Курсовая работа
«История развития психологии в России»
- 30 страниц
Введение 3
1. История развития психологии 5
1.1. Понятие психологии 5
1.2. Возникновение психологических знаний 6
2. Развитие психологии в России XVIII-XIX веков 9
2.1. История русской научной психологии в период с XVIII по
XIX века 9
2.2. Отечественная психологическая наука во второй половине 11
девятнадцатого века
3. Развитие психологии в России в двадцатом веке 16
3.1. Развитие психологии в дореволюционный период 16
3.2. Пути развития отечественной психологии в 20-70-е
годы двадцатого столетия 17
3.3. Психология в годы перестройки 21
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она ещё вся в будущем.
Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия.
Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей – с другой.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других дисциплин. Психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, явлений, речи, чувств, эмоций и многого другого.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в шестнадцатом веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
В XVIII-XIX веках сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы и деятельность человека.
В двадцатом столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались.
С девятнадцатого века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
В настоящее время психология представлена в мировой системе научного знания как самостоятельная наука, имеющая разветвлённые связи и пограничные области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Её практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия.
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой стоит исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Целью данной работы является изучение развития психологии в России.
К основным задачам работы можно отнести:
1. Изучение развития психологии.
2. Раскрытие основ развития психологии в России XVIII-XIX веков.
3. Развитие психологии в России в двадцатом веке.
Работа состоит из трёх глав. Первая глава отведена рассмотрению понятия психологии и возникновению психологических знаний.
Вторая глава раскрывает русскую научную психологию восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Третья глава описывает развитие психологии в дореволюционный период, советскую психологию и психологию в годы перестройки.
При написании работы были использованы следующие источники литературы:
1. Учебники по общей психологии.
2. Учебники по истории развития психологии.
3. Учебные издания по введению в психологию.
4. Специализированные журналы.
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.
Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой стоит исторический процесс формирования и развития психологического знания. Таким образом, изучив развитие психологии в России можно сделать ряд основных выводов.
Развитие психологической теории в России, борьба в ней материализма и идеализма приняли особенные формы. Самобытность русской психологической мысли, не только творчески обобщившейся достижения мировой психологии, но и создавшей новые пути в общем развитии науки, связана с историей передовой русской общественной мысли, классического философского материализма и передового естествознания.
В развитии научной психологической мысли в России особое место принадлежит М.В. Ломоносову.
В России и до Ломоносова существовала философская мысль, развивавшаяся в психологическом направлении. Однако именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской передовой психологической мысли.
С середины восемнадцатого века, в связи с зарождением в рамках феодальной России буржуазных отношений, наряду с богословской церковной идеологией и идеалистическим рационализмом, со времён Петра, проникающим в Россию из Западной Европы, начинает сказываться в России и влияние французских просветителей и материалистов.
Это влияние впервые сказывается непосредственно в психологических воззрениях Я.П. Козельского и опосредованно проявляется в психологической концепции А.Н. Радищева.
На психологию этого времени, особенно значительное влияние оказал Шеллинг. Первыми яркими выразителями шеллингианских идей выступают Д.М. Велланский и В.Ф. Одоевский. Духом позднего шеллингианства выступают П.С. Авсенева, Х.А. Экеблада и другие.
Работы данных авторов трактуют психологию в плане общей антропологии, подчёркивают целостность человеческого существа, связь его со всей вселенной и выдвигают идеи развития в метафизической трактовке.
Решающее значение для развития передовой русской психологии девятнадцатого века имели психологические воззрения великих русских философов - материалистов таких как А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и в особенности Н.Г. Чернышевского.
В середине девятнадцатого века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формирования и самобытная отечественная психология. Активно начался поиск путей её построения, её методологии и собственно предмета, её отличий от других наук и различий с европейской психологией.
Это были годы расцвета естественных наук в России, на которых сосредоточился главный интерес общества и где происходили основные научные достижения. Это наложило естественнонаучный, материалистический отпечаток и на развитие психологии.
Развитием психологии в данный период занимались Сеченов, Кавелин, Веселовский и Потребня.
В работах Сеченова была выдвинута роль физиологических основ и материалистических установок в разработке психологии, то в труде Ушинского, вышедшем почти одновременно с работами Сеченова впервые выступила роль педагогической практики для системы психологических знаний.
В психологии, разрабатываемой в середине девятнадцатого века, находят отражение тенденции эмпирической психологии. В центре этого течения, ориентирующегося на английскую эмпирическую психологию, стоит принцип ассоцианизма. Представителем данного течения является М.М. Троицкий.
Экспериментальная психология начала развиваться в России в 80-90-х годах девятнадцатого века, когда возник ряд экспериментальных психологических лабораторий.
Важную роль в развитии мировой экспериментальной психологии играли лучшие представители русской психологической науки, в том числе Н.Н. Ланге.
Период с конца девятнадцатого века и начало двадцатого характеризуется в литературе появлением экспериментальных работ, посвящённых специальным психологическим проблемам.
Отечественная психологическая мысль начала двадцатого века имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в девятнадцатый век, если иметь в виду только развитие психологии учёными, специализирующимися в этой области знаний.
Исторически представление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали её выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом. До революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации.
Борьба между материализмом и идеализмом, развернувшаяся в стране вскоре после Октябрьской революции, привела к прекращению активной научной деятельности многих лабораторий и учёных, особенно тех, кто придерживался в философии идеалистических позиций. В этой борьбе использовались далеко не научные методы аргументации и воздействия на оппонентов, причём под соответствующим политическим и идеологическим прессом психологическая наука продолжала существовать и развиваться в течение почти семидесяти лет.
В 30-е годы были отмечены как время появления первых светских работ по психологии, 60-е годы выделены как эпоха, когда создаются предпосылки для подлинно научной её разработки.
Советская психология начала свой путь во время, когда мировая психологическая наука, с которой русская психология всегда находилась в тесных связях, сохраняя при этом самобытные черты, вступила в полосу кризиса. Этот кризис в психологии принял особенно острые формы. Перед советской психологией встала задача построения системы психологии на новой, марксистско-ленинской, философской основе.
Сегодня можно констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя и не заняла центрального положения среди других наук.
Таким образом, прогнозы и надежды на то, что психология займёт ведущие позиции в системе наук, в целом не оправдались. Статус психологии не так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно. Но несмотря на это, психология обрела своё законное место в системе наук и статус фундаментальной науки.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1/Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980.
2. Альбуханова-Славская К.А. Проблемы жизни и творчества С.Л. Рубинштейна. Психологический журнал. 1989. № 5.
3. Альбуханова-Славская К.А. Поколение шестидесятых: конформизм или мужество? Психологический журнал. 1993. № 3.
4. Белявский И.Г. Вторые Рубинштейновские чтения в Одессе. Психологический журнал.1993. № 2.
5. Брушлинский А.В. Разработка принципа единства создания и деятельности в экспериментальной психологической науке. Психологический журнал. 1989. № 3.
6. Брушлинский А.В. Первая психологическая лаборатория в системе Академии наук СССР. Психологический журнал. 1995. №3.
7. Брушлинский А.В. Интервью. Мир психологии и психология в мире. 1995. № 4.
8. Джидарьян И.А. Развитие С.Л. Рубинштейном общественно-исторической концепции потребностей. Психологический журнал. 1989. № 4.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.
10. Кудрявцев В.Т. Теоретическое наследие С.Л. Рубенштейна сегодня. Психологический журнал. 1990. № 3.
11. Кудрявцев В.Т. Принцип саморазвития субъекта деятельности. Психологический журнал. 1993. № 3.
12. Леонтьев А.Н. О книге С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (комментарии А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева и М.Г. Ярошевского). Психологический журнал. 1993. № 4.
13. Матюшин А.М., Фролов Н.В. «Дело» об увольнении С.Л. Рубинштейна из Московского университета. Психологический журнал. 1996. № 2.
14. Менг К. Концепция связной речи С.Л. Рубинштейна и её значение для онтогенетического исследования речевого общения. Психологический журнал. 1989. № 5.
15. Мир психологии. Ежемесячный научный журнал. 1998. №3.
16. Мир психологии. Ежемесячный научный журнал. 1999. №7.
17. Мир психологии. Ежемесячный научный журнал. 1999. №12.
18. Немов Р.С. Психология: Учебник для высших пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. Общие основы психологии. – 688 с.
19. Няготелова М.Д. Симпозиум, посвящённый С.Л. Рубинштейну. Психологический журнал. 1990. №6.
20. Общая психология: Учебник/Под редакцией проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.
21. Пархоменко О.Р., Ронзин Д.В., Степанов А.А. Рубинштейн С.Л. как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде. Психологический журнал. 1989. № 3.
22. Пащенко В.В. Рубинштейн и Москвичи. Психологический журнал. 1997. № 2.
23. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 496 с.
24. Психология и марксизм (Круглый стол). Психологический журнал. 1993. № 1.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»,1999. - 720 с.
26. Семёнов И.Н. Психология рефлексии в научном творчестве С.Л. Рубинштейна. Психологический журнал. 1989. № 4.
27. Сергиенко Е.А., Ямщиков А.Н. Наследие С.Л. Рубинштейна (к 90-летию со дня рождения). Психологический журнал. 1980. № 4.
28. Сироткина И.Е. Наука о человеке в исторической перспективе: диалог между Россией и Западом вокруг работ М.М. Бахтина, Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Психологический журнал. 1996. № 2.
29. Цуканов Б.И. Одесский период жизни Рубинштейна. Психологический журнал. 1989. № 3.
30. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии. Психологический журнал. 1993. № 5.
31. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20-го века: Учебное пособие для высших учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 416 с. (310-394).
32. Психология. Учебник./Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. – 584 с.
Тема: | «История развития психологии в России» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Современное предпринимательство и бизнес, их особенности в России
Реферат:
Развитие психологии в дореволюционной России
Дипломная работа:
Банковская система Российской Федерации: региональный аспект
Реферат:
Психологическая мысль в России в 18 веке
Реферат:
История управленческой мысли в России. Ее представители, содержание управленческих идей и технологий