Курсовая работа
«Творчество и.ф. жданова в контексте постмодернистской поэзии»
- 23 страниц
Введение
Глава 1. Особенности постмодернистской поэзии.
1.1. Постмодернизм в русской литературе.
1.2. Поэтические течения и направления постмодернизма.
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие поэзии И.Ф. Жданова.
2.1. Фотографические и поэтические пейзажи И. Жданова.
2.2. Метареализм поэзии И. Жданова.
Заключение.
Список использованной литературы.
Эпоха великих катаклизмов, в которую вступила Россия в конце 80-х годов 20 века, получила в русской культуре свое отражение: открытый тип общества, демократизация, смена диктата идеологии на плюрализм способствовало раскрепощению культуры в целом и литературы в частности. В литературный процесс стали активно внедряться массовое сознание и массовая культура.
Движение литературного процесса в эпоху постмодернизма осуществлялось не только за счет деятельности литературных течений и групп. Все большую роль в нем стали играть творческие индивидуальности, утверждавшие всеми доступными средствами право на свои взгляды и свой художественный метод, что, с одной стороны, закономерно проистекало из изменившихся условий литературной и общественной жизни, с другой, - было чревато падением статуса поэзии как следствие некоей безочарованности.
Причина изменения роли поэзии в жизни во многом была обусловлена ее спецификой. Если генетический аспект лирического начала, выделенный еще В.Г. Белинским, указывает на небольшой объем, асюжетность, доминирование чувств и мыслей, наконец, особую стихотворную форму выражения, обусловливающие динамичность, адекватность и непосредственность восприятия, то коммуникативный аспект лирической интонации предполагает особый статус поэтического текста как источника специфически оформленной информации, существование определенной культурной среды, вне которой восприятие поэтической информации затруднено, непосредственную связь автора и читателя.
Активизация экспериментальной стратегии в рамках постмодернистских теорий синтеза искусств привела к трансформации русского стиха и размыванию границ поэтической формы. Существенно изменилась в поэтическом сознаний роль рифмы. Размытой оказалась и строфическая организация поэтического текста.
На этом фоне особняком выделялись поэты-авангардисты, придерживавшиеся классических традиций в организации стиха. К их числу следует отнести Ивана Федоровича Жданова, чье поэтическое творчество сочетает в себе исконно русскую ментальность с откровенной тягой к идеализации (в допустимых пределах) деревенской жизни на лоне природы и атрибуты современной постмодернистской поэзии с ее открытым неприятием новой идеологии морали.
Выбор темы нашей курсовой работы связан с актуальностью нравственной проблематики на фоне распадающихся культурных основ жизни, деградации моральных ценностей, утраты цельности мировоззрения в обществе, в то время как в литературе в целом и в поэзии в частности сохраняются попытки удержать вечные ценности, которые декларируются в том числе и в поэзии И. Жданова.
Предметом исследования является творчество И.Ф. Жданова в контексте постмодернистской поэзии.
Проследить тенденции постмодернистской поэзии в интересующем нас ключе.
Охарактеризовать идейно-художественное своеобразие творчества И. Жданова как поэта-метареалиста.
Методологической базой исследования стали работы ученых в
области теории и практики постмодернизма: О.В. Богдановой, Н.П.Беневолинской, Н.Л.Лейдермана, М.Л. Липовецкого, В.К. Епишина, М.Н. Эпштейна и др. В определении функций и форм поэтического дискурса мы опирались на труды Ю.М. Лотмана, Н.Д. Арутюнова, И.Р. Гальперина и др. Основой методики анализа поэтических текстов стали работы видных стиховедов и теоретиков литературы В.С.Баевского, Б.Л. Бухштаба, М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, В.А. Западова. Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова и др.
Новизна исследования заключается в попытке выявить роль творчества И. Жданова в контексте постмодернистской поэзии и рассмотреть идейно-художественное своеобразие его произведений.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала в практике вузовского и школьного преподавания литературы.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности постмодернистской поэзии.
1.1. Постмодернизм в литературе
Понятие постмодернизма. Философские основы постмодернизма.
Остановимся на некоторых принципиальных положениях, которые позволят в дальнейшем выделить особенности творческой манеры И.Жданова как поэта-постмодерниста. В широком контексте под постмодернизмом понимается «глобальное состояние цивилизации последнего десятилетия, вся сумма культурных настроений и философских тенденций» (Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. 1993. № 3). Они связаны с ощущением завершенности целого этапа культурного и исторического развития, изжитости современности, вступления в полосу эволюционного кризиса. Породившие постмодернизм веяния отразили изменения в сознании и коллективном бессознательном человечества, разочарованного результатами реализации господствования в 20 веке мировых идей и проектов «законодательного разума», подошедшего к грани самоуничтожения, нащупывающего пути к медиативному.(Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. . – М., 2002. С.8). Медиация – это понятие, отражающая тенденцию к примирению противоположностей с целью сохранения самого человечества.
Постмодернизм заявил о себе как «транскультурный и мультирелигиозный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной 1 информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества». (Маньковская Н.Б. «Париж со змеями». (Введение в эстетику постмодернизма. – М., 1995. С. 94).
Постмодернизм возникает на основе понятия «постмодерн». Термин используют в сфере философии, литературы и искусства для характеристики определенных тенденций в культуре в целом. Оно служит для обозначения: 1) нового периода в развитии культуры; 2) стиля постнеклассического научного мышления; 3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства; 4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе); 5) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине 20 века; 6) теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике). Термин «постмодернизм» применяется в области эстетики и литературной критике наряду с дублирующими терминами «постструктурализм», «поставангардизм», «трансавангард», «искусство деконструкции», а также совершенно произвольно. Это связано с недорстаточной изученностью этого феномена.
В основе постмодернизма лежит несколько принципов. Во-первых, принцип множественности интерпретаций, приближающий к постижению множественности истины, миров, дающий возможность упиваться свободой познания, творчества. Другое принцип – «постмодернистская чувствительность» - специфическая форма мироощущения и соответствующий ей способ рефлексии. Прежде всего это ощущение мира как хаоса, где отсутствуют какие-либо критерии ценностей и смысловой ориентации, где мир отмечен кризисом веры во все ранее существовавшие ценности. Одним из аспектов постмодернистской чувствительности является особая манера письма – «метафорическая эссеистика». Деконструкция – тоже один из принципов постмодернизма – разложение на части, расслоение с целью познании сути вещей, в нашем случае, - текстов. Одна из важнейших задач деконструкции текста – выявление его внутренней противоречивости, обнаружение скрытых остаточных смыслов. Деконструкция впервые была теоретически обоснована французским философом Жаком Деррида, который утверждал, что тексту (особенно художественному) присущи внутренняя неоднородность, многоязычие, открытость, множественность, интертекстуальность, текст не имеет границ. В результате такого подхода возникают новые жанровые образования, новые метафоры.
Специфика постмодернистской метафоры заключается в ее превращении в квазиметафору, метафору метафоры (изображению изображения), где первостепенное значение приобретает ритм, предстающий «как ключ деконструкции». Деконструктивным знаком такой метафоры является особый знак – сиимулякр (от лат. – изображение, подобие, видимость), позволяющий интерпретировать истину как возможность не-истины.
Постмодернистская литература опирается на множество философских теорий. Определяющей, на наш взгляд, является теория интертекста (Деррида, Кристева Барт). Согласно этой теории, интертекст – не совокупность «точечных» цитат, а пространство схождения всевозможных цитаций, поскольку ни один текст не является исходным. Интертекст пишется в процессе считывания чужих дискурсов. Эту идею взяли на вооружение многие постмодернисты, равно как и идею о том, что текст не равнозначен произведению, он выходит за рамки произведения, а также идею плюрализма.
Соотношение модернизма и постмодернизма. Существуют различные мнения относительно соотношения модернизма и посмтмодернизма. Одни считают, что постмодернизм – это новая фаза в развитии модернизма, другие, - что это часть модернизма, третьи. Что постмодернизм – это эстетика переходного периода. Убедительные доводы в пользу оппозиционности двух направлений разработал американский ученый И. Хасан. Ниже приводится выстроенная им система оппозиций.
Модернизм: Постмодернизм:
закрытая замкнутая форма открытая разомкнутая форма
цель игра
замысел случай
иерархия анархия
мастерство / логос исчерпывание / молчание
предмет искусства / процесс / перфоманс /
законченное произведение хеппенинг
дистанция участие
творчество / тотальность / деконструкция /антисинтез
синтез
присутствие отсутствие
центрирование рассеивание
жанр / границы текст / интертекст
семантика риторика
парадигма синтагма
метафора метонимия
селекция комбинация
корни / глубина ризома / поверхность
интерпретация / толкование противоинтерпретация /
неверное толкование
означаемое означающее
чтение письмо
повествование / большая история антиповествование /
малая история
основной код идиолект
тип мутант
фаллоцентризм полиморфность / андрогинизм
паранойя шизофрения
истоки / причины различие / след
Бог-Отец Святой дух
метафизика ирония
определенность неопределенность
трансцендентное имманентное
Если суммировать основные признаки постмодернизма, выдекленные Хассаном, выстраивается следующая их классификация:
1) неопределенность, неясность, двусмысленность, что рождает всякого рода намеки;
2) фрагментарность: коллаж, монтаж на основе готового или расчлененного литературного текста;
3) деканонизация официальных условностей;
4) безличность, поверхностность, множественность «я»;
5) ирреалистичность, антииконографичность;
6) ирония;
7) мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы;
8) карнавализация;
9) перфоманс, участие: театр становится действующей нормой для деканонизированного общества;
10) конструктивизм: конструирование реальности;
11) имманентность: при помощи новых технических средств становится возможным развивать человеческие чувства – охватить мир от тайн подсознания ло черных дыр в космосе и перевести его на язык знаков, превратив природу в культуру, в имманентную семиотическую систему.
Эстетика и поэтика постмодернизма. В основе эстетики постмодернизма лежит постструктуралистский тезис «мир (сознание) как текст». Он подразумевает:
- отношение ко всем предшествующим направлениям как к семитикам различных языков культуры;
- явление так называемой «смерти автора»;
- отстраненно-дистанциированную работу с цитатами;
- «рассеивание» оригинальных текстов путем декнструкции;
- открытость знакового кода;
- пульсации, связанные с метафорами и метонимиями;
- цитатное совмещение несовместимого;
- плюрализм культурных языков;
- многоуровневую организацию текста;
- незавершенность. Открытость конструкций;
- эстетическипе мутации больших стилей;
- игровое освоение Хаоса;
- отношение к тексту как к удовольствию;
- ориентацию на множественность интерпретаций текста;
- раскрепощенность мышления и т.д.
Особенности поэтики постмодернизма. Поэтика постмодернизма поливалентна. Это выражается:
- в появлении новых литературных форм;
- создании произведений на грани литературы и философии, литературы и литературоведения, литературы и искусствоведения, литературы и истории, литературы и публицистики;
- актуализации так называемых второстепенных жанров: эссе, мемуаров, житий, апокрифов, летописей, комментариев, трактатов, полимпсестов и т.д.;
- в цитатно-пародийном многоязычии;
- в растворении голоса автора в используемых дискурсах;
- в травестийном снижении классических образцов, иронизировании и пародипровании;
- в использовании культурфилософской постструктуралистской символики «мир – текст – книга – словарь – энциклопедия – библиотека – лабиринт»;
- в многоуровневой организации текста и т.д.
В развитии русского постмодернизма выделяют три периода:
- конец 60-х - 70-е гг. 20 века – период становления;
- конец 70-х - 80-е гг. – период утверждения;
- конец 89-х – 90-е гг. – период легализации.
Глава 2. Идейно-художественное своеобразие поэзии И.Ф. Жданова.
2.1. Фотографические и поэтические пейзажи И. Жданова.
Иван Федорович Жданов – поэт, эссеист. Родился в с. Усть-Тулатинка Алтайского края. Родители были раскулачены. Работал слесарем в Барнауле; окончил вечернюю школу; учился на факультете журналистики МГУ, откуда был исключен по идеологическим причинам. В 1976 году окончил Барнаульский пединститут. Печатался с 1978 года. Первая публикация появилась в газете «Молодежь Алтая». В 1982 году вышел первый сборник «Портрет», принесший автору славу. После этого появился целый ряд сборников, критических статей. Лауреат ряда литературных премий: Аполлона Григорьева, Максима Горького, Андрея Белого. Увлекался фотографией, и об этой грани творчества следует сказать особо, поскольку это не просто фотографии, сделанные любителем, целое мировоззрение. Его фотографии – это мир, запечатленный художником и поэтом. Жданов много раз выставлял свои фотографии и публиковался в известных фотохудожественных журналах.
Фотографии Жданова – это связь ассоциаций, образов – схожий с поэзией процесс. Изучение фотографий и поэзии Жданова в единстве позволяет наиболее полно понять его творческую концепцию. Некоторые фотографии включены в его поэтические сборники. («Воздух и ветер»).
Довольно известны его крымские фотографии. Туда его пригласил ялтинский поэт Сергей Новиков в 1998 году. Тогда Жданов получил премию аполлона Григорьева, на полученные деньги купил домик на острове.
С точки зрения жанровой характеристики, фотографии Жданова – это пейзажи. Он признавался: «… Я почти не снимаю городов и людей, мне это не интересно. Мне нравятся пейзажи, в которых человека нет, но предполагается, что он где-то здесь рядом. Либо мир, как бы ненадолго оставленный человеком – сады, дороги, огороды. Или уж совсем первозданный мир, на Алтае такие места есть. Тогда пейзаж предстанет как глубокая мысль Бога, отражение его в человеке, в глубине его души» (Diqital Camera. 2006. № 3).
И. Жданов подразделяет пейзаж на два вида: «пейзаж-фрагмент» и «пейзаж-препятствие». Первый связан с пониманием пейзажа как части мира. Второй указывает на то, что он больше, чем просто поверхность, а результат работы души художника. Многоплановость пейзажа проявляется в показе эмоций. Та же многоплановость присутствует в стихах поэта, когда важным становится не само слово, а образ, который скрывается на другом слое. Так, на одной фотографии запечатлена река с водой и льдом, предназначенный для поездов, на заднем плане – горы. В композиции фотографии угадывается явное соответствие со стихотворением «Здесь речь моя еще в ходу…»:
Здесь речь моя еще в ходу.
слова идут издалека –
их так же пишут на роду
и говорят наверняка.
Вода на привязи – не лед,
И связанный песок – не храм.
Мой спор с самим собой в оплот
Останется немым горам.
Ирреальные слои не просто совпадают, а дополняют друг друга, что позволяет наиболее полно и цельно понять и стихотворение и фотогрпафию. В то же время фотография – это не иллюстрация к стихотворению, или наоборот. В центре того и другого стоит личность автора, его душа. Такое совпадение – это результат переживаний, мыслей, нашедших свое отражение в разных творческих работах.
Общим является хронотоп дороги, который на фотографии представлен образами реки и железной дороги, которые являются аллегориями течения и хода жизни. В стихотворении это движение тоже подчеркивается: «речь моя еще в ходу», «слова идут». Это дорога назад, к истокам, к прошлому, а значит ее можно определить как возвращение издалека. Начало этой дороги не обозначено, зафиксирован только отрезок пути, ведь пейзаж – это лишь фрагмент. В процессе возвращения происходит оценивание вновь видимого пространства и того, что было до ухода. Такое сравнение формирует время, его течение. На фотографии его выражением являются два моста: оставшиеся сваи от разрушенного моста являют собой время прежнее, а железный мост, отражающийся в воде, символизирует время новое.
Место, куда возвращается «я» поэта, обозначено указанием «здесь», подразумевающим вполне определенное место – Алтай, с которым у лирического героя осталась связь. На основании сравнения складывается диалог с пространством и с сами собой. «Немота» гор подчеркивает многослойность и стихов и фотографии, отсутствие речи означает направленность вовнутрь, в новый неизвестный слой.
Пространство создается замкнутое, оно не расширяется и не увеличивается, образуя некий круг, точку, в которой концентрируется некая энергия, притягивающая и дающая силы. Не зря на Алтае искали Шамбалу и Беловодье. Алтай в творчестве Жданова остается средоточием космоса, в котором заложено энергетическое начало, необходимое для творческой жизни.
Постмодернизм заявил о себе как «транскультурный и мультирелигиозный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной 1 информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества».
В основе постмодернизма лежит несколько принципов. Во-первых, принцип множественности интерпретаций, приближающий к постижению множественности истины, миров, дающий возможность упиваться свободой познания, творчества. Другое принцип – «постмодернистская чувствительность» - специфическая форма мироощущения и соответствующий ей способ рефлексии. Прежде всего это ощущение мира как хаоса, где отсутствуют какие-либо критерии ценностей и смысловой ориентации, где мир отмечен кризисом веры во все ранее существовавшие ценности. Одним из аспектов постмодернистской чувствительности является особая манера письма – «метафорическая эссеистика».
И. Жданов принадлежит к одному из направлений постмодернизма – метареализму Он в своем творчестве сочетает художническое и поэтическое видение мира. Он самый серьезный и в наименьшей степени подверженный игровому началу представитель метаметаморфистов.
В его стихах обнаруживается духовно-эстетическое начало. Поэт разрабатывает религиозно-этическую проблематику, такие понятия, как Благодать, Искупление, грех, вина, теодицея (проблема существования зла в Божьем мире). Часто он обращается к нравственной проблематике, в том числе к анализу сложного духовного состояния современного человека, подменившего истинные ценности мнимыми, отделившего себя от целостного мира.
Поэтическая интуиция Жданова пробуждается на грани исчезновения вещей, уводит в мир чистых сущностей, зато сами эти сущности обретают зримые очертания.
1. Агеносов В.В. Современные русские поэты: Антология. – М., 2006.
2. Аристов В. «Предощущение света»: О стихах И. Жданова // Литературная учеба. 1986. № 1.
3. Лейдерманг Н.Л., Липовецкий М.Н. Поэзия необарокко. // Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: В 2 т. – М., 2003. Т. 2.
4. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.
5. Штраус А.В. проблема лирического героя в современной поэзии: новые тенденции 1990-х – 2000-х годов. – Екатеринбург, 2009.
6. Эпштейн М. Метаморфоза (О новых течениях в поэзии 80-х годов). // Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1998.
Тема: | «Творчество и.ф. жданова в контексте постмодернистской поэзии» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 23 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Человек и общество в творчестве современного автора
Дипломная работа:
Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Малая проза и. бунина
Курсовая работа:
Информационно-коммуникативные технологии в деятельности Межмуниципального отдела по Елабужскому и Менделеевскому отделам Управления Росреестра по Республике Татарстан
Дипломная работа:
Лексика природоописания в языковой художественной картине мира