Курсовая работа

«Особенности прогнозирования социально-экономического развития Курской области»

  • 42 страниц
Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретико-методологические основы прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации….5

1.1.Понятие, сущность и принципы прогнозирования социально-экономического развития регионов….5

1.2.Функции, подходы и методы прогнозирования…10

Глава 2. Особенности прогнозирования социально-экономического развития Курской области….16

2.1.Нормативно-правовые основы прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации….16

2.2. Анализ прогнозирования социально-экономического развития Курской области…19

Глава 3. Основные проблемы и напраления развития прогнозирования социально-экономического развития Курской области…31

3.1.Проблемы прогнозирования социально-экономического развития регионов и возможные пути их решения….31

3.2 Перспективы развития документов, регулирующих вопросы прогнозирования социально-экономического развития…34

Заключение….38

Список использованной литературы….42

Введение

Актуальность темы исследования. Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д.

Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Прогнозирование социально-экономического развития региона — это предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной нами темы.

Цель курсовой работы: изучить теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования регионального социально-экономического развития.

Фрагмент работы

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно - технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации). Положения Конституции Российской Федерации определяют нормотворческую компетенцию органов государственной власти Российской Федерации по определению основ прогнозирования социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации.

Основываясь на обозначенных конституционных положениях органы государственной власти Российской Федерации вправе определять систему прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации. Так, Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115 – ФЗ, определены цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов.

Заключение

В результате изучения темы

Прогноз – основной инструмент анализа экономической политики. Он позволяет получать аналитическую информацию, необходимую для управленческих решений. При прогнозировании социально-экономического развития территорий выявляются объективно действующие тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы, осуществляется комплексная оценка социально-экономического развития территорий, формируются мероприятия, способствующие оперативному решению проблем.

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также достоверность и точность прогнозов.

Основными функциями прогнозирования являются: научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций; исследование объективных связей социально-экономических явлений развития хозяйства; оценка объекта прогнозирования; выявление объективных альтернатив экономического и социального развития; накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

Среди широко используемых методов выделяют: программно-целевой метод, балансовый метод, нормативный метод, метод экстраполяции, метод экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования. Эти методы позволяют наиболее эффективно и рационально осуществлять государственное регулирование экономики, так как их использование сглаживает недостатки одних методов за счет преимуществ других.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В РФ действует двухуровневая система регулирования прогнозной деятельности: федеральный и региональный.

1. Федеральный уровень, представленный Конституцией РФ, ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок разработки и утверждения программ социально-экономического развития, собственно сами программы развития социальной сферы.

2. На региональном уровне относительно прогнозирования и программ социально-экономического развития каждый субъект Российской Федерации имеет соответствующие нормативно-правовые акты. Региональное законодательство, в сущности, дублируют федеральный закон, перенося все его положения на региональный уровень. Ответственность за разработку прогнозов в регионах возложена на администрацию субъекта Федерации.

Основываясь на конституционных положениях, учитывая приведенные положения законодательства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации полномочны принимать правовые акты по вопросам регулирования системы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Исследование показало, что основным препятствием на пути модернизации экономики Курской области становятся уже сложившиеся социально - экономические системы (организационные, производственные, налоговые, организации сбыта, образование и пр.), отличающиеся консерватизмом, инерционностью, ориентацией на примитивные формы ведения хозяйства. Эти системы находят свое отражение в устойчивой производственной функции региона.

Достоверный прогноз возможен при условии обеспечения качественной информацией органами статистики. Поэтому система взаимодействия территориальных комитетов госстатистики с органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления должна совершенствоваться.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №45-ФЗ (ред. от 27.12.2018)//Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 №115-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017)"О стратегическом планировании в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.

5. Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» (вместе с «Правилами государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования»)// Собрание законодательства РФ", 06.07.2015, N 27, ст. 4067

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)// Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

7. Закон Администрации Курской области от 29 апреля 2015 года N 46-ЗКО «О стратегическом планировании в Курской области»

8. Закон Курской области от 18 июня 2003 года N 33-ЗКО "О бюджетном процессе в Курской области"

9. Постановление Администрации Курской области «О порядке корректировки прогнозов социально-экономического развития Курской области на среднесрочный и долгосрочный периоды» от 25.12.2015 г № 940-па (с изменениями на 29.05.2017)»

Научная литература

10. Андреев А., Борисова Л., Плучевская Э. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 464с.

11. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ин-т новой экономики, 1997.

12. Баранов С.В. Производственные функции: об истории, свойствах, проблемах и возможностях использования в региональных исследованиях // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 47. С. 11-15.

13. Гагарина Г. Ю., Губарев Р. В., Дзюба Е. И., Файзуллин Ф. С. Прогнозирование социально-экономического развития российских регионов // Экономика региона. — 2017. — Т. 13, вып. 4. — С. 1080-1094

14. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2000.

15. Горбунов В.К., Львов А.Г. Построение производственных функций по данным об инвестициях // Экономика и математические методы. 2012. Т. 48. № 2. C. 95-107.

16. Долгосрочное планирование и прогнозирование. - М.: Прогресс, 2013. - 520 c.

17. Зарецкая В.Г., Дремова Л.А., Осиневич Л.М. Построение производственной функции региона с учетом инновационной составляющей // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 2. С. 20-28.

18. Зарецкая В.Г., Осиневич Л.М. Оценка прогноза экономического роста на основе производственной функции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 19. С. 1931;

19. Коваленко Е. Региональная экономика и управление. – М., 2007.

20. Кукарекая Л.И. Актуальные вопросы прогнозирования социально-экономического развития в контексте стратегирования // Вестник Алтайской академии экономики и права 2013. - №1. - С. 45-49.

21. Лапыгин Ю. Н. Экономическое прогнозирование : учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин, В. Е. Крылов, А. П. Чернявский. — М. : Эксмо. — 256 с. — (Высшее экономическое образование). 2014

22. Лысенко, М.В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник для бакалавриата / М.В. Лысенко. - М.: КноРус, 2016. - 685 c.

23. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебник / А.Н. Семин и др. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 308 c.

24. Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Невская. — 2-е изд., испр. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 236 с.

25. Осиневич Л.М., Дремова Л.А., Зарецкая В.Г. Выявление факторов экономического роста региона по доминирующим видам экономической деятельности (на примере Курской области) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 28. С. 11-22;

26. Пиньковецкая Ю.С. Использование производственных функций для оценки эффективности деятельности предпринимательских структур в регионах // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2013. № 1. С. 104-107.

27. Сысенко В.И., Селютина М.В. Природно-экономический анализ социально-экономического развития Курской области // Ученые записки Курского государственного университета. 2013. № 1(25). С. 55-66.

28. Светуньков С.Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики. — Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2014.

29. Сводный статежегодник Курской области Курск 2018

30. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / под. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. Кн. 2. М.: Дело, 2013. 408 с.

31. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.

Электронные ресурсы

32. Лобанова М.А. Оценка социально-экономического положения Курской области в разрезе регионов ЦФО // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №7 (40). URL: http://www.i**ov.ru/science/economy/otsenka-sotsialno-ekonomicheskogo-p/

33. Прогнозирование социально-экономического развития регионов России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://region.pr**noz.ru/reg_prognoz_publication.aspx

34. Прогноз социально-экономического развития региона // "Экономика труда" [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://labour**onomics.ru/regioneconomics/103-prognoz

35. Твердохлебова Е. А. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 249-255. — URL https://m**uch.ru/archive/54/7399/ (дата обращения: 11.03.2019).

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности прогнозирования социально-экономического развития Курской области»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика