Курсовая работа

«Значение градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии территории»

  • 41 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы влияния градообразующих предприятий на социально-экономическое развитие территории 5

1.1.Градообразующее предприятие: понятие, критерии классификации 5

1.2. Градообразующие предприятия как фактор устойчивого развития территории 11

2 Значение градообразующего предприятия в социально-экономическом развитии территории на примере г. Ковдор 27

2.1. Общая характеристика г. Ковдор 27

2.2. ОАО «Ковдорский ГОК» в социально-экономическом развитии г. Ковдор 32

Заключение 38

Список литературы 40

Тема исследования «Значение градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии территории».

Актуальность темы Эффективная организация социально-экономических взаимоотношений города и градообразующего предприятия определяет развитие муниципального образования в целом.

Одной из опор экономики России в настоящее время выступают крупные бизнес-структуры, предприятия (подразделения) которых имеют градообразующее значение. Такие предприятия составляют ядро хозяйственного комплекса, оказывая огромное влияние на социально-экономическое развитие страны, в частности — сибирских регионов.

Федеральным законом от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» [1] градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Однако в настоящее время отсутствуют нормативно закрепленная классификация и градация градообразующих предприятий. Между тем существуют крупные предприятия разной отраслевой принадлежности, формально не отвечающие критериям градообразующего предприятия, но занимающие доминирующее положение в экономике промышленных городов Сибири.

С учетом современной ситуации необходимо разработать новую шкалу критериев понятия «градообразующее предприятие». Исходя из доли работников отдельного предприятия в среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий города, можно предложить следующую градацию градообразующих предприятий: с сильно выраженными градообразующими функциями (более 15 %), средневыраженными (10–15 %) и с относительно слабовыраженными (2–10 %).

Развитие крупных бизнес-структур зависит от географического положения их предприятий и отраслевой принадлежности, особенностей территории базирования, ее ресурсного и производственного потенциалов, степени развитости функциональной структуры городов и районов, численности населения. Исследование территориальных аспектов деятельности бизнес-структур позволяет говорить о формировании новой предметной области, условно называемой «география крупного бизнеса». Это зарождающееся научное направление общественной географии [2].

Цель настоящей работы состояла в выявлении особенностей территориальной организации сис-

Объект исследования ОАО «Ковдорский ГОК».

Предмет исследования социально-экономические отношения, возникающие в системе взаимодействия «город – градообразующее предприятие».

Цель исследования изучение роли градообразующего предприятия в социально- экономической политике города.

Задачи исследования:

Исследовать теоретико-методологические вопросы по особенностям управления градообразующими предприятиями,

Провести анализ объектов исследования и проследить особенности их взаимодействия, рассмотреть проблемы их развития.

1 Теоретические аспекты проблемы влияния градообразующих предприятий на социально-экономическое развитие территории

1.1.Градообразующее предприятие: понятие, критерии классификации

В настоящее время в современном российском правовом поле отсутствует однозначное определение понятия «градообразующее предприятие». Ранее для определения градообразующего предприятия ссылались на Постановление Правительства РФ от 29.08.1994 г. №1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий - должников, являющихся градообразующими». К градообразующим предприятиям относили: «а) предприятие, на котором занято не менее 30 процентов от общего числа работающих на предприятиях города (поселка); б) предприятие, имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 процентов населения города (поселка)». Однако оно утратило силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 02.02.2005 г. №116.

Статья 169 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ (ред. от 27.12.2009г.) «О несостоятельности (банкротстве)» трактует градообразующие предприятия следующим образом: «градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта».

Действуют соответствующие законодательные акты и на региональном уровне: закон Тверской области от 29.12.1999 г. №83-03-2 «О градообразующих предприятиях», закон Ивановской области от 14.12.2000 г. №8903 «О поддержке градообразующих предприятий (организаций), расположенных на территории Ивановской области». Указанные в них критерии соответствуют критериям Федерального закона №127-ФЗ, но также указывают на удельный вес поступлений налоговых платежей в бюджет муниципальных образований.

В специализированных источниках понятие градообразующего предприятия очень близко к понятию моногород, что предполагает существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на все основные аспекты жизни города. Поэтому очень распространен подход, увязывающий деятельность предприятия (или двух предприятий) моногорода с доходной частью местного бюджета. Согласно данному подходу предприятие считается градообразующим, а населенный пункт - моногородом, если доля доходов, поступающих от этого предприятия(ий), формирует свыше 30% городского бюджета.

Практически все подходы к выделению моногородов сводятся к характеристике ограниченного перечня критериев, характеризующих, в первую очередь, основное звено моногорода (монопрофильного населенного пункта) - градообразующее предприятие (организацию).

Так в критериальном подходе бывшего Минтруда России, использованном при составлении перечня монопрофильных городов в 2009 году, к моногородам были отнесены поселения, в которых:

1) на предприятиях (в организациях) одной или двух отраслей работают не менее 25% от общей численности занятых в экономике города;

2) объем производства на предприятиях одной отрасли составляет не менее 50% от общего объема производства промышленной продукции в населенном пункте;

3) занятость в соответствующей непромышленной сфере составляет не менее 50% от всего занятого населения города (для наукоградов, ЗАТО, городов - транспортных узлов).

В рамках деятельности Межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов в субъектах Российской Федерации Министерства регионального развития Российской Федерации были рассмотрены и одобрены следующие критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:

- наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;

- наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.

Загоруйко И.Ю. классифицирует критерии отнесения населенных пунктов к моногородам на основные и дополнительные. В качестве основных приводятся вышеуказанные критерии Межведомственной рабочей группы, а в качестве дополнительных критериев выделяются:

- доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий;

- населенные пункты, численность населения которых более 5000 человек [2].

В.М. Улановский предлагает для отбора моногородов использовать комбинацию критериев, учитывающих:

1) долю работающих на крупнейших предприятиях одной и той же отраслевой принадлежности в общей численности занятых в данном населенном пункте;

2) долю выпуска продукции крупнейшими предприятиями одной и той же отраслевой принадлежности в общем объеме производства в данном населенном пункте; 3) географическую отдаленность населенного пункта от альтернативных рынков занятости в других городах [4]. Следует отметить, что предлагаемые критерии не имеют количественных ограничений, и это делает затруднительным их применение на практике.

В то же время критерии, которые определены количественно (25% экономически активного населения или 50% объема промышленного производства), нельзя рассматривать окончательно установленными. Ведь предприятие, на котором занято на основной работе 24% экономически активного населения, на долю которого приходится 49% объема промышленного производства города, которое отчисляет 19% общего объема налоговых сборов, поступающих в бюджет муниципального образования, трудно не отнести к градообразующему. По мнению И.С. Антоновой речь должна идти не об уровне определенного показателя, а о степени влияния определенного предприятия на развитие рассматриваемого города, его экономику. И далее обращается внимание на проект ФЗ «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации», в котором оговаривалась идея установить временной промежуток, в течение которого критерий должен оставаться на определенном уровне. И.С. Антонова предлагает применять критерии с учетом анализа изменения критериального показателя в динамике (за ряд лет). Основным критериальным показателем по её мнению является доля градообразующего предприятия в общем объеме промышленного производства (превышающая 50%) или доля экономически активного населения, занятая на данном предприятии (25%)[1].

Киреев А.А. справедливо отмечает, «что утвержденные нормативно-правовыми актами значения, необходимые для признания предприятия градообразующим, невозможно применять ко всем категориям городов по численности населения. На уровне городов с населением 100-500 тыс. жителей, даже крупным предприятиям не удастся выполнить критерий по численности занятых. Таким образом, можно утверждать, что приведенным критериям законодательных актов могут соответствовать лишь предприятия малых и средних городов региона, следовательно, данный показатель требует методологической разработки по всем категориям городов основанной на индивидуальном подходе к управлению ими» [3]. Для определения наличия у предприятия градообразующих признаков А.А. Киреев предлагает методику, основу которой составляет количественный анализ критериев градообразующего предприятия рассчитанных с использованием метода относительных величин. К указанным критериям относятся:

1) доля выручки градообразующего предприятия в суммарной величине отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства всеми предприятиями города;

2) доля численности работающих на градообразующем предприятии в общей среднесписочной численности работающих города;

3) наличие на балансе предприятия объектов социальной инфраструктуры;

4) доля налоговых поступлений от градообразующего предприятия в бюджет города;

5) доля основных фондов градообразующего предприятия в величине основных фондов города;

6) доля территории, занимаемая градообразующим предприятием в площади города.

Проведенный анализ показывает, что в современной экономической науке пока не сформулированы единые содержательные критерии выделения моногородов и градообразующих предприятий. Также отсутствует нормативно закрепленная классификация градообразующих предприятий. Существующие подходы к классификации градообразующих предприятий носят разрозненный характер.

На рисунке 1 приведена разработанная автором классификация градообразующих предприятий, составленная с учетом уже существующих и новых подходов.

Спорным и сложным остается вопрос о снижении уровня влияния градообразующего предприятия на моногорода. С одной стороны, это влияние является очевидным, имеются рычаги экономического воздействия, с другой стороны эффективность работы коммерческой организации оказывает колоссальное влияние на социально-экономическое развитие города как урбанистической системы.

В эффективном функционировании крупных предприятий заинтересованы не только собственники и работники, но и муниципальные власти, так как в этом заключается в большей степени условие развития социально-экономической сферы муниципального образования.

Следовательно, и конкурентоспособность моногородов в большой степени зависит от конкурентоспособности градообразующего предприятия.

Градообразующее предприятие занимает важное место в системе социального развития.

При этом центральное место отводится не только развитию корпоративной системы социальной защиты и профессиональной занятости работников предприятия и их семей, но и развитию культурного и гуманитарного направлений социальной сферы. Примерами могут служить работа с молодежью и детьми, забота о старшем поколении и ветеранах, система развития физической культуры и спорта, организация и проведение культурных массовых мероприятий, открытые библиотеки и так далее. Большое внимание градообразующие предприятие должно уделять благоустройству городов, их озеленению и снижению отрицательного влияния на экологическую обстановку и здоровье населения.

Влияние градообразующих предприятий на развитие города в большой степени зависит от их участия в функционировании социально направленных муниципальных учреждений.

Муниципальные власти должны разрабатывать механизмы социального развития, охватывающие все уровни взаимодействия урбанистической системы и предприятия.

Необходимо разрабатывать планы по стратегическому планированию развития предприятия и территории, где интересы экономического развития будут взаимосвязаны. Регулятивная функция органов местной власти заключается в обеспечении действенности организации с помощью использования инструментов оперативного и стратегического планирования развития крупных градообразующих предприятий.

И. Бегг рассматривает конкурентоспособность города, как уровень развития экономики, то есть экономическую мощь и как сравнение уровня развития по сравнению с другими городами.

Экономическая мощь города, по мнению И. Бегга, обеспечивается конкурентоспособностью фирм, расположенных в нем. В сравнении с другими городами, он рассматривает конкурентоспособность, как привлекательность города и его преимущества. Что бы обеспечить конкурентоспособность городу, необходимо создать условия для конкурентоспособности и устойчивости градообразующих предприятий [5, с. 802].

Основными показателями конкурентоспособности городов, являются производительность, занятость и уровень и качество жизни. То есть имеется четкая взаимосвязь влияния крупных и градообразующих предприятий на социально-экономическое развитие урбанистической системы.

1. Алушкин Ю.А. Градообразующее предприятие как фактор социально-экономического развития территории [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ю.А. Алушкин. - СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2011. С. 3.

2. Антонова И.С. Управление инвестиционной привлекательностью проектов диверсификации экономики моногорода (на примере моногорода Юрга Кемеровской области). Дисс.канд. экон. наук. Кемерово, 2011. -200 с.

3. Данилов-Данильян, В.И., Экологический вызов и устойчивое развитие [Текст]: Учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 195.

4. Загоруйко, И.Ю. Концептуальные основы редевелопмента при реформировании промышленных моногородов. Автореф. дисс. докт. экон. наук. - Ижевск, 2011.

5. Киреев А. А. Города с градообразующими предприятиями в системе управления регионом. Дисс.канд. экон. наук. Уфа, 2010. -196 с.

6. Крюкова, О.Г., Арсенова, Е.А. Влияние мирового финансового кризиса на экономику моногородов. [Электронный ресурс] / Официальный сайт научно-экономического журнала, посвященного вопросам непрерывности бизнес- процессов, профилактике возникновения и урегулирования кризисных ситуаций на предприятии «Эффективное антикризисное управление». - Режим доступа: http://www.e**m.ru/magazine/60/eau_60_13.htm

7. Мочурова О.А. Проблема реструктуризации градообразующих предприятий [Текст] / О.А. Мочурова // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 4. - С. 32.

8. На государственном уровне. [Текст] // Зеленый колокол. - 2012. - № 05-06 (217-218).

9. Неклюдова Т.А. Город - градообразующее предприятие: социально-экономическое взаимодействие. [Текст] / Т.А. Неклюдова. - Челябинск: Челяб. гос. уни-т, 2005. - С. 8.

10. Островский, Н.В. Критерии устойчивого развития: муниципальные аспекты. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://n**t.ru/tp/ns/kur.htm

11. Островский Н.В. Счастье и устойчивое развитие. [Текст] / Н.В. Островский // Экологические проблемы России. Предложения для обсуждения на 2-ом Всероссийском съезде по охране природы. Центр экологической политики России. Москва, 1999.

12. Очирова, Е.Л. Экономические и экологические аспекты устойчивого развития современной экономики. [Текст] / Е.Л. Очирова. - Иркутск: ИрГУПС, 2009. - С. 10-20.

13. Павленко В.Б. Мифы «устойчивого развития». «Глобальное потепление» или «ползучий» глобальный переворот? [Текст] / В.Б. Павленко. - М.:ОГИ, 2011. - С. 121.

14. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы. [Текст] / М.О. Подпругин // Российское предпринимательство. - 2012. - № 24(222). - С. 214-221.

15. Редюшев, А.А. Моногорода и градообразующие предприятия. Социально-экономические проблемы развития современных городов. [Текст] / А.А. Редюшев. / Материалы Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2005.

16. Самсонов А.Л. Разумно ли человечество. [Текст]/ А.Л. Самсонов // Экология и жизнь. - 2000. - №2. - С. 10.

17. Улановский В.М. Совершенствование управления устойчивым социально- экономическим развитием муниципального образования (на примере малого города). Дисс.канд. экон. наук. Челябинск, 2005. - 175 с.

18. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - С. 6.

19. Утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». / Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.m**r.gov.ru/news/detail.php?ID=128646

20. Цвикелевич А.В. Управление развитием муниципального образования на основе программноцелевого метода [Текст]: Автореферат диссертации на соискание уч.степени к.э.н. / А.В. Цвикелевич - Ижевск, 2005.

21. Шмелева И. Социальные аспекты устойчивого развития - проблемы и стратегии: размышления по итогам Всемирного саммита «Рио+20» [Текст] /под ред. С. Бобылева. Материалы конференции « Устойчивое развитие в России» / И. Шмелева - М., 2013. - С. 200.

Покупка готовой работы
Тема: «Значение градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии территории»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика