Курсовая работа
«Труд как основное средство развития дошкольников»
- 24 страниц
Введение 3
Глава 1. Труд как основное средство развития дошкольника. 5
1.1. Труд в истории человечества. 5
1.2. Социальный характер труда. 5
1.3. Место труда в режиме дня. 6
Глава 2. Организация и методика труда детей дошкольного возраста. 7
2.1. Виды и содержание труда дошкольника. 7
2.2. Основные формы организации труда детей, их характеристика. 14
2.3. Педагогические условия организации труда дошкольников 18
Заключение. 21
Список используемой литературы. 24
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причем основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование, активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.
Особого внимания требует обсуждение вопроса теории и методики трудового воспитания детей дошкольного возраста. В ранее созданных работах они представлены преимущественно в рамках дисциплинарного подхода, при котором ребенок оставался лишь объектом деятельности педагога: дети включались в труд, но нередко он оставался «нейтральным» (А.С.Макаренко) процессом в деле воспитания.
В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?
Высказанные вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей дошкольного возраста обосновывают актуальность проблемы и необходимость возврата к ее рассмотрению.
Современный этап отличается «забвением» этой важной проблемы. В новых программах воспитания дошкольников этот раздел отсутствует. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Данная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка. Это вызывает тревогу, т.к. ограничивает действенную возможность его влияния на формирующуюся личность ребенка.
Целью нашей работы является раскрытие системы трудового воспитания детей, дошкольного возраста, включающей в себя задачи, средства и методы руководства детским трудом с учетом постепенного накопления дошкольниками собственного опыта участия в труде, совершенствования навыков, их растущего осознания значения трудовой деятельности, побуждающего включаться в труд.
Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, важнейших при определении степени готовности к обучению его в школе.
Предмет изучения - проблемы развития системы трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза: благодаря целенаправленной систематической работе, возможно воспитать в ребенке трудолюбие, стремление к созидательной деятельности.
Задачи:
1. познакомиться с историей вопроса.
2. рассмотреть место труда в режиме дня и социальный характер труда.
3. рассмотреть организацию и методику труда детей дошкольного возраста.
4. педагогические условия организации труда дошкольников.
Глава 1. Труд как основное средство развития дошкольника.
1.1. Труд в истории человечества.
Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности. К. Д. Ушинский писал, что воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
1.2. Социальный характер труда.
Перед дошкольными работниками ставилась задача воспитания коллективизма. Следовало так организовывать труд детей, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он выполняет частицу общего дела. III съездом в 1924 году было принято решение строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок «продукт социальной среды». Три составляющие социальной среды – труд, природа, общество – были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых.
Труд должен приносить детям радость; важно чтобы они все дела выполняли с увлечением. Поэтому, руководя трудом, необходимо учитывать возможности детей, их возрастные особенности. Не следует упрекать малышей за медлительность и за то, что не всё у них получается так, как надо. Эти упреки вызовут отрицательное эмоциональное состояние и повлекут за собой нежелание в следующий раз принимать участие в труде.
1.3. Место труда в режиме дня.
Пребывание детей в детском саду заполнено разнообразной деятельностью: игры, занятия, труд, развлечения. Но в любой группе, даже при систематической организации трудовой деятельности, есть дети активные, самостоятельные, которые постоянно заняты делом, и такие, которые трудятся от случая к случаю.
Одной из причин этого является постоянное нарушение режима детской жизни. Задержался завтрак, - значит, и занятия задерживаются, поэтому воспитатель спешит все сделать сам или привлечь наиболее активных детей. Увеличилась продолжительность занятия, и, чтобы вовремя уйти на прогулку, воспитатель к уборке игрушек и материалов снова привлекает самых активных, ответственных детей. И так в течение всего дня.
Второй причиной является отсутствие должного контроля взрослых за трудовой деятельностью детей во время их дежурств. В результате работа в основном выполняется активными детьми, хорошо владеющими навыками, а пассивные часто отвлекаются, работоспособность у них низкая.
Воспитатели редко задумываются над тем, как создать в группе для каждого ребенка атмосферу постоянной занятости, как найти в режиме дня время для индивидуальной работы с детьми, когда вовлечь пассивных детей в трудовую деятельность, как их заинтересовать, заставить выполнить работу до конца.
Глава 2. Организация и методика труда детей дошкольного возраста.
2.1. Виды и содержание труда дошкольника.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например самообслуживание большое воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.
Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности. К. Д. Ушинский писал, что воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
Три составляющие социальной среды – труд, природа, общество – были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых. Труд должен приносить детям радость; важно чтобы они все дела выполняли с увлечением.
Пребывание детей в детском саду заполнено разнообразной деятельностью: игры, занятия, труд, развлечения.
Воспитатели редко задумываются над тем, как создать в группе для каждого ребенка атмосферу постоянной занятости, как найти в режиме дня время для индивидуальной работы с детьми, когда вовлечь пассивных детей в трудовую деятельность, как их заинтересовать, заставить выполнить работу до конца.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например самообслуживание большое воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. К видам труда относят:
• хозяйственно-бытовой труд;
• самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
• труд по уходу за животными и растениями;
• ручной труд;
• работа с деревом.
К основным формам организации труда детей относят:
1. поручения;
2. коллективный труд.
Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий.
Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание (например, одно звено стирает вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не превышает четырех. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу.
В труде детям предоставляется возможность продемонстрировать свои умения среди сверстников, что имеет большое значение для старших дошкольников, которым небезразлично их мнение о себе, а также благоприятное положение в группе.
Условия необходимые создавать при организации трудовой деятельности детей, следующие:
1. Систематическое приобщение к труду каждого ребенка.
2. Учет нагрузки на ребенка.
3. Трудовая деятельность детей должна осознаваться ими как необходимая.
4. Трудовая деятельность, предлагаемая детям, должна быть им интересной и привлекать процессом действий, будущим результатом, игровыми моментами.
5. Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь в виду одновременное решение двух задач: и обучение приемам работы, и воспитание отношения к ней, нравственно-волевых качеств.
6. При организации труда детей необходимо учитывать еще одну особенность - воспитание коллективизма.
1. Буре Р. С, Година Г. Н. «Учите детей трудиться». М.: Просвещение, 1983.
2. Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. М., 1971.
3. Буре Р.С. Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 1985.
4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. СПб., 2004.
5. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Сергеева Д. В., М.: Просвещение, 1987.
6. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. Нечаевой В. Г. М.: Просвещение, 1983.
7. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. М., 1986.
8. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой. М., 1987.
9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 1989.
10. Игра и труд в детском саду / Под ред. А. П. Усовой и Л. А. Пеньевской. М., 1961.
11. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1985.
12. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000.
14. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.
15. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду (составитель Л.В. Русскова). М., 1986.
16. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М., 1978.
17. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. М., 1987.
18. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1965.
19. Печерникова И. А. Воспитание послушания и трудолюбия у детей в семье. М.: Просвещение, 1965.
20. Развитие общения у дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1974.
21. Семья и дети: воспитание трудолюбия. М.: Профиздат, 1988.
22. Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. Киев, 1985.
23. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. А. Васильевой. М., 1984.
24. Трудовое воспитание в детском саду. Под ред. Нечаевой В. Г. М.: Просвещение, 1981.
25. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. М. А. Васильевой. М.: «Просвещение», 1984.
Тема: | «Труд как основное средство развития дошкольников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Нетрадиционные виды театрализованной деятельности, как средство развития диалогической речи старших дошкольников
Курсовая работа:
Особенности бухгалтерского учета затрат на ремонт и модернизацию основных средств организации (на примере ООО «Калининградское ПГХ»)
Курсовая работа:
Аудит основных средств на примере ДОЗ Ижмаш
Дипломная работа:
Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа:
Организация образовательной среды коммуникативно - личностного развития дошкольников в доо