Курсовая работа
«Воображение человека и его составляющие: дошкольный возраст»
- 30 страниц
Введение 3
1. Общая характеристика воображения: физиологическая основа воображения, виды, функции, приемы творческого воображения, индивидуальные особенности воображения 5
2. Развитие воображение в дошкольном детстве 19
3. Эмоции, интересы, талантливость и воображение в дошкольном детстве 23
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Актуальность. Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием и мышлением.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
Характеристика степени изученности проблемы отечественными и зарубежными исследователями. Материал курсовой работы изучен достаточно хорошо как отечественными, так и зарубежными исследователями. Теоретическую базу исследования составили труды известных отечественных исследователей: Аверина В. А., Выготского Л. С., Горячева М. Д., Долгополовой А.В., Ферапонтовой О. И., Хисматуллиной Л. Я., Черкасовой О.В., Дмитриевой Н. Ю., Кураева Г. А., Пожарской Е. Н., Крутецкого В. А., Кузина М. В., Мухиной В. С., Фридмана Л. М., Широковой Г. А.
Цель – изучить воображение и его составляющие.
Объект исследования – характеристика воображения как психического процесса.
Предмет исследования – развитие воображения в дошкольном детстве.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть общую характеристику воображения: физиологическая основа воображения, виды, функции, приемы творческого воображения, индивидуальные особенности воображения;
• описать развитие воображение в дошкольном детстве;
• рассмотреть влияние эмоций, интересов, талантливости на воображение в дошкольном детстве.
Методологическая база работы. При написании работы используются сравнительно-сопоставительный метод. Этого метод сводится к анализу различных источников и литературы с точки зрения их комплексного рассмотрения.
Практическое значение курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах психологии.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части раскрывающей тему, заключения и списка использованной литературы.
1. Общая характеристика воображения: физиологическая основа воображения, виды, функции, приемы творческого воображения, индивидуальные особенности воображения
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Воображение — часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.
Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Помимо этих, существуют и другие определения воображения.
Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.
Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:
• источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
• оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.
Физиологическая основа воображения. До сих пор нам почти ничего не известно ни о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? Об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.
Воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут появляться физиологические признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него.
Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальные явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Органическими изменения сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.
Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память.
Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).
Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.
Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.
1. Аверин В.А. Психология развития ребенка. – СПб, 2000.
2. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т. 4.
3. Горячев М. Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О. И., Хисматуллина Л. Я. О.В.Черкасова. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. – 187 с.
4. Дмитриева Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций. – М. : Эксмо, 2007. – 128 с.
5. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Психология человека: Курс лекций. – Ростов/н/Д, 2002. – 232 с.
6. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
7. Кузин М. В. Детская психология в вопросах и ответах. – 2-е изд. – Ростов/н/Д: Феникс, 2006. – 253 с.
8. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Речь, 2006. – 320 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. – 456 с.
10. Психология. Словарь / Под общей ред. Л. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
11. Психология / Под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 2009. – 584 с.
12. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Прайм - Еврознак, 2001.
13. Палагина Н. Н. Развитие воображения ребёнка в русской народной педагогике.//Вопросы психологии. – М.: Педагогика, 1989. – № 6.
14. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Декача. — М.: Изд. дом Красная площадь, 1996. — 400 с.
15. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.
16. Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология: Учебник. – 2-е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 864 с.
17. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480с.
18. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. и ред. Г. В. Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 264с.
19. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. – Изд. 5-е. – Ростов/н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.
20. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – изд., 5-е. – Ростов/н/Д: Феникс, 2007. – 382 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сравнительная характеристика компонентов личностной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Курсовая работа:
Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образовательного учреждения
Дипломная работа:
Социально – педагогическая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях села
Курсовая работа:
Эффективность менеджмента и его составляющие
Дипломная работа:
Методика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста