Дипломная работа

«Бюджетная система российской Федерации, сбалансированность»

  • 104 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной системы государства….7

1.1.Понятие и содержание бюджетной системы РФ, принципы ее построения….7

1.2.Организационно-правовые основы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации….21

1.3. Понятие сбалансированности бюджетной системы, основы ее обеспечения….29

Глава 2. Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации…40

2.1. Оценка механизма разграничения и распределения бюджетных полномочий….40

2.2. Особенности разграничения и распределения доходов между бюджетами разных уровней…51

2.3. Особенности разграничения и распределения доходов между бюджетами различных уровней….60

Глава 3. Пути обеспечения сбалансированности бюджетной системы….79

Заключение…91

Список источников и литературы….96

Приложения….102

Введение

Осуществление государством своих внешних и внутренних функций напрямую зависит от функционирования его бюджетной системы. Бюджетная система - это источник финансирования работы государственных и муниципальных органов, реализующих свои функции по обеспечению деятельности общества. В ней аккумулируются обобществленные денежные средства, то есть она -это результат экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Любое государство стремится укрепить и совершенствовать свою бюджетную систему посредством совершенствования налогового законодательства для повышения уровня налоговых поступлений в бюджеты различного уровня.

Но бюджетная система совершенствуется не только с целью увеличения доходной базы всех бюджетов, но и с целью более эффективного выполнения парораспределительных функций между бюджетами различного уровня, а также с большей целесообразностью расходования бюджетных средств в рамках бюджетной системы государства.

Эффективная бюджетная система – это финансово-устойчивая и сбалансированная бюджетная система. Принцип сбалансированности – один из наиболее значимых практически в любом государстве. В соответствии с ним общий объём запланированных бюджетом расходов должен соответствовать общему объему планируемых поступлений. Поступлениями могут быть не только доходы, но и заимствования. Поэтому наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений.

Сбалансированность бюджета с экономической точки зрения означает, что сумма всех поступлений в бюджет равна сумме всех расходов бюджета. Поэтому несбалансированный бюджет – это бюджет, который исполнен с профицитом или дефицитом.

Исполнение бюджета с профицитом может свидетельствовать о высокой налоговой нагрузке. Высокая налоговая нагрузка провоцирует эффект вытеснения, что негативно сказывается на инвестиционном климате и на экономическом развитии.

В федеративном государстве можно говорить и о вертикальной, и о горизонтальной сбалансированности. По сути, механизм перераспределения средств между бюджетами разных уровней посредством бюджетного регионального выравнивания направлен на достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. За счет него устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов субъектов РФ, с одной стороны, а с другой, на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах. Действующая модель межбюджетных отношений в России до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов различных уровней, а не на рациональное распределение их расходных функций.

Исследование механизма перераспределения средств между бюджетами различных уровней, а также вопросов оптимизации процессов бюджетного планирования и обуславливает актуальность темы дипломного исследования.

При подготовке дипломной работы рассматривались учебные издания «Финансы» под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной А.В, «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: теория и практика» под редакцией М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. Вопросы бюджетного процесса в целом рассматривались в работах Е.Н. Адибековой, И.К. Бойко, Н.П. Соколова, Н.Н. Назаровой, М.И. Канкуловой. Достаточно много исследований посвящено различным аспектам сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Это работы Е.А. Бочкаревой, О.А. Гришановой, П.Г. Кардинова, Е.В. Кузнецовой, Т.Г. Ржевской.

Однако, при довольной высокой степени изученности вопроса дипломного исследования отдельные вопросы достижения сбалансированности бюджетной системы изучены недостаточно, что послужило поводом к выбору данной темы дипломной работы.

Объектом исследования стала бюджетная система Российской Федерации.

Предмет исследования является организационно-экономический механизм обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Цель исследования заключается в проведении анализа формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации и выявление путей обеспечения ее сбалансированности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

 рассмотреть содержание бюджетной системы Российской Федерации, основные принципы ее построения;

 проанализировать правовые и организационные основы построения бюджетной системы;

 рассмотреть понятие сбалансированности бюджетной системы и механизм ее обеспечения;

 проанализировать разграничение и распределение бюджетных полномочий;

 рассмотреть особенности распределения доходов между бюджетами различного уровня;

 провести оценку перераспределения средств между бюджетами различного уровня;

 предложить пути обеспечения сбалансирования бюджетной системы.

Теоретическая база основывалась на работах российских авторов в области государственных финансов, а также нормативно-правовых актах, регулирующих функционирование бюджетной системы Российской Федерации.

В дипломной работе были использованы аналитический, структурно-функциональный, статистический методы.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные в предложения по обеспечению сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации можно использовать при бюджетном планировании, разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих межбюджетные отношения

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы содержания и построения бюджетной системы, понятие сбалансированности бюджетной системы и механизм ее обеспечения. Во второй главе проводится анализ формирования и развития бюджетной системы. В третьей главе определяются возможные направления обеспечения сбалансированности бюджетной системы.

Фрагмент работы

Муниципальные образования имеют право на определённую часть собираемых на их территории налогов. В настоящее время на этот уровень полностью переданы земельный налог и налоги на имущество физических лиц .

Современная теория государственных и муниципальных финансов рассматривает финансовую помощь как необходимый элемент межбюджетных отношений, при этом, чем выше различия в социально-экономическом положении территорий государства, тем значимее потребность в данном инструменте бюджетного регулирования. В России присутствует высокая разница в уровнях социально- экономического положения регионов. Но в условиях крайней ограниченности бюджетных средств, неправильно считать, что можно создать идеальную методику предоставления финансовой помощи для ликвидации объективных диспропорций между регионами. Поэтому речь идет о более или менее справедливом распределении финансовой помощи для создания примерно равных (выровненных) условий функционирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Установленное Бюджетным кодексом РФ распределение доходов по уровням бюджетной системы направлено на максимально возможное сокращение регулирующих доходов, их преобразование в закрепленные. Большинство нормативов отчислений теперь установлены в Бюджетном кодексе РФ на долгосрочной основе, а не в Налоговом кодексе РФ или законе о бюджете, как было ранее.

Заключение

Бюджетное устройство определяется типом государственного устройства. Бюджетное устройство федеративного государства в отличии от унитарного имеет дополнительный уровень – бюджет субъекта Федерации;

Под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения. К основным принципам устройства бюджетной системы можно отнести следующие: единства; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств;

Организационно бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней и включает на первом уровне: федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов; на втором уровне: бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; на третьем уровне: бюджеты муниципальных образований.

Структура бюджетного законодательства представляет собой иерархию правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс от Конституции до нормативно-правовых актов муниципальных образований о бюджетах соответствующего уровня их исполнении.

Сбалансированность бюджета с экономической точки зрения означает, что сумма всех поступлений в бюджет равна сумме всех расходов бюджета. Несбалансированный бюджет – это бюджет, который исполнен с профицитом или дефицитом.

Посредством механизмов межбюджетных трансфертов, в особенности дотаций, обеспечивается горизонтальная сбалансированность бюджетов. Финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов позволяет устранить вертикальную несбалансированность, которая возникает из-за превышения фактических расходных обязательств по отношению к бюджетной обеспеченности.

Распределение и разграничение бюджетных полномочий в Российской Федерации основывается на бюджетном федерализме. Разграничение доходов – это законодательное закрепление федеральными органами государственной власти соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Распределение доходов - это передача органами государственной власти и органами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год.

Распределение доходов между бюджетами в отличие от разграничения может осуществляться органами государственной власти обоих уровней и органами местного самоуправления муниципальных районов.

Перераспределение средств между бюджетами различного уровня – это бюджетное регулирование. Есть четыре группы методов бюджетного регулирования: установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета; перераспределение самих бюджетных источников; безвозмездная помощь бюджетам нижнего уровня за счет бюджетов более высокого уровня; ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов. Основной метод – это установление твердо закрепленных и регулирующих доходов. Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджетов- это те, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год. Если при использовании отмеченных методов сбалансированность не достигается, то применяются методы оказания прямой финансовой поддержки из бюджета высшего уровня низшему.

Можно предложить такие направления бюджетной политики по оптимизации бюджетного дефицита/профицита и управлению государственным долгом: мероприятия по оптимизации бюджетных доходов; мероприятия по оптимизации бюджетных расходов; организационно-управленческие мероприятия, относимые как к доходной, так и расходной частям бюджета; мероприятия, касающиеся контрольных параметров бюджетной системы; мероприятия, касающиеся непосредственно дефицита/профицита и государственного долга.

Мероприятия по оптимизации бюджетных доходов:

 упрощение налоговой системы, применение преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и др.;

 модернизация системы налогового администрирования (упрощение отчетности, оценка сотрудников налоговых служб по результатам работы и др.).

Мероприятиям по оптимизации бюджетных расходов:

 формирование реестра расходных обязательств публично-правовых образований;

 активное внедрение контрактной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;

 внедрение критериев эффективности бюджетных расходов.

Организационно-управленческие мероприятия:

 внедрение международных стандартов системы бюджетной классификации и бюджетного учета;

 внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты;

 внедрением финансового менеджмента в бюджетном секторе.

В рамках контроля расходов необходимо:

 сформировать систему мониторинга, позволяющую обеспечить информацией й об эффективности бюджетных расходов;

 оценки эффективности инвестирования привлеченных ресурсов;

 оценки эффективности перераспределения привлеченных средств в пользу финансирования капитальных, а не текущих расходов.

Достижение сбалансированности федерального бюджета требует и оптимизации управления государственным долгом. В отношении оптимизации управления государственным долгом необходимы следующие мероприятия:

1. Снижение расходов на обслуживание государственного долга;

2. Увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государст-венного долга;

3. Увеличение сроков рыночных внутренних заимствований без существенного роста доходности инструментов;

4. Прекращение заимствования по неэффективно используемым займам.

5. Ограничение принятия новых обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций;

6. Концентрация привлекаемых средств на реализацию проектов в области инфраструктуры общегосударственного значения;

7. Активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и стоимости его обслуживания.

Необходимо оценивать такие риски:

 прогноз будущих расходов по обслуживанию долга в средне- и долгосрочной перспективе, с учетом различных факторов;

характеристики «профиля долга», которые должны включать основные показатели риска по наличному и прогнозируемому портфелю долговых обязательств на определенную прогнозом перспективу.

Список литературы

Список использованных источников и литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 20 декабря 1993 года.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1). от 30.11.1994 № 217-ФЗ (в ред. 14.11. 2013) //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.-3301; 2005. № 1. Ст. – 43

3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31. 07. 1998 ( в ред. от 01.01. 2014 г.)// Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1. № 146-ФЗ от 31.07. 1998. (в ред. от 01.01.2014)//Российская газета, № 148-149, 06.08.1998

5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08. 2000. № 377-ФЗ (в ред. 30.01.2014)//СЗ РФ. №11. Ст. – 3122; 2004. № 31. Ст. – 3231; СЗ РФ. 2007. № 22. – Ст. 2564.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11. 2009 (ред. 16. 04. 2010)// СЗ РФ 13.12.2010, N 50, ст. 6615.

7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 гг.» № 349-ФЗ от 27.11. 2013 (в ред. от 03.02.2014//РГ. N 276, 06.12.

8. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 14-ФЗ (ред. от. 12. 03. 2014)//СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. – 2071; 2004. № 172. Ст.- 6150

9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. от 30. 11. 2011)// РГ, N 297, 31.12.2006,

10. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. 12.03. 2014//РГ N 247, 20.12.2001.

11. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» № 125-ФЗ от 16.07.1999 г. (ред. 28. 12. 2013)//СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803

12. Федеральный закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации № 326-ФЗ от 19.11. 2010 (в ред. от 12.03.2014)// Российская газета, № 274, 03.12.2010

Литература и периодические издания:

13. Адибекова Е.Н. Экономическая природа бюджетного процесса в современной России: дисс. канд. экон. наук. – М.: 2005

14. Алехин Н.В. Государственные и муниципальные финансы. Электронный учебник. – Пенза. 2010.

15. Аронов А.В., Кашин В.В. Налоговая политика и налоговое администрирование. – М., Экономист. 2009

16. Атарова Н.А. Бюджетное право. – Питер. 2010

17. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы – М.: ЮНИТИ. 2012.

18. Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. – М.: Экзамен. 2009

19. Боженок С.Я. К вопросу о системе источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации//Российская юстиция. 2008. № 7. С. 40-43

20. Бойко И.К. Бюджетная политика в системе государственного регулирования рыночной экономики: дисс. канд. экон. наук – Ростов н/Д. 1999

21. Бондарчук Н.В. Финансовый менеджмент как средство гармонизации налогообложения. – Гармонизации налогообложения. – М.: Дашков и К. 2010.

22. Бочкарева Е.А. Сбалансированность бюджетной системы в Росийской Федерации: понятие и правовое содержание//Налоги и финансовое право. 2013. № 11. С. 225-230

23. Бурцев В. В. Факторы финансовой безопасности России / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 1. – С. 32

24. Бюджетная система Российской Федерации/под ред. Соколова Н.П. – Йошкар-Ола.: МГТУ. 2009

25. В России стало больше регионов с дефицитным бюджетом//Российская газета. 13.06. 2013

26. Верстина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия//Финансы. 2007. № 4. – С. 26.

27. Владимирова М.П Налоги и налогообложение. – М.: Кнорус, 2012

28. Власенко Е.О. Исследование методов обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона//Известия Иркутской Государственной экономической академии. 2012. № 5. С. 37-40

29. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. – СПб.: Питер.2008. – С. 104.

30. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы на современном этапе//Экономика.2010. № 9. – С. 74

31. Гришанова О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы: дисс. доктора. Экон. наук. 2005

32. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – Ростов-н-Д., Феникс. 2011.

33. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. – М., Финансы и статистика. 2012.

34. Еремина В.А. Зарубежный опыт налогообложения//Вопросы экономики. 2010. № 9. – С. 62

35. Игнатьев В.С. Повышение устойчивости бюджетной системы в системе мер профилактики кризисных явлений в централизованных финансах России//Вестник экономической интеграции. 2012 № 9 (53) С. 50-55

36. Кашин В. А., Абрамов М.Л. Еще раз о путях совершенствования налоговой системы России//Налоги и налогообложение. - 2008. -№ 11. - С. 33-38.

37. Кириллова О.С. , Муравлёва Т.В. Налоги и налогообложение. – Ростов н/Д. 2011

38. Корчагин А.Ю. Региональная экономика и финансовая политика – СПб: Питер. 2011

39. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и К. 2010

40. Крадинов П.Г. Долгосрочная сбалансированность бюджетной системы: факторы, условия, риски//Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 1 (15). С. 129-134

41. Кузнецова Е.В. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: проблемы и пути обеспечения – М.: 2012

42. Кузнецова Ж.С. Финансово-правовые основы реализации принципа сбалансированности бюджета: дисс. канд. юр. наук – Ростов н/Д. 2010

43. Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность законодательства о налогах и сборах / Под ред. И.И. Кучерова. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2009.

44. Литвинюк Я.В. Совершенствование управления сбалансированностью федерального бюджета Российской Федерации в условиях реформы местного самоуправления: дисс. канд. экон. наук – Волгоград.: 2010

45. Лях О.А., Гринкевич А.М. Региональная налоговая политика на современном этапе/Известия томского Государственного университета. 2010. Т. 312. № 6. – С. 16

46. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения – Ростов н/Д.: Феникс. 2012

47. Малис Н.И., Горский И.В. Налоговая политика России: перспективы роста доходов бюджета//Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1. – С. 22

48. Назаров Н.Н., Канкулова М.И. Понятие «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов//Финансы и кредит. 2012. № 19. С.6-10

49. Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод, пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. М.: Дело и Сервис, 2009.

50. Николаева Т.П. Бюджетная система Российской Федерации – М.: МЭОИ. 2011

51. Официальный сайт Министерства финансов РФ. h**t://info.minfin.r*/kons_doh.php

52. Официальный сайт ФНС. h**t:w*w. nalog.r*

53. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. . канд. экон. наук. М., 2006

54. Ржевская Т.Г. Сбалансированность бюджетной системы и эффективность бюджетной политики//Экономические науки. 2011. № 82. С. 199-202

55. Ронжина И.А. Некоторые аспекты проблемы сбалансированности национальных бюджетных систем//Вестник экономической интеграции. 2012. № 10. С. 83-88

56. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит: правовое обеспечение – СПб.: Питер. 2009.

57. Социально-экономическое положение России/Федеральная служба Государственной статистики. h**t://w*w.gks.r*/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/finance/

58. Структура доходов бюджета РФ 2013 года/Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: h**t://info.minfin.r*/kons_doh.php

59. Шувалова Е. Б., Шувалова А.Е. Налоги и налогообложение – М.: МПФА

60. Эриашвили н. Д. Финансовое право – Екатеринбург: УГУ.2010.

Примечания

речь защиты, презентация, защищен на отлично

Покупка готовой работы
Тема: «Бюджетная система российской Федерации, сбалансированность»
Раздел: Финансы
Тип: Дипломная работа
Страниц: 104
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика