Дипломная работа

«Повышение мотивации на основе использования игровых технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе»

  • 52 страниц
Содержание

Введение….4

Глава I.Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования 7

1.1. Понятие мотивации обучения….7

1.2 Структура мотивации обучения …10

1.3 Классификация мотивов обучения ….15

Выводы по главе I….20

Глава II. Игровые технологии в обучении иностранному языку на начальном этапе…21

2.1. Методы и приемы формирования мотивации у обучающихся младших классов…21

2.2. Классификация игр….25

2.3. Использование игр на начальном этапе обучения английскому языку.30

Выводы по главе II…34

Глава III. Педагогические условия прохождения практики по иностранному языку в МБОУ «Школа №110» г. Уфы….35

3.1 Описание базы педагогической практики ….….35

3.2 Анализ УМК "Spotlight" по английскому языку 4 класс…37

3.3 Самоанализ урока английского языка в 4 классе….41

Выводы по главе III….46

Заключение….47

Список использованной литературы….49

Введение

Актуальность темы исследования. Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и ее результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей, т. е. мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. Целью называют тот непосредственный результат, на который в данный момент направлено поведение.

Проблема мотивации в обучении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема создания мотивации изучения иностранных языков в средней общеобразовательной школе. Опыт показывает, что происходит ее снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Учителю необходимо поддерживать интерес к изучению предмету на следующих этапах обучения иностранному языку, используя современные образовательные технологии.

Методисты [Подласый 2011: 41] внедряют в практику школьного обучения нетрадиционные, нестандартные форм урока, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого обучающегося, повышают уровень знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда и имеют главной целью удержание интереса обучающихся к учебному предмету. Но, как показывают исследования, не все учителя применяют эти формы, полагая, что традиционный урок обладает достаточным количеством методических средств для повышения мотивации учащихся к иностранному языку.

Анализ научно-методической литературы и практический опыт обучения иностранным языкам показывает, что именно игра развивает мотивацию к обучению. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. (Каргина Е.М, Матвейченков И.М )

Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Обучающиеся повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому игра, по мнению многих ученых-, есть вид развивающей социальной деятельности, форма социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Работа с занимательными играми на уроках иностранного языка в младшей школе обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования мотивации школьников к обучению.

Цель исследования - анализ теоретических и практических аспектов повышения мотивации на основе использования игровых технологий на уроке иностранного языка на начальном этапе.

Задачи исследования:

1.Определить теоретические аспекты мотивации в обучении;

2. Определить игровые технологии в обучении иностранного языка на начальном этапе;

3. Исследовать опыт учителей СОО по повышению мотивации на основе использования игровых технологий на уроке иностранного языка на начальном этапе.

Объект исследования - процесс иноязычного образования.

Предмет – технологии использования игрового материала для повышения уровня мотивации обучающихся на начальном этапе.

Решение поставленной цели и задач потребовало обращение к следующим методам научного исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и теоретико-методической литературы по данной проблеме;

- наблюдение за деятельностью учителей и обучающихся в процессе обучения иностранному языку на начальной ступени;

Практическая ценность заключается в направленности его результатов на совершенствование работы учебных учреждений обучению иностранному языку младших школьников.

Структура работы состоит из введения, в котором раскрываются актуальность исследования, цель, задачи, объект, предмет исследования и практическая ценность; трех глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования » подробно раскрываются теоретические аспекты вопроса.

Во второй главе « Игровые технологии в обучении иностранного языка на начальном этапе» раскрывается специфика игр как способа повышения мотивации к изучения иностранного языка.

В третьей главе «Педагогические условия прохождения практики по иностранному языку в МБОУ «Школа №110» г. Уфы» содержится описание базы прохождения практики, анализ УМК и самоанализ урока иностранного языка.

Фрагмент работы

Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования

1.1. Понятие мотивации обучения

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения как основы для того, чтобы обучающиеся умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. [Маркова 1990: 192 ] Принятие во внимание потребностей учащихся начальных классов, влияет на их желание учиться, что коренным образом влияет также на эффективность учебного процесса.

Мотивация - это особая характерная черта личности, выражающаяся в некоторых проявлениях, по отношению человека и окружающего мира посредством различных видов деятельностей. Учебная мотивация учеников начальных классов - это их заинтересованность в учении, а также желание получать хорошие оценки. Для того чтобы ученик хотел хорошо учиться, нужно чтобы он каждый день повторял «У меня получится! Я все смогу!»

Мотивация делится на 5 типов: [Леонтьев, 2013]

1. Мотивация цели – отлично запоминается , в частности самое нужное для этого.

2. Мотивация успеха – если дисциплина дается легко, то процесс его изучения намного интереснее.

3. Мотивация страноведения – язык любой страны почти сразу дает реакцию на изменения которые в ней происходят. Поэтому этот фактор очень сильно влияет на понимание натуры языка.

4. Мотивация эстетики – способствует тому, что ученик изучает язык с удовольствием.

5. Мотивация инструментальная - учитывает индивидуальные особенности все учеников и помогает каждому школьнику выразить себя в любимом деле. [ Искрин 2016: 95]

Сформировать мотивацию - это не значит взять и «переложить» в голову ученикам подготовленные цели и мотивы учения. На самом деле, на практике нужно создать такие условия, при которых у ученика появятся его собственные побуждения к обучению (мотивы, эмоции и цели) , а затем нужно чтобы ученик сам осознал это и дальше самостоятельно развивал свою мотивационную сферу. При этом педагог не просто сторонний наблюдатель, он должен сам развивать эту сферу посредством своих специальных педагогических приемов.

Анализ научной литературы позволяет выделить следующие виды мотивов: [Маркова А.К. 1990; - с.192 ]:

1. учебно-познавательные (заинтересованность в учении, желание получить новые знания, потребность в познании и др.);

2. непосредственно-побуждающие (новизна, интерес, страх получить плохую оценку и др.);

3. перспективно-побуждающие (обязательства, правильность и др.).

По данным исследований, для того чтобы учебная мотивация формировалась эффективно, необходима полноценная продуманная работа. [Маркова А.К. 1990; - с.192 ] Мотивы из учебно-познавательной группы (которая является одной из самых значимых среди вышеупомянутых групп), могут формироваться только во время интенсивного вовлечения в учебный процесс.

Кроме того,выделяются некоторые формы работы, стимулирующие познавательную активность учеников, а также помогающие сформировать мотивацию учения: [Маркова А.К. 1990; - с.192 ]

• дидактические упражнения и игры;

• личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию;

• внеклассные мероприятия по предметам;

• творческие проекты учеников по различным предметам;

• проведение олимпиад по определенным предметам;

• разные методические приемы (непростое обучение, игровые формы, развивающие упражнения и т. д.);

• интеграция обучения.

В психологическом значении мотивация является сложной совокупностью, диалектичных сил поведения, которые открываются человеку в виде аффиляции, интересов, целей, влечений, определяющие деятельность человека. Мотивация или же мотивационная сфера в целом должна пониматься как основа личности, к которой «притягиваются» такие черты, как установка, ценностные ориентации, общественные ожидания, и т.д. Методисты детерминируют мотивацию как объединение, концепцию различных факторов, определяющих нрав и деятельность человека. [Маркова А.К. 1990; - с.192 ]

Значимым, в исследовании структуры мотивации является выделяемое Б.И. Додоновым ее 4 структурных составляющих:

1. радость от самой деятельности,

2.важность для человека самого результата,

3.мотивация в следствии награды за деятельность,

4.принужденного давления на личность.

Первую составляющую структуры мотивации можно назвать «гедонистической», а последующие три - ее целостными составляющими. Следовательно, первые две составляющие выделяют направление на саму деятельность, а остальные заостряют внимание на внешних факторах воздействия.

Учебную мотивацию можно детерминировать как особый вид мотивации, вовлеченный в процесс учения и учебного процесса. Учебная мотивация также как и другие различные виды раскрывается посредством следующего перечня не совсем характерной для этой деятельности факторов:

1. Мотивация детерминируется как образовательная система, образовательное учреждение, где определяется сама учебная деятельность;

2. Организация образовательного процесса;

3. Индивидуальными чертами ученика;

4. Индивидуальными чертами учителя и конечно его отношением к ребенку и работе;

5. Особенностями изучаемого предмета. [Васильева 1988: 131]

Таким образом, все эти факторы коренным образом влияют на формирование мотивации к изучению иностранного языка.

Заключение

Изучением проблемы использования различных методов с целью повышения мотивации у учеников младших классов на уроках иностранного хорошо изучена специалистами: А.С. Макаренко, Выготский Л.С., Матюхина М.В., Якобсон П.М., М.Н. Скаткин и др.

Мотивация или мотивационная сфера во всех смыслах можно определить как некий стержень, костяк личности, к которому присоединяются следующие свойства: направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Познавательная мотивация это отдельный, частный вид мотивации, который включен в деятельность. Как множество других видов мотиваций познавательная мотивация детерминируется целым рядом факторов. У познавательной мотивации есть четкая система, характеризующаяся направленностью, устойчивостью и динамичностью. А наиболее важны и значимы такие характеристики познавательной мотивации, как: устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности

Понимая, что мотивация является ведущей ролью в изучении иностранного языка, педагог должен ясно и четко знать способы и приемы ее формирования в условиях данного образовательного учреждения. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации – это не перекладыванием учителем в головы учащихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы. При этом, при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично какие мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности. При повышении мотивации обучении учащихся иностранному языку в начальной школе важное место занимает учет возрастных и психологических особенностей подростков. Ведущую роль в развитии школьника-подростка играет общение со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности. Это очень сложный период – это период от детства к взрослости. Специфическая социальная активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют между взрослыми людьми. Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная формулировка учебного материала позволяет оптимизировать процесс общения при обучении иностранному языку, а также следует развивать личность учащегося.

Чтобы создать хорошую и эффективную мотивацию нужно использовать такие методы и средства : словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские. При активном и главное умеренном и правильном использовании игры, можно сформировать прочную мотивацию. Эффективным методом, разновидностью игры, при повышении мотивации к изучению иностранного языка является использование деловой игры.

Использование указанных методов и приемов является действенным в том случае, если у учащихся интерес к изучению иностранного языка снижается, то можно вызвать их познавательный интерес, разбудить их духовно. Всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании.

Подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения: проблемных, исследовательских, игровых.

Список литературы

1. Азарова С.Н. и др. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. “Enjoy English-1”. - Обнинск, Титул, 2016: 80

2. Азарова С.Н. Примерная программа по иностранным языкам.// ИЯШ. - 2016. - №6: 18

3. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ – 1993 - №3. с. 20-25

4. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. - №1 – с. 21

5. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 / - 1996 – с.26

6. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика 1988: 131

7. Верещагина, Рогова. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 1998г.

8. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ –2015 - №5 – с.31-34

9. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2015 - №3. с. 39-41

10. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. М., 1995.-с.310

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991 – с.400

12. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2017: 55

13. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2017: 49

14. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2015: 23

15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М., Просвещение, 1991г.

16. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. "Вопросы психологии". №

17. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. – 2017, № 2: 95

18. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. / И.Е. Колесникова - Минск: Народная Асвета. - 1990 – с.120

19. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2013 г: 150-151, 161, 90-91.

20. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, № 4, 1989г.

21. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск: 1979: 97

22. Леднева В. С. и др. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей,1998 – с.226

23. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // - Начальная школа – 2013 - №11 – с. 49-51

24. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192

25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В.Матюхина. – М., Педагогика, 1984: 144

26. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке. Иностранные языки в школе, № 3, 1987г.

27. Молли А. Assessing Young Learners. - Oxford, 2015: 30

28. Олейник Т.Н. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. Иностранные языки в школе, № 1, 1999г.

29. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988: 201

30. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013. – Кн.1. Общие основы. ПО: 576

31. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2015 - №5 с.25-31

32. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2013 – №2 с. 14-19

33. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ - 1991 - №2. с.3-10.

34. Прохорова, Л.М. Воспитание младшего школьника // Развиваем творческую активность школьников / Л.М. Прохорова - 1996 №5, май - с.21 – 27.

35. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие – М.; ООО «Издательство АСТ», 2016: 78

36. Равинская В. Игры как средство обучения. Иностранные языки в школе, № 1, 1980г.

37. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000: 232

38. Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. - 2017.-№ 32 – с.43

39. Стул Т. Новый взгляд на обучение чтению// Первое сентября, Английский язык. - 2016. - №36: 13

40. Сумин В.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, № 6, 1993г.

41. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ - 2015 - №3. с.41-46.

42. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 // Сост. С.Ф. Егоров. / К.Д. Ушинский - М.: Педагогика, 1998 – с.640

43. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах. // «КАРО» 2016.- с.30

44. Цукерман Г. Оценка без отметки. - Москва, Эксперимент, 1999: 79

45. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978г.

46. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций / П.М. Якобсон. − М.: НПО "Модек", 1998 − 304с.

47. Jill Hadfield ‘Intermediate Grammar Games’. Pearson Education Limited, 2003 – 128 p;

48. 31) Jill Hadfield ‘Elementary Communication Games’. Tomas Nelson and Sons Ltd, 1984 – 97 p;

49. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков – М. : Новая школа, 1994. – 240 с.

50. Bachman, L. Fundamental considerations in language testing / L. Bachman. – Oxford : Oxford University Press, 1990. – 408 pр.

51. Canale, M. From communicative competence to communicative language pedagogy / M. Canale // Language and communication. – Longman, 1983. – 276 pр.

52. Halliday, M. A. K. The users and uses of language. In Varieties of present-day English / M. A. K. Halliday, A. Mcintosh, P. Stevens. – New York, 1973. – P. 19-20.

53. Hymes, D. On communicative competence / D. Hymes. – Harmondsworth: Penguin, 1972. – 393 pp.

54. Modern languages: learning, teaching, assessment: а common European framework of reference. – Strasburg, 1996. – 260 p.

McGrath I. Theory in language teacher education (British Council ELT review series) / I. McGrath. Longman: Pearson Еducation Limited, 1999. – 204 p.

Покупка готовой работы
Тема: «Повышение мотивации на основе использования игровых технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе»
Раздел: Иностранные языки
Тип: Дипломная работа
Страниц: 52
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика