Дипломная работа

«Защита школьников от информации причиняющий вред их здоровью и развитию»

  • 53 страниц
Содержание

Введение.….3

Глава 1. Анализ влияния средств информации на формирование личности школьника….7

1.1. Интернет как средство информационного воздействия на школьника….7

1.2. Теоретические основы воздействия средств телевидения на познавательную деятельность и поведение школьника….16

Глава 2. Меры по защите школьников от информации причиняющей вред их здоровью и развитию…25

2.1. Работа педагога по защите школьников от вредной информации….25

2.2. Досуг школьника, его роль в развитие детей и формировании информационной безопасности….34

Глава 3. Экспериментальное исследование по развитию у школьника умения выявлять информационную угрозу….40

3.1. Организация и описание исследования….….40

3.2. Анализ полученных результатов проведенной работы….…48

Выводы по 3 главе….….59

Заключение…50

Введение

Актуальность исследования. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни.

Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с чем, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и обществе. Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

Мы считаем, что для полноценного развития ребенка нужно создавать идеальную информационную среду и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности школьника. Личность формируется множеством элементов социально-культурной среды. Каждодневный информационный поток создает в бытовых условиях школьника постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации подростка в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений, экологии.

В настоящее время СМИ заполонили картины насилия, нечеловеческой жестокости, пропаганда сексуальной распущенности. К сожалению, подобная информация «бьет», прежде всего, по самой незащищенной категории граждан – по детям.

Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Законе № 436-ФЗ, регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Вместе с тем, основой нравственности человека являются нравственные качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру.

Подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение школьником этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.

Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности нравственных качеств его личности, которые позволили бы ему быстро адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между:

- объективно существующей потребностью личности в информационной безопасности и отсутствием теоретико-концептуальных основ ее становления;

- потребностью общества в развитии успешных личностей и необходимостью обучения противодействию манипулированию сознанием и психикой с помощью информации;

- потребностью практики в развитии информационной безопасности младших школьников и недостаточной разработанностью этой проблемы.

Поэтому сегодня как никогда актуально стоит вопрос о защите школьников от информации, пагубно влияющих на их здоровье, духовно-нравственное воспитание и развитие в целом.

Целью исследования: влияние вредной информации на воспитание школьников и защита от нее.

Объект исследования: процесс формирования защиты от влияния вредной информации на школьников.

Предмет исследования: средства защиты от информации причиняющий вред здоровью и развитию школьников.

Задачи исследования:

1) Анализ научно – методической литературы по проблеме информационной безопасности школьников.

2) Проанализировать влияния информации на воспитание школьников;

3) Проанализировать воздействие средств телевидения и интернета на познавательную деятельность и поведение подростков;

4) Раскрыть методику обучения школьников по самозащите школьников от информации причиняющей вред развитию и здоровью.

5) Формирование знаний у обучающих и их родителей по защите от информации, причиняющей вред школьникам.

Гипотеза исследования: планирование учебного процесса с внедрением в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности, может способствовать защите школьников от информации, причиняющей вред их развитию и здоровью.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

1.1. Интернет как средство информационного воздействия на школьника

Сегодня проблемы информации занимают умы людей самых различных профессий. Об информации говорят и те, кто ее создает, и те, кто ее потребляет, и те, кто ее исследует.

В наше время границы информации раздвигаются поистине с космической скоростью, но так же необходимо признать, что это влечет не только положительные факторы влияния на общество, но и отрицательное воздействие в частности на школьников, являющихся активными пользователями современных средств распространения информации.

В нашей дипломной работе мы сфокусировали свою работу на анализе использования школьниками лидирующих средств распространения информации, как интернет и телевидение, являющихся неотъемлемой частью повседневной жизни школьника.

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, интернета, а именно распространение вредных компьютерных игр и негативной информации оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.[14]

Школьнику, интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее. В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики.

В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, что бы зайти на порносайт. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. К сожалению вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти нелюди регистрируют сайты на подставных лиц. В реальности этого существенно меньше. Ведь на подобный сайт может зайти любой человек, и дети в том числе 6-7 лет. Необходимо приложить все усилия, чтобы оградить детей и подростков от доступа к этой информации. Дети смотрят на взрослых, впитывая информацию как губка, видя негативную информацию в интернете, они неосознанно откладывают эту информацию у себя в памяти.

Сегодня в любом доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. Зачастую сложно контролировать движение детей по глобальной паутине. В одним случаях глобальная сеть является стимулом к развитию ребенка и помощников в решении определенного ряда задач, в других – это негативная среда, способна к пагубному воздействию на неокрепшую детскую психику.

К сожалению негативная информация в Интернете на данный момент преобладает в изобилии. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Что это может означать для человека? От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие школьники больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Речь идет о многочасовом сидении за компьютером. По данным многих исследователей данной проблемы, подростки часто проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет. Эти люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст. Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и так далее [].

Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений, наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь. Сетевые технологии усиливают процесс опосредованного общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возникающие здесь контакты часто носят суррогатный, неполноценный характер. Это ведет к сокращению влияния ближайшего окружения на личность подростка как средства социального контроля, нарушению механизмов детерминации позитивного поведения. Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде (Андреев Б.В., Пристанская О.В. и др. Информационные технологии в расследовании преступлений, совершенных с использованием сотовой связи. Научно-методическое пособие. Библиотека прокурора. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М. 2009) [].

Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания, связанные с негативным контентом, киберхулиганством, домогательствами, виртуальными контактами с кибермошенниками, наркодилерами, экстремистами, педофилами, сутенерами и порнографами. Значительное большинство подобных преступлений остаются скрытыми от родителей, правоохранительных органов и общества.

Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.

В настоящий момент увеличивается количество детей младшего возраста умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.

Исследователями отмечено, школьники посещавшие сайты, на которых жестокий контент представляет собой отображение реальных ситуаций, проявляют агрессию в пять раз чаще остальных сверстников.

Авторы исследования утверждают, что агрессивное поведение подростков провоцируется демонстрацией насилия в Интернете и других медиаканалах.

Ученые провели опрос 1588 детей в возрасте от 10 до 15 лет и проанализировали связь между насилием в информационных каналах с серьезными проявлениями агрессии у подростков. Около 38% опрошенных посещали как минимум один интернет-ресурс, демонстрирующий жестокость. Но лишь 5% респондентов сознались, что за последний год так или иначе проявляли агрессию по отношению к окружающим. Однако вероятность жестокого поведения возросла до 50% при анализе аудиторий отдельно взятых сайтов.

Исследование также показало, что подростки, посещавшие сайты, на которых жестокий контент представляет собой отображение реальных ситуаций, проявляют агрессию в пять раз чаще остальных сверстников.

Вероятность жестокого поведения возрастает и при увеличении числа медиаканалов. При этом ученые отметили, что эффект Интернета значительно превосходит влияние ТВ, музыки, видеоигр и кино [].

Руководитель исследования доктор Мишель Ибарра заявила, что ограничение демонстрации насилия в информационных каналах необходимо рассматривать как важную меру по предотвращению детской жестокости.

При проведении качественных учебных проектов учащиеся становятся в позицию исследователей, и им действительно нужен Интернет. Чтобы стать составной частью школьной практики, работа по учебным телекоммуникационным проектам должна вестись учащимися в рамках общеобразовательных учебных дисциплин. Существующие программы и учебно-методические комплекты для этого непригодны. Они создавались для других условий. Нужны принципиально новые широкомасштабные разработки, ориентированные на цели образования "жителя информационного общества". Чтобы действительно использовать учебные телекоммуникационные проекты, надо перейти к новому содержанию образования, создавать новые учебно-методические комплекты. А это – сложнейшая научная и методическая задача. Учебные телекоммуникационные проекты как форма учебной работы находятся в противоречии со сложившейся учебно-методической системой традиционной школы. Будучи рассмотрены сами по себе, они представляют всего лишь одну из форм факультативной учебной работы. Вот почему сегодня проведение таких проектов — дело немногих энтузиастов-учителей [].

В условиях развивающегося информационного общества ограничение доступа к информации практически невозможно. Свободный доступ ко всему богатству данных, накопленному человечеством, — неотъемлемое право каждого гражданина. Это право не только декларируется, но и практически обеспечивается современными электронными средствами массовой информации, глобальной инфраструктурой Интернета. Научить жить и работать в быстро изменяющейся среде обитания — важнейшая из задач школы. А это значит, что существующие формы и методы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут на себе составляющие нового содержания обучения.

Обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс средствами вычислительной техники — основа всех учебных программ нового поколения, которые пора предложить сегодняшним школьникам — будущим жителям информационного общества. Традиционная школа, созданная на этапе становления индустриального общества и игравшая роль основного источника позитивной информации, медленно исчезает. Имидж школы как главного и неоспоримого источника позитивных знаний для молодежи разрушен. Неудовлетворение традиционной организацией работы школы испытывают все. Эта постоянно растущая неудовлетворенность, с одной стороны, и усиливающееся влияние в обществе продавцов коммуникационных и информационных услуг — с другой, неизбежно создают условия, когда исключительная роль современной общеобразовательной школы как главного института социализации ставится под сомнение. Показательны в этом отношении результаты опроса, о котором мы упоминали выше. Был задан вопрос об отношении к обучению через Интернет. Против обучения через Интернет высказались 46% учащихся. «Ничто не заменит общения с учителем.оно бывает очень разным – положительным и отрицательным, часто конфликтным. Школа – не только для ума, но и для формирования правильных реакций в отношениях между людьми.в том числе в совместном обучении, труде, отдыхе и т.д.» 100% учителей и 54% школьников считают возможным использовать Интернет в дополнение к традиционным формам обучения в старших классах. 100% учителей высказались против знакомства детей с Интернетом в начальных и средних классах школы. Среди старшеклассников возможным это считают соответственно 2% и 7% от всех опрошенных. 40% учащихся считают возможным обучение через Интернет в старших классах и вузе [].

Федерация Интернет Образования считает, что вопрос разработки школьной политики в области информационных технологий становится с каждым днем все актуальнее. Отсутствие сформировавшегося комплекса мероприятий по поддержке школьных коллективов придает ему особую остроту. В качестве наиболее целесообразной меры ФИО считает разработку и внедрение специального курса, в котором должны обсуждаться следующие вопросы:

- проблемы перехода к "открытой учебной архитектуре";

- проектирование моделей информатизации учебно-воспитательного процесса и создания школьного образовательного пространства;

- разработка стратегии по внедрению и использованию в школе ИКТ и Интернета;

- разработка программы деятельности административной команды школы по внедрению ИКТ в учебный процесс [].

Процесс взаимодействия учащегося и Интернета достаточно сложен и многогранен. Нами рассмотрены кратко только некоторые аспекты этой проблемы. Очевидно одно - не все в школе готовы воспользоваться Интернетом и хорошо знают, что нужно делать. Вопросы, связанные с информатизацией школы, требуют пристального внимания и всеобщего обсуждения.

Заключение

Нами выяснено, что формирование информационной безопасности на начальной ступени обучения нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности, имеющих смысловую значимость для школьника. Одним из главных условий успешного обучения информационной безопасности является, на наш взгляд, позиция учителя, сущность которой составляет безусловное, безоценочное принятие ребенка, желание укрепить его позицию в социуме, оказать своевременную поддержку в саморазвитии школьника, оградить его от совершения неприемлемых действий, открыть путь к социализации и адаптации ребенка.

Решение задачи по обеспечению информационной безопасности требует

комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка антивирусных программ, брандмауэров, фильтров, ограничений по времени) необходима разработка и реализация правил электронной безопасности, которые требуют привлечения широкого спектра заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг Интернета. Информационная безопасность может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др.

Путь решения этой проблемы может быть обозначен словами Н.Е. Щурковой: «Специфика педагогической работы с детьми состоит не в том, чтобы подавить негативные проявления личности, а в том, чтобы, не обедняя ни содержательно, ни методически воспитательного процесса, осуществить необходимое для каждого ребенка на земле вхождение в контекст высоких современных достижений культуры; сохраняя достоинство личности, перевести её поведение на уровень культуры»

Ограничение доступа к нежелательной информации нужно сочетать с демонстрацией качественных образовательных ресурсов. Поэтому изучение разделов школьной программы необходимо снабдить ссылками как на традиционные бумажные, так и электронные учебники, учебные пособия, энциклопедии, справочники, словари, ресурсы электронных федеральных образовательных коллекций, цифровых хранилищ библиотек

и музеев, образовательных сайтов, дидактические материалы учителя, работы других учащихся. Перед школьником открывается бескрайний океан мировых информационных ресурсов, накопленных за всю историю цивилизации. Ограничение в доступе к этим ресурсам ведет «к цифровому неравенству между людьми». Поэтому учитель должен ориентировать учащихся в доступных информационных образовательных ресурсах по теме урока, проекта, учащиеся самоопределяются в выборе информационных источников. Учитель организует поиск дополнительных источников через библиотечные каталоги, поисковые системы Интернет, учит отбирать и систематизировать их.

Участвуя в информационной деятельности, подростки не только ищут, анализируют, используют готовые ресурсы, но и создают собственные информационные продукты: аннотации, сообщения, доклады и др., в том числе с использованием ИКТ: мультимедийные презентации, публикации, таблицы, диаграммы, а также карты памяти, вики-статьи, электронные каталоги, гипермедийные тексты, делятся ссылками на созданные ресурсы.

В свою очередь родители должны контролировать действия детей дома и направлять деятельность школьника на выполнение заданий учителя, тем самым минимизировать свободное времяпровождения ребенка перед экраном телевизора или бесконтрольное пользование сетью Интернет.

Покупка готовой работы
Тема: «Защита школьников от информации причиняющий вред их здоровью и развитию»
Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Тип: Дипломная работа
Страниц: 53
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика