Лекция

«Историко-педагогические аспекты деятельности медресе «Галия»»

  • 35 страниц
Содержание

1. ЗияКамали как основатель медресе «Галия»

2. История становления и развития медресе «Галия»: общий взгляд

3. Особенности организации учебно-воспитательного процесса

Введение

Уровень развития просвещения выступает определяющим критерием культурного прогресса любого общества. Отсюда крайне важным становится всестороннее изучение всех аспектов развития системы образования. И чтобы осмыслить и использовать накопленный опыт, мы обращаемся к прошлому, в том числе к истории народного образования, частью которого является мусульманское образование.

В поисках оптимальных путей сочетания образовательного и воспитательного процессов, становится необходимым переосмысление и роли мусульманских учебных заведений, с момента своего возникновения заявивших о себе как о явлении в культурной и общественной жизни страны. Мусульманская духовная школа (мектеб, медресе), подготовив немалое количество знаменитых ученых, деятелей культуры, видных политических и государственных деятелей, внесла неоценимый вклад в становление и развитие духовной культуры целых народов. Сегодня это общепризнанный факт, однако, мусульманское образование в историко-педагогическом аспекте объективно и всесторонне изучено еще недостаточно.

Основателем медресе «Галия» – Галийа (араб. «алийа» – «высшая») в Уфе – высшего мусульманского учебного заведенияв России – был выдающийся просветитель, философ,педагог–реформатор, общественный деятель Зыяитдин – Зия – Камали(Зия – аль – Камали), полное имя которого – КамалетдиновПарвазетдинДжамалетдинович.

О жизни и деятельности ЗияКамали написано немало научных работ. К ним относится книга: «ЗияКамали: мыслитель, просветитель, религиозный деятель» (Казань, 1997). Подробнейшая биография, семья, судьба детей ЗияКамали описаны в документальной повести Сююмбики Кудашевой и Рустама Кузеева.Краткая энциклопедия Башкортостан и Татарский энциклопедический словарь поместили на своих страницах статьи, освещающие основные этапы его биографии. О ЗияКамали как философе и просветителе очень подробно написал известный башкирский ученый Г.Б. Хусаинов. Его имя вошло в книгу «Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917–1991)»,подготовленную Васильковым и Сорокиным (СПб., 2003).

Будущий организатор и руководитель медресе «Галия» ЗияКамали (КамалетдиновПарвазетдинДжамалетдинович) родился 22 декабря 1873 г. в д. Кляшево Кара–Якуповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Чишминского района РБ) в бедной многодетной семье. В 6-ти летнем возрасте начал учиться у муллы в деревенском мектебе. Окончил в Уфе медресе «Гусмания», на средства мусульманского благотворительного общества учился в Турции. Позже окончил философский факультет Каирского университета «Аль – Азхар» (1904). В годы учебы совершил паломничество в Мекку. Под влиянием богослова – реформатора Мухаммада Абду решил посвятить себя науке и просветительству; сменил имя на «Зия».

Вернувшись на родину, в 1904–1906 гг. работал старшим преподавателем в медресе «Гусмания» Уфы, преподавал там философию и Коран. Не найдя поддержки в стремлении реорганизовать учебный процесс в стенах родного медресе, пришел к мысли о необходимости организовать свое собственное, отличное от современных ему религиозных медресе, новое учебное заведение джадидистского направления.

Приложив все усилия для претворения своих мыслей в жизнь, в 1906 г. он открыл медресе «Галия» в Уфе, которое успешно прослужило делу просвещения мусульманского населения всей России, был его бессменным ректором, читал курсы «Основы ислама», «История ислама» и психологии.

Когда Уфа была занята белогвардейцами, основателю медресе «посоветовали скрыться из Уфы». «Вместе с семьей он выехал из Уфы и «жил в лесу у дяди». Там же в лесу скрывались и несколько его шакирдов - коммунистов. Отец (ЗияКамали) им тайком носил продукты, а детям было об этом «строго приказано молчать». Это продолжалось несколько дней». Так описывает этот беспокойный период в жизни города Уфы, в своих воспоминаниях об отце, сын ЗияКамали – Акрам ПарвазетдиновичКамалетдинов.

