Дипломная работа

«Башкирские народные песни и наигрыши «Кахым-туря»»

  • 97 страниц
Содержание

Введение ….3

Глава I. Участие башкир в исторических событиях .….….11

1.1. Башкиры в военных походах, сражениях и народных восстаниях ….….11

1.2. Участие башкирских полков в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813–1814 гг. …14

Глава II. Произведения башкирского устно-поэтического и музыкального народного творчества, посвященные командиру Кахым-туре…24

2.1. Башкирские песни, предания и легенды об участнике Отечественной войны 1812 года командире Кахым-туре ….24

2.2. Музыкально-стилевые особенности башкирских народных песен и наигрышей «Кахым-туря» …. 31

Глава III. Произведения литературы, музыкального, театрального, изобразительного искусства, посвященные командиру Кахым-туре…. 38

Заключение … 46

Список литературы …. 49

Приложения:

1. Башкирские народные песни и наигрыши « Кахым-туря»: музыкально-фольклорный сборник ….58

2. Легенды и предания, поэтические тексты песен «Кахым-туря» ….79

Введение

Многолико башкирское традиционное музыкальное искусство. Значительное место в башкирской народной песенной и инструментальной культуре занимают исторические песни. В этой связи в коллективном труде «Очерки по истории Башкирской АССР» (Уфа, 1956) отмечается, что «… не имея возможности запечатлеть свою насыщенную историческими событиями жизнь в письменной форме, башкирский народ стремился отобразить её, прежде всего, в песнях» [61, с.179].

Исторические песни отличаются богатой тематикой. Это песни историко-патриотического («Урал», «Артылыш», «Малбай»), социально-обличительного («Разорение», «Дремучий лес», «Ямалекай») содержания. Отдельную группу составляют песни, посвященные освободительной борьбе народа («Салават», «Буранбай», «Шагибарак»). Разнообразны и песни, посвященные линейной службе, военным походам башкир: «Армия», «Русые волосы», «Кутузов», «Кахым-туря» и др.

В изучении музыкального наследия башкирского народа большое значение имеют вопросы фиксации, систематизации, сравнительного анализа. Данная проблематика позволяет проследить степень территориальной распространенности, сохранности, выявить музыкально-стилевые особенности в жанровом многообразии песенного наследия народа. В этом аспекте немалый интерес для исследователей представляют и башкирские исторические песни, каждая из которых является звучащей музыкально-поэтической летописью. Так, башкирский поэт, прозаик, драматург, переводчик Г.Г. Шафиков писал, что «… замечательным творением того времени является песня «Кахым-туря» – истинный реквием по рано ушедшему из жизни башкирскому полководцу, под началом которого башкирские кавалерийские полки одними из первых ворвались в Париж…» [82]. Более 200 лет башкирский народ бережно хранит, как музыкальное сокровище, песню «Кахым-туря». Известны многочисленные варианты одноименной песни и инструментального наигрыша, исполняемого на курае. Деятели культуры и искусства, воссоздавая героический образ «Кахым-тури», посвящают ему свои произведения.

Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью её изученности музыкальной фольклористикой. Отметим при этом, что тема «Отечественная война 1812 года» более полно разработана в других областях науки (история, литература, филология, этнография и т.д.).

Так, в год юбилея Победы России в Отечественной войне 1812 года башкирским книжным издательством «Китап» им. Зайнаб Биишевой был издан альбом «И Париж видали мы» (Уфа, 2012). Труд посвящен подвигам башкирского народа в Отечественной войне 1812 года и заграничным походам 1813–1814 гг. Большой интерес для читателей представляют и главы, где показывается претворение темы «Отечественная война 1812 года» в башкирском фольклоре и творчестве современных художников [48].

Исторический труд фольклориста А.Н. Усманова «Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года» (Уфа, 1964) раскрывает роль и подвиги башкирских конников в этой войне и заграничных походах русской армии. В основу труда легли собранные автором архивные материалы.

Ученый А.Н. Усманов является автором сборника легенд и песен «Башкирские конники в Отечественной войне 1812 года» (Уфа, 1944).

В сборнике, составленном, историком А.З. Асфандияровым «Любезные вы мои…» (Уфа, 1992) собраны статьи, исторические документы, произведения фольклора, рассказывающие о роли народов Башкирии в разгроме французской армии. Работа создана к 180-летию Отечественной войны 1812 года [57].

