Контрольная работа
«Философия, ее предмет и роль в обществе»
- 24 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. 6
2.ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. РЕЛИГИОЗНАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА. 8
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ. 14
4.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.
Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку.
Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.
Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться.
Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.
Цель представленной работы – изучить предмет философии, определить роль философии в обществе.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.Определить понятие мировоззрение. Рассмотреть исторические типы мировоззрения.
2. Определить предмет философии. Рассмотреть религиозную, научную и философскую картины мира.
3. Рассмотреть основной вопрос философии. Изучить отношение к нему в рамках материализма и идеализма.
4. Изучить функции философии, определить значение философского образования для современного человека.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Выделяют мировоззрение личности, групповое.
Сущность – мировоззрение - определяющие жизнь общие воззрения. Формируется в сознании людей. Зависит от опыта и общественно-исторического процесса. Отражает изменения происходящие в обществе.
В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
В мировоззрение входят [3, с.37]:
1. Обобщенные знания – повседневные, профессиональные, научные. От этого зависит внутренняя согласованность мировоззрения, обоснованность, насыщенность. Это знания о мире, в том числе включая внутренний мир человека. Познавательная подсистема. Стремится к объективному постижению реального мира.
2. Ценностное сознание - определенные системы ценностей, представления о добре и зле. Отношение людей ко всему происходящему в соответствии идеалами. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Ценностная подсистема.
3. Программы жизни, действия. Зависит от первых двух, опирается на знания и ценности. Направленность поступков. Поведенческая подсистема.
В мировоззрение входит интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, разум и чувства. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения – мироощущение, познавательно-интеллектуальная – миропонимание.
Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное.
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития [5, с.23].
Мифологическое мировоззрение пыталось найти ответы на вопросы о возникновении мира, о его устройстве, о происхождении людей и другие. Эсхатологические мифы – грядущая гибель мира с последующим возрождением.
Мифология – это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. Мысль выражалась в поэтических образах, метафорах. Наиболее позднее литературное изложение мифов – древнегреческая «Илиада», индийская «Рамаяна» и т.д.)
Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.
Вера – способ существования религиозного сознания, особое переживание. Внешняя форма проявления веры – культ – система утвердившихся ритуалов, догматов [6, с.134].
Сходство философии и религии в том, что они решают одни и те же задачи, задачи мироуяснения и поведения человека в мире.
Отличие – для философии характерно свободомыслие.
Философия – миропонимание с позиций разума и интеллекта.
Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Материализм.
Философия как форма теоретического развития мировоззренческих знаний.
Философское мировоззрение является более узким понятием чем мировоззрение вообще. Отличие философского мировоззрения от обыденного в его теоретическом обосновании, системности.
Основной функцией философии является выявление наиболее общих идей, представлений, на которых базируется та или иная культура. Важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (человек, природа, общество) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической обработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию. Кроме того теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека – практические (праксиология), познавательные (гносеология), ценностные (аксиология) [3, с.62].
Философии также присуща рационализация – перевод в логическую, понятийную форму представлений о мире, и систематизация – теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его сферах.
На первоначальном этапе философия использовала обыденные опытные знания. Постепенно обобщая их, делая определенные выводы, философия достигала тем самым теоретического обоснования мировоззренческих знаний.
Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. История философии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради достижений и господства», т.е. позитивному, — научному и технологическому знанию.
На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.
Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад философии.
1. Антонов Е.А. Философия: Учебное пособие. – Белгород: Призма, 2008.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Инфра-М, 2003.
3. Ильин И.А. Философия и Жизнь. М.: Философия, 2007.
4. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. Ростов - на - Дону.: Феникс, 2001.
5. «На переломе». Философские дискуссии. Философия и мировоззрение. М.: Аспект, 2006 г.
6. Современная картина мира /Отв. ред. В.В. Казютинский. - М.: Издательская корпорация \"Логос\", 2008.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Юрист\'ъ, 2007.
8. Спиркин А.Г. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: Академический Проект, 2004.
10. Шпаков А.А. Карта Знаний (Научная Картина Мира). Москва: Информот, 2005.
Тема: | «Философия, ее предмет и роль в обществе» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
Курсовая работа:
Финансовая система, ее состав и структура
Курсовая работа:
Сущность оптовых ярмарок , их функция и роль в системе товароснабжения
Реферат:
Консервативное и либеральное направления общественно-политической мысли в России в XIX веке
Курсовая работа:
Сущность понятия «культура». Культурология как наука. Предмет и задачи культурологии