Лекция

«Историко-педагогические аспекты деятельности медресе «Галия»»

  • 35 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

1. ЗияКамали как основатель медресе «Галия»

2. История становления и развития медресе «Галия»: общий взгляд

3. Особенности организации учебно-воспитательного процесса

Уровень развития просвещения выступает определяющим критерием культурного прогресса любого общества. Отсюда крайне важным становится всестороннее изучение всех аспектов развития системы образования. И чтобы осмыслить и использовать накопленный опыт, мы обращаемся к прошлому, в том числе к истории народного образования, частью которого является мусульманское образование.

В поисках оптимальных путей сочетания образовательного и воспитательного процессов, становится необходимым переосмысление и роли мусульманских учебных заведений, с момента своего возникновения заявивших о себе как о явлении в культурной и общественной жизни страны. Мусульманская духовная школа (мектеб, медресе), подготовив немалое количество знаменитых ученых, деятелей культуры, видных политических и государственных деятелей, внесла неоценимый вклад в становление и развитие духовной культуры целых народов. Сегодня это общепризнанный факт, однако, мусульманское образование в историко-педагогическом аспекте объективно и всесторонне изучено еще недостаточно.

Основателем медресе «Галия» – Галийа (араб. «алийа» – «высшая») в Уфе – высшего мусульманского учебного заведенияв России – был выдающийся просветитель, философ,педагог–реформатор, общественный деятель Зыяитдин – Зия – Камали(Зия – аль – Камали), полное имя которого – КамалетдиновПарвазетдинДжамалетдинович.

О жизни и деятельности ЗияКамали написано немало научных работ. К ним относится книга: «ЗияКамали: мыслитель, просветитель, религиозный деятель» (Казань, 1997). Подробнейшая биография, семья, судьба детей ЗияКамали описаны в документальной повести Сююмбики Кудашевой и Рустама Кузеева.Краткая энциклопедия Башкортостан и Татарский энциклопедический словарь поместили на своих страницах статьи, освещающие основные этапы его биографии. О ЗияКамали как философе и просветителе очень подробно написал известный башкирский ученый Г.Б. Хусаинов. Его имя вошло в книгу «Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917–1991)»,подготовленную Васильковым и Сорокиным (СПб., 2003).

Будущий организатор и руководитель медресе «Галия» ЗияКамали (КамалетдиновПарвазетдинДжамалетдинович) родился 22 декабря 1873 г. в д. Кляшево Кара–Якуповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Чишминского района РБ) в бедной многодетной семье. В 6-ти летнем возрасте начал учиться у муллы в деревенском мектебе. Окончил в Уфе медресе «Гусмания», на средства мусульманского благотворительного общества учился в Турции. Позже окончил философский факультет Каирского университета «Аль – Азхар» (1904). В годы учебы совершил паломничество в Мекку. Под влиянием богослова – реформатора Мухаммада Абду решил посвятить себя науке и просветительству; сменил имя на «Зия».

Вернувшись на родину, в 1904–1906 гг. работал старшим преподавателем в медресе «Гусмания» Уфы, преподавал там философию и Коран. Не найдя поддержки в стремлении реорганизовать учебный процесс в стенах родного медресе, пришел к мысли о необходимости организовать свое собственное, отличное от современных ему религиозных медресе, новое учебное заведение джадидистского направления.

Приложив все усилия для претворения своих мыслей в жизнь, в 1906 г. он открыл медресе «Галия» в Уфе, которое успешно прослужило делу просвещения мусульманского населения всей России, был его бессменным ректором, читал курсы «Основы ислама», «История ислама» и психологии.

Когда Уфа была занята белогвардейцами, основателю медресе «посоветовали скрыться из Уфы». «Вместе с семьей он выехал из Уфы и «жил в лесу у дяди». Там же в лесу скрывались и несколько его шакирдов - коммунистов. Отец (ЗияКамали) им тайком носил продукты, а детям было об этом «строго приказано молчать». Это продолжалось несколько дней». Так описывает этот беспокойный период в жизни города Уфы, в своих воспоминаниях об отце, сын ЗияКамали – Акрам ПарвазетдиновичКамалетдинов.

Медресе «Галия» проработало до 1919 г. После закрытия медресе ЗияКамали не прекращал творческую и общественную деятельность. Начиная ещё с 1909 и по1924 г. состоял имам – хатибом мечети Второго прихода Уфы. В 1924 г. был утвержден имамом Третьей соборной мечети Уфы. При муфтииР. Фахретдинове состоял членом Президиума Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ) Внутренней России и Сибири. Параллельно писал философские труды, часто публиковался в уфимской газете «Ислам маджаллясе» («Журнал Ислам», орган ЦДУМ).

В 1930-е гг. ЦДУМ подвергалось активному преследованию со стороны официальной власти. После смерти Фахретдинова(1936) было арестовано более 20 человек, в т.ч. и ЗияКамали (22 апреля 1938 г.). По решению официальной судебной системы он был приговорен к лишению свободы на 7 лет. Его рукописи и книги личной библиотеки после ареста были увезены представителями чрезвычайной V государственной комиссии. ЗияКамали умер в 1942 г. в тюрьме г. Куйбышева (ныне г. Самара).

После XX съезда ЦК КПСС (14–25 февраля 1956 г.) дело ЗияКамали пересмотрено (17 марта 1956 г.) Военной Коллегией Верховного Суда СССР и он был реабилитирован посмертно.

ЗияКамали, касаясь вопроса, явившегося толчком к созданию медресе «Галия», признался, что причина – его собственная «любовь к религии Ислам и ко всем мусульманам». Он говорил, что, побывав в далеких от России мусульманских странах, невольно сравнивал жизнь российских мусульман с жизнью вообще всего исламского мира. В итоге заметил, насколько далека была жизнь российских мусульман от жизни мусульманского мира, и отставшей, продолжающей отставать изо дня в день. Задумавшись над причинами такого состояния мусульман в России, о возможностях и способах имеющихся для возвращения российских мусульман к чистой истинной мусульманской вере, нашел единственно верное решение изменения положения – это начать обучать и воспитывать наших детей в законах ислама.

Сегодня так же, как и в прошлые времена, в общественности вновь и вновь поднимаются проблемы национального образования. Современные ученые возвращаются к необходимости освещения деятельности ЗияКамали, изучают его философские труды. Редкие идеи, не теряют актуальности через века. Деятельность ЗияКамали по созданию медресе представляет собой модель как и что делать, как выходить достойно из возникающих ситуаций сегодня. Основатель медресе «Галия», ЗияКамали, сегодня признан научной общественностью как выдающаяся личность, «реформатор, организатор светского образования исламской России».

Вопрос 2

История становления и развития медресе «Галия»:

общий взгляд

Задолго до начала работы различных светских образовательных учреждений в XX веке, на территории современного Башкортостана существовало значительное количество религиозных учебных заведений, вносивших заметный вклад в дело распространения просвещения среди местного населения. Такими были, в частности, мектебы и медресе, первое упоминание о наиболее крупных из которых относится еще к 1709 г. (медресе в д. СуюндуковоБирскогоу.).

Слова «мактаб», «мадраса», которыми называются традиционные мусульманские учебные заведения – иноязычные, в русский язык проникли из арабского языка. В башкирско-татарской разговорной (теперь и в литературной) речи укоренилось и стало традиционным употребление этих слов как «мектеб», «медресе». Мактаб – место, где пишут; начальная школа; мадраса (медресе) – место, где учат; учебное заведение второй ступени после начальной.

Первые мектебы на территории современного Башкортостана появились на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры, после принятия местными тюркскими народами ислама, а первые упоминания о постоянно действующих медресе относятся к XVII в. До начала работы в XX в. светских образовательных учреждений, мектеб и медресе были основными очагами просвещения и культурными центрами мусульманского населения края.

Почти в каждом населенном пункте, где жили мусульмане, была мечеть, а при них мектебы и медресе, внесшие свой вклад в дело образования населения. Количество этих учебных заведений в отдельных регионах России, в том числе и в Башкирии, было в десятки раз больше, чем русскоязычных школ. Не случайно, «В 1736 г. императрица Анна Иоанновна повелела, чтобы в башкирских землях мечетей и школ без указов вновь не строить. По всей вероятности, к этому времени довольно много стало возникать мечетей среди башкирского населения, так что самопроизвольная, безуказная постройка мечетей не могла не обратить на себя внимания правительства», – отмечает автор одной из статей Малов. Далее он пишет: «…У магометан …каждая даже малонаселенная деревня непременно имеет мечеть и муллу, только эта мечеть устрояется без минарета, составляет род чистой, поместительной избы, а потому все таковыя мечети почти и не входят в счет мечетей, потому что без минаретов бывают, незаметны для собирателей статистических сведений …».

Обучение молодого поколения вере и грамоте являлось одной из главных обязанностей мусульман, поэтому при мечетях всегда открывались религиозные школы. В таких школах в основном обучались мальчики; девочки обучались, как правило, дома. Далее цитата:«В Оренбургской губернии в мектебах всегда учатся только дети мужского пола. Мектебы для девочек если встречаются, то очень мало. Мектебов, где учатся вместе дети мужского и женского пола, совсем нет. Из этого нельзя делать такой вывод, что девочки не учатся совсем. Просто, по издавна принятой традиции, в мужские мектебы девочки не принимаются. Не смешиваясь с мальчиками, девочки собираются специально в каком-нибудь доме, берут уроки у абыстай – учительницы». Конец цитаты. На уровне грамотности женщин – мусульманок это не сказывалось. По свидетельству данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Уфимской губернии грамотность среди женщин – мусульманок была выше, чем у православных женщин.

На территории Башкирии и соседних регионов действовали следующие крупные медресе: в д. Стерлибаш, в селе Каргалы Оренбургской обл., в г. Стерлитамаке, в г. Троицке Оренбургской обл. «Расулия», в д. Медиак Челябинской обл., в Уфе медресе «Гусмания»«Галия» и др., в Оренбурге медресе «Хусаиния» мн. др. Они стали наиболее известными не только в пределах нашего региона, но и во всей Российской империи.

Мусульманское образовательное учреждение – медресе «Галия», представляло собой, по оценкам современников, «тип Народного Университета», принадлежало «к числу высших учебных заведений». За короткий период действия превратилось в одно из популярнейших очагов мусульманского образования России. Явилось центром взаимодействия и взаимообогащения духовной культуры для многонационального мусульманского населения России начала XX века и оказало значительное влияние на духовную культуру мусульманского общества с точки зрения его ознакомления с классическим исламским наследием, и в плане его просвеще-ния.

В 1919 г. медресе «Галия» было преобразовано в светскую мужскую школу второй ступени для башкир и татар.

«Медресе «Галия» – уникальное учебное заведение. Историко-педагогический памятник, вобравший в себя этику, эстетику народа периода своего существования. Изучая историю медресе «Галия», мы изучаем философию, систему воспитания, систему образования, культуру начала XX века – времени существования медресе. Существовавшее в тот период развития общества, медресе «Галия» является образцом модели существования образовательного учреждения, сталкивавшегося с проблемами по духу соответствующему решаемым проблемам современных образовательных учреждений».

Более того, в здании медресе «Галия» сегодня, как и сто лет назад, расположилось мусульманское учебное заведение – Российский исламский университет, новое религиозное учебное заведение, которое уже успело отметить свой 10-летний юбилей.

1. ЗияКамали как основатель медресе «Галия»

2. История становления и развития медресе «Галия»: общий взгляд

3. Особенности организации учебно-воспитательного процесса

Покупка готовой работы
Тема: «Историко-педагогические аспекты деятельности медресе «Галия»»
Раздел: Педагогика
Тип: Лекция
Страниц: 35
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика