Курсовая работа
«Структура и социальные проблемы современной российской семьи»
- 34 страниц
Введение….3
Глава 1. Основы семьи, ее функции и типы….6
1.1. Социально-психологический портрет современной российской семьи. Семья как целостная система….6
1.2. Структура и функции семьи….11
1.3. Типология семьи….15
Глава 2. Социальные проблемы современной российской семьи и их решение….19
2.1. Сущность социальных проблем современной российской семьи…19
2.2. Социальная защита семьи….23
2.3. Социальные службы семьи…27
Заключение….30
Список использованной литературы….33
Актуальность темы. Социальные проблемы современной российской семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.
Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, прожинающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги).
Такое определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригругшовой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи, как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений, между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.
Семья — существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения.
Характеристика степени изученности проблемы отечественными и зарубежными исследователями. Материал курсовой работы изучен хорошо как отечественными так и зарубежными исследователями.
Теоретическую базу исследования составили труды известных отечественных ученых:
• в области теории и практики социальной работы и защиты: Гейца И. В., Гусловой М. Н., Курбатова В. И., Кравченко А. И., Медведевой Г. П., Оганяна К. М., Манько Ю. В., Басова Н. Ф., Павленок П. Д., Рудневой М. Я. и др.;
• в области семьеведения: Клушиной Н. П., Зритневой Е. И., Тюгашева Е.А., Попковой Т. В.
Цель – изучить структуру и социальные проблемы современной российской семьи.
Объектом исследования является современная российская семья.
Предмет исследования – структура и социальные проблемы современной российской семьи.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
• описать структуру семьи, ее функции и типы, современные проблемы семьи;
• рассмотреть решение социальных проблем при помощи социальной защиты и социального обслуживания семьи.
Методологическая база работы. При написании работы используются сравнительно-сопоставительный метод. Этого метод сводится к анализу различных источников и литературы с точки зрения их комплексного рассмотрения.
Научная новизна курсовой работы состоит в том, что в ней автор впервые попытался в комплексе рассмотреть структуру и социальные проблемы современной российской семьи.
Практическое значение курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по социальной работе, на семинарских и практических занятиях.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Основы семьи, ее функции и типы
1.1. Социально-психологический портрет современной российской семьи. Семья как целостная система
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья, по определению А. Г. Харчева, — это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
В свою очередь, понятие «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.
Как малая социальная группа семья:
• реализует естественные (витальные) потребности своих членов;
• создает условия для непосредственных контактов;
• не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали;
• социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.
Как социальный институт семья:
• основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;
• совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.
Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.
Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.
В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских отношений. Между супружеской и детско-родительской подсистемами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер). Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникающим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.
Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.
Объективные характеристики функционирования семьи:
• особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и супружеских отношений;
• мотивация брака;
• главенство и ролевая структура семьи;
• особенности коммуникации в семье;
• способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.
Субъективные характеристики:
• удовлетворенность браком;
• семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.
Интегральная характеристика:
• сплоченность семьи.
Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.
Семья как малая социальная группа: реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.
Семья как социальный институт - это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей, а также совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета и т.д.
Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
• экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую.
• репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения).
• функцию воспитания детей.
• сексуально-эротическую.
• функцию духовного общения.
• функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию.
• рекреативную (восстановительную) – функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;
• функцию социальной регуляции, контроля и опеки.
• функция передачи социального статуса.
• функция удовлетворения потребности человека в счастье.
Критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.
В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.
В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную, авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в недостатке средств на социальные цели и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.
Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого — обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.
1. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М.: Дело и сервис, 2005. – 640 с.
2. Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник. – М.: Академия, 2007.
3. Гаспарян Ю.А. Молодость, любовь, семья: социологические проблемы / Ю.А. Гаспарян. – СПб.: Сова, 1996. – 240 с.
4. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2008. – 224 с.
5. Курбатов В. И. Социальная работа: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов/на/Д.: Феникс, 2006. – 480 с.
6. Кузнецова Е. В., Камышова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие. – изд. 4-е. – М.: ИТК Дашков и К., 2008. – 260 с.
7. Кравченко А.И. Социальная работа: учебник. – М.: Проспект, 2007. – 413 с.
8. Клушина Н. П., Зритнева Е. И. Семьеведение: учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2006. – 246 с.
9. Медведева Г. П. Этика социальной работы: учебное пособие. - М.: Владос, 2002. – 208 с.
10. Семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. / Ком. по делам молодежи Киров. обл., Центр соц.-психол. помощи детям, подросткам и молодежи. – Киров, 2004. – 123 с.
11. Оганян К. М., Манько Ю. В. Теория и практика социальной работы. – СПб: Петрополис, 2008. – 276 с.
12. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Басова Н.Ф. – Изд. 3-е, испр. – М.: Инфра-М, 2007.
13. Павленок П. Д. Основы социальной работы. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 560 с.
14. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 476 с.
15. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
16. Поленова С. Н., Холостова Е. И., Холостов Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. – М. ИТК Дашков и К., 2007. – 212 с.
17. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
18. Ростовская Т. К. Семья в современном российском обществе / Т. К. Ростовская. – Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2005. – 107 с.
19. Современные социальные подходы в работе с семьей: сб. материалов науч.-практич. конф. / Ком. по делам молодежи Оренбург. обл. – Оренбург, 2005. – 168 с.
20. Словарь-справочник по социальной педагогике и социальной работе / авт.-сост. М.В. Звяглова. - Великий Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 176 с.
21. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Зайнышева И.Г. и др. – М.: Владос, 2002. – 240 с.
22. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. – 479 с.
23. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004. – 236 с.
24. Технологии социальной поддержки молодой семьи: [сб. ст.] / Ком. по делам молодежи Администрации Киров. обл., Центр соц.-психол. помощи детям, подросткам и молодежи. – Киров: УПЦ «Март-2000», 2001. – 119 с.
25. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие для вузов. – М. Академический проект, 2002. – 496 с.
26. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
27. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учебное пособие / Л. Б. Шнейдер; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - 2-е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 926, [1] с.
28. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2005. - 765, [1] c.
29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
30. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа: Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: А-Приор, 2007. – 224 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Семья как объект изучения социальной работы
Курсовая работа:
Центр помощи семье и детям
Курсовая работа:
Социальная работа с неблагополучными семьями на примере БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района»
Дипломная работа:
Профилактика социального неблагополучия в молодых семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста
Дипломная работа:
Взаимосвязь родительского отношения и социально-коммуникативных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья