: | «Условия социально-педагогической адаптации детей сирот в учреждениях интернатного типа» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 270 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Информационная поддержка программы «дети-сироты
Дипломная работа:
Социально-педагогическая поддержка детей из семей "группы риска" в школе
Дипломная работа:
Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков из неблагополучных семей
Дипломная работа:
Социально – педагогическая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях села
Контрольная работа:
Состояние проблем сиротства в россии / регионе / городе