Дипломная работа
«Профилактика суицидального поведения у школьников»
- 58 страниц
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Суицид и суицидальное поведение: общие понятия…. 8
1.2. Характеристика суицидального поведения в подростковом возрасте… 14
1.3.Факторы, формирующие суицидальное поведение детей и подростков….…. 18
1.4. Профилактика и коррекция суицидального поведения несовершеннолетних…. 27
Выводы….…. 33
ГЛАВА II. ОЦЕНКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГИМНАЗИИ №39)
2.1. Организация и характеристика методов исследования…. 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.….….…. 35
2.3. Психологическая характеристика суицидального поведения подростков…. 44
Выводы….…. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….…. 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из современных глобальных проблем человечества является «суицид», особенно в подростковом возрасте.
По данным Всемирной организации здравоохранения, самоубийства, являются одной из главных причин смертности населения земного шара. Ежегодно 20-60 млн. человек принимают решение покончить с жизнью, из них 1 млн. суицидальных попыток оказываются успешными (Терентьева З.М., 2007). Каждую минуту в мире предпринимается суицидальная попытка. 60-70 попыток в день заканчиваются смертью. Согласно данным ВОЗ по частоте самоубийств Российская Федерации занимает 6 место в мире после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. За последние десятилетия в России отмечено значительное увеличение распространенности суицидов до 42 случаев на 100 тысяч населения в год, а в отдельных регионах и группах населения - до 90 и более [27,с 50].
По критериям Всемирной Организации Здравоохранения, регион считается неблагоприятным, если показатель самоубийств превышает 20 на 100 тысяч населения. Статистические данные по России свидетельствуют о том, что именно к таким регионам и относятся Республики: Удмуртия, Башкирия, Мордовия, Чувашия, Мари-Эл, где показатели суицидов достигают 50-70 случаев на 100 тысяч населения [5, с 4].
Проблеме суицидов последние десятилетия уделяется внимание многих исследователей. Данной проблеме были направлены в частности исследования В.А. Спиридонова, 1996; В.И. Витер, 1997; Г.А. Пашинян, 1998г. На территории конкретного региона были изучены распространенность суицидов, причины и фактор их риска, структуры суицида и динамики показателей. Учитывая социальную значимость данной проблемы, соответствующие исследования проводились и в Республике Башкортостан.
Среди неестественных причин смертности и инвалидности несовершеннолетних суициды занимают особое место. По статистике ВОЗ (2003), по количеству подростковых суицидов среди детей в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место. По данным государственной статистики России количество детей и подростков, покончивших с собой, оставляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин («О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26.01.2000 №22-06-86). По мнению Лазебник А.И данный контингент является одним из наиболее суицидоопасных контингентов населения.
По данным Росстата России только в 2010 году было зарегистрировано 1 576 случаев смертности несовершеннолетних от суицида. По данным ГНЦССП имени В.П. Сербского ежегодно суицидальную попытку совершает каждый 12-й подросток, что резко повышает риск повторного, зачастую завершенного суицида.
На сегодня, несмотря на социальную значимость данного явления, в Российской Федерации существуют серьезные проблемы профилактики суицидов в т.ч. среди несовершеннолетних и оказания им помощи, в частности отсутствие или недостаточное количество квалифицированных специалистов, сокращение ставок школьных психологов и педагогов; отсутствие нормативной правовой базы, обеспечивающей сбор и анализ информации о суицидах несовершеннолетних; отсутствие единой программы регистрации фактов законченных и незаконченных суицидов и т.д.
Однако следует отметить, что изучению данной проблемы среди несовершеннолетних посвящено, незначительное количество исследований, в том числе и в нашей республике. К таким исследованиям можно отнести работу Г.М Валитовой (2010) посвященную медико-социальным проблемам суицидов и их профилактике среди детей г. Уфа[5]. При этом нужно отметить, что данная работа посвящена завершенным случаям суицидов.
Таким образом, суицидальная ситуация в детско-подростковой части населения нашей страны является крайне неблагополучной и требует создания системы профилактики суицидального поведения у детей и подростков. Недостаточная изученность психолого-педагогических особенностей суицидов среди детей в Республике Башкортостан, регионе повышенного риска, определила цель и задачи нашего исследования.
Объект исследования: суицидальное поведение школьников.
Предмет исследования: профилактика суицидального поведения школьников.
Цель исследования: на основе изучения психолого-педагогических аспектов поведения школьников суицидальной направленности разработать рекомендации по предупреждению суицидов.
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме суицидального поведения несовершеннолетних школьного возраста.
2. На основе анонимного анкетирования выявить факторы социально – психологического характера, способствующие суицидальному поведению школьников.
3. Установить психологические особенности детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению.
4.Выявить группу детей повышенного суицидального риска.
Гипотеза исследования. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних будет эффективна, если она основана на принципе комплексного подхода и реализуется следующий комплекс педагогических условий:
- в педагогическом процессе школы будет организована психолого-педагогическая работа, направленная на своевременное выявление и оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на осмысление ими жизни как главной ценности и на активизацию самопознания учащихся путем организации их психологического просвещения;
- будет оказываться системная поддержка в развитии детей, включающая в себя диагностику и индивидуальную работу с участием различных специалистов, работающих с детьми;
- будет организована работа, направленная на повышение специальной компетентности педагогов и специалистов служб системы профилактики школы, в т.ч. психологов, медицинских работников, социальных педагогов, а также родителей.
Методы исследования:
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме; социологический – анонимное анкетирование школьников по специально разработанной анкете; психологический – тестирование с использованием тестов «Опросник суицидального риска» (Т.Н. Разуваева); статистический – группировка, сводка информации в макеты рабочих таблиц, расчет экстенсивных показателей, графическое изображение полученных данных.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное образовательное учреждение гимназия №39 г. Уфа.
Объем исследования: 49 школьников в возрасте от 14 до 17 лет, в том числе 15 мальчиков и 34 девочки.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических основ профилактики суицидального поведения подростков-школьников, то есть:
- уточнены понятия суицидальное поведение, суицидальные попытки, суицидальные мысли, суицидальная реакция подростка;
- выявлены социально-педагогические условия и предпосылки профилактики суицида подростка;
- теоретически обоснована сущность педагогической профилактики в условиях школы;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что, во-первых, полученные результаты дополняют современное научное знание по проблеме суицидального поведения несовершеннолетних; во-вторых, внесен вклад в теорию педагогической профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рекомендации педагогам, психологам, социальным педагогам образовательных учреждений, а также родителям по профилактике суицидального поведения подростков-школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа изложена на 54 странице машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, главы результатов собственных исследований, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована 12 рисунками, 4 таблицами. Список литературы содержит 57 источников, из них 8 зарубежных авторов.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Суицид и суицидальное поведение: общие понятия
Суицидология — междисциплинарная область научного знания, изучающая причины суицидального поведения и пути его профилактики. Суицидология тесно связана с научными дисциплинами, например такими как психология, психиатрия, физиология и социология.
Основным понятием в суицидологии является понятие суицида (от лат. sui —себя, caedo — убивать, уничтожать) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл [22, с. 357].
Суицид является формой девиантного поведения, «которое на сегодня считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартом (юридических, моральных и социальных)» [11, с. 131].
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, угрозы, попытки, покушения [31, с. 80]. Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности [31, с. 81].
Суицидальное поведение так же включает в себя и суицидальные покушения, различные попытки и проявления. К покушениям относятся все суицидальные акты, не закончившиеся летально по той причине, которая не зависит от суицидента (обрывание веревки, приезды скорой помощи и т.д.). Суицидальными попытками чаще всего считают демонстративные действия, при которых человек знает о безопасности применяемых им действий для летального исхода. К суицидальным проявлениям относят мысли, разговоры, намеки, не сопровождающиеся действиями, направленными на уход из жизни.
Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них не сформировано понимание, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. «Суицидальные поступки до 10 лет совершаются нечасто, чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают попытки. Падение с большой высоты, попытки самоповешения совершают, как правило, маленькие дети» [9, с. 10].
Самоубийство — это всегда аутоагрессивность, т.е. агрессия, направленная на себя, на саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте, поэтому педагогам начальных классов необходимо знать способы раннего выявления формирующихся аутоагрессивных тенденций. В своей работе А.А. Биркин [2, c. 98] анализирует эти способы. Негативную роль в формировании аутоагрессии ребенка играют перенесенные заболевания или черепно-мозговые травмы.
Так же различают следующие формы суицидального поведения: суицидальные мысли (тенденции), суицидальные попытки и завершенные суициды. Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции - более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом. Понятие абортивной суицидальной попытки отсылает к случаям, когда индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта. Наконец, под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных самому себе повреждений.
В последние годы в литературе получил распространение термин парасуицид (parasuicide), обозначающий преднамеренное самоповреждающее поведение, которое повышает риск смерти. При парасуицидальном поведении осознанное намерение умереть может отсутствовать или являться амбивалентным.
В отечественной литературе широко применяется разграничение демонстративно-шантажного, самоповреждающего (парасуицидального) и истинного суицидального поведения. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предполагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих. Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения. Истинное суицидальное поведение характеризуется последовательной реализацией обдуманного плана лишения себя жизни.
Суицидальные мысли являются относительно распространенным феноменом и встречаются гораздо чаше, чем суицидальные попытки и завершенные суициды. По данным разных авторов, от 15% до 35% лиц молодого возраста имеют опыт переживания суицидальных мыслей. Суицидальные мысли тесно связаны с депрессией: 40-60% лиц с депрессивными расстройствами обнаруживают признаки наличия суицидальных мыслей и переживаний.
Существуют разные формы суицидальных мыслей и переживаний. Согласно известному американскому исследователю А. Беку, необходимо различать пассивные и активные суицидальные мысли.
Пассивные суицидальные мысли носят недифференцированный характер и не связаны с формированием суицидального плана («Иногда у меня мелькают мысли о том, что не стоит жить, но я никогда не сделаю этого»), К данной группе также относят случаи, когда индивид фантазирует о своей смерти, но пока еще не допускает возможность самоубийства («Хорошо бы заснуть и не проснуться»), или фантазирует относительно реакции близких людей на свою смерть («Тогда все поймут, что несправедливо относились ко мне»).
Активные суицидальные мысли связаны с активным намерением убить себя («Я покончу с собой, когда представится удобный случай», «Всем будет лучше, если я умру»). К данной группе также относят мысли, связанные с обдумыванием наиболее подходящего способа самоубийства, места и времени суицидального акта, то есть с планированием предстоящего суицида. Установлено, что наличие разработанного суицидального плана и реальных возможностей для его выполнения является одним из наиболее важных признаков, указывающих на высокую вероятность совершения самоубийства, и требует незамедлительного оказания специализированной помощи индивиду.
Встречаются случаи, когда индивид, хотя и не имеет твердого намерения покончить с собой, периодически мысленно репетирует («прокручивает в голове») возможный суицид. Подобная мысленная «репетиция» самоубийства может осуществляться с целью ослабления переживаемых негативных эмоций («Начинаю воображать, что убью себя, и сразу на душе становится легче, как будто все проблемы решены. Успокаиваю себя мыслями о самоубийстве». В то же время мысленная «репетиция» самоубийства значительно повышает вероятность совершения суицидального акта. Под влиянием факторов, снижающих сознательный контроль над поведением (эмоциональный стресс, утомление, алкогольное опьянение и др.), человек может легко реализовать план суицида, который он ранее многократно мысленно репетировал.
Наряду с характером суицидальных мыслей (пассивный или активный) необходимо учитывать их длительность и частоту. Если суицидальные переживания отмечаются у индивида более 12 месяцев, принято говорить о хронических суицидальных тенденциях [20, c. 90].
Важной характеристикой суицидальных мыслей является степень их произвольности, а также легкость, с которой они провоцируются негативными событиями и ситуациями. Суицидальные мысли не присутствуют в сознании человека постоянно, они возникают эпизодически, под влиянием провоцирующих стимулов и ситуаций. Возникновению суицидальных мыслей обычно предшествуют негативные эмоциональные переживания, такие как чувства безнадежности и тоски. [20, c 120].
Проблеме мотивации суицидального поведения посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. В отечественной суицидологии наибольшее распространение получила классификация В. А. Тихоненко [1978], согласно которой выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения: «призыв», «протест», «избегание», «самонаказание» и «отказ».
Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» такие лица обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую»; «Чтобы получить помощь от других людей». К данной группе также относят демонстративно-шантажные попытки, которые предпринимаются с целью повлиять на определенных лиц из социального окружения (супруга, родителей, детей).
При наличии мотивов данного типа индивид, как правило, перед совершением суицидального акта в прямой или косвенной форме сообщает о своих намерениях или угрожает покончить с собой. Суицидальная попытка обычно совершается в присутствии окружающих или человек стремится сделать так, чтобы близкие узнали о его поступке (например, сразу после акта отравления лекарственными препаратами человек звонит по телефону знакомым и сообщает о своих действиях). Лица, руководствующиеся мотивами по типу «крика о помощи», обычно не думают о возможном летальном исходе своих действий, они чаще сосредоточены на мыслях о том, как окружающие прореагируют на их поступок.
Мотивы данного типа характерны для лиц молодого возраста с тревожно-мнительными, истероидными или инфантильными чертами.
Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Чтобы как-то выразить свой гнев (обиду)»; «Чтобы наказать виновных, чтобы им стало хуже». [20, c. 142].
Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Хотел наказать себя». В качестве примера можно привести случай больной наркоманией, которая, находясь в состоянии наркотической «тяги», продала большую часть семейных драгоценностей, затем, переживая состояние абстиненции, совершила тяжелую попытку суицида под влиянием чувств стыда и вины за совершенный поступок.
Реакции по типу «самонаказания» характерны для людей (чаше женщин) среднего возраста. Самоубийство обычно совершается жестоким способом (самоповешение, падение с высоты).
Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования (например, в связи с потерей близкого человека, тяжелым заболеванием, невозможностью исполнять прежние социальные роли). На вопрос о цели суицида такие лица обычно отвечают: «Сделал это, чтобы умереть»; «Хотел быть с умершим любимым человеком» [20, c. 144].
В результате проведенного исследования нами было установлено, что современные юноши и девушки более предрасположены к суициду.
Суицидальное поведение несет сложный характер: проявляется в различных формах, имеет свои признаки и проявления; для каждого возраста характерны свои причины возникновения суицидальных наклонностей. Ставя психологический анализ главным для работы с суицидентом, психологи, должны учитывать и другие важные проблемы, например, социальные, правовые, исторические, культурологические, медицинские, этические.
Разработка профилактических мероприятий направленных на выявление суицидального поведения у подростков является одной из важнейших задач стоящих перед психологами и педагогами в образовательных учреждениях: выявление, оповещение родителей, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному состоянию школьника и его изменению, оказание помощи, снятию стрессового состояния, а так же г психотерапевтическая коррекция - все это должно обеспечить надежную профилактику суицидального поведения у подростков.
Подростки очень ранимы, прибегнуть к суициду могут из-за любой мелочи даже чтобы отомстить обидчику или же привлечь чье-либо внимание. Плохая оценка, ругань родителей, да абсолютно любой социальный фактор может послужить толчком к уходу из жизни. Подростки стараются подражать тому, что видят по телевизору, в кино, через интернет, СМИ, современной литературы и т.д. Все это может так же послужить большим толчком к суициду. Но не только социальный фактор приводит к суициду, но так же и моральное состояние подростков. Для того, чтобы это избежать необходимо постоянно наблюдать за ним, вести беседы различного характера, интересоваться его личными проблемами и делами происходящими в школе и среди сверстников. Многие авторы находят ряд особенностей личности не позволяющих ей трезво оценивать ситуации и адекватно реагировать на жизненные трудности, что приводит к суициду. К ним относятся: неудовлетворение личных потребностей, невыполнение желаний, неумение найти выход из трудных ситуаций, отсутствие самоконтроля, неумение снимать напряжение, эмоционально нестабильны, вспыльчивы, импульсивны, обидчивы, легко внушаемы и не имеют жизненного опыта. Беседа с психологом, различные тестирования могут резко снизить суицидальные наклонности. Если выявить на раннем этапе проблемы, которые могут послужить толчком к уходу из жизни, то подросток и не будет думать о смерти.
Необходимо отметить, что у большей части суицидентов на ранних этапах суицидального поведения наблюдается состояние борьбы мотивов: с одной стороны, возникают суицидальные побуждения, с другой - появляются мысли об обязательствах, нежелании доставить горе близким, страх смерти и прочие удерживающие человека от совершения суицидального акта мотивы. Другими словами, суициденты переживают борьбу суицидальных и антисуицидальных мотивов и чем сильнее выражены последние, тем меньше вероятность совершения суицидального акта.
Американская исследовательница М. Лайнхен выделила шесть групп мотивов, по которым лица с суицидальными тенденциями могут удерживаться от совершения самоубийства:
1. Убеждения в необходимости преодоления проблемы («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно»).
2. Ответственность за семью («Я очень сильно люблю мою семью и никогда не оставлю их»).
3. Забота («они нуждаются во мне, я должен жить ради них»).
4. Страх суицида («Я боюсь, смерти и неизвестности»; «Я боюсь, что останусь в живых после попытки покончить с собой и стану инвалидом»).
5. Страх социального отвержения («Меня беспокоит, что другие станут считать меня слабым и никчемным, если я попытаюсь покончить с собой»).
6. Моральные и религиозные установки («Мои религиозные убеждения запрещают совершать суицид»).
Г.М. Валитова установила тот факт, что весна и осень — сезон самоубийств. Поэтому в эти времена года родителям и педагогам психологам следует больше всего следить за детьми и подростками.
Наши данные свидетельствуют, что с целью разработки мероприятий и профилактике суицидального поведения среди детей и подростков и для выявления групп риска таких подростков, наряду с психологической диагностикой необходимо использовать и данные социологических исследований.
В ходе исследования нами проведен анализ методов профилактики и выявления лиц склонных к суициду. При оценке суицидального поведения у подростков учитываются разные стороны их жизнедеятельности.
Необходимо так же учитывать признак вероятности попыток самоубийства, наличие конфликтов в жизни подростка, следует научиться распознавать основные психические состояния, влекущие за собой смерть. Своевременная психологическая помощь подростку, склоняющемуся к попытке самоубийства, может, быть вовремя предотвращена. Психологическая помощь должна быть направлена на выяснение причин, которые привели ребенка к кризису, и на своевременное совместное преодоление с суицидентом кризисной ситуации. Активная психологическая помощь способна помочь ребенку преодолеть желание совершить попытку самоубийства.
На наш взгляд наиболее эффективной работой для предупреждения суицидального поведения, является психолого-педагогическая, профилактическая работа и она может осуществляться в различных формах, в том числе в работе с родителями и в частности с самим подростком.
Особую роль в работе по профилактике суицидального поведения несовершенно летних, должна быть обведена в психологической службе образовательного учреждения и социальным педагогам. Однако тенденции последних лет свидетельствуют, что в целях оптимизации системы образования сегодня во многих образовательных учреждениях, в том числе и по Республике Башкортостан эти специалисты сокращаются.
На основании эмпирического анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы нами разработаны алгоритмы для специалистов образовательного учреждения и родителем с целью предупреждения суицидального поведения несовершенно летних (Приложение 3-6).
В целях профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения нами разработаны следующие практические рекомендации:
1. Учитывая, высокий уровень суицидов среди несовершеннолетних в Республике Башкортостан, органам управления образованием республики, рекомендуем сохранить в штатном расписании должности школьных психологов и социальных педагогов.
2. Специалистам образовательного учреждения регулярно проводить социально - психологический мониторинг условий, образа жизни школьников, а так же склонность их к суицидальному поведению.
3. Для социально-психологического мониторинга использовать разработанную нами авторскую анкету.
4. По результатам социально-психологического мониторинга проводить соответствующую работу с родителями, детей группы суицидально повышенного риска.
5. Внедрить в практику профилактической деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения, разработанные нами алгоритмы действий при работе с детьми склонными к суицидальному поведению.
1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996 – Т.6, вып. 4. С.14-20
2. А.А Биркин и др. Раннее выявление тенденций аутоагрессивности и диагностика суицидальной опасности /. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.
3. Бисалиев Р.В. Суицидальные и несуицидальные формы аутодеструктивного поведения при опийной наркомании: Дисс. на соискание ученой степени к.м.н. -М., 2005. -108 с.
4. Валиахметов Р.М., Мухамадиева Р.Р. , Хилажева Г.Ф. Опыт социологического исследования проблемы суицида // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. Т. 103. - № 1. - С. 65-89.; Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. – 166 с.
5. Валитова Г.М. Медико-социальные проблемы суицидов и их профилактика среди детей г. Уфа 2010
6. Ваулин С.В. Суицидальное поведение и алкогольная зависимость//Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Материалы Российской конференции. - Иваново, 2005. -С. 42-44.
7. Войцех В.Ф. Динамика и структура самоубийств в России//Социальная и клиническая психиатрия. -2006. -Т. 16. -Вып. 3. -С. 22-27.
8. Войцехович В.А., Редько А.Н. Самоубийства с позиций социальной медицины // Пробл. соц. Гигиены и история медицины – 1996 – № 2 – С. 16-19
9. Вроно Е.М. За гранью отчаяния // Школьный психолог. 2000. №17.
10. Герасимова В.В. Неблагополучная семья -фактор риска аутоагрессивного поведения у несовершеннолетних//Новые методы лечения и реабилитации в наркологии (заместительная терапия, психофармакотерапия, психотерапия): Материалы Международной конференции. -Казань, 2004. -С. 93-99.
11. В.В.Деларю - Психология отклоняющегося поведения., 2004 г.
12. Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» / ВОЗ. – Копенгаген, 2005. 23 с.
13. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с., 278-280
14. Ефремов В. С. Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с., 53-55
15. Ефремов B.C. Основы суицидологии. -СПб.: Диалект, 2004. -480 с.
16. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978. С. 93-104.
17. Зиновьев С.В.Суицид. Попытка системного анализа. 2002 – СПб.: СОТИС. 144 с.
18. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с., 148; 15, 305
19. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 233 с.
20. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. М.: Речь, 2006
21. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. – М.: Медицина, 2002. – Т. 1. – с. 315-366
22. Комер Р. «Патопсихология поведения. Нарушение психики.» (Психологическая энциклопедия) 3-е меж. изд. «Нива». Москва 2002г.
23. Лапицкий М. А и др. Суицидальные отравления. Эпидемиологические и клинико-токсикологические аспекты//Социальная и клиническая психиатрия. -2004. -Т. 14. - вып. 1. -С. 28-33.
24. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей – Л.: Медицина, 1985 – 416 с.
25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999. 416 – с. 57
26. Нейробиологические основы суицидальности 13.10.2007 // Сайт Tools of Death – Энциклопедия орудий смерти! / URL: h**t://w*w.tools-of-death.r*/
27. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации. Москва, 2004
28. Полякова И.В. Особенности системных реакций и психогенных депрессий в суицидологической практике: Автореф. дис. . канд. мед. наук. – М., 1987. – 20 с.
29. Предотвращение самоубийств: справочное пособие для консультантов. 2006. ВОЗ, Департамент психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами. 30
30. Причины подросткового суицида в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре / Комитет социального анализа и общественных связей. Х-М., 2008. – 36 с.
31. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000
32. Разуваева Т. Н. Диагностика личности - Шадринск, 1993. - 26 с.
33. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 288 с.
34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Знание, 1994. 320 с.
35. Самоубийства в современном мире. h**t://w*w.memoid.r*/node/Samoubijstva_v_sovremennom_mire
36. Старшенбаум Г.В. Психотерапия лиц с суицидоопасными кризисными состояниями: Автореф. дис. канд.мед.наук. М., 1991 – 18 с.
37. Таранова Е.И. Социально-психиатрические аспекты аутоагрессивного поведения в
38. Тихоненко В.А. Позиция личности в ситуации конфликта и суицидальное поведение // Российский психиатрический журнал. – 1998. – № 3. – С.21-24
39. Туляков М.Д. (медико-социальные, поведенческие и личностные аспекты первичной профилактики употребления подростками ПАВ: автореф дисс. канд. мед. Наук - Казань, 2007)
40. Л.Д. Унарова « Утверждение жизни или профилактика суицида»
41. Федосова И.В., Белозерцева И.Н. Обеспечение эколого-психологической безопасности детей группы суицидального риска // Фундаментальные исследования – 2005 – № 3 – С. 98-100
42. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
43. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-Пресс. 2004. 464 с.
44. Чомарян Э.А. Особенности суицидального поведения при различных типах алкогольного опьянения // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978. С. 239.
45. Шафиркин А.В., Штемберг А.С. Анализ основных тенденций, касающихся состояния здоровья населения различных регионов России за период 1965-2005 гг.
46. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 316 с
47. Beautrais AL, Joyce PR, Mulder RT. Access to irearms and the risk of suicide: a case control study // Aust N Z J Psychiatry. 1996 – 30(6). P. 741-748.
48. Harter S, Marold DB, Whitesell NR, Cobbs G. A model of the effects of perceived parent and peer support on adolescent false self behavior // Child Dev. 1996 – 67(2). P. 360-374
49. Coll X, Law F, Tobías A, Hawton K, Tomàs J. Abuse and deliberate self-poisoning in women: a matched case-control study. // Child Abuse Negl. 2001 – 25(10). – P. 1291-1302
50. Garnefsky N., Kraaij V., Spinhoven P. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems. // Pers Individual Differences 2001 – 30. – P. 1311-1327
51. Policies and practices for mental health in Europe – meeting the challenges. WHO report. World Health Organization, 2008 – P. 191
52. Shaffer D, Craft L. Methods of adolescent suicide prevention. // Journal of Clinical Psychiatry, 1999, 60 (Suppl. 2). – P. 70-74
53. Skog O.-J., Elekes Z. Alcohol and the 1950-90 Hungarian suicide trend – is there a causal connection // Acta Sociologica. 1993. Vol. 36. № 1. р. 44]
54. Suicide Prevention. SUPRE.Multisite Intervention Study on Suicidal Behaviours – SUPRE-MISS: protocol of SUPRE-MISS.Management of Mental and Brain Disorders. Department of Mental Health and Substance Dependence/ World Health Organization. – Geneva, 2002 – WHO/MSD/MBD/02.197 p.
Тема: | «Профилактика суицидального поведения у школьников» | |
Раздел: | Безопасность жизнедеятельности | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Работа социального педагога по профилактике подросткового суицида
Курсовая работа:
Профилактика агрессивного поведения младших школьников
Дипломная работа:
Психолого-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения школьников
Дипломная работа:
Содержание психолого-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного поведения школьников
Дипломная работа:
Правовые средства профилактики антиобщественного поведения среди несовершеннолетних