Научно-популярное издание «Военная история башкир: энциклопедия» (гл. ред. А.З. Асфандияров, Уфа, 2013) наряду с историческими материалами содержит статьи об Отечественной войне 1812 года. Труд интересен тем, что в него включены монографические очерки, посвященные вехам военной истории башкирского народа. Здесь же имеются более 800 статей, отражающих военную историю башкир, в том числе краткие обзорные справочные данные из области изобразительного искусства (Л.В. Бондаренко, В.М. Сорокина), литературы (А.О. Хужахметов), фольклора (Л.Н. Абдрахманова), музыки (Г.С. Галина). В энциклопедии приведены 400 иллюстраций и картосхемы боевых действий.

В отдельных научных трудах ученые-филологи, историки, этномузыкологи обращаются к историческим песням времен Отечественной войны 1812 года. Это, прежде всего, исследователи башкирского фольклора А.И. Харисов, Ф.А. Надршина, С.А. Галин, Н.В. Ахметжанова и др.

Однако при таком явном внимании ученых к историческим событиям и фольклору Отечественной войны 1812–1814 гг., в музыкальной фольклористике до сих пор отсутствуют:

– музыкально-фольклорные сборники, раскрывающие образы отдельных героев – участников событий Отечественной войны 1812 года;

– музыкально-теоретические исследования многовариантности бытования отдельных исторических песен времен Отечественной войны 1812–1814 гг., получивших популярность в Башкирии и за её пределами;

– работы в контексте междисциплинарных исследований, таких как история, этнография, филология, диалектология, этномузыкология, этноорганология и др.;

– исследовательские труды, конкретно посвященные отважному командиру, участнику Отечественной войны 1812 года Кахым-туре.

При этом укажем на то, что имеются научные статьи, освещающие некоторые исторические песни с их вариантами, написанные исследователями башкирской народной музыки (Л.Н. Лебединский, Н.В. Ахметжанова, Х.С. Ихтисамов, Ф.Х. Камаев).

Все вышесказанное определило выбор объекта, предмета и цели дипломной работы.

Объект исследования – наиболее полный портрет участника Отечественной войны 1812 года, командира Кахым-тури («Командир Кахым»).

Предмет исследования – башкирская народная песня и наигрыш «Кахым-туря» в произведениях устно-поэтического и музыкального творчества.

Цель работы – рассмотрение исторической роли командира Кахым-тури и выявление его образа в произведениях башкирского устно-поэтического и музыкального творчества.

Цель, объект и предмет исследования определяют задачи дипломной работы:

– изучение фольклорно-этнографических записей народных песен и наигрышей, произведений устно-поэтического творчества под названием «Кахым-туря»;

– сбор и анализ произведений башкирского устно-поэтического и музыкального творчества «Кахым-туря»;

– составление музыкально-фольклорного сборника «Башкирские народные песни и наигрыши «Кахым-туря»;

– обращение к историческим событиям – участию башкирских полков в военных походах, – а также отражению их в народном творчестве;

– рассмотрение произведений деятелей культуры и искусства, посвященных образу участника Отечественной войны 1812 г., командира Кахым-тури.

Методологической базой дипломной работы является метод системного исторического анализа. Опора на междисциплинарный подход отразилась в использовании методов этнологии и фольклористики, диалектологии и других смежных наук.

Теоретическими источниками послужили труды:

– в области теоретического и исторического музыкознания: Б.В. Асафьева, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана и др.;

– в области отечественной музыкальной фольклористики: Е.В. Гиппиуса, В.Л. Гошовского, К.В. Квитки, З.А. Можейко, О.А. Пашиной и др.;

– в области русской фольклористики: В.П. Аникина, М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Ю.Г. Круглова, В.И. Чичерова и др.;

– в области башкирской музыкальной фольклористики: Н.В. Ахметжановой, Х.С. Ихтисамова, Ф.Х. Камаева, Л.Н. Лебединского, С.Г. Рыбакова, Л.К. Сальмановой и др.;

– в области башкирской филологии, краеведения, истории: А.З. Асфандиярова, С.А. Галина, Ф.А. Надыршиной, Р.Н. Рахимова, Р.С. Таймасова, А.Н. Усманова, Я.Х. Хамматова и др.

Научная новизна работы.

В работе впервые в наиболее полном объеме систематизируются и исследуются популярные и малоизвестные произведения устно-поэтического и музыкального творчества башкирского народа, посвященные участнику Отечественной войны 1812 года, командиру Кахым-туре. Впервые автором работы составлен музыкально-фольклорный сборник, включающий как известные, так и мало известные варианты песен и наигрышей, легенд и преданий, отдельных поэтических текстов под названием «Кахым-туря» (дается в Приложении).

Структура работы.

Дипломная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы (содержащего 87 наименований) и Приложения.

Введение обосновывает актуальность темы, намечает объект и предмет исследования, формирует цель и задачи, определяет практическую значимость, представляет краткий обзор литературы по теме.

Фрагмент работы

Глава I – «Участие башкир в исторических событиях», включает разделы:

1.1. Башкиры в военных походах, сражениях и народных восстаниях;

1.2. Участие башкирских полков в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813–1814 гг.

В первом разделе главы на основе исторических источников прослеживается краткая хронология участия башкирского народа в военных походах, сражениях и народных восстаниях XIII–XX вв. Второй раздел посвящен Отечественной войне 1812 года – освободительной войне России против наполеоновской агрессии. Рассматривается участие башкирских воинов в заграничных походах русских войск в 1813–1814 гг.; даются краткие портретные характеристики генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова, генерала М.Б. Барклая-де-Толли, генерала от инфантерии П.И. Багратиона, корпус-генерала от кавалерии М.И. Платова. Затрагивается вопрос отражения темы «Отечественной войны 1812 г.» в русском и башкирском музыкальном фольклоре; анализируются популярные и в наши дни народные и авторские песни «Кутузов», «Бородино» (сл. М.Ю. Лермонтова), «Любизар».

Глава II – «Произведения башкирского устно-поэтического и музыкального народного творчества, посвященные командиру Кахым-туре», также два раздела:

2.1. Башкирские песни, предания и легенды об участнике Отечественной войны 1812 года командире Кахым-туре;

2.2. Музыкально-стилевые особенности башкирских народных песен и

наигрышей «Кахым-туря».

В первом разделе характеризуются известные легенды и предания, связанные с именем командира Кахым-туря, осуществленные собирателями (фольклористами, филологами, музыкантами) в разные исторические периоды. Второй раздел содержит анализ вариантов песенных и инструментальных записей 1894–1985 годов, осуществленных разными собирателями и исследователями башкирского музыкального фольклора в Республике Башкортостан и за её пределами.

Глава III – Произведения литературы, музыкального, театрального, изобразительного искусства, посвященные командиру Кахым-туре.

Здесь рассматриваются отдельные примеры из области искусства, связанные с историческими военными событиями 1812–1814 гг. при участии башкирских полков.

В Заключении подводятся итоги.

Приложение представлено в виде музыкально-фольклорного сборника, состоящего из двух разделов:

1. Башкирские народные песни и наигрыши «Кахым-туря»: музыкально-фольклорный сборник.

2. Легенды и предания, поэтические тексты песен «Кахым-туря».

Музыкально-фольклорный сборник «Башкирские народные песни и наигрыши «Кахым-туря» содержит 14 записей, осуществленных собирателями башкирской народной музыки в 1894–2014 годы на территории Республики Башкортостан и за её пределами. Сборник снабжен комментариями, содержащими указание на географическое место записей, данные об исполнителях, авторах нотаций песен и наигрышей.

Во втором разделе Приложения приведены произведения устно-поэтического творчества, посвященные Кахым-туре, известные в Республике Башкортостан и за ее пределами.

Основные положения дипломной работы апробировались на международных и всероссийских научно-практических конференциях. По теме дипломной работы опубликовано 3 научные статьи и музыкально-фольклорный сборник «Башкирские народные песни и наигрыши «Кахым-туря» [16, 24, 84, 85].

Практическая значимость работы.

Работа предназначена для учащихся ссузов, студентов УГИИ им. Загира Исмагилова при прохождении предметов «Башкирский музыкальный фольклор», «Народное музыкальное творчество», «Расшифровка и обработка народных песен», «История и культура Башкортостана».

Глава I. Участие башкир в исторических событиях

1.1. Башкиры в военных походах, сражениях и народных восстаниях

Многовековая история развития башкирского народа тесно связана с участием во многих войнах и походах России, что впоследствии нашло отражение в богатом устно-поэтическом и песенно-инструментальном музыкальном наследии. На сегодняшний день в трудах историков ярко и богато представлены реальные события исторического прошлого, где особое место отводится воинам-башкирам [31].

Известно, что башкиры в составе войск монгольского хана Батыя приняли участие в походе на государства Восточной и Центральной Европы. Эти события относятся к XIII веку. Они также входили в военные компании правителей Золотой Орды, Казанского и Сибирского ханств, Ногайской Орды.

После вхождения в середине XVI века в состав Российского государства, башкиры находились на воинской службе. Русское государство использовало их в военных походах как внутри, так и за пределами государства. Например, в XVI– XVIII вв. башкирские отряды воевали с польскими интервентами, под руководством К.З. Минина и Д.М. Пожарского освобождали Москву. Кроме того, башкирский народ участвовал в следующих исторических походах, войнах и народных волнениях:

• 1675–1676 гг. – в Крымских походах;

• 1695–1696 гг. – в Азовских походах;

• Северная война 1700–1721 гг. между Швецией и коалицией Дании, Речи Посполитой, России и Саксонии за выход к Балтийскому морю;

• 1735–1739 гг. – в русско-турецкой войне;

• 1756–1763 гг. – в Семилетней войне;

• Русско-Шведская война 1788–1790 гг., где башкиры воевали наряду с полками русских, казаков и мишарей;

• Крестьянская война 1773–1775 гг., которая явилась крупным

антифеодальным движением во главе с Е.И. Пугачевым. Здесь вместе с русскими крестьянами, казаками выступали башкиры, татары, марийцы, мордва, удмурты, чуваши и другие народности. Соратником Пугачева был герой башкирского народа Салават Юлаев. Для нас особый интерес представляют исследования и публикации историка, этнографа, фольклориста Р.Г. Игнатьева, посвященные образу национального героя Салавата Юлаева. В одной из работ исследователь упоминает, что «…выдающая историческая роль выдвинула Салавата Юлаева из рядов народа, сохранила за ним память, как о герое, певце-импровизаторе, сделала самого героем песен» [47, с.161];

• с XVIII века наряду с участием в военных походах башкиры несли и пограничную службу – на Оренбургской линии.

• Русско-прусско-французская война 1806–1807 гг. В период войны

с Францией (1807) воевали 10000 башкир. Под командованием генерал-лейтенанта М.И. Платова под Тильзитом (Пруссия) храбро сражались 2 пятисотенных полка из башкир. За мужество французы прозвали башкирских воинов «северные амуры»;

• Отечественная война 1812 г.;

• в ходе заграничных походов русской армии 1813–1814 гг.

башкирские полки участвовали в боевых действиях в Германии, Франции, Голландии. За проявленные воинское усердие и храбрость многие башкиры были удостоены орденов и медалей («Георгиевский знак отличия», «Орден Анны 3 степени», «Орден Владимира 4 степени» и т.д.);

• Русско-турецкая война 1828–1829 гг.;

• 1839–1840 гг. – башкирские полки участвовали совместно с

оренбургскими и уральскими казаками в Хивинском походе;

• 1852–1853 гг. – в Кокандском походе; под командованием

оренбургского военного губернатора В.А. Перовского башкиры несли службу в крепостях Сыр-Дарьинской линии;

• Русско-японская война 1820–1829 гг.;

• Крымская война 1854–1856 гг.;

• в 1904–1905 гг. во время русско-японской войны башкиры несли службу в частях армии и на флоте;

• Первая Мировая война (1914–1918), где героически сражались и башкирские полки;

• Великая Отечественная война 1941–1945 гг. В 1941–1945 годы в Великой Отечественной войне СССР потерял 26,6 млн. человек. Из Башкирии было призвано и мобилизовано более 575 тыс. человек. За проявленный героизм и храбрость 227 воинам из Башкирии было присвоено звание Героя Советского Союза. Полными кавалерами ордена Славы стали 10 воинов. Башкиры гордятся подвигами А.М. Матросова, М.Х. Губайдуллина, дважды героя Советского Союза М.Г. Гареева. В годы Великой Отечественной войны генерал-майор М.М. Шаймуратов командовал 112-й Башкирской кавалерийской дивизией, которая прошла с боями от Дона до Эльбы. 3860 воинов дивизии награждены орденами и медалями. 78 из них стали героями Советского Союза и пятеро – полными кавалерами ордена Славы. М.М. Шаймуратов героически погиб в феврале 1943 года в боях под Ворошиловградом (ныне – Луганск).

Гареев Муса Гайсинович (1922–1987) – участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., дважды Герой Советского Союза, гвардии полковник, лётчик.

Матросов Александр Матвеевич (наст. – Мухамедьянов Шакирьян Юнусович, 1923–1943) – участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Герой Советского Союза (1943, посмертно). Закрыл своим телом вражескую амбразуру. Героизм Александра Матросова помог советскому подразделению преодолеть вражеский пункт обороны.

Губайдуллин Миннигали Хабибуллович (1923–1944) – участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Удостоен звания Героя Советского Союза посмертно (1944), гвардии лейтенант. Будучи тяжело раненым в боях, закрыл амбразуру вражеского дзота, обеспечив успех атаки советской армии.

Шаймуратов Минигали Мингазович (1899–1943) – генерал-майор, участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941–1845 гг., командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии (1941–1943). Был удостоен двух орденов Красного Знамени (1938, 1941), ордена Красной Звезды (1943) и медалей.

В 2015 году в Москве на Красной площади прошел воинской парад вооруженных сил России в честь 70-летия Победы над фашисткой Германией. После окончания Парада состоялось шествие, посвященное памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.

Заключение

Храбрость и мужество башкирского народа, проявленные в Отечественной войне 1812 г. и в заграничных походах 1813–1814 гг. ярко отразились в его богатом устно-поэтическом и музыкальном фольклоре. Историческим событиям этого времени народ посвятил многочисленные легенды и предания, песни и наигрыши, воинственные танцы.

Большую роль в деле сохранения музыкального кладеза башкирского народа сыграли собиратели и исследователи фольклора разных профессий (филологи, историки, этнографы, фольклористы, этномузыкологии, инструменталисты). Записи исторических песен с их вариантами осуществлялись на территории Республики Башкортостан (Башкирской АССР) и за её пределами в1894–2015 годы. С 1897 года стали издаваться сборники фольклорно-этнографических записей. Однако, в наши дни фольклорные фонды, находящиеся в учебных заведениях Республики, Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН, Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук ждут своих исследователей, способных донести до подрастающего поколения традиционную музыкальную культуру башкирского народа, воплотившую конкретные исторические события.

Башкирский народ сохранил в своей памяти имена героев исторических времен. Одно из них связано с участником Отечественной войны 1812 года, командиром Кахым-туря, отравленного недругами при возвращении в родные края.

Изучение изданных в сборниках фольклорно-этнографических записей песен и наигрышей с одноименным названием «Кахым-туря» показывает, прежде всего, сострадание башкирского народа к любимцу-командиру, восхищение его военными качествами, горе потери и веру в сохранение памяти о нем будущими поколениями и др. В произведениях устно-поэтического творчества выступают и социальные мотивы. Так, поднимается вопрос возвращения земель русским царем коренному населению (башкирам), а также отстаивание башкирскими воинами территории России от нашествия армии Наполеона и др.

Особый интерес вызывает музыкальный склад песен и наигрышей с одноименным названием «Кахым-туря». Независимо от времени фиксации многочисленные варианты песен «Кахым-туря» близки в разной мере по композиционной структуре, ладово-интонационным остовам, по проявлению структуры квантитативной ритмики. Все записи песни вбирают особенности мелодического стиля озон-кюй (широкий амбитус мелодий, прихотливость ритмики, завершение развития мелодии на главном устое лада и др.). Однако для песенных версий характерна разная степень орнаментальной распетости поэтических текстов.

Инструментальные варианты песни «Кахым-туря» указывают на мелодическую взаимообусловленность песен и наигрышей. Башкирские народные певцы и кураисты могут трактовать данное произведение и как песню, и как наигрыш. В быту песня «Кахым-туря» исполняется сольно и в инструментальном сопровождении курая.

Прошло более 100 лет со дня первой публикации в труде русского музыканта С.Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» песни и наигрыша «Кахым-туря». За этот период на народных праздниках, фольклорных фестивалях и конкурсах, на концертных площадках республики и за её пределами «Кахым-туря» звучала и продолжает звучать в исполнении лучших народных и профессиональных певцов, кураистов. Деятели культуры и искусства, обращаясь к событиям Отечественной войны 1812 года, по-прежнему продолжают воссоздавать чтимый башкирским народом образ командира Кахым-туря.

В музыкальном наследии башкирского народа содержатся яркие имена участников разных исторических событий (Салават, Буранбай, Баик, Перовский, Гумеров, Шагибарак, Кахым-туря и др.). Исследование каждого исторического образа, отраженного в народном устно-поэтическом и музыкальном творчестве, имеет не только научную, но и практическую значимость в области традиционного музыкально-исполнительского искусства в республике. Варианты одноименных песен и наигрышей, записанных в разных регионах, обогатят репертуар молодых певцов и кураистов, обучающихся студентов в ссузах и вузах, будут способствовать знакомству с исполнительскими стилями разных регионов.

Список литературы

1. Алкин М.С. Башкирская песня. Вокальные жанры в фольклоре башкир, традиции их исполнения. – Уфа: Китап, 2002. – 288 с. – На башк. яз.

2. Алтон С. Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552–1740. Страницы истории империализма / науч. ред.: Р.Г. Кузеев, И.Г. Акманов. – Уфа: Международная корпорация «Ватан», 1995. – 288 с.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – 2-е изд. / ред., вступ. ст. и коммент. Е.М. Орловой. – Л.: Музыка, 1971. – Кн. 1-2. – 376 с.

4. Асфандияров А.З. Народы Башкирии в Отечественной войне 1812 года с приложением списка воинов полков с указанием наград и местожительства // «Любезные вы мои» …/ сост. А.З. Асфандияров. – Уфа: Китап, 1992. – С. 12–65.

5. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана: Справочная книга. Кн. 1. – Изд. 2-е. – Уфа: Китап, 1997. – 224 с.

6. Асфандияров А.З. Кантонная система управления // Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 3: З–К / гл. ред. М.А. Ильгамов. – Уфа: Башк. энцикл., 2007. – С. 310–312.

7. Асфандияров А.З. Башкирские полки в Париже (К истории Отечественной войны 1812 года) // Сохраним выцветшие строки / сост. В.А. Скачилов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1988. – С. 165–181.

8. Асфандияров А.З. Отечественная война 1812 года // Башкортостан: краткая энциклопедия / гл. ред. Г.З. Шакуров. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – С. 454–455.

9. Асфандияров А.З., Рахимов Р.Н. Заграничные походы русской армии 1813–1814 гг. // Военная история башкир: энциклопедия / гл. ред. А.З. Асфандияров. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2013. – С. 164–166.

10. Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. – Уфа: Йешлек, 1992. – 190 с.

11. Ахметов Х.Ф. Башкирские протяжные песни. – М.: Сов. композитор, 1978. – 24 с.

12. Ахметжанова Н.В. Башкирская этномузыкология: исследование. Ч. 1. – Изд. 2-е, доп. – Уфа: Вагант. 2008. – 160 с.: нот.

13. Ахметжанова Н.В. Башкирский музыкальный фольклор: учебная программа. Специальность 70112 «Этномузыкология». – Уфа: Вагант, 2007. – 46 с.

14. Ахметжанова Н.В. (Зинатшина Н.В.). Опыт сравнительного анализа башкирских исторических песен в диахроническом аспекте // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. – С. 10–20.

15. Ахметжанова Н.В., Назарова Э.Р. Образ оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского в башкирской народной музыке // Театр. Музыка. Фольклор (история и современность): сб. ст. / сост. и отв. ред. С.Г. Кусимова. – Уфа, 2012. – С. 117–124.

16. Ахметжанова Н.В., Якупова З.А. Башкирские народные песни и предания об участнике Отечественной войны 1812 года Кахым-туре // Родники народного творчества: мат. Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам изучения народного творчества в системе художественного образования. 29–30 октября 2012 г., г. Салават. – Уфа: РУМЦ МК РБ, 2013. – С. 6–11.

17. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. 4-е изд. – М.: Музыка, 1973. – 302 с.

18. Башкирия в русской литературе. Т. 1 / сост., предисл., биогр. справки, коммент. и библиогр. М.Г. Рахимкулова. – Уфа: Башк. кн. изд-во,1961.–

455 с.

19. Башкирская народная музыка: нотографический указатель (1897–1985) / сост. Н.В. Зинатшина, З.Н. Голова. – Уфа: Башкнигоиздат, 1988. – Ч. 1.– 58 с.

20. Башкирское народное творчество: предания и легенды. Т. 2 / сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ф.А. Надршина. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. – 576 с.

21. Башкирское народное творчество. Т. 8: Песни (дооктябрьский период) / сост., авт. вступит. ст. и коммент. С.А. Галин; отв. ред. Ф.А. Надршина. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. – 400 с.

22. Башкирские народные песни / сост. -ред., вст. ст. и коммент.: Х.Ф.Ахметов, Л.Н. Лебединский, А.И. Харисов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1954. – 326 с.: нот. – На башк. яз.

23. Башкирские народные песни, песни-предания / авт.-сост. Ф.А. Надршина. – Уфа: Китап, 1997. – 288 с.

24. Башкирские народные песни и наигрыши «Кахым-туря»: музыкально-фольклорный сборник: учебно-методическое пособие / сост. Н.В.Ахметжанова, Ф.Х. Шарафуллин, З.А. Якупова. – Уфа, 2016. – 38 с.: нот.

25. Башкирские народные протяжные песни / сост., предисл. и коммент. Л.К.Сальмановой. – Уфа: Гилем, 2007. – 276 с.

26. Башкирское народное творчество. Т. 1 / сост., ред., авт. вступит. ст. и коммент. А.И. Харисова. – Уфа: Башкнигоиздат, 1954. – 302 с. – На башк. яз.

27. Башкирские предания и легенды / сост., вступит. ст., коммент. Ф.А. Надршиной. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. – 288 с.

28. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 4: Л – О / гл. ред. М.А. Ильгамов. – Уфа: Башк. энцикл., 2008. – 607 с.

29. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Наринт, 2001. – 860 с.

30. Бражник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах. На примере тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. – Казань: Изд-во Казанской гос. консерватории, 2002. – 283 с.

31. Военная история башкир: энциклопедия / гл. ред. А.З. Асфандияров. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2013. – 432 с.: ил., карт.

32. Загир Исмагилов. Жизнь и творчество: альбом / сост. Л.З. Исмагилова,

Н.В. Ахметжанова, Г.Г. Галимова. – Уфа: Китап, 2002. – 224 с.

33. Гаитбаева Г.А., Угрюмова Т.С. Образ главного героя в опере «Кахым -туря» Загира Исмагилова // Основы художественности в искусстве: опыт веков и современные искания: мат. Всерос. науч.-практ. конф., состоявшийся в УГАИ им. З. Исмагилова 6–7 декабря 2012 года / отв. ред. С.М. Платонова. – Уфа, 2014. – С. 199 –202.

34. Галин С.А. Башкирские народные песни: методическое пособие / Башк. ин –т повыш. квалиф. раб. образования. – Уфа, 1993. – 320 с.

35. Галицкая С.П., Плахова А.Ю. Монодия: проблемы теории. – М.: Academia, 2013. – 320 с.

36. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. – Репринт. изд. – СПб.: Диамант, 1998. – Т. 2. – 784 с.

37. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. – Репринт. изд. – СПб.: Диамант, 1998. – Т. 3. – 560 с.

38. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. – Репринт. изд. – СПб.: Диамант, 1998. – Т. 4. – 688 с.

39. Дияров К. Мелодии Седого Урала. Башкирские народные песни и легенды / сост.: Р. Шакур, Ф. Камаев. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. – 152 с.: нот.

40. Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2 т. Т. 1 / сост., биогр. очерки и примеч. В.В. Кунина. – М.: Правда, 1948. – 640 с.

41. Еникеев Г.Х. Старинные башкирские и татарские народные песни. – УГИИ, Фольк. кабинет. – Сб. 3. Инв. 1. – 96 с.: нот. – На правах рукописи.

42. Зефиров В.С. Рассказы башкирца Джантюри. Из воспоминаний о войне с французами // Башкирия в русской литературе. Т. 2. – Уфа: Башк. кн. изд., 1989. – С. 258–261.

43. Зефиров В.С. Рассказы башкирца Джантюри // Башкирия в русской литературе. Т. 1 / сост. М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1961. – С. 258 – 261.

44. Зинатшина Н.В. (Ахметжанова Н.В.) Одноименные башкирские исторические песни и наигрыши: сб. 1. – Казань: КГК, 1980. – 170 с.: нот. На правах рукописи.

45. Зинатшина Н.В. (Ахметжанова) Поэтические тексты башкирских народных исторических песен. – Казань, 1980.– 140 с. На правах рукописи.

46. Земцовский И.И. Народная музыка и современность. К проблеме определения фольклора // Современность и фольклор: ст. и мат. – М., 1977. – С. 20–75.

47. Игнатьев Р.Г. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и устных пересказах у унородцев-магометан Оренбургского края. – Записки Оренб. Отдела русского географического общества. – Вып. 3. – Оренбург, 1875. – С. 230.

48. И Париж видали мы… / автор- сост. Р.Н. Рахимов. – Уфа: Китап, 2012. – 192 с.: ил.

49. Искандарова К.Ф., Каримова С.Ю. «Северные Амуры» в Отечественной войне 1812 года. Взгляд из будущего // Основы художественности в искусстве: опыт веков и современные искания: мат. Всерос. науч.-практ. конф., сост. в УГАИ им. Загира Исмагилова 6–7 декабря 2012 года / отв. ред. С.М. Платонова. – Уфа, 2014. – С. 208–212.

50. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века / отв. ред. Х.Ф. Усманов. – Уфа: Китап, 1996. – 520 с.: ил.

51. Исхакова-Вамба Р.А. Татарское народное музыкальное творчество (Традиционный фольклор). – Казань: Татарское кн. изд-во, 1997. – 264 с.

52. Камаев Ф.Х., Шонкаров Н.Д. 400 башкирских народных песен / сост. Ф.Х. Камаев, Н.Д. Шонкаров. – Уфа: Китап, 2011. – 400 с.: нот. – На башк. яз.

53. Карпова Е.К. Музыкальные традиции народов Южного Урала в рассказах и повестях Владимира Даля // Научные проблемы современного музыкального искусства и образования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.-сост. Е.Р. Скурко. – Уфа, 2015. – С. 72–79.

54. Квитка К.В. Избранные труды: в 2 т. / сост. В.Л. Гошовский. – М.: Сов. композитор, 1971. – Т. 1. – 384 с.; 1973. – Т. 2. – 423 с.

55. Кондратьев М.Г. О ритме чувашской народной песни. К проблеме квантитативности в народной музыке. – М.: Сов. композитор, 1990. – 144 с.

56. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – М: Музыка, 1965. – 245 с.

57. «Любезные вы мои…» / сост. А.З. Асфандияров. – Уфа: Китап, 1992. – 240 с.

58. Матвиевский П.Е. Оренбургский край в Отечественной войне 1812 г.: исторические очерки. – Оренбург,1962

59. Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР): сб. ст. / сост. Гуидо Бимберг, Нелли Ахметжанова. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. – 128 с.

60. Нургалин З.А. Дәүләт теле: цивилизациялы һәм милли берешлек / З.Ә. Нурғәлин. – Өфө: Китап, 2013. – 352 б.

61. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1, ч. 1 / под ред. А.П.Смирнова, Н.В. Устюгова, А.И. Харисова, Р.Г. Кузеева. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1956. – 179 с.

62. Очерки по истории башкирской музыки: учебное пособие / сост. Т.С. Угрюмова. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2006. – Вып. 2. – 153 с.

63. Песни моего народа. Башкирские народные песни в исполнении Флюры Кильдияровой / сост. Ф.А. Кильдиярова. – Уфа: Песня, 1995. – 185 с.: нот.

64. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Т. 1. – М.: Музгиз, 1962. – 384 с.

65. Прибавление к русской истории Сергея Глинки, или Записка и замечания о происшествиях 1812, 1813, 1814, 1815 годов, им самим изданные. – М., 1818. – С. 113.

66. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта / сост., предисл. и коммент. Л.К. Сальмановой. – 2-е изд. – Уфа: Китап, 2012. – 260 с.: ил.

67. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта // Записки Императорской Академии науки. – СПб.,1897. – 330 с.

68. Сайдашева З.Н. Татарская музыкальная этнография. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2007. – 224 с.

69. Сафаргулова Ф.И. Башкирские народные песни о войне 1812 года как основа исторического контекста и музыкальной драматургии в опере «Кахым-туря» З.Г.Исмагилова // Родники народного творчества: мат. Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам изучения народного творчества в системе художественного образования. 29 – 30 октября 2012 г., г. Салават. – Уфа: РУМЦ МК РБ, 2013. – С. 93–99.

70. Сорокина В.М. Республиканский конкурс изобразительного искусства, посвященный 200-летию победы Отечественной войны 1812 года: альбом-каталог. – Уфа: Автор, 2012.

71. Сулейманов Г.З. Курай: учебник по обучению детей на курае. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. – 160 с.: нот.

72. Сулейманов Р.С. Башкирское народное музыкальное искусство. Т. 1: Эпические песни и напевы. – Уфа: Китап, 2001. – 240 с.: нот. – На башк. яз.

73. Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. – Уфа: Бшк. кн. изд-во, 1964. – 133 с.

74. Фоменков М.П. Башкирская народная песня / отв. ред. Л.П. Атанова. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1976. – 204 с.

75. Хамматов Я.Х. Северные амуры. – Уфа: Китап, 2012. – 584 с.

76. Хамитова Г.Ч. Кахым-туря // Башкирская энциклопедия: в 7 т. / гл. ред. М.А. Ильгамов. – Уфа, 2007. – Т. 3: З – К. – С. 376–377.

77. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII–XX вв.). – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1971. – 312 с.

78. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. – СПб.: Лань, 2002. – 368 с.

79. Холопов Ю.Н. Метрическая структура периода в песенных формах // Проблемы музыкального ритма: сб. ст. / сост. В.Н. Холопова. – М.: Музыка, 1978. – С. 105–163.

80. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. – М.: Музыка, 1980. – 296 с.: нот.

81. Чекановска А. Музыкальная этнография. Методология и методика / общ. ред. Э.Е. Алексеева. – М.: Сов. композитор, 1983. – 200 с.

82. Шафиков Г. В песне история народа // Вечерняя Уфа – 1984. – 22 января.

83. Щуров В.М. Принципы жанровой классификации русского музыкального фольклора // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. – М.: МГК, 1980. – С. 144–160.

84. Якупова З.А. Башкирские народные песни и предания об участнике Отечественной войны 1812 года Кахым-туре // Народная традиционная культура в системе современного музыкального образования: сб. науч. ст. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. к 70-летию со дня рождения фольклориста-исследователя, педагога, общественного деятеля, заслуженного деятеля искусств БАССР Ф.Х. Камаева. 22 апреля 2014 г. / науч. ред.-сост. Н.В. Ахметжанова, Ф.Х. Шарафуллин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. – С. 142–146.

85. Якупова З.А. Башкирские народные песни и предания об участнике Отечественной войны 1812 года Кахым-туре (в записях 1884–1980 гг.) // Традиционная и профессиональная музыкальная культура Республики Башкортостан: сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием от 29 октября 2015 года / науч. ред.-сост.: Н.В. Ахметжанова, В.А. Шуранов, Ф.Х. Шарафуллин. – Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, РУМЦ МК РБ, 2015. – С. 53–57.

Покупка готовой работы
Тема: «Башкирские народные песни и наигрыши «Кахым-туря»»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Дипломная работа
Страниц: 97
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика