Контрольная работа
«Манипулятивное поведение в межличностном общении: способы выхода из мунипулятивной игры»
- 40 страниц
ВВЕДЕНИЕ. 3
Проблема манипуляций как объект исследования в психологической науке. 4
Манипуляция в системе человеческих отношений. 8
Специфика манипуляций в межличностном общении. 11
Общая характеристика межличностных манипулятивных игр. 17
Как вылезти из паутины манипулятора? . 29
Вывод. 34
Литература. 36
В современной психологии проблема межличностного общения прочно вошла в число актуальных и востребованных практикой исследований. Общение является непременным атрибутом, условие осуществления любой совместной деятельности. Более того, оно само является деятельностью, обеспечивающей человеку вхождение в социум, удовлетворение потребности в принятии, защите, поддержке и т.д. Однако взаимодействие всегда сопряжено с вероятностью столкновения интересов партнеров и тогда возникает вероятность использования манипулятивного общения.
Взаимодействие между людьми всегда предполагает удовлетворение каких-то потребностей и может быть названо манипуляцией в широком смысле слова. Негативный оттенок данное понятие получает тогда, когда в процессе общения осуществляется не столько взаимодействие с равным достижением целей, сколько воздействие, зачастую скрытое, когда партнер рассматривается как объект, марионетка в достижении собственных целей, своей выгоды. Определение специфических особенностей манипулятивного общению и его субъектом и является главной проблемой данного исследования.
В широком смысле слова манипуляцию можно рассматривать как всеобщий способ достижения собственных целей в процессе взаимодействия личностей. Однако в узком смысле слова данное понятие приобретает негативно оценочный характер, связанный с отношением к другому человеку в процессе межличностного общения (взаимодействия) как к средству достижения собственных целей. Потому возникает вопрос о причинах и факторах формирования стремления человека использовать манипулятивную стратегию в общении, а также определение социально-психологических особенностей такого общения.
Проблема манипуляций как объект исследования в психологической науке
Рассматривая проблему манипулятивного общения, необходимо, прежде всего, определиться с содержанием данного понятия, определить суть феномена, его основные характеристики и проявления.
Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое искусно исполняется скрытно от того, на кого оно направлено.
Цель манипуляции – вызвать у этого человека намерения, не совпадающие с его актуальными желаниями, побудить его действовать в интересах манипулятора.
Феноменологический анализ манипуляции осуществлен в работе Е.Л. Доценко «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита». Автор указывает, что особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Остальные, кроме самого человека, могут судить о наличии манипуляции только на основе интеллектуальной реконструкции, понимающей работы, связанной с выявлением причин поведения, его мотивов [22, стр.42]. Феномен манипуляции не дан непосредственному наблюдению. Возможность судить о данном феномене, сделать вывод о наличии манипуляции в конкретном поведенческом акте существует благодаря тому, что в опыте каждого человека есть примеры его проявления. Так, каждый человек побывал в позиции манипулятора, в стремлении получить что-либо от другого человека, будь то ребенок и его стремление добиться желаемого от родителя, или же покупатель, стремящийся получить то, что он хочет от продавца и т.п. Кроме того, в нашем опыте есть и обратная ситуация, когда человек становился жертвой манипуляции. Опыт людей, побывавших в позиции манипулятора и в позиции жертвы манипулятора, дает основания судить о манипуляции как о явлении, данном человеку непосредственно-субъективно. Субъективный опыт такого рода имеется у каждого, каким бы словом его не обозначали [22, стр.43-44].
Сам термин «манипуляция» изначально имел несколько иной, далеко не оценочный оттенок и содержание. Термин произошел от латинского понятия manipulus -- горсть, manus -- рука. В исходном неметафорическом значении термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемых руками: управление рычагами, выполнение медицинских процедур, произвольное обращение с предметами и т. п., требующие мастерства и сноровки при исполнении. В этом смысле он используется в современной медицине и технике.
Однако со временем появилось иное, метафорическое понимание, когда объектом манипуляции стал рассматриваться другой человек. Так, в Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова [33, стр.412] манипуляция рассматривается как «. 2. Махинация, обман, жульничество, мошенничество. 3. Коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия».
Аналогичное рассмотрение манипуляции с точки зрения психологии воздействия принадлежит Кондратьеву М.Ю. и Ильину В.А., которые отмечают, что манипуляция – это один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного для объекта его подталкивания к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции [28, стр.278].
Дерюгин В.И. считает, что психологическая манипуляция - это метод двойственного, композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным) [20].
Е.Л. Доценко также рассматривает манипуляцию как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [22, стр.59].
А.М. Цуладзе, описывая манипуляцию как ряд методов воздействия на людей, разновидность психологического насилия с целью добиться от них необходимого для своих целей поведения, отмечает, что манипулятор ставит людей в затруднительные обстоятельства с целью получения для себя той или иной выгоды или преимуществ и иных личных целей. В результате агрессивного манипулирования, человек часто утрачивает способность контролировать обстоятельства и выражать себя прямо и непосредственно, в результате чего оказываются ущемленной свобода человека и его законные права. По сути, человек-манипулятор часто не может позволить себе быть искренним и естественным, так как это резко снижает его шансы добиться столь желанного скрытого преимущества, поэтому он может прибегать к имитации искренности взаимоотношений или театральности, нарочитой наигранности поведения по отношению к своей жертве [42]. В таком понимании манипуляция выступает уже как разновидность личностной характеристики, определяющей поведение человека, принятие решения, внутрипсихическую динамику.
Э. Шостром писал, что современный человек по сути - манипулятор, «он живет в каждом из нас, сознательно, подсознательно и неосознанно применяя обманные трюки, позволяющие нейтрализовать, подавить нашу подлинную природу, низвести себя и ближнего до положения вещей, которыми затем можно было бы управлять для обретения каких-то воображаемых или действительных благ» [22]. Автор считает, что не всякое манипулирование - зло; иногда оно просто необходимо для выживания. Однако в большинстве случаев оно приносит несомненный вред, поскольку маскирует действительную болезнь, которая может однажды дать о себе знать в виде расстроенной жизни, разбитой семьи или разрушенной карьеры.
Кондратьев М.Ю. [28] отмечает, что манипулятивное воздействие может носить как осознанный, намеренный, так и стихийно-неосознанный характер. Попытка манипуляции лишь тогда имеет шансы на успех, если факт воздействия на адресата им не осознается и конечная цель манипулятора ему неизвестна. В противном случае или попытка окажется безуспешной, или это будет уже не манипуляция. И все же, по-видимому, лишь целенаправленное манипулятивное воздействие можно однозначно отнести к психологической манипуляции, уже хотя бы потому, что, по мнению Е.Л. Доценко [22, стр.58], манипуляция возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и стремится внедрить их в его психику.
Доценко, проведя анализ литературы, посвященной изучаемому феномену, пришла к выводу, что в современной психологии манипуляция рассматривается в трех разных контекстах.
Во-первых, манипуляция понимается как социально-психологический феномен, проявляющийся в межличностном общении. В данном контексте рассматриваются вопросы, касающиеся целей и способов манипуляции, ее результатов и условий, при которых манипуляция достигает наибольшего эффекта, защиты от манипуляций.
Во-вторых, ее рассмотрение осуществляется в рамах психологии воздействия одного человека на другого, с рассмотрением актов воздействия, ответственности и др.
В-третьих, существуют психологические источники, посвященные рассмотрению проблемы манипуляции с точки зрения личности, ее предрасположенности к использованию данной стратегии социального взаимодействия. Проанализировав используемые при описании данного понятия определения, Е.Л.Доценко выделила пять групп признаков, в каждой из которых выделен обобщенный критерий, претендующий на то, чтобы войти в определение манипуляции:
1) родовой признак -- психологическое воздействие,
2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей,
3) стремление получить односторонний выигрыш,
4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность),
5) использование (психологической) силы, игра на слабостях.
Кроме того, еще два критерия оказались несколько обособленными:
б) побуждение, мотивационное привнесение и
7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий. [22, стр. 57]
Таким образом, проблема манипуляции продолжает оставаться актуальной в современной психологической науке в силу того, что не существует еще общего подхода к пониманию данного феномена.
Манипуляция – есть скрытый способ воздействия на сознание, мотивы, эмоциональные состояние личности с целью управления ее поведением и деятельностью и достижения собственной выгоды. В широком смысле слова манипуляцию можно рассматривать как всеобщий способ достижения собственных целей в процессе взаимодействия личностей. Однако в узком смысле слова данное понятие приобретает негативно оценочный характер, связанный с отношением к другому человеку в процессе межличностного общения (взаимодействия) как к средству достижения собственных целей.
Формирования манипулятивного поведения осуществляется в процессе социализации ребенка, его постепенного вхождения в социальную общность и принятия доминирующих норм и ценностей. Закрепление того или иного варианта поведения происходит благодаря подкреплению в первой для ребенка социальной группе - семье. В дальнейшем, сформированные навыки ребенок переносит и в другие социальных группы, что приводит к предпочтению ребенком манипулятивного межличностного общения.
Межличностное общение представляет собой разновидность общения, связанного с непосредственными контактами людей в группах или парах и основанное на потребности быть частью, включенным в культуру и социум, совместную деятельность.
Процесс общения включает в себя перцептивную, коммуникативную и интерактивную компоненты. Манипулятивное общение представляет собой разновидность межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто.
Партнер рассматривается как средство, объект, который можно использовать для достижения своих целей. В процессе манипулятивного общения осуществляется целенаправленное преобразование информации, сокрытие воздействия на другого и отношение к нему как к марионетке, применяется сила, воздействие оказывается с учетом определенной мишени.
1. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М., 1981.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. -- Аспект Пресс, 2008.
3. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
4. Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. - Киев: София, 2002.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-- М.: Прогресс, 1997
6. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ.-- СПб.: Изд-во "Братство", 1992.
7. Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. - М.: ФАИР-Пресс, 2002.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1996.
9. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003
10. Борисов А. Роскошь человеческого общения. - М.: Менеджер, 2000.
11. Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989.
12. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение (анализ через синтез в процессе диалогического решения задач). - 2-е изд., дораб. - Самара: Самар. Дом печати, 1999.
13. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
14. Глоссарий по политической психологии. - М.: РУДН, 2003
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск, 1997
16. Гордон Д. Терапевтические метафоры: Оказание помощи другим при помощи зеркала.--С.-Пб.: Белый кролик, 2005.
17. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.
18. Горячев С. М., Константинов Е. П., Исаева Т. М., Исаев М. Ю. Язык подсознания. - Красноярск: Бонус, 2002
19. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М, 2008
20. Дерюгин В.И. Теневая психология. - М., 2003
21. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации. - СПб.: Питер, 2002.
22. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб: Речь, 2004
23. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. - М.: АСТ, 2002.
24. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
25. Зорин И. Игры, в которые играют менеджеры. Мастерство манипуляций. - М., 2008
26. Калмыкова Е. С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности. / Методол. и теор. пробл. соврем, психол.-- М., 1988. С. 63--76.
27. Ковалев Г. А. О системе психологического воздействия. (К определению понятия). / Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общей и пед. психол. / Ред. Бодалев А. А.-- М., 1989.
28. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. -- М.: ПЕР СЭ, 2007.
29. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Редактор-составитель Л. А. Карпенко. Изд. второе, расш., испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 1998
30. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения.-- М. 1993.
31. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособие. - М.: Ось-89, 2003.
32. Кузнецова Е.В. Личность в межличностных отношениях. - Ростов-на-Дону, 2002.
33. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
34. Лабунская В. Психология затрудненного общения. - М.: Академия, 2001.
35. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2001.
36. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. - Ростов н/Д., 1992.
37. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 2006
38. Мелихов И.Н.Скрытый гипноз. - М., 2003
39. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-- М.: Изд-во МГУ, 1989.
40. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ.-- М.: Прогресс, 1989.
41. Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение. / Психология межличностного познания.-- М.: Педагогика, 1981, с. 25–42.
42. Цуладзе А.М. Политические манипуляции или покорение толпы. - М., 2003
43. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психологи манипулирования).– М.: ООО "Издательство АСТ", Мн.: Харвест, 2004.-848 с.
44. Шостром Э. Человек-манипулятор: Пер. с англ.-- Мн.: ТПЦ "Полифакт", 1992.
Тема: | «Манипулятивное поведение в межличностном общении: способы выхода из мунипулятивной игры» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 40 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь ценностных ориентаций и стили поведения в конфликте
Дипломная работа:
Нормы речевого поведения на уроках иностранного языка и в других деловых контекстах
Дипломная работа:
Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи в студенческом возрасте
Дипломная работа:
Развитие эмоционального интеллекта как фактор профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте
Дипломная работа:
Исследование профилактики и коррекции гиперактивности, агрессивности, тревожности как предпосылок отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте