Дипломная работа

«Государственная и общественная защита прав потребителей: актуальные вопросы теории и практики»

  • 69 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1. Права потребителей как объект защиты 6

1.2. Формы защиты прав потребителей 13

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕИТЕЛЕЙ 21

2.1. Государственные органы, осуществляющие защиту прав потребителей: организационно - правовая структура и правомочия 21

2.2. Понятие и правовой статус общественных объединений 39

2.3. Анализ судебной практики по делам о защите прав потребителей с участием общественных объединений 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 62

Введение

Актуальность темы. Когда человек появляется на свет, никому неизвестно, кем он станет в будущем - педагогом, юристом или врачом, но то, что этот человек будет потребителем известно точно. Иными словами, потребительские отношения уникальны, поскольку они возникают, изменяются и прекращаются, сопровождая человека на протяжении всей его жизни. Выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, гражданин нуждается в эффективной правовой защите своих нарушенных прав.

В целом национальная система защиты прав потребителей РФ сформирована должным образом: выстроен федеральный, региональный и муниципальный уровни защиты, осуществляемые соответственно государственными и муниципальными органами власти во взаимодействии с общественными объединениями. Однако, в связи с реализацией цели государства по снижению административной нагрузки на бизнес, законодательство в сфере государственной защиты прав потребителей претерпевает существенные изменения. Эти изменения отражаются на уровне защищенности потребителей - необходимо не просто выстраивать четкие отношения с бизнесом, важно чтобы не пострадало наиболее слабое звено - потребитель. В этой связи роль общественной защиты прав потребителей возрастает.

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость изучения государственной и общественной защиты прав потребителей, а с учетом последних изменений в законодательстве, затрагивающих данную сферу актуальность настоящей работы возрастает.

Целями написания данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей государственной и общественной защиты прав потребителей; разработка методических рекомендаций на тему: «Государственная и общественная защита прав потребителей: актуальные вопросы теории и практики».

Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть права потребителя как объект защиты;

- охарактеризовать формы защиты прав потребителей;

- изучить организационно - правовую структуру государственных органов, осуществляющих защиту прав потребителей;

- рассмотреть правомочия государственных органов, осуществляющих защиту прав потребителей;

- изучить правовой статус общественных объединений по защите прав потребителей;

- проанализировать судебную практику по делам о защите прав потребителей с участием общественных объединений по защите прав потребителей.

Объектом исследования выступают общественные публично - правовые и частно - правовые охранительные отношения, которые возникают по поводу нарушения прав потребителей при продаже товаров, оказании услуг и выполнении работ.

Предметом исследования являются охранительные правоотношения с участием государственных органов власти и общественных объединений.

Источниковая база ВКР. Правовой основой данной работы явился Закон РФ от 07.02.1992 № 2300- 1 «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82- ФЗ.

Кроме обозначенных нормативно - правовых актов, большую часть работы составили подзаконные нормативно - правовые акты: постановления Правительства РФ и приказы федеральных ведомств, а также научная литература и другие ресурсы в сфере защиты прав потребителей.

Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы, включающие анализ, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: описательный и статистический методы исследования.

Степень изученности проблемы. На сегодняшний день существует множество работ, посвященных вопросам государственной и общественной защиты прав потребителей. Однако большая их часть носит скорее информативный характер, чем научный. Среди авторов работ информативного характера, необходимо выделить А.В. Селянина, Г.Р.Гафарову, И.А.Деревнину.

Среди авторов, работы которых посвящены исследованию вопросов форм защиты можно назвать М.С. Шакаряна и Г.П.Арефьева, а особенности судебной защиты прав потребителей с участием общественных объединений наиболее полно отражены в трудах Е.Я.Савченко.

Новизна данной ВКР заключается в том, что, рассмотрев особенности государственной и общественной защиты прав потребителей впервые были разработаны методические рекомендации для преподавателей системы среднего профессионального образования по обозначенной теме.

Практическая значимость ВКР. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы преподавателями системы среднего профессионального образования в процессе преподавания специального курса «Потребительское право» для специальностей юридического и экономического профиля подготовки, в процессе преподавания дисциплины «Основы права» в рамках отдельной темы, отдельного раздела, предусмотренного рабочей программой дисциплины.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, методической разработки, заключения, списка использованной литературы и источников. Список литературы и источников включает 54 наименований.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Права потребителей как объект защиты

Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности .

Исходя из законодательно закрепленной дефиниции, а также комментариев, данных такими юридическими деятелями как Макаров Ю.Я. , Харченко А.А. , Парций Я.Е. потребителем не является:

- гражданин, приобретающий или использующий товары для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. для извлечения прибыли;

- гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (приобретение принтера, видеокамеры для работы в офисе, натирка полов и др.) ;

- гражданин, вступающий в отношения с органами публичной власти, осуществляющие государственно - властные полномочия, административно - распорядительные полномочия (рассмотрение судами дел, составление нотариусом завещания или совершение иных нотариальных действий и т.д.).

Необходимо обратить внимание на то, что потребителем является не только тот гражданин, который заказал, приобрел товар или же начал его использовать, но и тот гражданин, который только имеет намерение заказать или приобрести такой товар. Иными словами, когда у гражданина возникает интерес к определенному товару и его покупке, он уже является потребителем.

Определенно потребителем является и гражданин, не вступающий с продавцом или другим контрагентом в прямую связь. Например, физическое лицо заключило договор розничной купли - продажи и приобрело ноутбук, в дальнейшем подаренный другому лицу, который также будет считаться потребителем, поскольку из указанной выше дефиниции следует, что потребителем является физическое лицо в том числе использующее товар для бытовых нужд.

Считается, что потребитель является менее защищенным субъектом потребительских правоотношений. Это связано, прежде всего с тем, что потребитель, как правило, не является профессионалом и не может разбираться в тех или иных товарах (работах, услугах), а тем более в быстро развивающимся современном рынке, когда появляются инновационные товары не может предсказать результат приобретения таких товаров (работ, услуг). Продавец же является специалистом в области торговли.

Необходимо понимать, что продавец - это не лицо, стоящее за прилавком магазина. Продавцом является «организация либо индивидуальный предприниматель, который реализует товары потребителям» . А лицо, стоящее за прилавком магазина является представителем продавца, т.е. работником. Исходя из этого, потребитель вступает в отношения с продавцом, т.е. организацией в целом или же индивидуальным предпринимателем, а не с конкретным работником.

Поскольку потребитель является менее защищенным субъектом потребительских правоотношений он нуждается в эффективной защите своих прав.

Основой для формирования законодательства Российской Федерации и выработки политики в данной области явились Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые Организацией Объединенных Наций 9 апреля 1985 г. резолюцией 39/248 , в которые вошли такие принципы как право на выбор, информацию, потребительское образование, безопасность, возмещение ущерба, право на удовлетворение базовых потребностей, качество товара (работы, услуги), право быть выслушанным.

Данные принципы нашли свое отражение в частности в Законе о защите прав потребителей, принятым в 1992 году и ставшим одним из первых нормативно - правовых актов, имеющих прямое отношение к улучшению положения потребителя на рынке товаров и услуг. Закон о защите прав потребителей не только расширил круг прав потребителей, но и закрепил сам механизм реализации прав потребителей с помощью государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений. На сегодняшний день указанному закону исполнилось уже 27 лет и на протяжении данного времени закон постоянно актуализировался и претерпевал определенные изменения и дополнения, потребность в которых была вызвана быстро развивающейся экономикой.

Но несмотря на значимость данного Закона, Гражданский Кодекс РФ по - прежнему остается основополагающим законом, в котором прописаны многие базовые нормы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.

Заключение

Потребитель, являясь менее защищенным субъектом потребительских правоотношений нуждается в эффективной защите своих прав. На сегодняшний день права потребителей защищаются большим количеством нормативно - правовых актов. Основным нормативно - правовым актом, устанавливающим права потребителей и формы их защиты, является Закон «О защите прав потребителей».

Законодателем предусмотрены две основные формы защиты прав потребителей - государственная и общественная. Форма защиты указывает на субъект, осуществляющий соответствующую деятельность по защите прав и законных интересов потребителей. Именно субъект, осуществляющий защиту является квалифицирующим признаком одной формы по отношению к другой. Потребитель может самостоятельно выбрать любую форму защиты: в рамках государственной формы защиты потребитель вправе обратиться в уполномоченные государственной органы власти, а в рамках общественной формы защиты - в общественные объединения потребителей.

Перечень государственных органов, работающих в направлении защиты прав потребителей является достаточно большим. В связи с этим, особенности государственной защиты потребителей в настоящей работе были рассмотрены преимущественно на примере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая является основным органом в системе государственных органов защиты прав потребителей.

В основном органы государственной власти, работающие в направлении защиты прав потребителей обеспечивают данную защиту путем осуществления какого - либо вида государственного надзора. Было выявлено, что на сегодняшний день контрольно - надзорная деятельность государственных органов претерпевает значительные изменения. Данные изменения являются результатом реализации государственной программы «Реформа контрольно - надзорной деятельности», принятой в 2016 году. В рамках данной программы задано направление по актуализации всей законодательной базы в области надзора (контроля), введению риск - ориентированного подхода при проведении уполномоченными государственными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов, введению механизма контрольной закупки и т.д.

На наш взгляд применение риск - ориентированного подхода в области защиты прав потребителей позволит обеспечить более эффективную государственную защиту, поскольку такой подход направлен в большей степени на осуществление государственными органами проверок тех хозяйствующих субъектов, которые представляют для потребителя наибольший риск. Необходимо отметить и тот факт, что применение данного подхода позволит соблюдать важный баланс интересов как потребителей, так и добросовестных хозяйствующих субъектов.

Если внедрение риск - ориентированного подхода при проведении плановых проверок действительно оправдано и позволяет соблюдать интересы двух сторон потребительских правоотношений, то внедрение такого подхода в механизм внеплановых проверок учитывает интересы лишь одной стороны - предпринимателей. На наш взгляд нет необходимости внедрять такой подход в механизм внеплановых проверок. Это обуславливается тем, что для защиты хозяйствующего субъекта от необоснованных внеплановых проверок на сегодняшний день уже приняты необходимые меры на практике показавшие свою эффективность, а внедрение риск - ориентированного подхода в механизм внеплановых проверок полностью отдалит государство от защиты наиболее слабого субъекта рынка - потребителя.

Кроме внедрения риск - ориентированного подхода в рамках настоящей работы была рассмотрена процедура осуществления контрольной закупки, право на проведение которой было закреплено за Роспотребнадзором в январе прошлого года, введенная сравнительно недавно процедура обязательного претензионного урегулирования перед обращением потребителей в государственные органы за защитой, а также другие изменения, затрагивающие сферу деятельности государственных органов по защите прав потребителей.

В целом рассмотрев все новеллы законодательства в области государственной защиты прав потребителей, мы можем говорить о том, что на сегодняшний день государством задан курс по переходу от надзора к мерам профилактики, предупреждению и обучению поднадзорных субъектов. В этой связи важно не только сохранить уже достигнутый уровень защиты прав потребителей, но и всячески его повышать. С этой задачей, как мы предполагаем, успешно справятся общественные объединения.

Общественные объединения по защите прав потребителей как было выяснено обладают более широким спектром полномочий нежели органы государственной власти в рассматриваемой сфере. Их значимость неоднократно подчеркивали и сами органы государственной власти.

Учитывая указанные обстоятельства, мы предлагаем развивать государственно - частное партнерство, аккумулирующие в себе эффект государственного принуждения и наказания с практически неограниченными возможностями по свободному, непрерывному и всестороннему контролю за соблюдением прав потребителей со стороны общественных объединений.

Возрастающая роль общественных объединений обусловила необходимость проведения анализа правоприменительной практики с их участием, который позволил выявить некоторые особенности общественной защиты прав потребителей.

Таким образом, поставленные в начале настоящей выпускной квалификационной работы цели - изучение особенностей государственной и общественной защиты прав потребителей и разработка методических рекомендаций по теме: «Государственная и общественная защита прав потребителей: актуальные вопросы теории и практики» в полном объеме были достигнуты путем реализации поставленных задач.

Список литературы

Нормативно - правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет- портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru. (Дата обращения 24.02.2019).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон №14 - ФЗ от 26 января 1996 г. // Российская газета. 6 февраля 1996. № 23.

3. Гражданско - процессуальный кодекс: Федеральный закон № 138 - ФЗ от 14 ноября 2002 г. // Российская газета. 20 ноября 2002. № 220.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон №195 - ФЗ от 30 декабря 2001 г. // Российская газета. 31 декабря 2001. № 256.

5. О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон № 15 - ФЗ от 26 января 1996 г. // Российская газета. 6 февраля 1996. № 23.

+ еще 49 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Государственная и общественная защита прав потребителей: актуальные вопросы теории и практики»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика