Реферат

«Изобразительная деятельность как средство развития зрительного восприятия у дошкольников с отклонениями в развитии»

  • 38 страниц
Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика детей с умственной отсталостью 3

2. Занятия рисованием — один из основных видов деятельности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 7

3. Коррекционно-развивающая роль изобразительной деятельности в формировании зрительного восприятия в дошкольном детстве (форма, величина, цвет). 14

4. Методические рекомендации по развитию зрительного восприятия на занятиях по рисованию у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 19

5. Занятие по изодеятельности как основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми с умственной отсталостью 23

Выводы 32

Список используемой литературы 35

Приложение 36

Введение

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Рассматриваемая продуктивная деятельность возникает у ребенка в процессе становления его коммуникативной потребности и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность.

Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

Фрагмент работы

1. Общая характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

Причины умственной отсталости:

• наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);

• внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);

• вредные факторы пренатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

• депривация общения в первые годы жизни (до 7—8 лет).

По некоторым данным, значительная часть людей, которым в детстве был поставлен диагноз «умственная отсталость», не имеет никаких органических поражений мозга, а их недостаточно высокий уровень IQ является всего лишь результатом педагогической запущенности; как правило, это дети из малообеспеченных семей.

Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.

2. Занятия рисованием — один из основных видов деятельности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Особенности становления изобразительной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью являются следствием низкого уровня их общего психического и моторного развития, пониженной активностью и слабо выраженным интересом к работе, своеобразием познавательной деятельности, и обусловлены недоразвитием предметной, игровой деятельности и речи.

Дети чрезвычайно пассивны в работе с карандашом и бумагой. Даже при специальном обучении они не в состоянии сразу повторить простые движения, нарисовать линию. Сложное изображение, требующее нескольких различных движений, им вообще не удается. Вместе с тем, у многих воспитанников обнаруживается ярко выраженная способность к подражанию. В относительно легких случаях некоторые из них способны изобразить определенные предметы по представлению. Иногда их графические построения отвечают элементарным требованиям изображения. Вместе с тем, усвоив определенные графические шаблоны, дети следуют им неизменно, перенося из рисунка в рисунок. Но в подавляющем большинстве случаев деятельность детей остается в до изобразительной стадии, которая у нормально развивающихся детей проходит к началу дошкольного возраста.

Основными задачами коррекционно-образовательной работы в обучении детей изобразительной деятельности и конструированию являются:

• формирование положительного эмоционального отношения к процессу и результату изобразительной деятельности и конструирования, побуждение детей к участию в художественной деятельности;

• воспитание потребности в изобразительной деятельности и конструировании, в отражении окружающей действительности в продуктах деятельности (рисунке, поделке, конструкции, аппликации), в эмоциональных переживаниях, заинтересованности в получении результата;

• развитие познавательной активности, овладение приемами анализа наблюдаемых предметов и явлений окружающей действительности с целью их изображения, развитие самостоятельности и адекватной самооценки в процессе обучения;

• знакомством видами изобразительного искусства (произведения живописи, скульптуры, графики, предметы декоративно-прикладного искусства) на доступном для детей уровне;

• формирование системы знаний о предметах и явлениях окружающего мира, знакомство с их сенсорными характеристиками (представления о сенсорных эталонах);

• обучение приемам отображения предметов и явлений окружающей действительности традиционными и нетрадиционными способами изображения, знакомство с материально-техническими средствами (бумага, карандаши, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, и другие материалы, инструменты и принадлежности), с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность;

• коррекция недостатков психического развития, зрительно-двигательной координации и тонких, дифференцированных движений пальцев и руки в целом;

• подготовка к полноценной жизни в обществе, раскрытие практического значения произведений изобразительного искусства в жизни человека, овладение навыками пользования ими в быту.

3. Коррекционно-развивающая роль изобразительной деятельности в формировании зрительного восприятия в дошкольном детстве (форма, величина, цвет).

Для умственно отсталых детей характерно диффузное недоразвитие поверхностных слоев коры больших полушарий головного мозга, что обусловливает отклонения в развитии познавательной деятельности, в частности ее сенсорно-перцептивной организации. У умственно отсталых детей могут быть нарушены все звенья анализатора – периферический отдел (рецептор), проводящие нервные пути и соответствующие участки коры головного мозга. Рецептор анализирует элементарные раздражения, а сложная аналитико-синтетическая работа осуществляется на уровне центрального звена анализатора.

У учащихся вспомогательной школы чаще, чем у учеников массовой школы, отмечается патология органов чувств (зрения, слуха). Исследователи отмечают в органах зрения школьников с умственной отсталостью нарушение рефракции, нистагм, косоглазие, микрофтальм (уменьшение размеров одного или обоих глаз) и др. Снижение слуха у детей с умственной отсталостью встречается в три-четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся сверстников. У школьников с умственной отсталостью, как указывает Л. В. Занков, наблюдается нарушение проприоцептивных, тактильных и болевых ощущений.

У умственно отсталых детей наблюдаются недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств.

По данным Т. Н. Головиной, у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение цветовой чувствительности. При этом ее развитие на протяжении пяти-шести лет обучения протекает крайне медленно. Большинство умственно отсталых детей правильно узнают и называют основные цвета. Однако узнавание и называние промежуточных и слабонасыщенных цветовых оттенков вызывает большие затруднения. В целях преодоления дефектов цветоразличения умственно отсталого ребенка необходимо учить наблюдать окраску предмета, называть его цвет, сравнивать предметы по цвету, воспроизводить цвет в активной, изобразительной деятельности (рисовании, лепке). Необходимо также воспитывать способность давать правильную эстетическую оценку явлений природы, быта, искусства.

4. Методические рекомендации по развитию зрительного восприятия на занятиях по рисованию у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

В работе с умственно отсталыми дошкольниками применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка. Рассмотрим каждый из этих методов. При выборе по образцу ребенок из нескольких объектов выбирает такой, как тот, который предъявляет ему взрослый. Например, перед ребенком лежат две цветные карточки — красная и желтая. Педагог, поднимая одну красную карточку, просит ребенка: «Дай такую же». При действиях по образцу ребенок воспроизводит предложенный ему взрослым образец, например, глядя на аппликацию, выполненную воспитателем, наклеивает на полоску бумаги чередующиеся круги и квадраты. Как воспитатель делал образец, ребенок при этом не видел. При действиях по подражанию ребенок, напротив, обязательно видит все действия взрослого и непосредственно повторяет их. Так, если ребенок строит дом по подражанию, он видит, как взрослый берет куб и ставит его на стол. Ребенок тоже берет куб и ставит его на стол. Потом взрослый берет треугольную призму и ставит ее на куб — получается дом. Ребенок тут же повторяет действия взрослого и тоже строит дом. Совсем другое дело, если ребенок строит дом по образцу: взрослый строит дом за экраном, а потом убирает экран, и перед ребенком предстает готовый дом. Чтобы построить такой же, ребенку нужно проанализировать образец, увидеть, что постройка состоит из двух частей, одна из них — куб, другая — треугольная призма. Он должен также выделить пространственные отношения элементов: куб внизу, призма наверху — и суметь их воспроизвести. А слабость мыслительных операций, анализа в частности, — характерная черта умственно отсталых дошкольников. Поэтому действия по образцу вначале недоступны малышам. Многим детям трудно также действовать по подражанию. В этих случаях взрослые должны производить свои действия медленно, поэтапно, чтобы ребенок успел увидеть все этапы действия. Но и при выделенном показе действовать по подражанию могут далеко не все дети. При затруднениях надо пользоваться указательным жестом, чтобы выделить нужный предмет, показать, куда его нужно передвинуть. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на «крышу» и говорит: «Возьми», потом показывает на стоящий перед ребенком куб и говорит: «Поставь сюда». Этот прием условно называется жестовой инструкцией. Если ребенок не действует и с помощью жестовой инструкции, следует воспользоваться методом совместных действий: взять руки ребенка в свои и вместе с ним выполнить требуемое действие.

Напомним, что наглядные и практические методы обязательно должны сочетаться с речью — словесной инструкцией, устным объяснением задания, но речь должна включаться постепенно.

Все занятия по сенсорному воспитанию на первых годах обучения должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом.

5. Занятие по изодеятельности как основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми с умственной отсталостью

Занятия изобразительной деятельностью строятся в соответствии с действующей программой. Эти занятия служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей. В целях ослабления этих недостатков необходимо:

• воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;

• учить указывать на называемый воспитателем признак;

• учить называть предметы и их, изображения;

• формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

• учить соотносить элементы изображения с .частями и деталями реального предмета и знать их названия;

• формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;

• развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.

Одна из первостепенных задач олигофренопедагога — выявление индивидуальных особенностей ребенка и характера его изобразительной деятельности. Учет того и другого поможет воспитателю правильно организовать занятия и определить оптимальные способы управления поведением детей.

Заключение

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга.

Причины умственной отсталости: наследственные факторы; внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода; вредные факторы пренатального периода и первых 3 лет жизни и депривация общения в первые годы жизни.

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна, выделяют 4 степени умственной отсталости: лёгкая — дебильность, умеренная — имбецильность, тяжёлая — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность, глубокая — идиотия.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно, имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения социальной защиты, где находятся пожизненно.

Особенности становления изобразительной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью являются следствием низкого уровня их общего психического и моторного развития, пониженной активностью и слабо выраженным интересом к работе, своеобразием познавательной деятельности, и обусловлены недоразвитием предметной, игровой деятельности и речи.

Занятия по изобразительной деятельности проводит воспитатель по подгруппам, как правило, в первую половину дня 3 раза в неделю. Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

По принципу подкладывания происходит обучение детей ориентировке на форму предметов. С помощью специальных игр упражняют детей в восприятии, сравнении различных форм, цветов, величин, расположении в пространстве. В системе игр и упражнений, направленных на формирование у умственно отсталых детей восприятия различных свойств предметов, особое место занимают игры по развитию координированных движений руки и глаз, что является необходимым условием изобразительной деятельности, а в последствии письма.

Занятия изобразительной деятельностью строятся в соответствии с действующей программой. Эти занятия служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.

Интерес дошкольников к занятиям изобразительной деятельностью в определенной мере поддерживается благодаря цветным предметам, используемым в качестве натуры или образца.

Благодаря коррекционно-воспитательной работе у детей формируется положительное отношение к результатам своей деятельности, желание сберечь изображение, получить оценку со стороны взрослого, поделиться радостью с близкими. Все это следует рассматривать как элементе эстетического воспитания умственно отсталых детей.

Разнообразие содержания и методов руководства изобразительной деятельностью способствует психофизическому развитию умственно отсталых дошкольников, ведет к обогащению и перестройке их психических функций.

Список литературы

1. Барш Л. Б., Зарин А. П., Гаврилушкина О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб, 2003.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР. М., 2000.

3. Гусева М. Методические разработки по основам специальной дошкольной педагогики для студентов-дефекиологов. М., 1983.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.Е. Дошкольная олигофренопедагогика М., 98.

5. Грошенков И.А. Занятия изоискусством в специальной коррекционной школе. М., 2001.

6. Грошенков И.А Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе У11 вида. М., 2001.

7. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М., 1980.

8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 76.

9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 85.

10. Миловская С. М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы. Дефектология, 1980, № 4.

Примечания

В приложении выложены конспекты занятий

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика