Курсовая работа
«Общение как предмет социально-психологического исследования»
- 31 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие общения 5
2. Эмоциональные регуляторы процесса общения 8
3. Специфика и структура делового обшения 11
4. Невербальные особенности делового общения 18
Резюме (итог) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
План эмпирического исследования 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Актуальность темы. Процесс межличностного общения, его функции, типы и роль в становлении личности издавна являлись предметом изучения представителей различных областей научного знания. В современных условиях проблема социально-психологического изучения процессов общения является особо актуальной, так как существует насущная необходимость анализа причин возникновения проблем в общении между людьми, межличностных и национальных конфликтов.
В сфере становления форм бизнеса актуальной проблемой является изучение факторов повышения успешности в деловом общении. Успешность персонала в общении с клиентами, общий психологический фон в коллективе играют важную роль в эффективном функционировании предприятия.
В современных условиях высокий уровень делового общения является решающим условием успешного предпринимательства. Для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель и сотрудники предприятия (фирмы) должны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Кроме того, в процессе делового общения необходимо учитывать возможные условия и факторы возникновения конфликтных ситуаций.
Теоретическое изучение общения и его особенностей имеет свою историю. К настоящему времени накоплен достаточно большой научно - практический материал, освещающий различные аспекты общения.
Изучением особенностей общения как межличностного взаимодействия занимались такие известные отечественные ученые как А.А.Бодалев, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, Л.П.Буева и др., ряд зарубежных авторов - Э.Берн, Г.Олпорт, К.Роджерс и др. Особенности делового общения изучались в работах отечественных психологов А.Г.Шмелева, Р.Л.Кричевского, А.В.Морозова, Г.П.Логиновой, В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотовой, Е.В.Руденского, В.Н.Лавриненко и др.
Суть технологии делового общения и специфика формирования эффективных технологий изучалась в работах А.В.Морозова, Е.В.Руденского, В.Г.Федцова.
Целью исследования является теоретическое изучение феномена межличностного общения.
Задачи исследования:
1) анализ литературы по данной проблематике;
2) анализ условий, структуры и специфики делового общения;
3) выбор необходимых методов эмпирического исследования социально - психологических аспектов делового общения.
Практическая значимость работы состоит в описании структуры и особенностей делового общения и выработке практических рекомендаций специалистам по повышению эффективности делового общения.
Любой визуальный знак в конкретном акте коммуникации вольно или невольно (со стороны участника коммуникации) несет информацию об его индивидуально – личностных (социальных, национальных, профессиональных) характеристиках, его отношении к обозначаемым явлениям и партнеру, так или иначе, воздействует на общающихся. Только в контексте общения актуализируются все потенциальные функции визуального знака.
Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт является для человека самым первым и самым важным в его жизни прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Культурные нормы значительно регламентируют тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения. В каждом обществе складываются свои представления частоте и интенсивности тактильных контактов.
Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие [32].
Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей различных наций и культур.
Движения рук и тела передают много сведений о человеке. Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).
Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.
В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.
В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.
В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).
1. Теоретический анализ понятия «межличностное общение» показывает, что данный процесс является сложным и многоплановым. Общение – это процесс и результат установления межличностного контакта между людьми. Процесс общения является многоплановым и многосторонним. Специфика общения личности выражает определенные, установившиеся отношения к миру и другим людям. Сложность и многообразие чувств, эмоций, отношений, реализуемых в общении, является условием проявления индивидуальности в ходе деятельности и важным фактором успешности самореализации личности.
3.В целях выявления специфики и проблем делового общения, применительно к конкретной организации, целесообразно руководствоваться принципом сочетания диагностических опросников и непосредственного наблюдения за ходом межличностного общения сотрудников.
1. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение //Вопросы психологии, 1994, №4.
2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983.–272 с.
3. Братченко С.Л. Диагностика склонности к манипулированию // Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод. пособие для школьных психологов. Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. С. 56 - 62.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб:, Питер Ком. 1999. - 528 с.
5. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216.
6. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия //Психологический журнал, 1993, №4.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 2000. – 384 с.
9. Знаков В.В. Макиавелизм и феномен вранья //Вопросы психологии, 1999, №6.
10. Знаков В.В. Методика исследования макиавелизма личности. – М.: Смысл, 2001. – 20 с.
11. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал 1997. Т. 18. № 1.
12. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии 1987, №3.
13. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии, 1995, №6.
14. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра - М, 1997. - 368 с.
15. Кричевский Р.Л. Если Вы-руководитель… М.: Дело, 1996. – 384 с
16. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: «Штиинца», 1991. - 127 с.
17.
18. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов-на-Дону,1992 – 64 с.
19. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.
20. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
21. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
22. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 418 с.
23. Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии, 2000, №1
24. Свеницкий А.Л.Социальная психология управления Л.: ЛГУ, 1986. - 176 с.
25. Столин В.В, Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 287 с.
26. Хараш А.У. Личность в общении. /Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987, с. 30.
27. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, Питер, 1999. - 608 с.
Тема: | «Общение как предмет социально-психологического исследования» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Стиль руководства как фактор социально-психологического климата в организации
Дипломная работа:
Психологические факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию в организации
Курсовая работа:
Общение как предмет социально-психологического исследования
Курсовая работа:
Факторы, влияющие на социально-психологический климат поездных бригад