Медресе «Галия» проработало до 1919 г. После закрытия медресе ЗияКамали не прекращал творческую и общественную деятельность. Начиная ещё с 1909 и по1924 г. состоял имам – хатибом мечети Второго прихода Уфы. В 1924 г. был утвержден имамом Третьей соборной мечети Уфы. При муфтииР. Фахретдинове состоял членом Президиума Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ) Внутренней России и Сибири. Параллельно писал философские труды, часто публиковался в уфимской газете «Ислам маджаллясе» («Журнал Ислам», орган ЦДУМ).

В 1930-е гг. ЦДУМ подвергалось активному преследованию со стороны официальной власти. После смерти Фахретдинова(1936) было арестовано более 20 человек, в т.ч. и ЗияКамали (22 апреля 1938 г.). По решению официальной судебной системы он был приговорен к лишению свободы на 7 лет. Его рукописи и книги личной библиотеки после ареста были увезены представителями чрезвычайной V государственной комиссии. ЗияКамали умер в 1942 г. в тюрьме г. Куйбышева (ныне г. Самара).

После XX съезда ЦК КПСС (14–25 февраля 1956 г.) дело ЗияКамали пересмотрено (17 марта 1956 г.) Военной Коллегией Верховного Суда СССР и он был реабилитирован посмертно.

ЗияКамали, касаясь вопроса, явившегося толчком к созданию медресе «Галия», признался, что причина – его собственная «любовь к религии Ислам и ко всем мусульманам». Он говорил, что, побывав в далеких от России мусульманских странах, невольно сравнивал жизнь российских мусульман с жизнью вообще всего исламского мира. В итоге заметил, насколько далека была жизнь российских мусульман от жизни мусульманского мира, и отставшей, продолжающей отставать изо дня в день. Задумавшись над причинами такого состояния мусульман в России, о возможностях и способах имеющихся для возвращения российских мусульман к чистой истинной мусульманской вере, нашел единственно верное решение изменения положения – это начать обучать и воспитывать наших детей в законах ислама.

Сегодня так же, как и в прошлые времена, в общественности вновь и вновь поднимаются проблемы национального образования. Современные ученые возвращаются к необходимости освещения деятельности ЗияКамали, изучают его философские труды. Редкие идеи, не теряют актуальности через века. Деятельность ЗияКамали по созданию медресе представляет собой модель как и что делать, как выходить достойно из возникающих ситуаций сегодня. Основатель медресе «Галия», ЗияКамали, сегодня признан научной общественностью как выдающаяся личность, «реформатор, организатор светского образования исламской России».

Фрагмент работы

Вопрос 2

История становления и развития медресе «Галия»:

общий взгляд

Задолго до начала работы различных светских образовательных учреждений в XX веке, на территории современного Башкортостана существовало значительное количество религиозных учебных заведений, вносивших заметный вклад в дело распространения просвещения среди местного населения. Такими были, в частности, мектебы и медресе, первое упоминание о наиболее крупных из которых относится еще к 1709 г. (медресе в д. СуюндуковоБирскогоу.).

Слова «мактаб», «мадраса», которыми называются традиционные мусульманские учебные заведения – иноязычные, в русский язык проникли из арабского языка. В башкирско-татарской разговорной (теперь и в литературной) речи укоренилось и стало традиционным употребление этих слов как «мектеб», «медресе». Мактаб – место, где пишут; начальная школа; мадраса (медресе) – место, где учат; учебное заведение второй ступени после начальной.

Первые мектебы на территории современного Башкортостана появились на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры, после принятия местными тюркскими народами ислама, а первые упоминания о постоянно действующих медресе относятся к XVII в. До начала работы в XX в. светских образовательных учреждений, мектеб и медресе были основными очагами просвещения и культурными центрами мусульманского населения края.

Почти в каждом населенном пункте, где жили мусульмане, была мечеть, а при них мектебы и медресе, внесшие свой вклад в дело образования населения. Количество этих учебных заведений в отдельных регионах России, в том числе и в Башкирии, было в десятки раз больше, чем русскоязычных школ. Не случайно, «В 1736 г. императрица Анна Иоанновна повелела, чтобы в башкирских землях мечетей и школ без указов вновь не строить. По всей вероятности, к этому времени довольно много стало возникать мечетей среди башкирского населения, так что самопроизвольная, безуказная постройка мечетей не могла не обратить на себя внимания правительства», – отмечает автор одной из статей Малов. Далее он пишет: «…У магометан …каждая даже малонаселенная деревня непременно имеет мечеть и муллу, только эта мечеть устрояется без минарета, составляет род чистой, поместительной избы, а потому все таковыя мечети почти и не входят в счет мечетей, потому что без минаретов бывают, незаметны для собирателей статистических сведений …».

Обучение молодого поколения вере и грамоте являлось одной из главных обязанностей мусульман, поэтому при мечетях всегда открывались религиозные школы. В таких школах в основном обучались мальчики; девочки обучались, как правило, дома. Далее цитата:«В Оренбургской губернии в мектебах всегда учатся только дети мужского пола. Мектебы для девочек если встречаются, то очень мало. Мектебов, где учатся вместе дети мужского и женского пола, совсем нет. Из этого нельзя делать такой вывод, что девочки не учатся совсем. Просто, по издавна принятой традиции, в мужские мектебы девочки не принимаются. Не смешиваясь с мальчиками, девочки собираются специально в каком-нибудь доме, берут уроки у абыстай – учительницы». Конец цитаты. На уровне грамотности женщин – мусульманок это не сказывалось. По свидетельству данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Уфимской губернии грамотность среди женщин – мусульманок была выше, чем у православных женщин.

На территории Башкирии и соседних регионов действовали следующие крупные медресе: в д. Стерлибаш, в селе Каргалы Оренбургской обл., в г. Стерлитамаке, в г. Троицке Оренбургской обл. «Расулия», в д. Медиак Челябинской обл., в Уфе медресе «Гусмания»«Галия» и др., в Оренбурге медресе «Хусаиния» мн. др. Они стали наиболее известными не только в пределах нашего региона, но и во всей Российской империи.

Заключение

Мусульманское образовательное учреждение – медресе «Галия», представляло собой, по оценкам современников, «тип Народного Университета», принадлежало «к числу высших учебных заведений». За короткий период действия превратилось в одно из популярнейших очагов мусульманского образования России. Явилось центром взаимодействия и взаимообогащения духовной культуры для многонационального мусульманского населения России начала XX века и оказало значительное влияние на духовную культуру мусульманского общества с точки зрения его ознакомления с классическим исламским наследием, и в плане его просвеще-ния.

В 1919 г. медресе «Галия» было преобразовано в светскую мужскую школу второй ступени для башкир и татар.

«Медресе «Галия» – уникальное учебное заведение. Историко-педагогический памятник, вобравший в себя этику, эстетику народа периода своего существования. Изучая историю медресе «Галия», мы изучаем философию, систему воспитания, систему образования, культуру начала XX века – времени существования медресе. Существовавшее в тот период развития общества, медресе «Галия» является образцом модели существования образовательного учреждения, сталкивавшегося с проблемами по духу соответствующему решаемым проблемам современных образовательных учреждений».

Более того, в здании медресе «Галия» сегодня, как и сто лет назад, расположилось мусульманское учебное заведение – Российский исламский университет, новое религиозное учебное заведение, которое уже успело отметить свой 10-летний юбилей.

Список литературы

1. ЗияКамали как основатель медресе «Галия»

2. История становления и развития медресе «Галия»: общий взгляд

3. Особенности организации учебно-воспитательного процесса

Покупка готовой работы
Тема: «Историко-педагогические аспекты деятельности медресе «Галия»»
Раздел: Педагогика
Тип: Лекция
Страниц: 35
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика