Курсовая работа
«Приватизация как инструмент управления государственной собственностью в рыночной экономике»
- 44 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1. Приватизация как инструмент управления госсобственностью 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение процессов приватизации 14
1.3. Формы и методы приватизации в современной российской экономике 17
2. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 21
2.1. Проблемы организации и проведения приватизации государственного и муниципального имущества 21
2.2. Нарушения в сфере приватизации 26
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ 30
3.1. Основные направления совершенствования механизмов приватизации 30
3.2. Разработка предложений по совершенствованию финансового контроля процессов приватизации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приватизация в России явилась объективным фактором реформирования экономической системы, которое проводилось в 80-е годы прошлого века во многих ведущих странах мира. В России приватизация явила собой неизбежный и необходимый этап в процессе перехода общества с преимущественно государственной формой собственности и централизованной системой экономики к обществу с рыночным хозяйством, многообразием форм собственности и организационно-правовых форм предпринимательства.
В настоящее время проводимый в течение двадцати лет многоэтапный процесс приватизации не завершен, новый этап приватизации, обусловленный экономической обоснованностью и предпринятый государством в целях пополнения федерального бюджета, привлечения иностранных инвестиций и формирования класса эффективных собственников, начат в соответствии с утвержденной 17.11.2010г. Правительством Российской Федерации Программой приватизации госкомпаний на 2011 – 2013 гг. Согласно утвержденному плану приватизации, реализация госактивов принесет примерно 1,8 трлн. рублей, 800 млрд. из которых будут отданы не государству, а самим компаниям. Изложенное свидетельствует об актуальности такого явления, как приватизация государственного и муниципального имущества.
Изучению приватизации посвящены работы известных ученых-цивилистов в области собственности: С.С. Алексеева, Т.Е. Абовой, В.К. Андреева, А.И. Бибикова, С.Н. Братуся, В.С. Белых, М.И. Брагинского, Е.В. Вавилина, В.В. Витрянского, А.В. Венедиктова.
Вместе с тем, не все теоретические и практические вопросы управления приватизацией государственным имуществом исследованы глубоко и всесторонне. Недостаточная разработанность концептуальных и методологических подходов, возникающих в ходе приватизации государственного имущества, высокая практическая значимость обусловили выбор темы работы, ее объекта и предмета, постановку ее цели и задач.
Объектом исследования выступает собственно приватизация как явление, а также государственные структуры, управляющие государственным имуществом. Предметом стали организационно-экономические отношения, возникающие в ходе приватизации.
Цель работы заключается в изучении теоретических и практических направлений развития процессов приватизации государственногои муниципального имущества.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
1. Рассмотрение приватизации как инструмента управления госсобственностью.
2. Изучение нормативно-правового обеспечения процессов приватизации.
3. Рассмотрение форм и методов приватизации в современной российской экономике.
4. Анализ проблем при проведении приватизации государственного и муниципального имущества.
5. Выявление нарушений в сфере приватизации.
6. Выделение направлений совершенствования механизмов приватизации государственного и муниципального имущества.
7. Разработка предложений по совершенствованию финансового контроля при проведении приватизации.
Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.
Государственные организации (предприятия) существуют во всех странах со времен образования самих государств, так как существует объективная потребность, вызванная необходимостью материального обеспечения защиты государства от внутренних и внешних посягательств. По мере движения общества эта причина развернулась в необходимость создания государственных предприятий, обеспечивающих ресурсы для обороноспособности и обеспечения правопорядка, стратегическую коммуникационную, энергетическую инфраструктуру, экологическую и экономическую безопасность, предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, социальное обеспечение, здравоохранение, образование.
Объективная направленность капитала на самовозрастание, ускоряя концентрацию производства, привела к монополизации капитала. Монополистический капитал модифицировал общественный воспроизводственный процесс, усилил амплитуду экономического цикла, привел экономику к мощному подъему и к не менее мощным кризисам прошлого и настоящего. Воздействие государства, являющегося монополией по своей сути, обеспечивает постепенное преодоление кризисов, в процессе которых сформировались государственно-монополистические предприятия.
Так как в результате дальнейшей неизбежной концентрации производства возрастает обобществление производства, неизбежно усиливается тенденция к возрастанию доли государственной собственности в мировой экономике, пробивающая себе дорогу через смену кампаний национализаций и приватизаций.
Критерием оптимального соотношения государственной и частной экономик является уровень технологически обусловленного обобществления производительных сил, выражающийся в степени монополизации производства. Критерием более высокого порядка может стать дальнейшее развитие производительных сил, выражающееся в расширенном воспроизводстве совокупного работника.
В России в результате беспрецедентной по масштабам и по ряду оценок неэффективности (с точки зрения развития производительных сил) приватизации [14] доля государственных предприятий и организаций стала критически недостаточной для обеспечения обороноспособности, развития энергетики, коммуникационной инфраструктуры, обеспечения экономической и экологической безопасности, приращения разведанных природных ресурсов, создания, внедрения и распространения новых технологий.
Развитие современных производительных сил, их уровень технологического обобществления диктует необходимость государственной собственности в добывающих, оборонных, природоохранных, коммуникационных отраслях, для создания и внедрении прорывных технологий. Это не только требование развития производительных сил, но и потребность самого капитала, обусловленная его неспособностью самостоятельно, без государства, обеспечить свое собственное расширенное воспроизводство в условиях высококонцентрированного, централизованного, монополизированного современного производства, что еще раз было подтверждено кризисом, начавшимся в 2008 году.
Государство как совокупный капиталист использует государственные предприятия для обеспечения расширенного воспроизводства общественного капитала. И совокупный капитал использует государство, в том числе и государственные предприятия и организации, для обеспечения своего расширенного воспроизводства. Для расширенного воспроизводства общественного капитала необходимо обеспечить воспроизводство работника, которое ни в одной стране мира невозможно без государственных предприятий и организаций.
В ходе выполнения работы были достигнуты следующие цели и сформулированы соответствующие выводы:
1. Рассмотрено определение приватизации и ее роль в регулировании рыночной экономики. Подчеркнуто, что это из важнейших этапов в ходе преобразований и реформы экономики при переходе к рынку. Как инструмент регулирования приватизация представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности. Приватизация, с одной стороны, стала элементом экономической реформы, основой радикальных преобразований, с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. В качестве основных целей приватизации в переходной экономике в ходе работы были названы: экономическая, фискальная, социальная, перераспределение экономических основ власти.
2. Прослежена история нормативного регулирования приватизационных процессов. Под источником правового регулирования понимается юридическая форма, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Основными правовыми принципами приватизации государственного и муниципального имущества являются признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества; открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; возмездность отчуждения имущества.
3. Рассмотрены формы и методы приватизации. По методам приватизации выделяют приватизацию на возмездной и безвозмездной основе. Первый метод предусматривает в основном продажу государственной собственности юридическим лицам и гражданам, а также аренду с последующим выкупом. Второй метод предусматривает два подхода. Прежде всего, осуществляется передача имущества государственных предприятий и организаций в собственность занятых на них работников. Второй подход базируется на разделе и безвозмездной передаче основной части государственного имущества всем членам общества в равных размерах, соответственно возрасту и трудовому стажу. Рассмотрены преимущества и недостатки как первого, так и второго подходов. Способы приватизации в РФ в настоящее время определены Федеральным законом №178-ФЗ:
- Преобразование унитарного предприятия в ОАО или ООО.
- Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
- Продажа акций ОАО на специализированном аукционе.
- Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
- Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО.
- Продажа акций ОАО через организатора торговли.
- Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.
- Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.
- Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО
- Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
4. Показано, что, несмотря на то, что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был: не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
Реализация различных форм и методов приватизации госимущества на практике сталкивается с рядом существенных проблем, среди которых: нарушения законодательства как на региональном, так и федеральном уровнях, нарушения процедур принятия решений о приватизации стратегических предприятий, превышение полномочий, отсутствие регламентирования порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных обязательств по заключенным договорам купли-продажи, принятие решений без учета специфики приватизируемых объектов, отсутствие финансового контроля.
5. В ходе анализа экономических механизмов и российской концепции приватизации было показано, что первые этапы приватизации стали попыткой совместить разнонаправленные подходы: соблюдение интересов трудовых коллективов приватизируемых предприятий и реализация задач народной приватизации с учетом принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий па трудовых льготных условиях.
Однако чтобы приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимо не только разгосударствление, но и создание рыночной среды, адекватной частной собственности на средства производства. Несмотря на серьезный прогресс в законодательном наведении порядка в сфере приватизации в 2001-2003 годах, на практике приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам.
6. В ходе анализа выявленных проблем предложены следующие направления по совершенствованию механизмов приватизации государственного и муниципального имущества:
- Переход к приватизации по индивидуальным проектам.
- Совершенствование оценочной деятельности.
- Формирование дифференцированного подхода.
- Формирование механизма заявительного порядка приватизации государственного и муниципального имущества.
- Создание четких процедур рассмотрения заявок на приватизацию и исчерпывающие основания для их отклонения.
- Обеспечение открытости и доступности процедур приватизации.
- Стимулирование различных субъектов бизнеса к участию в приватизации путем снижения размера задатка при подаче заявки на участие в торгах.
7. Выявленные в ходе исследования проблемы требуют разработки механизмов финансового контроля с целью совершенствования приватизации муниципального и государственного имущества:
Проработка аудита приватизации в механизме приватизационных проектов. Государственный контроль за приватизацией должен стать имманентным свойством самой приватизации.
Определение оптимального количества государственных предприятий, оставшиеся предприятия необходимо приватизировать одним из способов, предусмотренных Федеральным законом. Приватизация предприятий должна проводиться с учетом их ликвидности.
При приватизации следует учитывать стратегическое и социальное значение продукции, выпускаемой приватизированными предприятиями.
Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народнохозяйственного комплекса.
Многочисленные нарушения, связанные с занижением цены и несовершенством оценки приватизируемых предприятий, актуализируют необходимость проработки механизма привлечения независимых аудиторских фирм, чья деятельность будет застрахована.
1. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества"
2. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011, с изм. от 28.07.2012) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
3. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (утратил силу)
4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ (ред. от 05.08.2000) "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (утратил силу)
5. Федеральный закон от 23.06.1999 N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (утратил силу)
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012)
7. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годов. 2-е изд. / отв. редактор С.В. Степашин. М., 2005. С. 10.
8. Вилкас А., Карните Р. Теневая экономика Латвии // ЭКО. 1993. №33; Тюрина А. Теневая экономика в Латвии. М.: Научная книга, 2005. С. 11.
9. Государственный контроль: сб. науч. трудов, посвящ. 200-летию Государственного контроля / отв. ред. И.Б. Лагутин; Курск: Курск. гос. ун-т; Институт публично-правовых исследований .- 2011. 205 с.
10. Голдман М. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки? // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4. С. 23.
11. Городецкий А.Е., Задирако И.М., Павленко Ю.Г. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике // Государственное регулирование экономики в современных условиях. М., 1997. Т. 1. С. 143.
12. Ишаев В. Основные принципы стратегии социально-экономического развития России. // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 5. – С. 21-26.
13. Кондратьева Е.А. Теневые процессы: экономические и финансовые аспекты в национальном и международном измерении. М.: ООО «Аванглион», 2009. С. 246–247.
14. Мазур О.А. Значение государственных предприятий в воспроизведении работников//Вестник СПБГу. -2012.- с.34-38
15. Маран В.Л. Приватизация предприятия: некоторые положительные и отрицательные результаты.//Социология власти. 2003. № 5. С. 128-140.
16. Минервин И.Г. Проблема монополии в переходной экономике. Предисловие // Экономические и социальные проблемы России: Проблемно-тематический сборник. М., 1999. С. 6–7.
17. Назаров В.Л. Приватизация как форма управления государственным имуществом//Нефтегазовое дело.- 2006.
18. Е.Н.Наумова. Реформирование государственной собственности в современной России// Псковский регионологический журнал. 2006. № 3. С. 34-45.
19. Очередь на распил. Кому нужна поспешная приватизация энергетических компаний?//АиФ от 10.04.2013
20. Попов А., Фроловская Т., Фаляхов Р. Год тонкого льда // РБК. М.: СМТП Пресс, 2007. № 1. С. 2, 3.
21. Подберезкин А., Стреляев С., Хохлов О., Ястребов Я. Секреты российской приватизации. М.: Ступени, 2004. С. 59.
22. Радыгин А., Мальгинов Г. Рынок корпоративного контроля и государство. // Вопросы экономики, 2006, № 3. – С. 62-85.
23. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
24. Россия в цифрах. 2005: Кратк. стат. сб. / Росстат. – М.: Информационно-издательский центр "Статистика России", 2005. – 477 с.
25. Румянцев Б.Г. Конкурентная стратегия в условиях рыночной экономики // Социология власти. 1997. № 2. С. 127.
26. Трофимова А.Х. Приватизация в процессе глобализации//в сборнике докладов "Научные труды" участников XI Международной научно-практической конференции (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-3 декабря 2010).- 2010. Вып. 11
27. Трофимова А.Х. Глобализация: процессы становления и развития. Приватизация и глобализация// Юридический мир. 2010. № 10
28. Трофимова А.Х. Актуальность правового регулирования гражданского и приватизационного законодательства// Юрист. 2012. № 1
29. Цуканова Н.Ш. Структура товарных рынков и конкурентная политика переходной экономике // Законодательство и экономика. 1995. Вып. 3–4. С. 6.
Тема: | «Приватизация как инструмент управления государственной собственностью в рыночной экономике» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 44 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственная собственность в рыночной экономике
Курсовая работа:
Функции и структура органов управления государственной собственностью
Контрольная работа:
Организационная структура управления государственной (муниципальной) собственностью
Доклад:
Кадровое обеспечение системы управления государственной собственности
Дипломная работа:
Основные тенденции ценообразования в образовательной сфере