Дипломная работа
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников при работе над сочинением»
- 66 страниц
Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку 5
1.1. Деятельность педагога начального общего образования по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО. 5
1.2. Условия, обеспечивающие развитие универсальные учебные действия. 8
1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета «Русский язык» начальной ступени 11
1.4. Требования к речи учащихся 15
1.5. Методика работы над сочинением в начальной школе 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий как средства эффективного обучения русскому языку 39
2.1. Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 классов 39
2.2. Разработка и реализация комплекса уроков по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при работе над сочинением в 3 классе. 46
Заключение. 52
Приложение. 54
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 62
Наша работа посвящена изучению формирований УУД у учащихся начальной школы при написании сочинения.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
- подготовки учащихся к реальной жизни,
- готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
- успешно решать жизненные задачи,
- уметь сотрудничать и работать в группе,
- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Поэтому уже с этого, 2014-2015 учебного года, педагогам первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к учащемуся на первое место выходит развитие способности учащегосясамостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Актуальность темы исследования. Остановимся на предмете «Русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. Язык - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.
Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.
Таким образом, русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования универсальных учебных действий младших школьников как средства эффективного обучения русскому языку.
Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему исследования «Формирование универсальных учебных действий младших школьников при работе над сочинением»
Цель исследования - разработать систему упражнений, направленную на формирование универсальных учебных действий младших школьников при работе над сочинением.
Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка при работе над сочинением.
Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках русского языка написанию сочинения систематически применять систему упражнений, подобранную и предложенную нами, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.
3. Разработать и реализовать систему упражнений, направленную на формирование универсальных учебных действий младших школьников при работе над сочинением.
4. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках русского языка при работе над сочинением.
Методы исследования: анализ литературных источников; констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты: тестирование (методика «Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)», методика «Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)», методика «Совместная сортировка» - автор Г.В. Бурменская), математическая обработка результатов исследования. База исследования: исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №8 г. Уфы РБ, учащиеся 3 «А» класса (30 человек).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности педагогов начальной школы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников при написании сочинения.
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий как средства эффективного обучения русскому языку
Во второй главе описываются разработанный комплекс упражнений по русскому языку, направленный на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также анализируются полученные результаты исследования и формируются выводы.
2.1. Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 классов
Экспериментальная работа по формированию основных универсальных учебных действий на уроках русского языка проводилась на базе МОУ СОШ № 8 г. Уфы. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А». Опытно - экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для того чтобы провести нашу экспериментальную работу, необходимо выявить главную цель исследования: определение влияния сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на успешность обучения русскому языку.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что сформированность познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки.
Объектом исследования явились учащиеся 3 класса.
Предметом исследования явилась сформированность познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Определить структурные компоненты познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.
2. Установить связи между универсальными учебными действиями и успешностью обучения русскому языку.
3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
4. Выявить методы и приемы формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
5. Проанализировать полученные результаты.
Для реализации цели изучения и решения установленных задач использовался комплекс способов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, диагностические педагогические методики, педагогический опыт, количественная и высококачественная обработка опытных данных, графическое представление полученных итогов.
На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 «А» класса.
1. Для исследования исходного уровня развития познавательных универсальных учебных действий была использована диагностика «Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)», предназначенная для выявления умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Диагностируемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Материал исследования: Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер.
Процедура и инструкция: зачитываются предложения. Ребенок, прослушав предложение, отвечает на заданный вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Сколько я произнес слов? Назови первое слово, второе и т.д.».
Критерии оценивания:
Ориентация на речевую действительность
Уровни развития знаково-символических действий:
1 уровень. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Учащиеся дают неверный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.
2 уровень. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
3 уровень. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символическоого и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.
Диагностика показала, что дети допускали ошибки при определении количества слов в предложении. Наибольшие трудности при определении количества слов представляли предложения с предлогами. Многие не могли определить место слов в предложении. Например, Илья С. на вопрос, сколько слов в предложении «Зимой в поле уныло воет ветер», отвечал: «Много. Не знаю. Четыре». При повторном предъявлении предложения отвечать отказывался. Место слова в предложении определял наугад. Много отвлекался.
В таблице 1 представлены количественные данные.
Таблица 1 Количественные данные оценки сформированности познавательных УУД 3 «А» класса на констатирующем этапе эксперимента.
класс высокий средний низкий
3 «А» 6 18 6
2. Для диагностики уровня развития регулятивных универсальных действий была выбрана методика «Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)», предназначенная для выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Возраст: ступень начального образования (10 - 11 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.
Данное исследование представляет собой экспериментальное исследование внимания путем его поэтапного формирования. Теоретической основой экспериментальной части работы является гипотеза внимания, выдвинутая П. Я. Гальпериным еще в 1958 г. Суть этой гипотезы в том, что внимание представляет собой идеальную, сокращенную и автоматизированную форму контроля. Исходя из нее, авторы попытались сначала экспериментально установить структуру внимания как содержательного действия, а затем осуществить процесс его планомерного, управляемого формирования.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь лю дям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
0--2 -- высший уровень внимания,
3--4 -- средний уровень внимания,
более 5 -- низкий уровень внимания.
Проанализировав результаты диагностики учащихся младших классов, было выявлено, что совершаемые 13% учащихся действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе педагога, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие, поэтому 65% учащихся часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий.
17% младших школьников некритически относятся к указаниям педагога и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.
И только 4% младших школьников самостоятельно обнаруживают ошибки и самостоятельно вносят коррективы.
Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся. Таблица 2 Количественные данные оценки сформированности регулятивных УУД 3 «А» класса на констатирующем этапе эксперимента.
класс высокий средний низкий
3 «А» 4 10 8
В 3 «А» классе было организовано выполнение задания «Совместная сортировка» (автор Г.В. Бурменская).
Данная диагностика проводится для выявления уровня согласования усилий в процессе совместной деятельности.
Описание методики: детям сидящим парами дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям и инструкции.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные универсальные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).
Показатели уровня выполнения задания:
1. низкий уровень - задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2. средний уровень - задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому участнику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3. высокий уровень - в итоге фишки разделены на 4 кучки:
а) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим учащимся, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки);
б) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного учащегося (6 фишек);
в) кучка с синими белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) второго учащегося;
г) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек - белые, синие и зеленые квадраты овалы и ромбы).
Критерии оценивания:
Умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;
Продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Мы рассмотрели формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов при написании сочинений.
Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире.
Следуя требованиям ФГОС, современный школьник должен быть ориентирован на ценности, сформированные универсальными учебными действиями.
Это человек, который должен стать:
Любознательным, интересующимся, активно познающим мир.
Владеющим основами умения учиться.
Любящим родной край и свою страну.
Уважающим и принимающий ценности семьи и общества.
Готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и школой.
Доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера.
Умеющим высказать свое мнение.
Выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.
Педагог должен не только передавать объективные знания учащимся, а
способствовать развитию их инициативы и самостоятельности, организовать
деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои
способности и интересы. Фактически педагог должен создать условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях.
Можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
Тема: | «Формирование универсальных учебных действий младших школьников при работе над сочинением» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Аспекты развития коммуникативных универсальных учебных действий при изучении русского языка на начальной ступени образования
Дипломная работа:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальном общем образовании
Дипломная работа:
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся основной школы в процессе организации внеклассных мероприятий
Дипломная работа:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника в рамках курса Окружающий мир
Дипломная работа:
Формирование познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности