Курсовая работа

«Инновационные направления в повышении эффективности физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста»

  • 37 страниц(ы)
  • 1979 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: chikatan

Введение 3

Глава 1. Инновационные технологии в системе физического воспитания дошкольников 8

1.1. История возникновения программ по физическому воспитанию дошкольников 8

1.2. Современные программы по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников 10

1.3. Актуальность использования программы «Кроха» в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста 11

Глава 2. Организация физкультурно-оздоровительной работы по программе «Кроха» 13

2.1. Двигательная активность в повышении эффективности физкультурных занятий и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста 13

2.2. Организация физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста по программе 20

2.3. Особенности организации и проведение подвижных игр 25

Заключение 30

Список используемой литературы 31

Приложение 33

В современном обществе, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

Нельзя не отметить, что ухудшилось состояние здоровья всего населения России. Коэффициент здоровья россиян в 2000 году составлял 0,2, это означает, что из десяти человек здоровы только два.

За последние пять лет, резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.). Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Так, если в четыре года ребенок имел 1-2 отклонения, то к шести годам число отклонений увеличивается до 4-5.

Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:

— падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка России;

— ухудшение состояния здоровья матери;

— стрессы;

— дефицит двигательной активности;

— недостаточная квалификация воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;

— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

— частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ;

— неполноценное питание.

Ухудшение состояния здоровья детей наблюдалось также из-за их перегрузки в ДОУ, которая была вызвана несоответствием содержания образования и форм организации обучения возрастным особенностям дошкольников.

Для исправления таких нарушений в 2000 году было опубликовано инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения», разработанное Управлением дошкольного образования Минобразования России совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. В нем, в частности, отмечалось, что в ряде дошкольных образовательных учреждений наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников, которая приводит к переутомлению, невротизации, отражается на эмоциональном благополучии и состоянии здоровья детей.

Для обеспечения оптимальных гигиенических основ образовательного процесса в детских садах было рекомендовано установить учебную нагрузку, руководствуясь допустимым количеством занятий и их продолжительностью в возрастных группах; обеспечить в течение дня баланс разных видов деятельности; использовать интегрированные занятия; регулировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; наладить взаимодействие педагогов с родителями.

Сегодня важно у современных родителей формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (ст. 18 п. 1 Закона РФ «Об образовании»). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека. Поэтому большинство родителей не служат для ребенка положительным примером здорового образа жизни, часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов занятиям физическими упражнениями и закаливанию. И плохо представляют, каким образом нужно приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве «зрителей» на спортивных праздниках и развлечениях, а в качестве активных участников.

У детей XXI века необходимо формировать интерес к оздоровлению собственного организма посредством формирования у них элементарных валеологических знаний. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Порой педагоги и родители принуждают детей заниматься физическими упражнениями и соблюдать правила гигиены, в результате ребенок теряет к этому интерес. Поэтому педагогу со всей ответственностью предстоит подобрать эффективные методы и приемы, которые позволят в доступной и интересной форме преподнести детям валеологические знания, необходимые для осознания важности ежедневных физических упражнений.

При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только уровень его интеллектуального развития, но также и уровень его физического развития. При этом вовсе не нужно спешить натаскивать детей за год до школы. Сумма разрозненной и большой по объему информации, которая порой предлагается в дошкольном учреждении, подчас трудна для освоения даже самим педагогам. При таких условиях «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье детей, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, — в итоге у ребенка снижается интерес к занятиям.

И педагогам, и родителям необходимо обращать внимание на то, что подготовка ребенка к школе осуществляется не только на занятиях по математике, развитию речи, но и на физкультурных занятиях, где посредством подвижных игр, упражнений и игровых заданий формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, память, мышление, речь, воображение, тонкая моторика руки дошкольника, координационные способности. Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности. В осуществлении этого направления помогала программа по физическому воспитанию дошкольников.

Предмет исследования – инновационные направления в повышении эффективности физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования – организация физкультурно – оздоровительной работы по программе «КРОХА».

Целью данного исследования является раскрыть инновационные направления в повышении эффективности физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть историю возникновения программ по физическому воспитанию дошкольников, а также современные программы по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников;

2) организация физкультурно – оздоровительной работы по программе «КРОХА».

Глава 1. Инновационные технологии в системе физического воспитания дошкольников

1.1. История возникновения программ по физическому воспитанию дошкольников

На протяжении многих лет совершенствовались структура, и содержание раздела «Физическое воспитание».

Первый проект программы детского сада, разработанный дошкольным сектором научно-исследовательского института и специальной комиссией Наркомпроса, был издан в 1932 году. Он состоял из двух частей: I — по видам деятельности детей, II — по «организующим моментам». Одним из разделов первой части было «Физическое воспитание», здесь уделялось внимание формированию ходьбы и бега, культурно-гигиенических навыков дошкольников. Однако в содержании были и недостатки: не учитывались возрастные и специфические особенности детей, недооценивалась игра, объем преподаваемых умений и навыков был невелик. Это объяснялось тем, что содержание проекта программы не было апробировано.

В 1934 году был опубликован документ «Программы и внутренний распорядок детского сада», который по форме расположения материала стал гораздо проще и удобнее. В содержании программ учитывались возрастные особенности детей, и уделялось большое внимание игре.

В 1938 году было выпущено «Руководство для воспитателя детского сада». В главе «Физическое воспитание» были выделены два подраздела. В первом из них обращалось внимание на индивидуальный подход к детям, а во втором раскрывались формы физического воспитания дошкольников: подвижная игра, занятие, утренняя гимнастика. В разделе «Игра» было представлено руководство подвижными играми с правилами.

Несмотря на тяжелое военное время, в 1945 году было выпущено «Руководство для воспитателей». По форме расположения материала и структуре «Руководство.» стало более удобным, чем предыдущие изделия. Для каждого возрастного периода (младший, средний и старший возраст) были определены анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики детей, режим дня и особенности физического воспитания детей. В разделе «Физическое воспитание» были выделены подразделы: личная гигиена и воспитание культурно-гигиенических навыков; физические упражнения; подвижные игры с правилами; утренняя гимнастика; занятия физическими упражнениями; закаливание.

В 1948 году «Руководство для воспитателя детского сада» переиздавалось без изменений.

В структуре раздела «Физическое воспитание», в руководстве 1953 года, появился новый подраздел — «Методические указания», в котором подробно излагалась методика проведения разных форм физического воспитания.

В 1962 году была утверждена «Программа воспитания в детском саду», в которой Программные требования были отделены от методических указаний. Отдельно издаются: «Краткие методические указания к программе воспитания в детском саду» (материалы работы от 3 до 7 лет), «Методические указания по воспитанию детей раннего возраста» и др. Впервые в программе было описано содержание работы с детьми 1-3 года жизни. В разделе «Физическое воспитание» были подробно раскрыты подразделы: «Организация жизни группы и воспитание ребенка», «Игры», «Занятия». В приложении к программе указывались примерные режимы дня для каждой возрастной группы.

С 1962 года по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.

В 1984 году была издана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. Была усилена оздоровительная направленность программы. Уделялось внимание осуществлению мер по охране нервной системы детей, предупреждению утомления и травматизма. В разделе «Забота о здоровье и физическом развитии» описывались оздоровительно-закаливающие процедуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия и особенности формирования навыков личной гигиены. На основе содержания этой программы в 1985 году была разработана для РСФСР и опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

По решению Министерства просвещения СССР, комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в 1984 году была издана «Типовая программа по физической культуре в детском саду». В 1995 году такую же программу разработала Лаборатория физического воспитания. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В программе были определены формы работы по физическому воспитанию, примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей для всех возрастных групп. В программе были представлены специальные упражнения для развития двигательных качеств, формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия. Содержание двигательного режима подлежало коррекции в соответствии с особенностями климатических условий разных регионов страны.

На современном этапе разрабатываются и получают распространение программы физического воспитания нового поколения. С 1995 года в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» каждое ДОУ могло выбирать комплексную программу, а каждый педагог — специализированную. Однако сегодня, анализируя деятельность педагогов, можно констатировать, что большинство из них недостаточно осведомлены или вовсе не имеют представления о парциальных программах по физическому воспитанию.

Важно отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.

В комплексной программе по физическому воспитанию должны быть четко определены: характеристика возрастных возможностей детей, задачи физического воспитания и развития, содержание и условия педагогической работы в каждой возрастной группе (характеристика режима дня, перечень общеразвивающих, строевых упражнений, основных движений), показатели (или уровни) усвоения детьми содержания программы.

В парциальной программе важно отразить: цель, задачи, содержание и условия педагогической работы в каждой возрастной группе, виды занятий и формы работы по физическому воспитанию, перечень педагогических приемов, показатели или уровни усвоения детьми программы. В методическом пособии к программе важно представить конспекты занятий и содержание физических упражнений.

В содержание комплексных и парциальных программ для ДОУ не должны быть включены термины и понятия, педагогические методы и приемы, используемые в теории и методике физического воспитания школьников.

В данных рекомендациях предлагается обзор и анализ программ и технологий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, с учетом вышеперечисленных требований к программам.

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1981.

2. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 272 с.

3. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. Программа и программные требования. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 144 с.

4. Голубева Л. Г. Проблемы физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе // Здоровье и физическое развитие в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещания. — М., 2002. — С. 18—30.

5. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. — М.: Просвещение, 1978.

6. Кочетова Н. П. Подвижные игры и игровые упражнения // Играем с малышами. Под редакцией Григорьевой Г. Г. — М.: Просвещение, 2003. – С. 13-36.

7. КРОХА: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – 6-е изд., – М.: Просвещение, 2004. – 253 с.

8. Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. – метод. пособие для воспитателей и родителей / Н. П. Кочетова. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.: ил.

9. КРОХА: метод. рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.

10. Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В. Организация двигательно-оздоровительных моментов на занятиях дошкольников в группе, — М., 1998.

11. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. — М.: Спорт, 1992.

12. Рунова М. Л. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000. — 256 с.

13. Сивачева Л. Н. Физкультура — это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. — СПб., 2001. — 48 с.

14. Синкевич Е. А., Болычева Т. В. Физкультура для малышей. Уч.-методич. пособие для воспитателей детского сада. — СПб., 2000. —48 с.

15. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2001. — 368 с.

16. Щербаков В. П. Программа по физической культуре от 3 до 17 лет: Программа и методические рекомендации непрерывного физкультурно-образовательного образования. — М.: ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ В ПЕДАГОГИКЕ, 1996. — 208 с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика