Курсовая работа
«Общение как предмет социально-психологического исследования»
- 30 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСАТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ….5
1.1Общение как предмет социальной психологии….5
1.2 Функции общения в межличностных отношениях….12
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ….17
2.1 Программа и методика исследования…17
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….26
ПРИЛОЖЕНИЯ….28
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и
взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.
Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Предметом моей курсовой работы является определение проблемы общения в социальной психологии. Целью работы: изучить проблему общения в социальной психологии. Задачи курсовой работы:
1. Провести теоретический анализ проблемы общения в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить особенности коммуникативных и организаторских способностей подростков.
3. Исследовать особенности взаимодействия в группе.
При работе над курсовой работой я использовала методика КОС-1.
В процессе изучения своей темы были использованы книги по психологии
таких авторов как Б. П. Блонского, Г. М. Андреевой, Леоньева А. Н., А. В.
Петровского и др.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
Одной из важнейших проблем, рассматриваемых на станицах современной психолого-педагогической литературы, является проблема общения, и, в частности, проблема общения в деятельности педагога. Данный факт объясняется существенностью роли общения в жизнедеятельности людей в целом. Потребность в общении является фундаментальной для человека. Общение выступает неотъемлемым элементом бытия людей, является важнейшим условием полноценного формирования и развития личности. Решение проблемы общения является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.
Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.
Для изучения проблемы общения нами было проведено эмпирическое исследование. Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление уровня коммуникативных способностей, показал следующие результаты: выявляются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий 1 ученик (7%), ниже среднего 2 ученика (14,3%), средний 6 учеников (43%), высокий 2 ученика (14,3%), очень высокий 3 ученика (21,4%). Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.
2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1999.
4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение. — Минск, 2001.
5. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М., 2004.
6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М., 1987.
7. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 2001.
8. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М. 2001.
9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. — М., 1989.
10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 2005.
11. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М., 2002.
12. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М., 1999.
13. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
14. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 2004.
15. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М., 2003.
16. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М., 2003.
17. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 2005.
18. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 2004.
19. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.
20. Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.
Тема: | «Общение как предмет социально-психологического исследования» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Стиль руководства как фактор социально-психологического климата в организации
Дипломная работа:
Психологические факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию в организации
Курсовая работа:
Факторы, влияющие на социально-психологический климат поездных бригад
Курсовая работа:
Общение как предмет социально-психологического исследования